Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
УТВЕРЖДЕНО
приказом Министерства просвещения
Российской Федерации
от 14 марта 2022 г. N 134
Положение
о проведении Всероссийского конкурса "Мастер года" среди мастеров производственного обучения профессиональных образовательных организаций Российской Федерации
I. Общие положения
1. Всероссийский конкурс "Мастер года" среди мастеров производственного обучения профессиональных образовательных организаций Российской Федерации (далее - Конкурс), состоящий из трех этапов, проводится с целью формирования и развития кадрового потенциала системы среднего профессионального образования, поощрения педагогических работников системы среднего профессионального образования (преподавателей учебных дисциплин, профессиональных модулей, междисциплинарных курсов, практик профессионального цикла), повышения престижа педагогических профессий, популяризации передовых идей в области образования и подготовки кадров, а также изучения и внедрения лучших педагогических практик.
2. Организацию и проведение Конкурса осуществляет Министерство просвещения Российской Федерации (далее - Министерство) и федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Институт развития профессионального образования", являющееся федеральным оператором Конкурса.
3. Региональным оператором Конкурса на I и II этапах является орган государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление в сфере образования, или иная организация, наделяемая полномочиями по проведению Конкурса федеральным оператором Конкурса, которые вправе разработать положения о региональных этапах конкурса "Мастер года" на основе настоящего Положения при необходимости, а также формировать региональную рабочую группу.
4. Положение о проведении Конкурса, конкурсная документация по проведению Конкурса размещаются на официальном сайте федерального оператора Конкурса в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу https://firpo.ru, а также на официальном сайте Конкурса в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сайт Конкурса) и официальных аккаунтах Конкурса в социальных сетях.
5. Информирование участников Конкурса об условиях прохождения этапов, конкурсных заданиях, новостях и результатах прохождения этапов Конкурса осуществляется посредством публикации соответствующей информации на сайте Конкурса, в социальных сетях, посредством информационных рассылок по электронной почте (с официального адреса электронной почты Конкурса - master_goda@firpo.ru), а также при проведении организационных совещаний (вебинаров) с участниками Конкурса и региональными операторами.
6. Принципы Конкурса:
6.1. Принцип равных возможностей означает, что всем участникам Конкурса будут предложены задания, равные по количеству, сложности и по возможности проявить себя.
6.2. Принцип компетентности членов конкурсных комиссий означает, что члены конкурсных комиссий, назначаемые региональным оператором Конкурса, являются специалистами в области оценки профессиональной деятельности педагогических работников (преподавателей учебных дисциплин, профессиональных модулей, междисциплинарных курсов, практик профессионального цикла). Члены конкурсных комиссий осуществляют наблюдение за работой участников Конкурса в ходе конкурсных испытаний и дают оценку этой работе на основе критериев, указанных в разделе IV настоящего положения.
6.3. Принцип отсутствия конфликта интересов означает, что в случае, если член конкурсной комиссии взаимодействовал с участником ранее (начальник и подчиненный, коллеги из одной образовательной организации, родственные отношения и др.), и это взаимодействие влияет или может повлиять на надлежащее, беспристрастное и объективное выполнение им своих обязанностей, член конкурсной комиссии обязан незамедлительно сообщить об этом региональному оператору Конкурса для исключения конфликта интересов.
6.4. Принцип равного доступа к информации означает, что федеральный оператор Конкурса обеспечивает участников Конкурса всей необходимой информацией для выполнения конкурсных испытаний в равном объеме (включая ответы на вопросы участников).
II. Цель и задачи Конкурса
7. Цель Конкурса: формирование и развитие кадрового потенциала системы среднего профессионального образования, а также выявление и поощрение талантливых и инициативных педагогических работников системы среднего профессионального образования.
8. Задачи Конкурса:
8.1. Организация конкурсных мероприятий для педагогических работников системы среднего профессионального образования.
8.2. Расширение творческих связей и обмен новыми идеями и достижениями в области профессионального образования и профессионального обучения.
8.3. Повышение уровня профессионализма педагогических работников системы среднего профессионального образования, формирование потребности в совершенствовании мастерства.
8.4. Распространение передового опыта педагогической деятельности, а также внедрение лучших педагогических практик в системе среднего профессионального образования.
III. Порядок проведения Конкурса
9. Конкурс проводится в три этапа:
I этап (отборочный): организатором выступает региональная рабочая группа, сроки проведения - март-апрель;
II этап (региональный): организатором выступает региональная рабочая группа, сроки проведения - апрель-май;
III этап (заключительный): организатором выступает федеральный оператор, сроки проведения - сентябрь.
10. Правом выдвижения кандидатов на участие в I этапе Конкурса обладают непосредственно сами участники Конкурса, а также руководители профессиональных образовательных организаций. Участники Конкурса и (или) руководители профессиональных образовательных организаций подают заявку кандидата для рассмотрения региональной комиссией Конкурса. Участники Конкурса и руководители профессиональных образовательных организаций несут ответственность за достоверность и своевременность предоставления сведений о кандидатуре на участие в Конкурсе. В случае несвоевременного представления или выявления недостоверности предоставленной информации, кандидат отстраняется от участия в Конкурсе.
11. Для подготовки и проведения Конкурса создаются оргкомитет и региональные рабочие группы.
Также в целях формирования объективной системы оценки участников Конкурса на I и II этапах Конкурса в каждом субъекте Российской Федерации формируются конкурсные комиссии (далее - региональная комиссия), на III этапе Конкурса - федеральная комиссия.
Федеральный оператор формирует оргкомитет, в состав которого входят в том числе представители Министерства, образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования, профсоюзных организаций, иных организаций, деятельность которых связана с системой среднего профессионального образования.
Составы региональных рабочих групп и региональных комиссий формируются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования, согласовываются с оргкомитетом и утверждаются им.
12. Оргкомитет:
1) определяет образовательные организации, реализующие программы среднего профессионального образования, на базе которых проводятся конкурсные мероприятия;
2) составляет график конкурсных мероприятий;
3) формирует состав федеральной комиссии Конкурса;
4) утверждает состав участников III этапа Конкурса;
5) утверждает состав региональных рабочих групп и рабочих комиссий.
6) проводит III этап Конкурса.
13. Региональная рабочая группа:
1) определяет состав участников II этапа Конкурса;
2) составляет график конкурсных мероприятий в соответствии с настоящим Положением;
Нумерация подпунктов приводится в соответствии с источником
4) оформляет документацию Конкурса, которую предоставляет в Оргкомитет;
5) определяет место проведения I и II этапов Конкурса;
6) проводит I и II этапы Конкурса.
14. Решения оргкомитета, региональных рабочих групп, федеральной и региональной комиссий оформляются протоколами за подписью председателей.
15. Последовательность выступлений участников Конкурса определяется жеребьевкой, проводимой перед началом конкурсных мероприятий.
16. Члены конкурсных комиссий используют в своей работе критерии оценивания, установленные пунктами 18-22 настоящего Положения, оформляют сводные оценочные ведомости по результатам выполнения конкурсных заданий.
17. Члены конкурсных комиссий проводят анализ, выставляют оценки, выносят решения по итогам конкурсных испытаний, определяют победителей.
IV. Конкурсные мероприятия и критерии оценивания
18. I этап Конкурса включает в себя отбор региональной комиссией заявок, подаваемых руководителями профессиональных образовательных организаций и кандидатами на участие в Конкурсе.
Кандидат на участие в Конкурсе должен иметь конкретные достижения, подтверждаемые документами по одному или нескольким следующим критериям:
наличие выпускников, успешно прошедших государственную итоговую аттестацию;
имеет опыт разработки и внедрения инновационных методов преподавания и воспитания, опыт подготовки призеров и/или победителей региональных/национальных/международных чемпионатов профессионального мастерства по стандартам "Ворлдскиллс Россия", чемпионатов "Абилимпикс" и/или чемпионатов ArtMasters.
В ходе I этапа Конкурса региональная комиссия рассматривает пакет документов, подтверждающих достижения кандидата, и утверждает его кандидатуру на участие во II этапе Конкурса в случае соответствия его достижений указанным критериям.
19. II этап Конкурса включает в себя:
Конкурсное мероприятие N 1 "Я - Мастер" (в разрезе педагогической концепции) - публичное монологическое выступление. Формат выступления - видеозапись. Видеозапись содержит рассказ участника Конкурса о личной практике подготовки обучающихся, основанной на передовых технологиях и методиках практической подготовки, а также методиках воспитательной работы, о полученных результатах в образовательном процессе (регламент выступления: до 3 минут).
Критерии оценки: общая и профессиональная эрудиция; знание передовых технологий практической подготовки, культура и навыки публичного выступления, умение взаимодействовать с аудиторией, умение анализировать собственную деятельность, актуальность представляемого опыта.
Конкурсное мероприятие N 2 "Мастер-класс" - учебное занятие с группой обучающихся, подобранной региональной рабочей группой, в режиме онлайн.
Критерии оценки: использование передовых технологий практической подготовки в своей профессиональной деятельности, владение методиками практической подготовки, умение взаимодействовать с обучающимися, организация работы обучающихся, использование информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих технологий, визуализации преподаваемого материала (презентации, видеоролики и т.п.).
По итогам проведения II этапа Конкурса региональная комиссия отбирает победителя данного этапа для прохождения в III этап.
20. III этап Конкурса включает в себя:
Конкурсное мероприятие N 3 "Конкурс образовательных кейсов".
Участники III этапа Конкурса делятся методом простой жеребьевки на проектные команды по 5 человек. Каждой проектной команде выдается заранее разработанное оргкомитетом задание (образовательный кейс), на выполнение которого каждой команде выделяется 1 конкурсный день. Обязательной частью кейса является задание в области кураторской и/или наставнической деятельности педагога.
Критерии оценки: использование инновационных практик, практико-ориентированный подход к решению проблемных кейсов, оригинальность и креативность предложенных решений и возможность их практического применения в реальном образовательном процессе.
По результатам Конкурсного мероприятия N 3 федеральной комиссией Конкурса начисляются дополнительные баллы каждому участнику проектной команды, которые идут в общий зачет.
Конкурсное мероприятие N 4 "Открытый онлайн-семинар". Участник Конкурса проводит онлайн-семинар по заранее подготовленному им сценарию на определенную тему с группой обучающихся, подобранной оргкомитетом.
Критерии оценки: использование передовых технологий практической подготовки в своей профессиональной деятельности, владение методиками практической подготовки, использование информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих технологий, визуализации преподаваемого материала (презентации, видеоролики и т.п.).
Тема семинара направляется участником в оргкомитет за 10 рабочих дней до дня проведения конкурсного мероприятия.
Конкурсное мероприятие N 5 "Влюбить в профессию". Участник Конкурса демонстрирует профессиональные компетенции по формированию мотивации выбора профессии для разных категорий слушателей в нестандартной обстановке. Профориентационное мероприятие, которое проводится участником Конкурса на площадке, утверждённой оргкомитетом. Участник Конкурса проводит мероприятие в режиме реального времени по подготовленному им сценарию в группе, состоящей из разных категорий слушателей, определенной оргкомитетом.
Целевая аудитория - до 15 человек из категорий: учащиеся общеобразовательных организаций, студенты (курсанты) профессиональных образовательных организаций, родители (законные представители) обучающихся указанных образовательных организаций, другие категории граждан, по направлениям Центров занятости населения.
Регламент конкурсного испытания: 30 минут.
Критерии оценки: актуальность и методическая обоснованность содержания занятия, коммуникативная и речевая культура, личная ориентированность, эффективность, организация взаимодействия со слушателями, презентабельность занятия, результативность занятия.
21. Полное описание конкурсных мероприятий представлено в конкурсной документации по проведению Конкурса.
V. Представление материалов участников Конкурса
22. Для участия в Конкурсе участник Конкурса и/или руководитель профессиональной образовательной организации в срок до 24 марта направляет заявку участника Конкурса, оформленную в соответствии с конкурсной документацией, а также документы, подтверждающие наличие его достижений, указанных в требованиях I этапа Конкурса, и согласие субъекта на обработку персональных данных, оформленное в соответствии с конкурсной документацией.
23. Участники Конкурса, прошедшие во II этап Конкурса, в срок до 15 апреля направляют в региональную рабочую группу свои видеоролики.
24. По итогам проведения II этапа Конкурса председатель региональной рабочей группы предоставляет в оргкомитет до 31 мая следующие материалы:
1) протоколы заседаний региональной комиссии;
2) заявку участника;
3) видеоролик участника (конкурсное мероприятие N 1 II этапа Конкурса);
4) видеозапись мастер-класса (конкурсное мероприятие N 2 II этапа Конкурса);
5) две цветные фотографии (портрет участника Конкурса и жанровая фотография: эпизод урока или внеклассного мероприятия). Фотографии предоставляются в электронном виде в формате *.jpg с разрешением 600 точек на дюйм без уменьшения исходного размера.
Материалы предоставляются на официальную электронную почту Конкурса. В тексте электронного письма обязательно указывается следующая информация: Ф.И.О. участника Конкурса (полностью), субъект Российской Федерации, полное название образовательной организации. В текстах не допускается сокращение названий и наименований.
Документы на бумажном носителе дублируют электронный носитель и предоставляются в пластиковой папке со скоросшивателем в отдельных файлах на официальный почтовый адрес федерального оператора. На корешке обложки папки указывается Ф.И.О. участника Конкурса, субъект Российской Федерации, наименование образовательной организации.
При создании текстовых документов используется шрифт Times New Roman, 14 размер, межстрочный интервал - одинарный, поля: верхнее, нижнее - 2 см, левое - 3 см, правое - 1 см, отступ первой строки - 1,25 см.
25. Основанием для регистрации участника Конкурса является предоставление всего комплекта материалов.
26. Материалы, оформленные с нарушением данных требований, к рассмотрению не принимаются.
27. Материалы, предоставляемые на Конкурс, не возвращаются и могут использоваться в средствах массовой информации по усмотрению оргкомитета в целях его освещения и популяризации.
VI. Награждение участников Конкурса
28. По итогам Конкурса определяется 10 призеров. Победителем Конкурса признается участник Конкурса, набравший наибольшее количество баллов.
Победителю присваивается звание "Мастер года", вручается диплом и ценный приз.
Остальные призеры Конкурса также награждаются дипломами и ценными призами. Все призеры будут внесены в информационный бюллетень "Мастер года".
29. Оргкомитет оставляет за собой право учреждать специальные дипломы (номинации) и призы участникам Конкурса.
30. Допустимо вручение призов, подарков, денежных премий победителю Конкурса всеми заинтересованными организациями.
31. Итоги Конкурса утверждаются приказом федерального оператора Конкурса и размещаются на сайте Конкурса не позднее 7 рабочих дней после окончания III этапа Конкурса.
VII. Финансирование Конкурса
32. Финансирование проведения Конкурса осуществляется за счет субсидий, предоставленных федеральному оператору Министерством для обеспечения выполнения федеральным оператором государственного задания.
33. Для проведения Конкурса допускается привлечение внебюджетных и спонсорских средств.
<< Назад |
||
Содержание Приказ Министерства просвещения РФ от 14 марта 2022 г. N 134 "Об утверждении Положения о проведении Всероссийского конкурса... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.