Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по энергетике
по проекту федерального закона N 91140-8 "О внесении изменений в статью 8 Федерального закона "О газоснабжении в Российской Федерации" и статьи 2 и 11 Закона Российской Федерации "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества" (в части газоснабжения Вечных огней и Огней памяти на воинских захоронениях и мемориальных сооружениях, находящихся вне воинских захоронений)
(утв. Решением Комитета Государственной Думы по энергетике от 1 апреля 2022 г. N 3.25-5/20)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по энергетике (далее - Комитет) рассмотрел проект федерального закона N 91140-8 "О внесении изменений в статью 8 Федерального закона "О газоснабжении в Российской Федерации" и статьи 2 и 11 Закона Российской Федерации "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества", внесенный сенаторами Российской Федерации А.А. Турчаком, В.Н. Бондаревым, А.В. Кутеповым, депутатами Государственной Думы П.Н. Завальным, А.Е. Хинштейном, О.Н. Ануфриевой (далее - законопроект, проект федерального закона), и сообщает следующее.
Проект федерального закона разработан в соответствии с пунктом 1 перечня поручений Президента Российской Федерации В.В. Путина от 7 февраля 2022 года N Пр-276 по итогам совещания с членами Правительства Российской Федерации 12 января 2022 года.
В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации от 14 января 1993 года N 4292-1 "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества" увековечению подлежит память погибших в ходе военных действий, при выполнении других боевых задач или при выполнении служебных обязанностей по защите Отечества, погибших при выполнении воинского долга на территориях других государств, умерших от ран, контузий, увечий или заболеваний, полученных при защите Отечества, независимо от времени наступления указанных последствий, а также пропавших без вести в ходе военных действий, при выполнении других боевых задач или при выполнении служебных обязанностей, погибших, умерших в плену, в котором оказались в силу сложившейся боевой обстановки, но не утративших своей чести и достоинства, не изменивших Родине. Одной из форм увековечения памяти погибших при защите Отечества является обеспечение постоянного горения Вечного огня и периодического горения Огня памяти на воинских захоронениях и мемориальных сооружениях, находящихся вне воинских захоронений.
Комитет разделяет идею авторов законопроекта о социальной значимости внесения проектируемых изменений в части обеспечения газоснабжения постоянного горения Вечного огня и периодического горения Огня памяти на воинских захоронениях и мемориальных сооружениях, находящихся вне воинских захоронений, на безвозмездной основе.
Так, в соответствии с абзацем 4 части второй статьи 8 Федерального Закона от 31 марта 1999 года N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации наделено полномочиями по установлению принципов формирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке по газотранспортным и газораспределительным сетям, которые конкретизируются в постановлении Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2000 года N 1021 "О государственном регулировании цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке, платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации и платы за технологическое присоединение к магистральным газопроводам строящихся и реконструируемых газопроводов, предназначенных для транспортировки газа от магистральных газопроводов до объектов капитального строительства, и газопроводов, предназначенных для транспортировки газа от месторождений природного газа до магистрального газопровода". Проектом федерального закона предлагается уточнить указанное полномочие Правительства Российской Федерации в части формирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке для потребителей, использующих газ для обеспечения постоянного горения Вечного огня и периодического горения Огня памяти на воинских захоронениях и мемориальных сооружениях, находящихся вне воинских захоронений, установив их величину в размере 0 руб.
Также предлагается наделить Министерство обороны Российской Федерации полномочием по утверждению реестра Вечных огней Огней памяти на воинских захоронениях и мемориальных сооружениях, находящихся вне воинских захоронений. В соответствии с действующими нормами Закона Российской Федерации от 14 января 1993 года N 4292-1 "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества" Министерство обороны Российской Федерации организует централизованный учет мемориальных сооружений, находящихся вне воинских захоронений и содержащих Вечный огонь или Огонь памяти, и согласно приказу Министра обороны Российской Федерации от 06 февраля 2019 года N 56 "Об установлении Порядка организации централизованного учета мемориальных сооружений, находящихся вне воинских захоронений и содержащих Вечный огонь или Огонь памяти, и Порядка периодичности горения Огня памяти" ведет соответствующий реестр. Однако данный реестр не обладает признаками нормативности и не утверждается соответствующим нормативным правовым актом. В связи с необходимостью планирования газоснабжающими организациями объемов поставок газа на указанные объекты, а также организации надлежащего налогового учета соответствующих операций по реализации газа, данный реестр должен носить нормативно-правовой характер и утверждаться в форме приказа Министра обороны Российской Федерации. В то же время Комитет отмечает, что альтернативой указанному может служить оформление Управлением Министерства обороны Российской Федерации по увековечению памяти погибших при защите Отечества выписок из уже действующего реестра по запросам сторон договора, что может быть урегулировано Правилами поставки газа в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 05 февраля 1998 года N 162.
Анализ действующих норм, регулирующих правовой статус Вечных огней и Огней памяти, позволяет сделать однозначный вывод о том, что указанные объекты находятся в собственности публично-правовых образований. Нормы гражданского законодательства Российской Федерации, регулирующие вопросы безвозмездной передачи имущества (договоры пожертвования, дарения, благотворительности), разрешают совершение указанных видов сделок с обозначенным субъектным составом (органы публично-правовых образований и газоснабжающие организации), в связи с чем, проектируемые нормы не противоречат действующему законодательству Российской Федерации.
В то же время Комитет считает важным отметить, что в целях должной реализации проектируемых норм необходимо рассмотреть вопрос о внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в части освобождения газоснабжающих организаций от уплаты НДС по соответствующим операциям по реализации газа, а также в части формирования налогоплательщиками налоговой базы по налогу на прибыль в виде исключения полученных доходов потребителями газа на безвозмездной основе, а также включения соответствующих расходов газоснабжающих организаций в состав внереализационных расходов.
С учетом вышеизложенного Комитет Государственной Думы по энергетике считает целесообразным рекомендовать Государственной Думе принять проект федерального закона N 91140-8 "О внесении изменений в статью 8 Федерального закона "О газоснабжении в Российской Федерации" и статьи 2 и 11 Закона Российской Федерации "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества" в первом чтении с учетом предложений, изложенных в настоящем заключении.
Председатель Комитета |
П.Н. Завальный |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.