Пример заполнения декларации по налогу на доходы физических лиц за 2001 год
Управление Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Москве направляет пример заполнения декларации по налогу на доходы физических лиц за 2001 год (3-НДФЛ), подготовленный Отделом налогообложения физических лиц, для практического применения в работе.
Исходные данные:
Декларант - Никитин Петр Васильевич, 17 декабря 1961 г. р., паспорт серии 4598 N 123768, выдан 15 октября 1998 г., ИНН 771045238715, адрес: 112654, г. Москва, Брюсов пер., д. 2, корп. 1, кв. 13, тел. дом. 437-56-43, тел. служ. 234-98-01, имеет дочь 1984 г. р.
В 2001 году декларант получил следующие доходы, произвел расходы, отчисления и уплатил налог на доходы:
1. Сумма дохода, полученного по трудовому договору (основное место работы) (код 2000) в ЗАО "Юпитер" (ИНН 7705345621), составила 55000 рублей (в январе - марте по 3000 рублей, апреле - июле включительно по 5000 рублей, августе зарплата не начислялась, сентябре - октябре по 6000 рублей, ноябре - декабре включительно по 7000 рублей); сумма материальной помощи (код 2760) в августе составила 3000 рублей; подарка (код 2720) в декабре - 2000 рублей; удержан налог на доходы с заработной платы 7475 рублей.
2. Сумма дохода, полученного по гражданско-правовому договору (код 2000) в ООО "Круг" (ИНН 7711568723), составила 24000 рублей (с июля по декабрь включительно по 4000 рублей в месяц); сумма материальной помощи (код 2710) в августе - 500 рублей; сумма фактически произведенных и документально подтвержденных расходов - 600 рублей; удержан налог на доходы с дохода 3000 рублей.
3. Сумма авторского вознаграждения, полученного за издание научной статьи (код 2208) от издательства "Наука и жизнь" (ИНН 7714569812), в августе составила 2000 рублей; налоговым агентом на основании письменного заявления предоставлен профессиональный налоговый вычет (код 405) в размере 20% от суммы полученного дохода; удержан налог на доходы 208 рублей.
4. Сумма полученного 13 декабря 2001 г. дохода за выполнение работы по контракту с фирмой "Стайк", США, штат Джорджия, составила 2500 долларов США (курс доллара США на момент получения дохода - 30,15 рублей), представлены документы, подтверждающие удержание налога на доходы за границей в размере 300 долларов США.
5. Сумма валового дохода от осуществления предпринимательской деятельности (код 4000) (вид деятельности - розничная торговля) в течение года составила 36000 рублей (в январе - 3000 рублей; феврале - 1500 рублей; марте - 2600 рублей; апреле - 2100 рублей; мае - 1700 рублей; июне - 2200 рублей; июле - 4000 рублей; августе - 3700 рублей; сентябре - 3800 рублей; октябре - 4000 рублей; ноябре - 3800 рублей; декабре - 3800 рублей); сумма произведенных и документально подтвержденных расходов, связанных с осуществлением деятельности, составила 7000 рублей (материальные затраты - 1000 рублей, затраты по оплате труда - 4300 рублей, прочие расходы - 1700 рублей); авансовые платежи по налогу на доходы уплачены в сумме 4700 рублей.
6. Сумма дохода от сдачи в аренду имущества (код 1400), полученного от физического лица (Мартынова Романа Викторовича), составила 12000 рублей (ежемесячно по 1000 рублей).
7. Размер материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными средствами (код 2610), полученными от организации АОЗТ "Инвестиция" (ИНН 7710348756), облагаемой по ставке 35%, составил 2300 рублей; налог на доходы не удержан.
8. Размер материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком кредитными средствами (до внесения изменений в справочник данный вид дохода следует указывать под кодом 2610), полученными от организации АКБ "Русский кредит" (ИНН 7708563487), облагаемой по ставке 13%, составил 2300 рублей; налог на доходы не удержан.
9. За участие в конкурсе, проведенном СКК "Чайка" (ИНН 7713325423) в целях рекламы спортивных товаров, получен приз (код 2740), доход по которому облагается по ставке 35%, стоимость приза составила 4100 рублей; организацией предоставлен вычет (код 505) в размере 2000 рублей и удержан налог на доходы в сумме 735 рублей.
10. За участие в соревнованиях (код 2730), проведенных ЗАО "Стрела" (ИНН 771241834), получен приз, доход по которому облагается по ставке 13%, стоимость приза составила 3600 рублей; организацией предоставлен вычет (код 502) в размере 2000 рублей и удержан налог на доходы в сумме 208 рублей.
11. В АОЗТ "Техмаш" (ИНН 7714345412) налогоплательщиком в августе получены дивиденды от долевого участия (код 1010), облагаемые по ставке 30%, в размере 12000 рублей; удержан налог на доходы в сумме 3600 рублей.
12. Доход, полученный в феврале от продажи квартиры (код 301), находившейся в собственности менее 5 лет, физическому лицу (Давыдову Игорю Сергеевичу), составил 1010000 рублей.
13. Доход, полученный в апреле от продажи 20 акций (код 1530) финансовой компании "Арко" (ИНН 771834651234), составил 20000 рублей; представлены документы, подтверждающие расходы по приобретению этих акций в 1999 г. на сумму 15000 рублей; налог на доходы не удержан.
14. Доход, полученный в мае от продажи автомобиля (код 1520), находившегося в собственности менее 3 лет, физическому лицу (Петрову Ивану Семеновичу), составил 40000 рублей.
15. Налогоплательщиком в 2000 году приобретена в собственность и зарегистрирована квартира (код 311), стоимость которой по договору купли-продажи составила 850000 рублей; сумма, принятая к зачету в 2000 году, - 272450 рублей; сумма расходов, перешедшая на 2001 год, - 145000 рублей.
16. Декларант произвел оплату за свое обучение (код 202) (курсы иностранных языков) в сумме 2500 рублей; документы, подтверждающие статус образовательного учреждения и фактическую оплату, налогоплательщиком предоставлены.
17. На основании договора, заключенного декларантом с учебным заведением, имеющим статус образовательного учреждения, и документа, подтверждающего его оплату, им внесены денежные средства за обучение в институте (дневная форма) дочери (код 203) в сумме 20000 рублей.
18. Налогоплательщиком уплачена сумма за услуги по лечению (в соответствии с Перечнем), предоставленные ему медучреждением РФ (код 204), в размере 3200 рублей.
19. Декларантом произведены расходы за счет собственных средств по дорогостоящему виду лечения (в соответствии с Перечнем) (код 205) в размере 215000 рублей; документы, подтверждающие данные расходы, представлены.
20. Декларантом произведены отчисления на благотворительные цели (код 201) в размере 1000 рублей, которые подтверждены соответствующими документами.
21. Сумма предполагаемого дохода на 2002 год от предпринимательской деятельности - 40000 рублей.
Порядок
заполнения пункта 3 приложения "З" к декларации по налогу на доходы физических лиц за 2001 год
Данное приложение заполняется физическими лицами, которые имеют право на имущественный налоговый вычет в сумме, израсходованной на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома или квартиры, в размере фактически произведенных расходов, но не более 600000 рублей, а также в сумме, направленной на погашение процентов по ипотечным кредитам, полученным налогоплательщиком в банках Российской Федерации и фактически израсходованным им на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома или квартиры.
Указанный вычет предоставляется на основании письменного заявления налогоплательщика и документов, подтверждающих право собственности на приобретенный (построенный) жилой дом или квартиру, а также платежных документов, подтверждающих факт уплаты денежных средств.
В случае если физическое лицо по месту основной работы не воспользовалось либо воспользовалось не в полном объеме имущественным вычетом в связи с покупкой жилого дома или квартиры, то с вышеперечисленными документами налогоплательщику необходимо представить справку о доходах, которая подтверждает сумму предоставленной льготы либо факт ее непредставления.
Если в налоговом периоде имущественный налоговый вычет не может быть использован полностью, его остаток может быть перенесен на последующие налоговые периоды до полного его использования.
Исходя из данных примера, год начала пользования налогоплательщиком льготой по покупке квартиры - 2000 год.
Перешедшая сумма расходов - 145000 рублей, которая отражается в пункте 3.1.
Размер налоговой базы, облагаемой по ставке 13%, с учетом налоговых вычетов за 2001 год - 189375 рублей отражается в пункте 3.3.
Пункт 3.4 не заполняется, так как в этом пункте отражается только сумма документально подтвержденных расходов на приобретение квартиры в 2001 году.
Пункт 3.6 не заполняется, так как налогоплательщик воспользовался социальным налоговым вычетом по дорогостоящему виду лечения в сумме фактически произведенных расходов (в размере налоговой базы, облагаемой по ставке 13%).
Следовательно, в пункте 3.8 отражается сумма переходящего остатка льготы на 2001 год - 327550 рублей (600000 - 417450 + пункт 3.1).
Заместитель руководителя Управления |
Л.Я. Сосихина |
Список
инспекций МНС России по административным округам г. Москвы (адреса и телефоны отделов), в которых осуществляется прием деклараций и консультирование граждан
Номер инспекции |
Адрес инспекции, по которому осуществляется прием деклараций |
Номера телефонов, по которым можно получить консультацию |
УМНС России по г. Москве |
113191, г. Москва, ул. Б. Тульская, д. 15 107078, г. Москва, |
958-22-54 928-83-34, 928-87-38, |
N 1 по ЦАО |
ул. Новая Басманная, д. 10 |
928-95-31 |
N 2 по ЦАО |
129110, г. Москва, ул. Большая Переяславская, д.16 |
280-53-95, 280-87-32 (доб. 18641, 18261, 18602, 18563) |
N 3 по ЦАО |
123100, г. Москва, ул. Анатолия Живова, д.2, стр.6 |
256-44-47, 205-34-65, 205-61-93 |
N 4 по ЦАО |
119048, г. Москва, ул. Доватора, д.12, корп.2, стр. 5 |
246-19-43, 246-50-08, 246-73-48, 247-35-79 |
N 5 по ЦАО |
113191, г. Москва, ул. 3-я Рощинская, д. 3 |
788-62-46, 788-62-47 |
N 6 по ЦАО |
117049, г. Москва, ул. Шаболовка, д. 8, стр. 1 |
237-11-80, 237-09-66 |
N 7 по ЦАО |
103030, г. Москва, ул. Долгоруковская, д.33, стр.1 |
973-14-03, 973-17-73 |
N 8 по ЦАО |
129010, г. Москва, ул. Большая Спасская, д. 37, стр.3 |
280-66-19, 280-16-41, 280-18-56 (280-20-94 - предприниматели) |
N 9 по ЦАО |
109147, г. Москва, ул. Марксистская, д. 34, стр. 6 |
912-40-08 |
N 10 по ЦАО |
125047, г. Москва, ул. 4-я Тверская-Ямская, д.26/8 |
251-19-75, 250-47-19 |
N 13 по САО |
г. Москва, Дмитровское шоссе, д. 111 |
485-20-57, 485-58-84 |
N 14 по САО |
г. Москва, Ленинградский пр-т, д. 51 |
943-94-17, 943-94-47, 943-93-15 |
N 15 по СВАО |
127254, г. Москва, ул. Руставели, д. 15 |
210-63-71, 219-09-23 |
N 16 по СВАО |
129346, г. Москва, ул. Малыгина, д. 3, корп. 2 |
184-42-05, 184-42-19, 184-36-92, 184-42-04 |
N 17 по СВАО |
129226, г. Москва, ул. Сельскохозяйственная, д.11, корп. 3, комн. N 8 |
181-26-49, 181-14-42 |
N 18 по ВАО |
107113, г. Москва, ул. Шумкина, д. 25 |
268-45-08, 268-33-11, 268-17-89 |
N 19 по ВАО |
105523, г. Москва, Щелковское шоссе, д. 90-а |
464-41-28 (доб. 700, 701, 702, 703), 461-23-08 (доб. 623, 629, 630) |
N 20 по ВАО |
111141, г. Москва, Зеленый пр-т, д. 7а |
368-07-25, 306-33-01, 368-01-01, 306-65-97 |
N 21 по ЮВАО |
109377, г. Москва, 1-я Новокузьминская ул., д. 5 |
379-46-47 |
N 22 по ЮВАО |
111024, г. Москва, Шоссе Энтузиастов, д. 14 |
785-26-78, 785-26-96, 785-26-97 |
N 23 по ЮВАО |
109386, г. Москва, ул. Таганрогская, д. 2 |
352-79-60, 352-79-67, 352-79-64 |
N 24 по ЮАО |
115201, г. Москва, Старокаширское шоссе, д. 4, стр.11 |
113-98-05, 113-48-05, 113-97-32 |
N 25 по ЮАО |
109280, г. Москва, 1-й Кожуховский пр-д, д. 9 |
279-57-86, 279-58-07 |
N 26 по ЮАО |
113430, г. Москва, Варшавское шоссе, д. 71 |
119-61-54 |
N 27 по ЮЗАО |
117418, г. Москва, ул. Новочеремушкинская, д. 58, корп. 1 |
128-97-43, 128-59-83 |
N 28 по ЮЗАО |
117342, г. Москва, ул. Бутлерова, д. 22 |
429-19-22, 429-19-11 |
N 29 по ЗАО |
117607, г. Москва, Мичуринский пр-т, д. 27, корп.2 |
931-47-72, 931-36-19, 931-57-20, 931-81-59, 932-78-57, 932-57-52 |
N 30 по ЗАО |
121433, г. Москва, ул. М. Филевская, д. 10, стр.4, комн. 4, 6, 7 |
144-89-68 (доб. 104, 105, 106, 107, 109, 110, 112, 113, 114, 115, 116, 134) |
N 31 по ЗАО |
121351, г. Москва, ул. Молодогвардейская, д. 21 |
417-84-44, 417-86-04, 417-85-15, 417-84-64, 417-84-94 |
N 32 по ЗАО |
119618, г. Москва, ул. Пятидесятилетия Октября, д. 6 |
435-42-80, 435-51-92 |
N 33 по СЗАО |
123373, г. Москва, Походный проезд, влад. 3, корп."В" 123154, г. Москва, |
785-98-76, 785-98-86 192-87-50, 192-87-51, |
N 34 по СЗАО |
ул. Народного Ополчения, д. 33, корп. 2 |
192-87-52, 197-39-35, 192-81-63 |
N 35 по Зеленоградскому АО |
103536, г. Москва, Зеленоград, ул. Юности, корп.01 |
536-59-55, 535-42-83, 535-64-64, 534-38-37 |
N 36 по ЮЗАО |
117296, г. Москва, Ленинский пр-т, д. 69 |
132-25-50, 132-55-02 |
N 37 по ЮАО |
115551, г. Москва, ул. Домодедовская, д.20, корп.3 |
391-37-00, 392-27-18 (доб. 383, 388, 390, 391, 397) |
N 43 по САО |
125493, г. Москва, ул. Смольная, д. 25-а |
456-63-85, предприниматели: 456-74-83 |
N 38 межрайонная (иностранные граждане) |
103070, г. Москва, Б.Черкасский пер., д. 15/17 |
924-42-18, 206-95-16, 921-85-91, 921-11-34 |
Расходы предпринимателей, осуществляющих деятельность без образования юридического лица, подлежащие включению в состав затрат при декларировании доходов 2001 года
С 1 января 2001 года вступила в силу часть вторая Налогового кодекса Российской Федерации и, в частности, глава 23 "Налог на доходы физических лиц". Налоговый кодекс изменил действовавший до настоящего времени порядок декларирования физическими лицами своих доходов. Однако в общем порядке срок подачи декларации установлен не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным (то есть по 30 апреля включительно).
Для исчисления налоговой базы по налогам, уплачиваемым индивидуальными предпринимателями в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации, используются данные учета доходов и расходов и хозяйственных операций.
Под расходами понимаются фактически произведенные и документально подтвержденные затраты, непосредственно связанные с извлечением дохода.
Учет расходов индивидуальными предпринимателями ведется с учетом следующих особенностей.
Стоимость приобретенных материальных ресурсов включается в расходы того налогового периода, в котором фактически были получены доходы от реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг. Расходы по материальным ресурсам, приобретенным впрок либо использованным на изготовление товаров (выполнение работ, оказание услуг), не реализованных в налоговом периоде, а также не использованным полностью в отчетном налоговом периоде, учитываются при получении доходов от реализации в последующих налоговых периодах.
В случае когда деятельность носит сезонный характер, то есть затраты зависят от времени года и природно-климатических условий (например, сельскохозяйственная деятельность), затраты, фактически произведенные в налоговом периоде, но связанные с получением доходов в следующем налоговом периоде, следует отражать в учете как расходы будущих периодов и включать в состав затрат того периода, в котором будут получены доходы.
В целях упорядочения учета расходы включают:
1) материальные затраты;
2) амортизационные отчисления по основным фондам;
3) амортизационные отчисления по малоценным и быстроизнашивающимся предметам;
4) амортизационные отчисления по нематериальным активам;
5) затраты по выплате вознаграждения и оплате труда;
6) прочие расходы, связанные с производством и реализацией товаров (выполнением работ, оказанием услуг).
Материальные затраты
Все материалы подразделяются на сырье, основные и вспомогательные материалы.
Сырье и основные материалы - материалы, входящие в состав продукта и составляющие его вещественную основу. Вспомогательные материалы - материалы, не составляющие основу продукта, а способствующие его образованию. Вспомогательные материалы либо присоединяются к сырью и основным материалам, либо применяются для ухода за средствами труда, либо расходуются для обслуживания процесса производства. Следовательно, в зависимости от вида деятельности один и тот же материальный объект может служить в одном случае сырьем или основным материалом, а в другом - вспомогательным материалом.
Стоимость потребленных на производство продукции предметов труда (материалов), в отличие от основных средств, полностью включается в затраты предпринимателя на производство продукции.
В составе материальных затрат отражается стоимость:
- приобретенных материалов и сырья, которые входят в состав изготовленной продукции (товаров) или используются при проведении работ (оказании услуг);
- покупных изделий (в том числе полуфабрикатов, комплектующих изделий, тарных материалов), используемых в процессе производства продукции (товаров, работ, услуг) и для упаковки продукции (товаров), а также оплата стоимости услуг производственного характера, не относящихся к основному виду деятельности и выполняемых сторонними организациями. К последним можно отнести затраты на оплату электроэнергии, произведенную в пределах отчетного года по обособленному нежилому помещению, используемому для извлечения дохода, и транспортные расходы как по разъездам предпринимателя, связанным с извлечением дохода и предпринимательской деятельностью, так и по перемещению материальных объектов. При использовании личного автомобиля для осуществления предпринимательской деятельности учитываются расходы на приобретение горюче-смазочных материалов в пределах установленных норм на основании подтверждающих эти расходы документов, а также путевых листов по формам, утвержденным приказом Минтранса России от 30.06.2000 N 68 "О введении путевой документации для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозочную деятельность на автомобильном транспорте" (см. Приложение NN 1, 2, 3);
- вспомогательных материалов, которые содействуют созданию продукции.
Материальные затраты на изготовление единицы продукции или приобретение единицы товара не должны превышать размера дохода, полученного от реализации этой продукции или товара.
Стоимость тары в случае ее реализации исключается из материальных расходов.
Расходы на ремонт и техническое обслуживание основных средств, произведенные индивидуальными предпринимателями в налоговом периоде, рассматриваются как материальные расходы.
Документами, подтверждающими материальные затраты, являются: товарные чеки, счета, торгово-закупочные акты, накладные на отпуск товара с учетом кассовых чеков или квитанций к приходным кассовым ордерам, подтверждающих оплату данного товара за наличный расчет, банковские документы, подтверждающие его оплату в безналичном порядке. Для подтверждения транспортных расходов предприниматель должен вести журнал регистрации путевых листов автотранспортных средств индивидуального предпринимателя (см. Приложение NN 4, 5). Необходимы также документы, подтверждающие факт оплаты проезда: билеты на проезд или проездные билеты для проезда в городском транспорте, билеты на проезд в электричке, поезде, самолете или другом виде транспорта при выезде за пределы населенного пункта - места постоянного жительства. Кроме того, необходимо подтверждение факта осуществления в том или ином месте мероприятий, связанных с деятельностью предпринимателя, а также обязательно с получением дохода, что подтверждается, например, заключением соответствующих договоров. Если такой договор не заключен, расходы, связанные с проездом, не включаются в состав затрат.
Основные средства и амортизационные отчисления на их восстановление
Правила формирования в учете информации об основных средствах устанавливает Положение по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" (ПБУ 6/01), утвержденное приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н. При принятии к учету основных средств необходимо единовременное выполнение следующих условий:
а) использование основных средств в производстве продукции при выполнении работ или оказании услуг;
б) использование основных средств в течение длительного времени, то есть срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
в) не предполагается последующая перепродажа данных основных средств;
г) способность основных средств приносить доход в будущем.
Сроком полезного использования является период, в течение которого использование объекта основных средств приносит доход. Для отдельных групп основных средств срок полезного использования определяется исходя из количества продукции (объема работ в натуральном выражении), ожидаемого к получению в результате использования этого объекта.
К основным средствам относятся: здания, сооружения, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности, рабочий, продуктивный и племенной скот, многолетние насаждения, внутрихозяйственные дороги и прочие основные средства.
В составе основных средств учитываются также: капитальные вложения на коренное улучшение земель (осушительные, оросительные и другие мелиоративные работы); капитальные вложения в арендованные объекты основных средств; земельные участки, объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы).
Кроме того, в составе основных средств учитываются находящиеся в собственности земельные участки, объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы).
Основные средства принимаются к учету по их первоначальной стоимости.
Первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат на приобретение, сооружение и изготовление.
Фактическими затратами на приобретение, сооружение и изготовление основных средств являются:
- суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу);
- суммы, уплачиваемые за осуществление работ по договору строительного подряда и иным договорам;
- суммы, уплачиваемые за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением основных средств;
- регистрационные сборы, государственные пошлины и другие аналогичные платежи, произведенные в связи с приобретением (получением) прав на объект основных средств;
- таможенные пошлины;
- невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретением объекта основных средств;
- вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретен объект основных средств;
- иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств. В частности, начисленные до принятия объекта основных средств к учету проценты по целевым заемным средствам, если они направлены на приобретение, сооружение или изготовление этого объекта.
Не включаются в фактические затраты на приобретение, сооружение или изготовление основных средств общехозяйственные и аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением, сооружением или изготовлением основных средств.
Фактические затраты на приобретение и сооружение основных средств определяются (уменьшаются или увеличиваются) с учетом суммовых разниц, возникающих в случаях, когда оплата производится в рублях в сумме, эквивалентной сумме в иностранной валюте (условных денежных единицах). Под суммовой разницей понимается разница между рублевой оценкой кредита по оплате объекта основных средств, взятого в иностранной валюте (условных денежных единицах), исчисленной по официальному или иному согласованному курсу на дату получения кредита, и рублевой оценкой этого кредита, исчисленной по официальному или иному согласованному курсу на дату его погашения.
Первоначальной стоимостью основных средств, полученных по договору дарения (безвозмездно), признается их рыночная стоимость на дату получения денежных средств одаряемым.
Первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, признается стоимость ценностей, переданных или подлежащих передаче.
Стоимость ценностей, переданных или подлежащих передаче, устанавливается исходя из стоимости аналогичных в сравнимых обстоятельствах.
При невозможности установить стоимость ценностей, переданных или подлежащих передаче, стоимость основных средств, полученных по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, определяется исходя из стоимости приобретения аналогичных объектов основных средств в сравнимых обстоятельствах.
В первоначальную стоимость объектов основных средств включаются также фактические затраты на доставку объектов и приведение их в пригодное для использования состояние.
Изменение первоначальной стоимости основных средств, в которой они приняты к учету, допускается в случаях достройки, дооборудования, реконструкции или частичной ликвидации и переоценки.
Оценка объекта основных средств, стоимость которого при приобретении выражена в иностранной валюте, производится в рублях путем перерасчета суммы в иностранной валюте по курсу Центрального банка Российской Федерации, действующему на дату получения объекта одаряемым.
Стоимость основных средств погашается посредством начисления амортизации, если иное не установлено указанным Положением.
Следует учесть, что для начисления амортизации объекты основных средств должны быть приобретены после того, как физическое лицо зарегистрировалось в налоговом органе в качестве предпринимателя. В противном случае эти объекты не могут относиться к основным производственным фондам.
Списание на затраты амортизационных отчислений по основным средствам осуществляется без учета переоценки.
Затраты на проведение всех видов ремонта основных производственных фондов включаются в себестоимость по соответствующим элементам затрат (материальные затраты, затраты на оплату труда и т.д.). Амортизация начисляется по всем объектам основных средств, за исключением объектов жилищного фонда (жилых домов, общежитий, квартир и др.), внешнего благоустройства и других аналогичных объектов (лесного и дорожного хозяйства, специализированных сооружений судоходной обстановки и т.п.), а также продуктивного скота, буйволов, волов и оленей, многолетних насаждений, не достигших эксплуатационного возраста, земельных участков и объектов природопользования, потребительские свойства которых не изменяются с течением времени.
При отнесении к основным средствам объектов стоимостью не более 2000 рублей за единицу, а также приобретенных книг, брошюр и т.п. изданий стоимость указанных основных средств подлежит погашению путем начисления амортизации в течение срока эксплуатации этих основных средств.
Амортизационные отчисления по объекту основных средств начинаются с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к учету.
Начисление амортизационных отчислений производится до полного погашения стоимости этого объекта либо списания этого объекта с учета в связи с прекращением права собственности или иного вещного права, но в пределах срока деятельности предпринимателя.
Начисление амортизационных отчислений по объекту основных средств прекращается с первого числа месяца, следующего за месяцем полного погашения стоимости объекта, либо в случае прекращения предпринимательской деятельности.
Начисление амортизационных отчислений по объектам основных средств производится независимо от результата деятельности в отчетном периоде и отражается в учете того отчетного периода, к которому оно относится.
Нормы амортизационных отчислений утверждены постановлением Совета Министров СССР от 22.10.90 N 1072 "О единых нормах амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР" из расчета на один год.
Годовая сумма начисления амортизационных отчислений определяется:
1. При линейном способе исходя из первоначальной стоимости объекта основных средств и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта.
Начисление амортизационных отчислений по объектам основных средств в течение налогового периода производится ежемесячно в размере 1/12 исчисленной годовой суммы.
Если основное средство использовалось целый год, то полная годовая норма амортизационных отчислений умножается на первоначальную (покупную) стоимость основного средства. Если основное средство приобретено в течение года или деятельность осуществлялась не целый год, то сумма амортизации исчисляется исходя из количества месяцев его фактического использования.
Пример. Необходимо произвести расчет начисления амортизационных отчислений объекта основных средств в связи с началом его использования в мае месяце на основании следующих данных:
первоначальная стоимость машины для химической чистки и крашения одежды, приобретенной в апреле месяце, - 60000 руб.;
годовая норма по Единым нормам (шифр 49008) - 14,3%.
Расчет амортизации:
60000 руб. х 14,3% = 8580 руб. - годовая норма амортизации;
8580 руб. : 12 мес. = 715 руб. - месячная норма амортизации;
715 руб. х 8 мес. = 5720 руб. - сумма амортизационных отчислений, включаемая в расходы налогового периода.
2. При способе уменьшаемого остатка исходя из остаточной стоимости объекта основных средств на начало отчетного года и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта и коэффициента ускорения, устанавливаемого в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3. При способе списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования исходя из первоначальной стоимости объекта основных средств и годового соотношения, где числитель - количество лет, остающихся до конца срока полезного использования объекта, а знаменатель - количество лет срока полезного использования объекта.
В течение отчетного года амортизационные отчисления по объектам основных средств начисляются ежемесячно независимо от применяемого способа начисления в размере 1/12 исчисленной годовой суммы.
4. При способе списания стоимости пропорционально объему продукции (работ) исходя из натурального показателя объема продукции (работ) в отчетном периоде и соотношения первоначальной стоимости объекта основных средств и предполагаемого объема продукции (работ) за весь срок полезного использования объекта основных средств.
Начисление амортизационных отчислений по приобретенным объектам основных средств, бывших в эксплуатации, производится следующим образом: индивидуальным предпринимателем (новым владельцем основных средств) определяется срок их полезного использования путем вычитания из срока полезного использования, исчисленного для новых объектов основных средств, срока их фактической эксплуатации, подтверждаемого документами, полученными от продавца. Срок полезного использования новых объектов основных средств определяется исходя из Единых норм амортизационных отчислений.
Пример. Индивидуальным предпринимателем в феврале месяце у организации приобретен объект основных средств, который он начал использовать в сентябре месяце. Фактический срок эксплуатации данного объекта в организации уже составил 3 года. Срок фактической эксплуатации в организации приобретенного основного средства подтвержден документом, выданным индивидуальному предпринимателю. Норма амортизации в соответствии с Едиными нормами - 14,3%. Стоимость объекта, по которой он был приобретен у организации - 60000 руб.
Расчет нормы:
100% : 14,3% = 7 лет - срок использования нового объекта;
7 лет - 3 года = 4 года - срок полезного использования у индивидуального предпринимателя;
100% : 4 года = 25% - годовая норма амортизации, применяемая индивидуальным предпринимателем к основному средству;
60000 руб. х 25% = 15000 руб. - годовая сумма амортизации;
15000 руб. : 12 мес. = 1250 руб. - месячная сумма амортизации;
1250 руб. х 3 мес. = 3750 руб. - сумма амортизационных отчислений, включаемая в расходы налогового периода.
Официальных разъяснений по практическому применению этих способов начисления амортизации, критериев выбора того или иного способа начисления амортизации для целей налогообложения доходов предпринимателей в настоящее время нет, следовательно, предпринимателям в 2001 году необходимо руководствоваться, как и ранее, линейным способом амортизации основных средств.
В соответствии с Федеральным законом от 14.06.95 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" предприниматели без образования юридического лица могут применять ускоренную амортизацию основных производственных фондов. Однако механизм ускоренной амортизации с отнесением затрат на издержки производства в размере, в два раза превышающем нормы, установленные постановлением Совета Министров СССР от 22.10.90 N 1072 "О единых нормах амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР", в соответствии с п. 7 постановления Правительства Российской Федерации от 19.08.94 N 967 "Об использовании механизма ускоренной амортизации и переоценке основных фондов" (с последующими изменениями и дополнениями) применяется к активной части основных производственных фондов в целях создания условий для развития высокотехнологичных отраслей экономики и внедрения эффективных машин и оборудования.
Перечень высокотехнологичных отраслей и эффективных видов машин и оборудования, по которым применяется механизм ускоренной амортизации, устанавливается федеральными органами исполнительной власти (например, Комитетом РФ по торговле, Комитетом РФ по металлургии, Центральным банком РФ и т. п.).
Таким образом, если вид деятельности либо используемое оборудование входят в подобный перечень, то для предпринимателей без образования юридического лица возможно применение механизма ускоренной амортизации.
Вместе с тем наряду с применением механизма ускоренной амортизации субъекты малого предпринимательства могут списывать дополнительно в виде амортизационных отчислений до 50 процентов первоначальной стоимости основных средств со сроком службы более трех лет (ст. 10 Закона РФ от 14.06.95 N 88-ФЗ).
Использование одновременно линейного способа начисления амортизации и ускоренного метода по одним и тем же объектам основных средств не допускается.
При прекращении деятельности предпринимателя до истечения одного года с момента регистрации суммы дополнительно начисленной амортизации подлежат восстановлению.
Износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов
Одновременно с Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" (ПБУ 6/01), утвержденным приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н, продолжает действовать порядок, закрепленный Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 29.07.98 N 34н (в редакции от 24.03.2000), согласно которому не относятся к основным средствам и учитываются в составе средств в обороте:
- предметы со сроком полезного использования менее 12 месяцев, независимо от их стоимости;
- предметы стоимостью на дату приобретения не более 100-кратного размера установленного законодательством Российской Федерации минимального размера месячной оплаты труда за единицу (на 1 января 2001 года) не более 10 тысяч рублей за единицу (исходя из их стоимости, предусмотренной в договоре) независимо от срока их полезного использования, за исключением сельскохозяйственных машин и орудий, строительного механизированного инструмента, оружия, а также рабочего и продуктивного скота, которые относятся к основным средствам независимо от их стоимости.
Предприниматель вправе установить меньший лимит стоимости предметов для учета их в составе средств в обороте.
Кроме того, существуют предметы независимо от стоимости и срока службы, относящиеся к МБП по другим признакам, например, следующие предметы независимо от их стоимости и срока полезного использования:
- орудия лова (тралы, неводы, сети, мережи и другие);
- специальные инструменты и специальные приспособления (инструменты и приспособления целевого назначения, предназначенные для серийного и массового производства определенных изделий или для изготовления индивидуального заказа);
- сменное оборудование (многократно используемые в производстве приспособления к основным средствам и другие вызываемые специфическими условиями изготовления продукции устройства: изложницы и принадлежности к ним, прокатные валки, фурмы воздушные, челноки, катализаторы и сорбенты твердого агрегатного состояния и т.п.);
- специальная одежда, специальная обувь, а также постельные принадлежности;
- временные (нетитульные) сооружения, приспособления и устройства, затраты по возведению которых относятся на затраты строительных работ в составе накладных расходов;
- предметы, предназначенные для сдачи в аренду по договору проката;
- молодняк животных и животные на откорме, птица, кролики, пушные звери, семьи пчел, а также служебные собаки, подопытные животные;
- многолетние насаждения, выращиваемые в питомниках в качестве посадочного материала.
Бензомоторные пилы, сучкорезки, сплавной трос, сезонные дороги, усы и временные ветки лесовозных дорог, временные здания в лесу сроком полезного использования до 24 месяцев (передвижные обогревательные домики, котлопункты, пилоточные мастерские, бензозаправки и т. д.) независимо от стоимости также учитываются в составе средств в обороте.
Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы и товары учитываются в размере затрат, связанных с их приобретением.
Стоимость переданных в производство или эксплуатацию перечисленных выше предметов погашается посредством начисления амортизации, если иное не предусмотрено указанным Положением.
В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" (ПБУ 5/98), утвержденным приказом Минфина России от 15.06.98 N 25н (с изменениями от 30.12.99, 24.03.2000)* амортизация малоценных и быстроизнашивающихся предметов, переданных в производство или эксплуатацию, рассчитывается по их видам одним из следующих способов перенесения стоимости:
- линейный способ - исходя из фактической себестоимости предмета и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока последнего использования;
- способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ) - исходя из количества продукции (работ), производимой (выполняемой) с использованием предмета в отчетном периоде и соотношения фактической себестоимости предмета и предполагаемого объема продукции (работ) за весь срок полезного использования;
- процентный способ - исходя из фактической себестоимости предмета и ставки в 50 или 100 процентов при передаче предмета в производство и эксплуатацию. При этом в первом случае оставшиеся 50 процентов начисляются при выбытии предмета из-за невозможного использования (непригодности) из производства или эксплуатации.
Малоценные предметы стоимостью не более одной двадцатой установленного лимита за единицу могут списываться в расход по мере ввода их в производство или эксплуатацию.
По находящимся в использовании малоценным и быстроизнашивающимся предметам, полученным по договору дарения или безвозмездно, амортизация не начисляется.
Стоимость специальных инструментов и специальных приспособлений разрешается списывать в расходы полностью в момент начала использования соответствующих инструментов и приспособлений.
Стоимость молодняка животных и животных на откорме, птицы, кроликов, пушных зверей, семьи пчел, подопытных животных, служебных собак, многолетних насаждений, выращиваемых в питомниках в качестве посадочного материала, не погашается.
Начисление амортизации по используемым предметам, указанным в настоящем пункте, производится независимо от результатов предпринимательской деятельности индивидуального предпринимателя в налоговом периоде.
Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы принимаются к учету по первоначальной стоимости.
Применение одного из способов по виду (группе) малоценных и быстроизнашивающихся предметов производится в течение всего его срока использования.
Официальных разъяснений по практическому применению этих способов начисления амортизации, критериев выбора того или иного способа начисления амортизации для целей налогообложения доходов предпринимателей в настоящее время нет, следовательно, предпринимателям в 2001 году необходимо руководствоваться, как и ранее, процентным способом амортизации.
------------------------------
* Положение утратило силу начиная с бухгалтерской отчетности 2002 года, в связи с вступлением в силу приказа Минфина России от 09.06.2001 N 44н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" (ПБУ 5-01)".
Износ нематериальных активов
В соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 29.07.98 N 34н (с последующими изменениями и дополнениями), к нематериальным активам, используемым в течение длительного периода (свыше одного года) в хозяйственной деятельности и приносящим доход, относятся права, возникающие из:
- авторских и иных договоров на произведения науки, литературы, искусства и объекты смежных прав, на программы для ЭВМ, базы данных и др.;
- патентов на изобретения, промышленные образцы, селекционные достижения;
- свидетельств на полезные модели, товарные знаки и знаки обслуживания или лицензионных договоров на их использование;
- прав на "ноу-хау" и др.
Кроме того, к нематериальным активам относятся права пользования земельными участками, природными ресурсами и организационные расходы.
Нематериальные активы отражаются в учете в сумме затрат на приобретение, изготовление и расходов по их доведению до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях.
Стоимость объектов нематериальных активов погашается путем начисления амортизации в течение установленного срока их полезного использования.
По объектам, по которым производится погашение стоимости, амортизационные отчисления определяются одним из следующих способов:
- линейным способом исходя из норм, исчисленных на основе срока их полезного использования;
- способом списания стоимости пропорционально объему продукции (работ, услуг).
По нематериальным активам, по которым невозможно определить срок их полезного использования, этот срок устанавливается на 20 лет (но не более срока деятельности предпринимателя).
Официальных разъяснений по практическому применению этих способов начисления амортизации, критериев выбора того или иного способа начисления амортизации для целей налогообложения доходов предпринимателей в настоящее время нет, следовательно, предпринимателям в 2001 году необходимо руководствоваться, как и ранее, линейным способом амортизации.
Начисление амортизации нематериальных активов производится независимо от результатов предпринимательской деятельности индивидуального предпринимателя.
Амортизационные отчисления прекращаются с первого числа месяца, следующего за месяцем полного погашения стоимости нематериальных активов.
Следует учесть, что оплата лицензии отдельных видов деятельности не отнесена к нематериальным активам для предпринимателей, поэтому она не включается в состав затрат.
Затраты на приобретение нематериальных активов должны быть подтверждены счетами, договорами и другими первичными документами, а также документами на их оплату.
Затраты по выплате вознаграждения и оплате труда
Предприниматели вправе заключать с физическими лицами договоры гражданско-правового характера, предметом которых могут быть выполнение работ или оказание услуг. В состав расходов предпринимателя включаются суммы оплаты труда, выплаченные им физическим лицам по таким договорам.
В расходы на оплату труда включаются любые начисления (выплаты) работникам в денежной и (или) натуральной формах. К расходам на оплату труда относятся, в частности:
1) суммы начисленной и фактически выплаченной заработной платы;
2) начисленные и фактически выплаченные суммы стимулирующего и компенсационного характера;
3) стоимость товаров (работ, услуг), предоставляемых в порядке натуральной оплаты труда;
4) суммы вознаграждений по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), а также по авторским договорам.
Индивидуальные предприниматели ведут учет сумм, выплаченных физическим лицам в налоговом периоде. Данные расходы могут быть учтены у предпринимателя при наличии соответствующим образом оформленного договора и расчетно-платежных ведомостей (или расходных кассовых ордеров).
В случае заключения договоров гражданско-правового характера с физическими лицами, не являющимися предпринимателями без образования юридического лица, у предпринимателя-работодателя возникает обязанность по своевременному и правильному исчислению и удержанию подоходного налога и перечислению его в полном объеме в соответствующий бюджет не позднее дня, следующего за днем фактического получения налогоплательщиком дохода.
Если же договор заключен с физическим лицом, являющимся предпринимателем без образования юридического лица и в свидетельстве о регистрации вид деятельности соответствует выполняемой по договору работе, то обязанности по удержанию подоходного налога у предпринимателя-работодателя не возникает.
Прочие расходы
К прочим расходам, связанным с производством и реализацией товаров (работ, услуг), относятся:
- плата за аренду основных производственных фондов;
- оплата стоимости услуг сторонних организаций для обеспечения предпринимательской деятельности;
- расходы на рекламу;
- оплата услуг связи;
- оплата услуг банков при открытии счета в качестве предпринимателя.
Оплата чековой книжки. Расходы на оплату процентов по кредитам (за исключением кредитов, связанных с приобретением основных средств и нематериальных активов), полученным на осуществление деятельности;
- затраты на покупку специальной литературы;
- налоги (взносы), сборы, платежи (включая по обязательным видам страхования) и другие обязательные отчисления, производимые в соответствии с установленным законодательством порядком;
- комиссионный сбор, уплаченный торгующей организации продавцом (при наличии подтверждающих документов);
- расходы по изготовлению печати, штампов (при их документальном подтверждении);
- расходы по приобретению вышедших из строя частей к основным средствам на основании документов, подтверждающих факт приобретения, и только по тем частям, которые в отчетном периоде установлены на основное средство (то есть куплены не впрок);
- расходы на оплату работ по обязательной сертификации продукции;
- другие расходы, фактически произведенные и документально подтвержденные, непосредственно связанные с извлечением доходов, но не относящиеся к ранее перечисленным расходам.
1. Плата за аренду основных производственных фондов.
Аренда представляет собой основанное на договоре владение и пользование имуществом, необходимым арендатору для его деятельности. В аренду могут быть переданы вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи).
В соответствии со ст. 614 Гражданского кодекса РФ арендная плата устанавливается за все арендуемое имущество в целом или отдельно по каждой из его составных частей в виде:
- определенных в твердой сумме платежей, вносимых периодически или единовременно;
- установленной доли полученных в результате использования арендованного имущества продукции, плодов или доходов;
- предоставления арендатором определенных услуг;
- передачи арендатором арендодателю обусловленной договором вещи в собственность или аренду;
- возложения на арендатора обусловленных договором затрат на улучшение арендованного имущества.
Стороны могут предусматривать в договоре аренды сочетание указанных форм арендной платы или иные формы оплаты аренды.
Договор аренды на срок более года или если хотя бы одна из сторон которого является юридическим лицом независимо от срока, должен быть заключен в письменной форме. Договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом.
В договоре аренды должны быть предусмотрены размеры арендной платы, срок аренды, распределение обязанностей сторон по капитальному ремонту арендованного имущества, внесению арендной платы. Следует учесть, что в договоре должна быть указана цель аренды и стороной договора должен выступать предприниматель, а не физическое лицо.
К такого рода расходам можно отнести, в частности, оплату стоимости проживания в гостинице или частном секторе при выезде по делам предпринимательства за пределы населенного пункта, являющегося местом постоянного жительства предпринимателя, оплату аренды транспортного средства, используемого в процессе осуществления деятельности, арендную плату за землю, если земельный участок необходим для осуществления деятельности и не предоставлен в пользование другим юридическим или физическим лицам, земельный налог, плату за место на рынке (другое специально отведенное для торговли место).
Данный вид расходов принимается к зачету в том периоде, в котором произведены фактические затраты, при условии их соответствующего документального подтверждения.
2. Оплата стоимости услуг сторонних организаций для обеспечения предпринимательской деятельности - при условии соответствующего документального подтверждения.
3. Расходы на рекламу.
К расходам на рекламу относятся затраты, связанные с:
- разработкой и изданием рекламных иллюстрированных прейскурантов;
- каталогов, брошюр, альбомов, проспектов, афиш, рекламных писем;
- открыток и их распространением;
- разработкой и изготовлением эскизов рекламной упаковки;
- приобретением и изготовлением рекламных сувениров;
- рекламными мероприятиями через средства массовой информации;
- изготовлением рекламных образцов продукции;
- световой и иной наружной рекламой;
- изготовлением, приобретением кино-, видео-, диафильмов и т.п.;
- изготовлением стендов, муляжей, рекламных щитов и т.п.;
- оформлением витрин, выставок-продаж;
- уценкой товаров, потерявших товарный вид при экспонировании в витринах;
- иными рекламными мероприятиями.
Указанный вид расходов принимается к зачету в пределах нормативов в соответствии с приказом Минфина России от 15.03.2000 N 26н (с изменениями от 01.03.2001), зарегистрированным в Минюсте России 11.04.2000 N 2192, приведенных в следующей таблице.
4. Оплата услуг связи (абонентская плата за телефон, оплата междугородных и международных телефонных переговоров, оплата стоимости услуг по доставке материальных объектов (посылки, бандероли и т.п.), аренда почтовых абонентских ящиков, оплата эфирного времени радиотелефона и пейджера).
Абонентская плата за телефон может быть учтена только при наличии обособленного нежилого помещения, используемого для осуществления предпринимательской деятельности (как собственного, так и арендованного) и подтверждающих документов (договор передачи в собственность, договор аренды с указанием на то, что данные расходы несет арендатор, документы, подтверждающие факт оплаты).
Расходы по междугородным и международным переговорам из офиса и с домашнего телефона могут быть приняты к зачету только при подтверждении взаимоотношении с абонентом (в рамках осуществления предпринимательской деятельности) с указанием его контактного телефона и необходимости в таких переговорах, а также документальном подтверждении факта оплаты.
Оплата стоимости услуг по доставке материальных объектов почтовыми отправлениями (посылки, бандероли и т.п.) также должна быть подтверждена документально. При этом необходимо подтверждение взаимоотношений с адресатом в рамках осуществления предпринимательской деятельности.
Аренда почтовых абонентских ящиков может быть принята к зачету при наличии документов, подтверждающих факт оплаты в случае осуществления почтовой связи в такой форме с партнерами, клиентами и т.д.
Оплата эфирного времени радиотелефона или пейджера может быть включена в состав затрат предпринимателя при подтверждении необходимости оперативной связи и отсутствии стационарного телефона, а также при наличии документов, подтверждающих факт оплаты.
5. Оплата услуг банков при открытии счета в качестве предпринимателя. Оплата чековой книжки. Оплата процентов по кредитам банков (за исключением ссуд, связанных с приобретением основных средств, нематериальных и иных внеоборотных активов), полученным на осуществление деятельности.
Данные расходы учитываются при наличии подтверждающих документов.
Для целей налогообложения затраты по оплате процентов по просроченным кредитам не принимаются, а по оплате процентов банков принимаются в пределах учетной ставки Центрального банка Российской Федерации, увеличенной на три пункта (по ссудам, полученным в рублях), или ставки ЛИБОР, увеличенной на три пункта (по ссудам, полученным в иностранной валюте).
6. Затраты на покупку специальной литературы, нормативных документов, юридической литературы, газет, журналов, используемых для осуществления деятельности и связанных с извлечением дохода, и бланков, используемых для оформления прохождения товара (услуги) при подтверждении соответствующими документами.
7. Налоги, сборы, платежи и другие обязательные отчисления, уплачиваемые в соответствии с действующим законодательством при условии, что по Закону РФ от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" или по законам, определяющим порядок налогообложения конкретными видами налогов, они относятся на себестоимость.
У предпринимателей в составе расходов учитываются следующие налоги и сборы:
- единый социальный налог (взнос);
- налог на реализацию горюче-смазочных материалов;
- налог с владельцев транспортных средств;
- налог на приобретение автотранспортного средства;
- таможенные пошлины (платежи);
- акцизы;
- целевые сборы с граждан на содержание милиции, на благоустройство территории, на нужды образования;
- налог на рекламу;
- сбор за парковку автотранспорта;
8. Комиссионный сбор, уплаченный торгующей организации продавцом (при наличии подтверждающих документов).
9. Расходы по изготовлению печати, штампов (при их документальном подтверждении).
10. Расходы по приобретению вышедших из строя частей к основным средствам на основании документов, подтверждающих факт приобретения, и только по тем частям, которые в отчетном периоде установлены на основное средство (то есть куплены не впрок).
11. Оплата работ по сертификации продукции (при наличии подтверждающих документов).
Предпринимателями могут быть произведены затраты, которые с учетом действующих законодательных норм не исключаются из совокупного годового дохода.
Не исключаются из совокупного валового дохода предпринимателя следующие расходы:
- на личные нужды плательщика и его семьи;
- по уплате налогов, лицензионных и иных сборов, не включаемых предприятиями и организациями в себестоимость продукции (работ, услуг);
- по уплате членских взносов, платежей по страхованию (за исключением случаев, когда указанные расходы непосредственно связаны с осуществлением деятельности и обязанность по уплате которых предусмотрена законом);
- штрафы;
- убытки, понесенные в процессе осуществления деятельности (уценка товаров, убытки, образовавшиеся при реализации товаров по ценам ниже цены приобретения и т. п.);
- не связанные с извлечением дохода или опосредующие его получение;
- не подтвержденные документально либо подтвержденные фиктивными или неверно оформленными документами.
В соответствии с Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.92 N 552 (с последующими изменениями и дополнениями), в себестоимость продукции не включаются затраты:
- носящие долговременный (капитальный, инвестиционный) характер, в том числе на проведение модернизации оборудования, а также реконструкции основных фондов;
- связанные с аудиторской проверкой финансово-хозяйственной деятельности, проводимой по собственной инициативе;
- проценты по просроченным кредитам банков, а также проценты по банковским ссудам, взятым на приобретение основных средств, материалов или иных активов;
- затраты на выполнение самим предпринимателем или оплату им работ (услуг), не связанных с производством продукции (работ, услуг) в рамках предпринимательской деятельности.
Учитывая изложенное, в частности, не могут быть включены в состав затрат расходы на:
- представительские цели;
- оформление помещений (кроме офисной мебели, оргтехники, осветительных приборов, штор, жалюзи и т.п.);
- приобретение сырья, материалов и товаров впрок;
- сторожевую охрану;
- оплату лицензий (за исключением лицензий на использование изобретений, промышленных образцов, полезных моделей, товарных знаков и "ноу-хау");
- изготовление визитных карточек;
- приобретение и пошив костюмов (за исключением осуществления видов деятельности, по которым законодательством предусмотрена спецодежда, например, при работе в химически агрессивных средах);
- оплату курсов и других видов личного обучения;
- перевод документов с иностранного языка;
- покупку электробытовых приборов (кипятильников, чайников, диктофонов, телевизоров и т.п.) и бытовых предметов (посуды, фотоаппаратов, аудио- и видеотехники и т.п.), если они не используются в процессе извлечения дохода;
- покупку литературы по налогообложению, ведению бухгалтерского учета и юридической литературы (за исключением аудиторской, бухгалтерской или юридической деятельности соответственно), а также программных продуктов, относящихся к этим вопросам;
- оплату консультационных и информационных услуг;
- судебные издержки и арбитражные расходы по делам, связанным с предпринимательской деятельностью налогоплательщика;
- выплаты по претензиям юридических и физических лиц, связанные с деятельностью;
- командировочные расходы;
- затраты, связанные с инвентаризацией и оценкой строения, с получением регистрационного удостоверения о собственности и справки Бюро технической инвентаризации (БТИ);
- оплату услуг платной автостоянки;
- оформление загранпаспорта, въездной визы;
- оплату сборов за регистрацию автомобиля в Государственной инспекции по безопасности дорожного движения (ГИБДД);
- оплату сборов, уплаченных за границей.
В практике встречаются и иные виды расходов, не перечисленные выше, однако при решении вопроса о включении их в состав затрат рекомендуется руководствоваться изложенными принципами с учетом вида осуществляемой деятельности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Управления МНС по г. Москве от 30 января 2002 г. N 27-08н/4281 "Пример заполнения декларации по налогу на доходы физических лиц за 2001 год"
Текст письма опубликован в газете "Московский налоговый курьер", N 6, 2002 г.