Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Утвержден
постановлением
Администрации города Ноябрьска
от 21 марта 2022 г. N П-383
Порядок
оценки коррупционных рисков, возникающих при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд муниципального образования город Ноябрьск
I. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с требованиями Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ), положениями Методических рекомендаций по выявлению и минимизации коррупционных рисков при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд и определяет порядок проведения оценки коррупционных рисков, возникающих при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд (далее - закупки), осуществляемых в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ) в Администрации города Ноябрьска (далее - Администрация города Ноябрьска), структурных подразделениях Администрации города Ноябрьска, обладающих правами юридического лица (далее - структурные подразделения).
1.2. В целях реализации настоящего Порядка используются следующие основные понятия:
1) коррупционный риск - возможность совершения муниципальным служащим (работником) коррупционного правонарушения;
2) коррупционное правонарушение - действие (бездействие), за совершение которого муниципальные служащие (работники) в соответствии с законодательством Российской Федерации в области противодействия коррупции несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность;
3) оценка коррупционных рисков - общий процесс идентификации, анализа и ранжирования коррупционных рисков (выявления коррупционных рисков), а также разработки мер по минимизации выявленных коррупционных рисков;
4) коррупционная схема - способ (совокупность способов) совершения коррупционного правонарушения;
5) идентификация коррупционного риска - процесс определения для отдельной процедуры потенциально возможных коррупционных схем при закупках в Администрации города, структурных подразделениях;
6) анализ коррупционного риска - процесс понимания природы коррупционного риска и возможностей для его реализации;
7) индикатор коррупции - сведения, указывающие на возможность совершения коррупционного правонарушения, а также на реализацию коррупционной схемы;
8) ранжирование коррупционных рисков - процесс определения уровня значимости выявленных коррупционных рисков с учетом вероятности реализации и потенциального вреда коррупционного риска, а также их последующее ранжирование по степени значимости.
II. Задачи и принципы оценки коррупционных рисков, возникающих при осуществлении закупок
1.3. Оценка коррупционных рисков, возникающих при осуществлении закупок, (далее - оценка коррупционных рисков) является основой для выстраивания системы профилактики коррупционных правонарушений в Администрации города, структурных подразделениях при осуществлении закупок и позволяет решить задачи по обеспечению:
- системы управления коррупционными рисками, присущими закупочной деятельности;
- соответствия реализуемых мер по профилактике коррупции реальным или возможным способам совершения коррупционных правонарушений, увеличивая действенность таких мер, повышая эффективность использования финансовых, кадровых, временных и иных ресурсов.
Оценка коррупционных рисков заключается в выявлении условий и обстоятельств (действий, событий), возникающих при осуществлении закупок, позволяющих злоупотреблять должностными обязанностями в целях получения муниципальными служащими (работниками) или третьими лицами материальных и нематериальных выгод вопреки законным интересам общества и государства.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
2.2. Оценка коррупционных рисков проводится в соответствии со следующими основными принципами:
1) законность: оценка коррупционных рисков не должна противоречить нормативным правовым и иным актам Российской Федерации, Ямало-Ненецкого автономного округа;
2) полнота: коррупционные риски могут возникать на каждом этапе осуществления закупки, в связи с этим соблюдение данного принципа позволит комплексно рассмотреть закупочный процесс и выявить соответствующие коррупционные риски;
3) рациональное распределение ресурсов: оценку коррупционных рисков следует проводить с учетом фактических возможностей кадровой, финансовой, временной и иной обеспеченности;
4) взаимосвязь результатов оценки коррупционных рисков с проводимыми мероприятиями по профилактике коррупционных правонарушений;
5) своевременность и регулярность: проводить оценку коррупционных рисков целесообразно на системной основе, результаты оценки коррупционных рисков должны быть актуальными и соответствовать существующим обстоятельствам как внутренним, так и внешним, с учетом изменения законодательства Российской Федерации о закупочной деятельности;
6) адекватность: принимаемые в целях проведения оценки коррупционных рисков, в том числе минимизации выявленных рисков, меры не должны возлагать на муниципальных служащих (работников) избыточную нагрузку, влекущую нарушение нормального осуществления ими своих служебных (должностных) обязанностей;
7) презумпция добросовестности: наличие коррупционных индикаторов на различных этапах осуществления закупки само по себе не свидетельствует о свершившемся или планируемом к свершению коррупционном правонарушении и требует комплексного анализа всех обстоятельств ситуации;
8) исключение субъектности: предметом оценки коррупционных рисков является процедура осуществления закупки, реализуемая в Администрации города, структурных подразделениях, а не личностные качества участвующих в осуществлении закупки муниципальных служащих (работников);
9) беспристрастность и профессионализм: оценку коррупционных рисков необходимо поручать не только лицам, которые являются независимыми по отношению к закупочным процедурам, реализуемым в Администрации города, структурных подразделениях, но и лицам, обладающим необходимыми познаниями в сфере закупок;
10) конкретность: результаты оценки коррупционных рисков должны быть понятны и объективны, без двусмысленных формулировок и иных возможностей неоднозначного толкования.
2.3. Оценка коррупционных рисков проводится один раз в три года, а также при изменении организационно-штатной структуры, выявлении фактов совершения коррупционных правонарушений, изменении законодательства Российской Федерации о закупочной деятельности.
III. Процедура оценки коррупционных рисков
3.1. Процедура оценки коррупционных рисков и принятия мер по минимизации выявленных коррупционных рисков состоит из нескольких последовательных этапов:
- подготовительного этапа;
- описания процедуры осуществления закупки;
- идентификации коррупционных рисков;
- анализа коррупционных рисков;
- ранжирования коррупционных рисков;
- разработки мер по минимизации коррупционных рисков;
- утверждения результатов оценки коррупционных рисков;
- мониторинга реализации мер по минимизации выявленных коррупционных рисков.
3.2. При проведении оценки коррупционных рисков следует установить и определить следующее:
- предмет коррупционного правонарушения (за какие возможные действия (бездействие) муниципальный служащий (работник) может получить противоправную выгоду);
- используемые коррупционные схемы;
- индикаторы коррупции.
IV. Подготовительный этап
4.1. Главой города Ноябрьска, руководителем структурного подразделения, принимается письменное решение о проведении оценки коррупционных рисков (распоряжение Администрации города, приказ руководителя структурного подразделения), которое содержит сведения:
- о формировании рабочей группы по проведению оценки коррупционных рисков (далее - рабочая группа) и утверждении ее состава;
- о персональной ответственности за проведение оценки коррупционных рисков муниципальных служащих (работников);
- сроки проведения оценки коррупционных рисков;
- права членов рабочей группы, обязанность руководителей структурных подразделений Администрации города, не обладающих правами юридического лица, оказывать содействие в проведении оценки коррупционных рисков;
- перечень локальных актов и иных документов структурных подразделений, Администрации города, содержащих информацию, необходимую для проведения оценки коррупционных рисков;
- об определении ответственных муниципальных служащих (работников) за подготовку и представление рабочей группе локальных актов и иных документов, содержащих информацию, необходимую для проведения оценки коррупционных рисков;
- формы контроля за проведением оценки коррупционных рисков.
4.2. Для целей оценки коррупционных рисков формируется рабочая группа, в состав которой входят муниципальные служащие (работники), ответственные за противодействие коррупции в Администрации города, структурных подразделениях, а также муниципальные служащие (работники), ответственные за организацию осуществления закупок в Администрации города, структурных подразделениях.
При наличии возможности и признании целесообразным к оценке коррупционных рисков могут привлекаться также внешние эксперты, в том числе члены комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов.
4.3. Для целей выявления коррупционных рисков, возникающих при осуществлении закупки, необходимо определить внутренние и внешние источники информации:
1) к внутренним источникам информации относятся:
- организационно-штатная структура и штатное расписание структурных подразделений, Администрации города в части, касающейся осуществления закупок;
- положения о структурных подразделениях, участвующих в закупочной деятельности;
- должностные инструкции муниципальных служащих (работников), участвующих в осуществлении закупки;
- локальные нормативные акты структурных подразделений, распоряжения и постановления Администрации города, касающиеся осуществления закупок;
- результаты внутреннего или внешнего анализа деятельности структурных подразделений, Администрации города, касающиеся закупочной деятельности;
- факты, свидетельствующие о нарушении в структурных подразделениях, Администрации города положений законодательства Российской Федерации о закупочной деятельности;
- сведения о коррупционных правонарушениях, ранее совершенных муниципальными служащими (работниками) при осуществлении закупок;
- материалы ранее проведенных проверок соблюдения муниципальными служащими (работниками) ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции;
- ведения бухгалтерского баланса;
- план закупок;
- сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципальных служащих (работников), участвующих в осуществлении закупок;
- информация о порядке (процедуре) осуществления закупки в структурных подразделениях, Администрации города;
2) к внешним источникам информации относятся:
- результаты независимых исследований, посвященных коррупционным рискам при осуществлении закупок;
- нормативные правовые и иные акты Российской Федерации, в частности о закупочной деятельности;
- обращения граждан и организаций, содержащие информацию о коррупционных правонарушениях при осуществлении закупок;
- сообщения, в том числе о коррупционных правонарушениях, в средствах массовой информации и в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
- материалы, представленные Федеральной антимонопольной службой (ФАС России), Счетной палатой Российской Федерации, Федеральным казначейством (Казначейством России), правоохранительными органами, иными государственными органами и органами местного самоуправления, и их должностными лицами, включая акты прокурорского реагирования;
- материалы проведенных органами прокуратуры мероприятий по надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о закупочной деятельности;
- обзоры типовых нарушений, совершаемых при осуществлении закупок.
V. Описание процедуры осуществления закупки
5.1. На этапе описания процедуры осуществления закупки в структурных подразделениях, Администрации города осуществляется анализ информации, указанной в пункте 4.3 настоящего Порядка, по результатам которого формируется блок-схема, функциональные элементы которой приведены в таблице 1.
Таблица 1
Функциональные элементы блок-схемы
VI. Идентификация коррупционных рисков
6.1. По результатам описания процедуры осуществления закупки (формирования блок-схемы) проводится идентификация коррупционных рисков на основании информации, указанной в пункте 4.3 настоящего Порядка.
6.2. Признаками наличия коррупционного риска при осуществлении закупок является наличие у муниципального служащего (работника):
- дискреционных полномочий, в том числе при подготовке документации, необходимой для осуществления закупки и заключения, и исполнения муниципального контракта либо гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества);
- возможности взаимодействия с потенциальными участниками закупки (потенциальными поставщиками (подрядчиками, исполнителями)).
6.3. Для идентификации коррупционных рисков определяются круг лиц, заинтересованных в совершении коррупционного правонарушения, состав коррупционного правонарушения, которое может быть совершено на рассматриваемом этапе осуществления закупки, взаимосвязь возможного коррупционного правонарушения и возможных к получению выгод.
6.4. Коррупционные риски, выявленные по результатам их идентификации, включаются в блок-схему, подготовленную в соответствии с пунктом 5.1 настоящего Порядка.
VII. Анализ коррупционных рисков
7.1. На этапе анализа коррупционных рисков коррупционное правонарушение анализируется с точки зрения его возможных участников и тех действий (бездействия), которые они могут предпринять для извлечения неправомерной выгоды.
7.2. При описании коррупционной схемы описывается следующее:
- неправомерно полученная выгода;
- лицо, заинтересованное в получении неправомерной выгоды при осуществлении закупки;
- перечень муниципальных служащих (работников), участие которых позволит реализовать коррупционную схему;
- описание потенциально возможных способов получения неправомерной выгоды;
- краткое и развернутое описание коррупционной схемы;
- состав коррупционных правонарушений, совершаемых в рамках рассматриваемой коррупционной схемы;
- существующие механизмы внутреннего (внешнего) контроля и способы их обхода.
7.3. При анализе коррупционных рисков процедуру осуществления закупки можно разделить на следующие основные этапы:
- предпроцедурный этап (предусматривающий, в том числе процедурные основы осуществления закупок, планирование закупок, подготовку иной документации для осуществления закупки);
- процедурный этап (определение поставщика (подрядчика, исполнителя));
- постпроцедурный этап (исполнение, изменение, расторжение муниципального контракта).
7.4. При анализе коррупционных рисков на предпроцедурном этапе осуществления закупки исследуется предполагаемый способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), цель осуществления закупки (ее обоснованность), начальная (максимальная) цена муниципального контракта, цена муниципального контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальная сумма цен единиц товара, работы, услуги, необходимость и обоснованность планируемого к закупке товара, работы, услуги с целями деятельности органа местного самоуправления.
7.5. На процедурном этапе осуществления закупки проводится оценка заявок, окончательных предложений участников закупки в части критериев такой оценки (например, наличие двусмысленных формулировок, а также критериев, соответствие которым сложно подтвердить). Также осуществляется анализ ситуации на предмет возможности передачи служебной информации потенциальным участникам закупки, аффилированным с отдельными муниципальными служащими (работниками).
7.6. На постпроцедурном этапе осуществления закупки анализируется существенное изменение условий муниципального контракта, а также аспекты, связанные с:
- приемкой поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта);
- оплатой заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
- взаимодействием заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 Федерального закона N 44-ФЗ, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий муниципального контракта.
7.7. К числу возможных индикаторов коррупции относятся:
- незначительное количество участников закупки;
- существенное количество неконкурентных способов осуществления закупки, то есть в форме закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя);
- в качестве поставщика (подрядчика, исполнителя) выступает одно и то же физическое (юридическое) лицо;
- "регулярные" участники закупки не принимают участие в конкретной закупке;
- участники закупки "неожиданно" отзывают свои заявки;
- участниками закупки являются юридические лица, обладающие такими признаками как: создание по адресу "массовой" регистрации; незначительный (минимальный) размер уставного капитала; недавняя регистрация организации.
VIII. Ранжирование коррупционных рисков
8.1. По результатам описания выявленных коррупционных рисков и применимых коррупционных схем проводится оценка их значимости - ранжирование коррупционных рисков.
8.2. Ранжирование коррупционных рисков осуществляется исходя из вероятности реализации и потенциального вреда от реализации такого риска.
8.3. К числу критериев ранжирования коррупционных рисков относятся "вероятность реализации" и "потенциальный вред", градации степени выраженности которых представлены в таблицах 2 и 3 соответственно.
таблица 2
Градация степени выраженности критерия "вероятность реализации"
Степень выраженности |
Процентный показатель |
Описание |
Очень часто |
Более 75% |
Сомнения в том, что событие произойдет, практически отсутствуют. В определенных обстоятельствах событие происходит очень часто, что подтверждается аналитическими данными |
Высокая частота |
50%-75% |
Событие происходит в большинстве случаев. При определенных обстоятельствах событие является прогнозируемым |
Средняя частота |
25%-50% |
Событие происходит редко, но является наблюдаемым |
Низкая частота |
5%-25% |
Наступление события не ожидается, хотя в целом оно возможно |
Очень редко |
Менее 5% |
Крайне маловероятно, что событие произойдет, ретроспективный анализ не содержит фактов подобного события (либо случаи единичны), событие происходит исключительно при определенных сложно достижимых обстоятельствах |
таблица 3
Градация степени выраженности критерия "потенциальный вред"
Степень выраженности |
Описание |
Очень тяжелый |
Реализация коррупционного риска приведет к существенным потерям, в том числе охраняемым законам ценностям, и нарушению закупочной процедуры |
Значительный |
Реализация коррупционного риска приведет к значительным потерям и нарушению закупочной процедуры |
Средней тяжести |
Риск, который, если не будет пресечен, может привести к ощутимым потерям и нарушению закупочной процедуры |
Легкий |
Риск незначительно влияет на закупочную процедуру, существенного нарушения закупочной процедуры не наблюдается |
Очень легкий |
Потенциальный вред от коррупционного риска крайне незначительный и может быть определен муниципальными служащими (работниками) самостоятельно |
8.4. Значимость коррупционного риска определяется сочетанием критериев, указанных в таблицах 2 и 3, посредством матрицы, представленной в таблице 4.
таблица 4
Матрица коррупционных рисков
Вероятность реализации |
Очень часто |
2 |
2 |
2 |
1 |
1 |
Высокая частота |
3 |
3 |
2 |
1 |
1 |
|
Средняя частота |
4 |
3 |
2 |
2 |
2 |
|
Низкая частота |
4 |
3 |
3 |
3 |
2 |
|
Очень редко |
4 |
4 |
4 |
3 |
2 |
|
|
Очень легкий |
Легкий |
Средней тяжести |
Значительный |
Очень тяжелый |
|
Потенциальный вред |
где "1" - критический риск; "2" - существенный риск; "3" - незначительный риск; "4" - крайне незначительный риск.
IX. Разработка мер по минимизации коррупционных рисков
9.1. Целью минимизации коррупционных рисков является снижение вероятности совершения коррупционного правонарушения и (или) возможного вреда от реализации такого риска (снижение до приемлемого уровня или его исключение).
9.2. Минимизация коррупционных рисков предполагает:
- определение возможных мер, направленных на минимизацию коррупционных рисков;
- определение коррупционных рисков, минимизация которых находится вне компетенции Администрации города, структурных подразделений;
- определение коррупционных рисков, требующих значительных ресурсов для их минимизации или исключения, которыми Администрация города, структурные подразделения не располагает;
- выбор наиболее эффективных мер по минимизации;
- определение ответственных за реализацию мероприятий по минимизации;
- подготовка плана (реестра) мер, направленных на минимизацию коррупционных рисков, возникающих при осуществлении закупок (далее - план по минимизации коррупционных рисков);
- мониторинг реализации мер и их пересмотр (при необходимости) на регулярной основе.
9.3. Принятие мер по минимизации коррупционных рисков требует все коррупционные риски, представленные в таблице 4 настоящего Порядка. Одна и та же мера может быть использована для минимизации нескольких коррупционных рисков.
В случае невозможности или экономической нецелесообразности одновременной реализации мер по минимизации всех выявленных коррупционных рисков в первоочередном порядке реализуются меры по минимизации критических и существенных рисков.
9.4. При определении мер по минимизации коррупционных рисков рекомендуется руководствоваться следующим:
- меры должны быть конкретны и понятны: муниципальные служащие (работники), которым адресована такая мера, должны осознавать ее суть;
- установление срока (периодичности) реализации мер по минимизации коррупционных рисков;
- определение конкретного результата от реализации меры;
- установление механизмов контроля и мониторинга;
- определение персональной ответственности муниципальных служащих (работников), участвующих в реализации и (или) заинтересованных в реализации.
X. Утверждение результатов оценки коррупционных рисков
10.1. По результатам проведенной оценки коррупционных рисков рабочей группой подготавливаются отчет об оценке коррупционных рисков, проекты реестра (карты) коррупционных рисков, возникающих при осуществлении закупок, по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку, плана (реестра) мер, направленных на минимизацию коррупционных рисков, возникающих при осуществлении закупок, по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку (далее - проекты).
Отчет об оценке коррупционных рисков содержит:
- информацию о проделанной работе,
- способы сбора информации,
- расчет используемых показателей при ранжировании коррупционных рисков,
- обоснование предлагаемых мер по минимизации коррупционных рисков,
- матрицу коррупционных рисков.
10.2. Руководителем рабочей группы проекты направляются на согласование руководителю структурного подразделения, в Администрации города - первому заместителю Главы Администрации города.
10.3. Согласованные руководителем структурного подразделения, а в Администрации города - первым заместителем Главы Администрации города проекты направляются в правовое управление Администрации города в течение 2 рабочих дней с даты согласования проектов с целью подготовки сводного реестра (карты) коррупционных рисков, возникающих при осуществлении закупок и сводного плана (реестра) мер, направленных на минимизацию коррупционных рисков, возникающих при осуществлении закупок.
10.4. В течение пяти рабочих дней с даты поступления проектов, а также приложенных к ним отчетов об оценке коррупционных рисков, правовым управлением Администрации города подготавливается проект постановления Администрации города об утверждении сводного реестра (карты) коррупционных рисков, возникающих при осуществлении закупок, по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку и сводного плана (реестра) мер, направленных на минимизацию коррупционных рисков, возникающих при осуществлении закупок, по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку.
Согласование проекта постановления, указанного в абзаце первом настоящего пункта, осуществляется в порядке, предусмотренном для согласования муниципальных правовых актов в Администрации города.
10.5. Утвержденные сводный реестр коррупционных рисков, возникающих при осуществлении закупок, и сводный план (реестр) мер, направленных на минимизацию коррупционных рисков, возникающих при осуществлении закупок, размещаются на официальном сайте Администрации города Ноябрьска в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
XI. Мониторинг реализации мер по минимизации выявленных коррупционных рисков
11.1. Мониторинг реализации мер по минимизации выявленных коррупционных рисков проводится в целях оценки эффективности реализуемых мер по минимизации на регулярной основе, но не реже одного раза в год.
11.2. Подготовку доклада о результатах мониторинга, который представляется на рассмотрение Главе города Ноябрьска, осуществляет отдел по противодействию коррупции органов местного самоуправления правового управления Администрации города на основании докладов о результатах мониторинга реализации мер по минимизации выявленных коррупционных рисков структурных подразделений, Администрации города.
11.3. Результаты проведенного мониторинга могут являться основанием для повторного проведения оценки коррупционных рисков и (или) внесения изменений в сводный реестр коррупционных рисков и сводный план по минимизации коррупционных рисков.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.