Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению Комитета
по государственному заказу
Санкт-Петербурга
от 28.02.2022 N 28-р
Методические рекомендации
по осуществлению закупок жилых помещений (квартир) на вторичном рынке у участников закупок - физических лиц
1. Общие положения
1.1. Настоящие Методические рекомендации по осуществлению закупок жилых помещений (квартир) на вторичном рынке у участников закупок - физических лиц (далее - Методические рекомендации) разработаны Комитетом по государственному заказу Санкт-Петербурга в целях реализации полномочий по методологическому сопровождению деятельности заказчиков Санкт-Петербурга (далее - заказчики), осуществляющих закупки для обеспечения нужд Санкт-Петербурга, предусмотренных пунктом 3.3 Положения о Комитете по государственному заказу Санкт-Петербурга, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 27.09.2012 N 1039.
1.2. Понятия, термины и сокращения, используемые в Методических рекомендациях, применяются в значениях, определенных постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 30.12.2013 N 1095 "О системе закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Санкт-Петербурга" и Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - ФЗ N 44).
1.3. Порядок действий заказчика и участника закупки - физического лица в ходе осуществления закупки жилых помещений (квартир) на вторичном рынке путем проведения электронного аукциона и электронного запроса котировок представлен в приложении N 1 к Методическим рекомендациям.
1.4. В целях привлечения физических лиц к участию в закупках жилых помещений (квартир) заказчикам рекомендуется разместить порядок участия в электронном аукционе и электронном запросе котировок участников закупок - физических лиц, представленный в приложении N 2 к Методическим рекомендациям, в открытом доступе.
2. Рекомендации по подготовке закупочной процедуры
2.1. Определение объекта закупки.
В целях недопущения ограничения конкуренции объект закупки рекомендуется формировать по принципу "одно жилое помещение (квартира) = одна закупка".
Учитывая невозможность выделения лотов в электронных процедурах и заключения контрактов с несколькими участниками закупок только такой подход позволит физическим лицам полноценно участвовать в закупочных процедурах.
2.2. Выбор кода по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (далее - ОКПД 2).
Оптимальным представляется использовать код ОКПД2 68.10.11.000 "Услуги по покупке и продаже жилых зданий и занимаемых ими земельных участков".
Единообразный подход к использованию кода ОКПД2 облегчит участникам закупок поиск закупок для последующего участия в них, поспособствует повышению качества и достоверности мониторинговых данных.
2.3. Обоснование и определение начальной (максимальной) цены контракта, начальной цены единиц товара (далее совместно - НМЦК).
НМЦК определяется и обосновывается в соответствии с требованиями статьи 22 ФЗ N 44 и Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 02.10.2013 N 567.
Представляется целесообразным осуществлять закупки жилых помещений (квартир), определив и обосновав начальную цену единицы товара (метра квадратного), определив максимальное значение цены контракта в соответствии с частью 24 статьи 22 ФЗ N 44 с учетом установленных в соответствии со статьей 19 ФЗ N 44 требований к закупаемым заказчиком товарам (в том числе предельной цены товара).
Такой подход обеспечивает возможность применять общепринятый расчет стоимости жилого помещения (квартиры) по цене за квадратный метр исходя из ее фактической площади, предлагаемой участником закупки.
При применении нормативного метода используются предельные цены, установленные постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 15.06.2016 N 489 "Об утверждении Правил определения требований к закупаемым государственными органами Санкт-Петербурга, органом управления территориальным государственным внебюджетным фондом и подведомственными им казенными учреждениями, бюджетными учреждениями и государственными унитарными предприятиями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг)" в соответствии со статьей 19 ФЗ N 44. Нормативный метод может применяться совместно с методом сопоставимых рыночных цен. При этом полученная методом сопоставимых рыночных цен НМЦК не может превышать значения, рассчитанного с применением нормативного метода.
При отсутствии предельных цен НМЦК определяется и обосновывается методом сопоставимых рыночных цен.
2.4. Выбор способа определения поставщика.
Заказчик вправе осуществить закупку жилых помещений (квартир):
- у единственного поставщика;
- электронным запросом котировок;
- электронным аукционом 1.
2.4.1. Закупка жилых помещений (квартир) у единственного поставщика может быть осуществлена в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 ФЗ N 44.
Прямой способ закупки наименее затратен с точки зрения временных ресурсов, при этом ограничен по стоимостному показателю (цена не более 600 тыс. руб., существенное ограничение годового объема таких закупок). Данный способ применим исключительно в регионах с крайне низкой стоимостью жилья, и не имеет широкого распространения.
2.4.1.1. Закупка жилых помещений (квартир) у единственного поставщика на основании пункта 4 части 1 статьи 93 ФЗ N 44 может быть осуществлена в электронной форме с использованием электронной площадки на сумму, не превышающую 3 млн руб., в соответствии с частью 12 статьи 93 ФЗ N 44.
Заключение контракта по результатам такой закупки напрямую зависит от наличия на электронной площадке предварительных предложений потенциальных участников.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 и подпунктом "в" пункта 3 части 12 статьи 93 ФЗ N 44 характеристики поставляемого товара должны быть указаны с использованием каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. В связи с этим отсутствие в таком каталоге позиций, соответствующих объекту закупки, также не позволяет заказчику осуществить закупку в соответствии с рассматриваемым основанием.
2.4.2. Электронный запрос котировок, в общем случае, может применяется в закупках с начальной (максимальной) ценой контракта (максимальным значением цены контракта) не более 3 млн руб, имеет ограничение годового объема, что также является ограничивающими факторами его широкого применения заказчиками.
На основании подпункта "з" пункта 2 части 10 статьи 24 ФЗ N 44 заказчик вправе проводить электронный запрос котировок независимо от начальной (максимальной) цены контракта (максимального значения цены контракта) и годового объема закупок в случае осуществления закупок жилых помещений (квартир) для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Указанное основание для проведения электронного запроса котировок включено в редакцию ФЗ N 44, вступившую в силу с 01.01.2022, и в перспективе, с учетом отсутствия необходимости согласования заключения контракта с единственным поставщиком по результатам несостоявшегося электронного запроса котировок с контрольным органом, будет широко применяться заказчиками 2.
2.4.3. Универсальным и наиболее распространенным способом определения поставщика в закупках жилых помещений (квартир) является электронный аукцион.
3. Рекомендации по разработке извещения об осуществлении закупки
3.1. Установление преимуществ.
Представляется целесообразным в закупках жилых помещений (квартир) не устанавливать преимущества в соответствии с частью 1 статьи 30 ФЗ N 44, так как физические лица, не зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, не смогут принимать участие в таких закупках (такие физические лица не могут относиться к категории "субъект малого предпринимательства, социально ориентированная некоммерческая организация").
3.2. Определение требований к участникам закупки.
3.2.1. Помимо единых требований, устанавливаемых в соответствии с пунктами 3 - 5, 7 - 11 части 1 статьи 31 ФЗ N 44, заказчику необходимо предусмотреть следующие требования о соответствии участника закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, являющегося объектом закупки, согласно пункту 1 части 1 статьи 31 ФЗ N 44:
Участник закупки должен обладать статусом собственника жилого помещения (квартиры) 3, либо жилое помещение (квартира) должно принадлежать участнику закупки на праве хозяйственного ведения, оперативного управления, либо находиться в доверительном управлении участника закупки 4.
Участник закупки в подтверждение соответствия установленного требования должен представить:
- выписку из Единого государственного реестра недвижимости, удостоверяющую государственную регистрацию права собственности (права хозяйственного ведения, права оперативного управления) участника закупки на жилое помещение (квартиру), полученную не позднее, чем за месяц до даты подачи заявки на участие в закупке;
- оформленное в установленном порядке согласие собственника имущества на распоряжение недвижимым имуществом, находящимся на праве хозяйственного ведения, оперативного управления участника закупки;
- нотариально заверенную доверенность на представителя (в случае участия в закупке через представителя);
- договор доверительного управления (если участником закупки является доверительный управляющий).
3.2.2. В случае если начальная (максимальная) цена контракта (максимальное значение цены контракта) при применении конкурентных способов определения поставщика составляет 20 млн руб. и более заказчиком устанавливается дополнительное требование об исполнении участником закупки (с учетом правопреемства) в течение 3 (трех) лет до даты подачи заявки на участие в закупке контракта или договора, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" при условии исполнения таким участником закупки требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных при исполнении таких контракта, договора. Стоимость исполненных обязательств по таким контракту, договору должна составлять не менее 20% начальной (максимальной) цены контракта (максимального значения цены контракта) 5.
3.3. Определение требований к составу заявки участника закупки. 6.
В составе заявки на участие в закупке от участника закупки требуется представить, в том числе документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 ФЗ N 44:
- выписку из Единого государственного реестра недвижимости, удостоверяющую государственную регистрацию права собственности (права хозяйственного ведения, права оперативного управления) участника закупки на жилое помещение (квартиру), полученную не позднее, чем за месяц до даты подачи заявки на участие в закупке;
- оформленное в установленном порядке согласие собственника имущества на распоряжение недвижимым имуществом, находящимся на праве хозяйственного ведения, оперативного управления участника закупки;
- нотариально заверенную доверенность на представителя (в случае участия в закупке через представителя);
- договор доверительного управления (если участником закупки является доверительный управляющий).
Необходимо отметить, что документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31, включаются участником закупки в заявку на участие в закупке.
В случае установления заказчиком дополнительного требования в соответствии с частью 2.1 статьи 31 ФЗ N 44 в составе заявки на участие в закупке участник закупки представляет следующие информацию и документы 7:
- номер реестровой записи в предусмотренном ФЗ N 44 реестре контрактов, заключенных заказчиками (в случае исполнения участником закупки контракта, информация и документы в отношении которого включены в установленном порядке в такой реестр и размещены на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет");
- выписку из предусмотренного ФЗ N 44 реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну (в случае исполнения участником закупки контракта, информация о котором включена в установленном порядке в такой реестр);
- исполненный контракт, заключенный в соответствии с ФЗ N 44, или договор, заключенный в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", а также акт приемки поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, подтверждающий цену поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг.
При этом документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частью 2.1 статьи 31 ФЗ N 44, не включаются участником закупки в заявку на участие в закупке. Такие документы в случаях, предусмотренных ФЗ N 44, направляются (по состоянию на дату и время их направления) заказчику оператором электронной площадки из реестра участников закупок, аккредитованных на электронной площадке.
3.4. Определение условий проекта контракта.
В проект контракта подлежат включению следующие условия.
3.4.1. Устанавливается, что поставщик гарантирует, что до подписания контракта приобретаемое жилое помещение (квартира) свободно от прав третьих лиц, не является предметом залога, ареста или иного обременения. Лиц, предусмотренных пунктом 1 статьи 558 и пунктом 4 статьи 292 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и сохраняющих право пользования и проживания в указанном жилом помещении (квартире), не имеется.
Дополнительно устанавливается, что поставщик обязуется не регистрировать третьих лиц в приобретаемом по контракту жилом помещении (квартире) в период с даты подписания контракта до даты регистрации права собственности Санкт-Петербурга.
3.4.2. Устанавливается цена единицы товара и максимальное значение цены 8.
Оплата жилого помещения (квартиры) осуществляется по цене единицы товара (метра квадратного) исходя из фактической площади жилого помещения (квартиры), но в размере, не превышающем максимального значения цены контракта 9.
Устанавливается, что авансирование не предусмотрено, оплата по контракту осуществляется в безналичной форме путем перечисления денежных средств на счет поставщика 10.
Определяется, что максимальное значение цены контракта, цена единицы товара включает в себя стоимость жилого помещения (квартиры), все расходы на уплату налогов, сборов и других обязательных платежей, которые поставщик должен выплатить в связи с выполнением обязательств по контракту в соответствии с законодательством Российской Федерации, расходы, которые необходимо осуществить поставщику при передаче жилого помещения (квартиры) заказчику.
Бремя расходов по государственной регистрации перехода права собственности на жилое помещение (квартиру) в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу несет поставщик.
3.4.3. Устанавливаются следующие обязанности поставщика:
об оплате на момент передачи жилого помещения (квартиры) всех обязательных платежей, в том числе по налогам, коммунальным услугам, электроэнергии, теплоснабжению, водоснабжению, водоотведению и иным услугам и представлению заказчику подтверждающих документов;
о передаче заказчику жилого помещения (квартиры) в состоянии, отвечающем требованиям контракта и его назначению, по документу о приемке и освобождении жилого помещения (квартиры) от проживающих в ней лиц, от мебели и иного имущества поставщика;
о предоставлении заказчику документов, необходимых для государственной регистрации перехода права собственности на жилое помещение (квартиру) в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу, в том числе нотариально удостоверенное согласие супруга на отчуждение квартиры (при необходимости, если контракт заключен с физически лицом), ключей от запирающих устройств, всех необходимых документов на установленное оборудование.
о формировании в единой информационной системе в сфере закупок и направлении заказчику документа о приемке в электронной форме с приложением дополнительных документов, являющихся его неотъемлемой частью, в соответствии с условиями и в сроки, установленные контрактом.
3.4.4. Устанавливается, что с момента регистрации права государственной собственности Санкт-Петербурга на жилое помещение (квартиру) к государственной собственности Санкт-Петербурга переходит доля в праве собственности на общее имущество в многоквартирном доме, расположенном по определенному адресу. Доля в праве общей собственности на общее имущество многоквартирного дома пропорциональна размеру общей площади жилого помещения (квартиры), являющейся предметом контракта, и следует судьбе права собственности на жилое помещение (квартиру). Стороны контракта ознакомлены с содержанием статей 167, 209, 223, 288, 292, 549 и 556 ГК РФ, статей 30, 36-39, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Поставщик подтверждает, что:
- не лишен дееспособности, не состоит под опекой и попечительством, не страдает заболеваниями, препятствующими осознать суть контракта, а также отсутствуют обстоятельства, вынуждающие его подписать контракт на крайне невыгодных для себя условиях;
- нотариально удостоверенное согласие супруга участника закупки на заключение контракта (на отчуждение квартиры) получено (при необходимости, если контракт заключен с физически лицом).
3.4.5. Порядок приемки с учетом необходимости с 01.01.2022 (Федеральный закон от 02.07.2021 N 360-ФЗ) в обязательном порядке формировать документ о приемке в электронной форме в единой информационной системе в сфере закупок может быть описан следующим образом.
Поставщик в срок не более _____ рабочих/календарных 11 дней с даты заключения контракта формирует с использованием единой информационной системы в сфере закупок, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени поставщика, и размещает в единой информационной системе в сфере закупок документ о приемке, который должен содержать информацию, указанную в подпунктах "а" - "г", "е", "ж" пункта 1 части 13 статьи 94 ФЗ N 44 12.
К документу о приемке должны быть приложены следующие документы, являющиеся его неотъемлемой частью 13:
- копии документов, необходимых для государственной регистрации перехода права собственности;
- копии документов на установленное оборудование;
- копии платежно-расчетных документов, подтверждающие отсутствие у поставщика задолженности по обязательным платежам, в том числе по налогам, коммунальным услугам, электроэнергии, теплоснабжению, водоснабжению, водоотведению и иным услугам.
Не позднее даты формирования и размещения в единой информационной системе в сфере закупок документа о приемке поставщик без использования единой информационной системы в сфере закупок передает заказчику оригиналы документов, необходимых для государственной регистрации перехода права собственности, нотариально удостоверенное согласие супруга на отчуждение квартиры (при необходимости, если контракт заключен с физически лицом), ключи от запирающих устройств 14.
При этом в случае, если информация, содержащаяся в прилагаемых документах, не соответствует информации, содержащейся в документе о приемке, приоритет имеет информация, содержащаяся в документе о приемке.
Для проверки жилого помещения (квартиры) в части его соответствия условиям контракта, заказчик проводит экспертизу. Экспертиза жилого помещения (квартиры) может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с ФЗ N 44.
Для проведения экспертизы жилого помещения (квартиры) эксперты, экспертные организации имеют право запрашивать у заказчика и поставщика дополнительные материалы, относящиеся к условиям исполнения контракта. В случае если по результатам такой экспертизы установлены нарушения требований контракта, не препятствующие приемке жилого помещения (квартиры), в заключении могут содержаться предложения об устранении данных нарушений, в том числе с указанием срока их устранения.
В случае привлечения заказчиком для проведения указанной экспертизы экспертов, экспертных организаций при принятии решения о приемке или об отказе в приемке жилого помещения (квартиры) заказчик, приемочная комиссия должны учитывать отраженные в заключении по результатам указанной экспертизы предложения экспертов, экспертных организаций, привлеченных для ее проведения.
Для приемки жилого помещения (квартиры) заказчиком в соответствии с частью 6 статьи 94 ФЗ N 44 создается приемочная комиссия.
В течение _______ 15 дней со дня поступления документа о приемке на основании изучения представленных поставщиком документов, результатов экспертизы и осмотра приобретаемого жилого помещения (квартиры) на предмет соответствия требованиям описания объекта закупки, надлежащего санитарного и технического состояния:
а) члены приемочной комиссии подписывают усиленными электронными подписями поступивший документ о приемке или формируют с использованием единой информационной системы в сфере закупок, подписывают усиленными электронными подписями мотивированный отказ от подписания документа о приемке с указанием причин такого отказа, перечня недостатков и сроков их устранения поставщиком. Срок устранения выявленных недостатков не может превышать _____ рабочих/календарных 16 дней. При этом, если приемочная комиссия включает членов, не являющихся работниками заказчика, допускается осуществлять подписание документа о приемке, составление мотивированного отказа от подписания документа о приемке, подписание такого отказа без использования усиленных электронных подписей и единой информационной системы в сфере закупок;
б) после подписания членами приемочной комиссии в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта документа о приемке или мотивированного отказа от подписания документа о приемке заказчик подписывает документ о приемке или мотивированный отказ от подписания документа о приемке усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает их в единой информационной системе в сфере закупок. Если члены приемочной комиссии в соответствии с подпунктом "а" не использовали усиленные электронные подписи и единую информационную систему в сфере закупок, заказчик прилагает подписанные ими документы в форме электронных образов бумажных документов.
Поставщик обязан устранить все обнаруженные в ходе приемки недостатки своими силами и за свой счет, в сроки, установленные в мотивированном отказе от подписания документа о приемке. В случае неустранения замечаний в установленный срок заказчик организует претензионную работу в соответствии с условиями контракта.
Датой приемки жилого помещения (квартиры) считается дата размещения в единой информационной системе документа о приемке, подписанного заказчиком.
Внесение исправлений в документ о приемке, оформленный в соответствии с настоящим разделом контракта осуществляется путем формирования, подписания усиленными электронными подписями лиц, имеющих право действовать от имени поставщика, заказчика, исправленного документа о приемке.
После устранения недостатков, послуживших основанием для неподписания документа о приемке, поставщик и заказчик подписывают документ о приемке в порядке и сроки, предусмотренные контрактом.
Срок исправления поставщиком документа о приемке при поступлении от заказчика уведомления об уточнении составляет __________ 17.
Заказчик вправе не отказывать в приемке жилого помещения (квартиры) в случае выявления несоответствия жилого помещения (квартиры) условиям контракта, если выявленное несоответствие не препятствует приемке жилого помещения (квартиры) и устранено поставщиком.
После подписания сторонами документа о приемке подаются документы в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу на регистрацию права государственной собственности Санкт-Петербурга на жилое помещение (квартиру).
Право собственности на жилое помещение (квартиру) возникает с момента регистрации права государственной собственности Санкт-Петербурга на жилое помещение (квартиру).
До перехода права государственной собственности Санкт-Петербурга на жилое помещение (квартиру) риск повреждения или случайной гибели жилого помещения (квартиры) лежит на поставщике.
Стороны договорились, что в соответствии с пунктом 5 статьи 488 ГК РФ у поставщика залог в силу закона на жилое помещение (квартиру) для обеспечения исполнения заказчиком его обязанности по оплате жилого помещения (квартиры) не возникает.
3.4.6. Устанавливаются следующие особенности заключения контракта:
в случае, если собственниками жилого помещения (квартиры) являются несовершеннолетние, контракт подлежит нотариальному удостоверению. Нотариальное удостоверение контракта осуществляется силами и за счет поставщика.
-----------------------------
1 Код ОКПД2 68.10.11.00 включен в Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить электронный аукцион, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.03.2016 N 471-р. Проведение конкурсных процедур на основании части 6 статьи 24 ФЗ N 44 не представляется возможным.
2 Часть 8 статьи 52 ФЗ N 44, часть 5 статьи 93 ФЗ N 44, постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2020 N 961, с учетом позиции Минфина России, изложенной в пунктах 5.1 и 5.2 письма от 14.02.2022 N 24-01-09/10138.
3 С учетом практики Санкт-Петербурга.
Требование к участникам закупки о владении объектом закупки на праве собственности не ограничивает конкуренцию, в том числе в виде необоснованного ограничения числа участников закупки, поскольку не исключает подачу заявки представителем по доверенности, но от имени собственника (постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 02.03.2017 N Ф02-299/2017 по делу N А33-16584/2016).
4 Заказчик, не предъявивший к участникам закупок жилых помещений (квартир) требования по пункту 1 части 1 статьи 31 ФЗ N 44, признается нарушившим пункт 2 части 1 и часть 3 статьи 64 ФЗ N 44 (в редакции, действовавшей до 01.01.2022) (постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 20.12.2017 N Ф06-26892/2017 по делу N А06-1674/2017).
5 Часть 2.1 статьи 31 ФЗ N 44.
6На практике существует два подхода к рассмотрению заявок участников закупок жилых помещений (квартир).
1. При подаче заявки представитель должен действовать не от своего имени, а от имени своего доверителя (собственника квартиры - участника закупки). Участник закупки, не являющийся собственником жилого помещения (квартиры) и не имеющий правоустанавливающих документов на помещение, являющееся предметом электронного аукциона, не может быть признан соответствующим требованиям статьи 31 ФЗ N 44, с ним не может быть заключен контракт (постановления Арбитражного суда Северо-Западного округа от 29.10.2019 N Ф07-12335/2019 по делу N А52-5048/2018, Арбитражного суда Поволжского округа от 20.12.2017 N Ф06-26892/2017 по делу N А06-1674/2017, Четвертого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2020 N 04АП-2402/2020 по делу N А58-10617/2019).
2. При подаче заявки представитель действует от своего имени в интересах собственника. Заявка такого участника закупки признается соответствующей требованиям статьи 31 ФЗ N 44 в случае, в ее состав включена, в том числе доверенность, в соответствии с которой доверитель передал представителю, в том числе полномочия на подачу заявки и подписание контракта. Правомерность такого подхода подтверждается постановлениями Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2019 N 15АП-13636/2019 по делу N А53-15100/2019, Верховного суда Российской Федерации от 09.12.2020 N 308-ЭС20-19505 по делу N А32-35484/2019, от 09.12.2020 N 308-ЭС20-19526 по делу N А32-35485/2019.
Необходимо отметить, что первый подход поддерживается регулятором контрактной системы. В соответствии с позицией Минфина России, изложенной в письме от 30.01.2020 N 24-02-08/5495, физическое лицо (собственник квартиры или жилого помещения) вправе принимать участие в закупках лично либо через своего представителя (при наличии соответствующей доверенности) после аккредитации такого лица на электронной площадке в порядке, установленном ФЗ N 44.
В соответствии с редакцией пункта 2 части 1 статьи 94 ФЗ N 44, вступившей в силу с 01.01.2022 (Федеральный закон от 02.07.2021 N 360-ФЗ), оплата поставленного товара осуществляется заказчиком исключительно поставщику. В состав заявки на участие в закупке согласно подпункту "п" пункта 1 части 1 статьи 43 ФЗ N 44 включаются реквизиты счета участника закупки, на который в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется перечисление денежных средств в качестве оплаты поставленного товара. Реквизиты такого счета в соответствии с подпунктом "д" пункта 1 части 2 статьи 51 ФЗ N 44 подлежит включению в контракт, заключаемый по результатам электронной процедуры.
7 Пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации".
8 Подпункт "в" пункта 1 части 1 статьи 51 ФЗ N 44.
9 Пункт 1 части 13 статьи 34 ФЗ N 44.
10 В соответствии с редакцией пункта 2 части 1 статьи 94 ФЗ N 44, вступившей в силу с 01.01.2022 (Федеральный закон от 02.07.2021 N 360-ФЗ), оплата поставленного товара осуществляется заказчиком исключительно поставщику.
11 Устанавливается заказчиком.
12 При формировании документа о приемке поставщику в обязательном порядке необходимо выбрать отраслевую специализацию "Приобретение жилых помещений" и заполнить обязательное поле "Сведения о характеристиках жилого помещений" в соответствии с "подсказками" единой информационной системы в сфере закупок.
13 Перечень документов может быть дополнен заказчиком.
14 Перечень документов, передаваемых заказчику без использования единой информационной системы в сфере закупок, может быть дополнен заказчиком.
15 Срок приемки устанавливается заказчиком. В соответствии с пунктом 5 части 13 статьи 94 ФЗ N 44 приемка осуществляется в срок не позднее 20 (двадцати) рабочих дней, следующих за днем поступления документа о приемке.
16 Устанавливается заказчиком.
17 Устанавливается заказчиком.
-----------------------------
Приложение N 1
к Методическим рекомендациям
Блок-схема.
Порядок действий заказчика и участника закупки - физического лица в ходе осуществления закупки жилых помещений (квартир) на вторичном рынке путем проведения электронного аукциона и электронного запроса котировок
Действующее лицо |
Подготовительная стадия |
Определение поставщика |
Исполнение контракта |
1. Заказчик |
1. Планирование закупки. 2. Подготовка документов, входящих в состав извещения об осуществлении закупки. |
1. Размещение извещения об осуществлении закупки. 2. Дача разъяснений положений извещения об осуществлении электронного аукциона (при наличии поступивших запросов). 3. Подготовка и размещение соответствующих протоколов, определение победителя. 4. Подписание и размещение контракта в единой информационной системе в сфере закупок. |
1. Приемка жилого помещения (квартиры), в том числе ведение претензионной работы (при необходимости). 2. Регистрация контракта в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу и оплата по контракту. 3. Размещение необходимых сведений в реестре контрактов, заключенных заказчиками. |
2. Участник закупки - физическое лицо, в том числе: |
|
|
|
2.1. участвующий в закупке самостоятельно |
1. Получение электронной подписи. 2. Регистрация в единой информационной системе в сфере закупок. |
1. Поиск закупки. 2. Подача запросов на разъяснение извещения об осуществлении электронного аукциона (при необходимости). 3. Подготовка и подача заявки, в том числе ее обеспечение. 4. Участие в электронном аукционе. 5. Обеспечение исполнения контракта (при необходимости). 6. Подписание контракта. 7. Нотариальное удостоверение контракта в случае, если собственником жилого помещения (квартиры) являются несовершеннолетние. |
1. Передача жилого помещения (квартиры) по документу о приемке, включая подготовку необходимых для передачи жилого помещения (квартиры) документов в порядке, установленном контрактом, формирование электронного документа о приемке. 2. Регистрация контракта в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу. |
2.2. участвующий в закупке через своего представителя (при наличии соответствующей доверенности) (представитель действует от имени физического лица) 18 |
1. Получение электронной подписи. 2. Регистрация в единой информационной системе в сфере закупок. 3. Оформление соответствующей доверенности на представителя. |
1. Требуемые действия от имени физического лица совершает представитель на основании соответствующей доверенности. |
1. Требуемые действия от имени физического лица совершает представитель на основании соответствующей доверенности. |
-----------------------------
18 В описанном случае представитель действует от имени физического лица, зарегистрированного в единой информационной системе в сфере закупок. При этом существует практика, когда представитель действует от своего имени в интересах собственника на основании соответствующей доверенности. В этом случае физическое лицо передает представителю полномочия, в том числе на подачу заявки и подписание контракта. Правомерность такого подхода подтверждается
-----------------------------
Приложение N 2
к Методическим рекомендациям
Порядок
участия в электронном аукционе и электронном запросе котировок участников закупок - физических лиц
1. Участие в электронном аукционе и электронном запросе котировок физических лиц осуществляется в следующей последовательности:
Получение усиленной квалифицированной электронной подписи.
Регистрация в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС).
Поиск закупки.
Обеспечение заявки на участие в закупке.
Подготовка и подача заявки.
Участие в электронном аукционе (только для закупки путем проведения электронного аукциона).
Обеспечение исполнения контракта.
Заключение контракта.
1.1. Получение электронной подписи.
Для регистрации в ЕИС и работы на электронной площадке требуется усиленная квалифицированная электронная подпись.
Для получения такой подписи физическому лицу необходимо обратиться в удостоверяющий центр, аккредитованный Минкомсвязи России в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" (далее - ФЗ N 63).
Перечень аккредитованных удостоверяющих центров доступен для ознакомления на официальном сайте Минкомсвязи России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: https://digital.gov.ru/ru/activity/govservices/2/.
Согласно части 2 статьи 18 ФЗ N 63 при обращении в аккредитованный удостоверяющий центр заявителю - физическому лицу необходимо представить следующие документы либо их надлежащим образом заверенные копии и (или) сведения из них:
основной документ, удостоверяющий личность;
страховой номер индивидуального лицевого счета заявителя;
идентификационный номер налогоплательщика заявителя.
Заявителю - физическому лицу, зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, дополнительно к вышеперечисленным документам необходимо представить основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
1.2. Регистрация в ЕИС.
Аккредитация участников закупок на электронных площадках осуществляется автоматически после регистрации таких участников в ЕИС с использованием Единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА).
Перечень операторов электронных площадок, соответствующих требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - ФЗ N 44), утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.07.2018 N 1447-р.
Для регистрации в ЕИС физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляет следующие действия:
1. Проходит регистрацию, идентификацию и аутентификацию в Единой системе идентификации и аутентификации.
2. Формирует информацию и документы, предусмотренные пунктом 13 Правил регистрации участников закупок в ЕИС и ведения единого реестр участников закупок, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.01.2022 N 60 (далее - Правила), для их размещения в реестре участников закупок.
Формирование информации и документов, предусмотренных пунктом 13 Правил, осуществляется с учетом требований, установленных пунктом 14 Правил.
Исчерпывающая информация о порядке регистрации участников закупок в ЕИС содержится в руководстве пользователей, доступном для скачивания по ссылке: https://zakupki.gov.ru/epz/main/public/document/view.html?searchString=§ionId=1771&strictEqual=false.
Регистрация в ЕИС осуществляется без взимания платы.
Аккредитация участника закупки на электронных площадках осуществляется операторами электронных площадок не позднее рабочего дня, следующего после дня регистрации участника закупки в ЕИС.
Размещение в реестре участников закупок информации и документов осуществляется Федеральным казначейством не позднее одного рабочего дня, следующего за днем их формирования в ЕИС. Участник закупки считается зарегистрированным в ЕИС с 00.00 часов по московскому времени дня, следующего за днем размещения информации и документов в реестре участников закупок.
Инструкции по работе с личным кабинетом на электронных площадках размещены на официальных сайтах таких площадок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступны для ознакомления неограниченному кругу лиц.
1.3. Поиск закупки.
Информация о конкурентных закупках, осуществляемых заказчиками, размещается в ЕИС по адресу: https://zakupki.gov.ru/ и доступна для ознакомления неограниченному кругу лиц.
Для поиска в ЕИС объявленных заказчиками электронных аукционов и электронных запросов котировок по приобретению жилых помещений (квартир) участнику закупки необходимо в основном меню выбрать вкладку "Закупки", перейти в меню расширенного поиска, открыв все параметры поиска, и задать следующие параметры поиска:
закон - 44-ФЗ;
этап закупки - подача заявок;
способ определения поставщика - электронный аукцион / запрос котировок в электронной форме;
уровень организации заказчика - уровень субъекта РФ (либо выбрать требуемый);
местоположение заказчика - Санкт-Петербург (либо выбрать требуемый);
код ОКПД2 - 68.10.11.000.
Для поиска объявленных заказчиками закупок участник закупки также может воспользоваться соответствующим функционалом электронных площадок.
Выбор электронной площадки находится в компетенции заказчика.
Необходимо отметить, что в закупке с начальной (максимальной) ценой контракта (максимальным значением цены контракта) в размере 20 млн руб. и более может принять участие только участник, имеющий опыт исполнения контракта по ФЗ N 44 или договора, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц". Указанное дополнительное требование установлено частью 2.1 статьи 31 ФЗ N 44. При поиске потенциальных закупок участнику необходимо учитывать данное требование.
1.4. Обеспечение заявки на участие в закупке.
В соответствии с частью 4 статьи 44 ФЗ N 44 обеспечение заявки на участие в закупке может предоставляться участником закупки в виде денежных средств или независимой гарантии, предусмотренной статьей 45 ФЗ N 44. Выбор способа обеспечения осуществляется участником закупки самостоятельно. Срок действия независимой гарантии должен составлять не менее месяца с даты окончания срока подачи заявок.
Обеспечение заявки на участие в закупке предоставляется одним из следующих способов:
путем блокирования денежных средств, внесенных участником закупки на банковский счет, открытый таким участником в банке, включенном в перечень, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.07.2018 N 1451-р (далее - специальный счет);
путем предоставления независимой гарантии, соответствующей требованиям статьи 45 ФЗ N 44.
Для подачи заявки на участие в закупке участник закупки выбирает с использованием электронной площадки способ обеспечения такой заявки путем указания реквизитов специального счета или указания номера реестровой записи из реестра независимых гарантий, размещенного ЕИС.
Независимую гарантию для целей обеспечения заявок можно получить в:
банке, соответствующем установленными Правительством Российской Федерации требованиям и включенном в перечень таких банков, опубликованный на официальном сайте Минфина России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: https://minfin.gov.ru/ru/perfomance/contracts/list_banks/;
государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ";
фондах содействия кредитования (гарантийных фондах, фондах поручительств), являющихся участниками национальной гарантийной системы поддержки малого и среднего предпринимательства, предусмотренной Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", соответствующих требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и включенными в перечень таких организаций, опубликованный на официальном сайте Минфина России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: https://minfin.gov.ru/ru/perfomance/contracts/list_org/ (при осуществлении закупок в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 ФЗ N 44, участниками которых могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации);
Евразийском банке развития (если участник закупки является физическим лицом, являющимся гражданином государства - члена Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации).
Размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, условия независимой гарантии устанавливаются заказчиком в извещении об осуществлении закупки.
1.5. Подготовка и подача заявки на участие в закупке.
Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению включаются заказчиком в состав извещения об осуществлении закупки в виде неструктурированного электронного документа.
Алгоритм подачи заявки может отличаться в зависимости от функционала электронной площадки. Для ознакомления с ним необходимо обратиться к руководству пользователя электронной площадки.
1.6. Участие в электронном аукционе (только для закупки путем проведения электронного аукциона).
Порядок подачи ценовых предложений установлен частью 3 статьи 49 ФЗ N 44.
При проведении электронного аукциона его участники подают ценовые предложения, предусматривающие снижение начальной (максимальной) цены контракта или начальной цены единицы товара (метра квадратного) на величину в пределах "шага аукциона", который составляет от 0,5% до 5% начальной (максимальной) цены контракта либо начальной суммы цен единиц товара.
При проведении электронного аукциона устанавливается время приема ценовых предложений, составляющее 4 (четыре) минуты с момента начала процедуры подачи ценовых предложений. В случае поступления в такое время ценового предложения в соответствии время приема ценовых предложений на электронной площадке автоматически увеличивается на 4 (четыре) минуты с момента поступления такого предложения. При этом общая продолжительность приема ценовых предложений не должна превышать 5 (пять) часов с момента начала процедуры подачи ценовых предложений.
Участники электронного аукциона подают ценовые предложения, учитывая, что не допускается подача участником закупки ценового предложения:
равного нулю;
равного ранее поданному таким участником ценовому предложению или превышающего его;
которое ниже, чем текущее минимальное ценовое предложение, сниженное в пределах "шага аукциона";
которое ниже, чем текущее минимальное ценовое предложение, если оно подано таким участником закупки.
При этом допускается подача ценового предложения независимо от "шага аукциона" при условии соблюдения перечисленных требований.
Не позднее 10 (десяти) минут с момента окончания времени приема ценовых предложений участник закупки вправе подать одно ценовое предложение не ниже чем минимальное ценовое предложение, поступившее во время приема ценовых предложений. Ценовое предложение участника закупки должно соответствовать требованиям подпунктов "а", "б" и "г" пункта 2 части 3 статьи 49 ФЗ N 44 и может быть подано независимо от "шага аукциона".
Оператор электронной площадки указывает на электронной площадке все поданные ценовые предложения и время их поступления без указания информации о подавших их участниках закупки, а также оставшееся время приема ценовых предложений.
В случае, если участником закупки не подано ценовое предложение, минимальным ценовым предложением такого участника закупки признается начальная (максимальная) цена контракта либо начальная сумма цен единиц товара.
Инструкции по порядку участия в электронном аукционе могут отличаться в зависимости от функционала электронной площадки. Для ознакомления с ними необходимо обратиться к руководству пользователя электронных площадок.
1.7. Обеспечение исполнения контракта.
Исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением независимой гарантии, соответствующей требованиям статьи 45 ФЗ N 44, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику.
Способ обеспечения исполнения контракта, срок действия независимой гарантии определяются в соответствии с требованиями ФЗ N 44 участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. При этом срок действия независимой гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой независимой гарантией, не менее чем на 1 (один) месяц.
Размер обеспечения исполнения контракта устанавливается заказчиком в соответствии с требованиями ФЗ N 44 в извещении об осуществлении закупки.
Контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с ФЗ N 44. В случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.
1.8. Заключение контракта.
Сроки и порядок заключения контракта регламентированы статьей 51 ФЗ N 44. Особенности заключения контракта по результатам проведения электронного запроса котировок установлены частью 6 статьи 50 ФЗ N 44. Контракт считается заключенным в день размещения контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, в ЕИС.
1.8.1. При проведении электронного аукциона участник закупки, с которым заключается контракт, в срок не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком проекта контракта, подписывает проект контракта усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта.
Участник закупки, с которым заключается контракт, вправе сформировать протокол разногласий. Случаи, при которых допускается формирование протокола разногласий, определены пунктом 2 части 3 статьи 51 ФЗ N 44.
1.8.2. При проведении электронного запроса котировок участник закупки, с которым заключается контракт, подписывает проект контракта усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, в срок не позднее одного рабочего дня, следующего за днем размещения заказчиком проекта контракта.
Возможность формирования протокола разногласий не предусмотрена.
Инструкции по подписанию контракта могут отличаться в зависимости от функционала электронной площадки. Для ознакомления с ними необходимо обратиться к руководству пользователя электронных площадок.
2. Дополнительно участнику электронного аукциона доступен инструмент запроса о даче разъяснений положений извещения об электронного аукциона.
На основании части 5 статьи 42 ФЗ N 44 любой участник электронного аукциона, зарегистрированный в ЕИС, вправе направить заказчику с использованием электронной площадки не более чем 3 запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки. Такие запросы направляются участниками не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Не позднее 2 (двух) дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием ЕИС, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в ЕИС разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки.
После размещения заказчиком в ЕИС ответа на запрос текст запроса, а также ответ на него доступен неограниченному кругу лиц.
Инструкции по подаче запроса на разъяснение положений извещения об осуществлении электронного аукциона могут отличаться в зависимости от функционала электронной площадки. Для ознакомления с ними необходимо обратиться к руководству пользователя электронных площадок.
Инструмент разъяснения положения извещения об осуществлении закупки путем проведения электронного запроса котировок не предусмотрен.
3. Ссылки на инструкции по работе на электронных площадках для поставщиков:
N |
Наименование электронной площадки |
Ссылка на инструкции для поставщиков |
1 |
2 |
3 |
1 |
Заказ РФ Общероссийская система Электронной торговли |
http://zakazrf.ru/Html/id/32 |
2 |
Единая электронная торговая площадка (Росэлторг) |
https://www.roseltorg.ru/knowledge_db/44-fz/suppliers |
3 |
Российский аукционный дом |
https://edu.lot-online.ru/courses/index_44.html |
4 |
ТЭК-Торг |
https://www.tektorg.ru/suppliers |
5 |
НЭП-Фабрикант |
https://www.fabrikant.ru/rules/44fz?category-id=1182 |
6 |
Сбербанк-АСТ |
https://www.sberbank-ast.ru/Page.aspx?cid=2193 |
7 |
РТС-тендер |
http://help.rts-tender.ru/articles/list?id=721 |
8 |
ЭТП ГПБ |
https://etpgpb.ru/supplier/ |
Контакты технической поддержки ЕИС и электронных площадок доступны по ссылке: https://zakupki.gov.ru/epz/main/public/user-feedback.html.
Руководство пользователя, методические материалы, обучающие видеоролики по работе с функционалом ЕИС по электронному актированию доступны по ссылке: https://zakupki.gov.ru/epz/main/public/document/view.html?searchString=§ionId=1410&strictEqual=false.
<< Назад |
||
Содержание Распоряжение Комитета по государственному заказу Санкт-Петербурга от 28 февраля 2022 г. N 28-р "О внесении изменений... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.