Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 238
Существуют ли какие-либо законодательно установленные нормы, в пределах которых не подлежит обложению единым социальным налогом компенсация за неиспользованный отпуск при увольнении работника, или такая компенсация в полном размере не облагается единым социальным налогом?
Согласно п. 1 ст. 236 главы 24 Кодекса в объект обложения единым социальным налогом включаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые работодателями в пользу своих работников по всем основаниям.
Пунктом 4 ст. 236 Кодекса предусмотрено, что указанные выплаты не подлежат налогообложению, если они производятся за счет средств, остающихся в распоряжении организации после уплаты налога на прибыль.
При исчислении единого социального налога организация должна учитывать, что пп. 2 п. 1 ст. 238 Кодекса предусмотрен вывод из-под обложения единым социальным налогом отдельных видов компенсационных выплат (в том числе компенсаций за неиспользованный отпуск при увольнении работника), которые установлены законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации).
Размеры и порядок выплаты денежных компенсаций за неиспользованный отпуск при увольнении работника регламентируются ст. 75 Кодекса законов о труде Российской Федерации (далее - КЗоТ). Компенсации в пределах размеров, установленных КЗоТ, не должны облагаться единым социальным налогом.
На основании своей учетной политики и в соответствии с действующими положениями по бухгалтерскому учету организации могут принимать решения по осуществлению различных денежных выплат в пользу работников за счет средств, остающихся в распоряжении организации после уплаты налога на прибыль. Такими выплатами могут являться и сверхнормативные суммы компенсаций за неиспользованный отпуск при увольнении работника. В этом случае на основании п. 4 ст. 236 Кодекса указанные компенсации не должны облагаться единым социальным налогом.
При этом следует учесть, что на основании "Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации", утвержденного приказом Минфина России от 29.07.98 N 34н, и "Методических рекомендаций о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации", утвержденных приказом Минфина России от 28.06.2000 N 60н, средствами, остающимися в распоряжении организации после уплаты налога на прибыль, однозначно считаются средства, отнесенные на группу статей "Нераспределенная прибыль прошлых лет", где учитывается остаток прибыли, оставшейся в распоряжении организации по результатам работы за прошлый год и принятых решений по ее использованию (образование резервных фондов, покрытие убытков, выплата дивидендов и пр.).
Учет прибыли как источника выплат, не облагаемых единым социальным налогом в течение отчетного года, должен осуществляться в соответствии с "Изменениями и дополнениями в Методические рекомендации по порядку исчисления и уплаты единого социального налога (взноса)", утвержденными приказом МНС России от 28.04.2001 N БГ-3-07/138.
Организация заключила со страховой компанией договоры добровольного страхования жизни своих сотрудников. По условиям договора через 20 лет застрахованным лицам выплачивается страховая сумма или в случае их смерти - их родственникам. Источником взносов является собственная прибыль предприятия. Начисляется ли единый социальный налог на данные страховые взносы?
Согласно п. 1 ст. 236 Кодекса в объект обложения единым социальным налогом включаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые работодателями в пользу своих работников по всем основаниям.
Пунктом 4 ст. 236 Кодекса предусмотрено, что указанные выплаты не являются объектом налогообложения, если они производятся за счет средств, остающихся в распоряжении организации после уплаты налога на прибыль.
Из контекста положений главы 24 Кодекса следует, что к выплатам в целях обложения единым социальным налогом необходимо относить только денежные выплаты, полученные физическими лицами (работниками и не работниками) от организации-налогоплательщика. Следовательно, применение п. 4 ст. 236 Кодекса допустимо только по отношению к выплатам в денежном выражении.
Согласно статьям 236 и 237 Кодекса получение работником или членом его семьи различных благ в виде товаров, работ, услуг или прав при их полной или частичной оплате, производимой работодателем в пользу работника (или члена его семьи), квалифицируется как полученная работником материальная выгода, в том числе в виде страховых взносов по договорам добровольного страхования. При этом следует учесть, что:
- размер материальной выгоды будет эквивалентен сумме затрат организации по оплате полученных работником благ;
- материальная выгода не может быть приравнена к выплатам в денежной форме, так как ее начисление в пользу физического лица в бухгалтерском учете не отражается;
- материальная выгода не имеет источника выплаты.
С учетом изложенного, единый социальный налог начисляется на сумму материальной выгоды, являющейся объектом обложения единым социальным налогом, вне зависимости от источников, из которых произведена оплата товаров, работ, услуг или прав сторонним лицам в интересах работника. То есть положения п. 4 ст. 236 Кодекса по отношению к материальной выгоде, полученной работником за счет средств работодателя, не должны применяться.
Налоговая база единого социального налога (взноса) налогоплательщиков, в частности, организаций определяется как объект налогообложения с учетом сумм, не подлежащих налогообложению в соответствии со ст. 238 Кодекса.
В соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 238 Кодекса не подлежат обложению единым социальным налогом (взносом) суммы страховых платежей (взносов) по договорам добровольного страхования, предусматривающим выплаты в возмещение вреда жизни и здоровью застрахованных работников при условии отсутствия выплат застрахованным физическим лицам.
Согласно статьям 4 и 5 Закона Российской Федерации от 27.11.92 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" объектами добровольного страхования могут быть не противоречащие законодательству Российской Федерации имущественные интересы, связанные с жизнью и здоровьем застрахованного лица. В свою очередь, страхователи вправе при заключении договоров страхования назначать физических или юридических лиц (выгодоприобретателей, в том числе наследников) для получения страховых выплат по договорам страхования, а также заменять их по своему усмотрению до наступления страхового случая.
Таким образом, суммы страховых платежей по договорам добровольного страхования, предусматривающим выплаты (не только застрахованным физическим лицам) в возмещение вреда жизни и здоровью в результате наступления страхового случая, не облагаются единым социальным налогом (взносом). В том случае, если по договору личного страхования выплаты производятся не в возмещение вреда жизни и здоровью застрахованных лиц, а по иным основаниям, тогда страховые взносы по таким договорам должны облагаться единым социальным налогом (взносом) у работодателя.
Первичная профсоюзная организация является некоммерческой общественной организацией, денежные средства которой образуются за счет отчислений членских профсоюзных взносов. Предпринимательской и коммерческой деятельностью не занимается, уставный капитал, основные средства, обороты по реализации отсутствуют. Все сотрудники работают на общественных началах, фонд оплаты труда не начисляется, выплачивается материальная помощь членам профсоюза, состоящим на учете в первичной профсоюзной организации. Начисляется ли единый социальный налог на материальную помощь, выплачиваемую из поступивших членских профсоюзных взносов?
В соответствии с пп. 13 п. 1 ст. 238 Кодекса не подлежат налогообложению выплаты, осуществляемые за счет членских профсоюзных взносов каждому члену профсоюза, при условии, что данные выплаты производятся не чаще одного раза в три месяца и не превышают 10000 руб. в год.
Однако в случае если члену профсоюза выплаты за счет членских профсоюзных взносов будут производиться чаще одного раза в три месяца независимо от выплачиваемой суммы, такие выплаты подлежат налогообложению. Суммы, выплачиваемые членам профсоюза в размере, превышающем 10000 рублей в год, также подлежат налогообложению независимо от количества таких выплат в течение налогового периода.
Налоговым кодексом Российской Федерации в ст. 238 приводится перечень выплат, не подлежащих обложению единым социальным налогом (взносом). В их число входят, в частности, все виды установленных законодательством Российской Федерации компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ). Попадают ли под указанные выплаты, предусмотренные Кодексом законов о труде Российской Федерации, выдача спецодежды (ст. 149 КЗоТ РФ) и выдача молока (ст. 151 КЗоТ РФ), а также расходы, связанные с приобретением для отдельных работников, имеющих разъездной характер работы, единых проездных билетов?
Все вышеуказанные расходы в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.92 N 552 включаются в себестоимость продукции.
Объектом обложения единым социальным налогом в соответствии с п. 1 ст. 236 Кодекса признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые работодателями в пользу работников по всем основаниям.
Согласно ст. 17 Федерального закона от 17.07.99 N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации" и ст. 149 Кодекса законов о труде Российской Федерации работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, а также на работах, производимых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, выдаются бесплатно специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты (далее - средства индивидуальной защиты) в соответствии с нормами, утвержденными в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
"Правилами обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты", утвержденными постановлением Минтруда России от 18.12.98 N 51 (с изменениями от 29.10.99), определено, что выдаваемые работникам средства индивидуальной защиты считаются собственностью организации и подлежат обязательному возврату. Работникам по окончании работы запрещается выносить средства индивидуальной защиты за пределы организации (кроме случаев, когда в силу отраслевой специфики указанный порядок не может быть соблюден). Затраты по обеспечению работников средствами индивидуальной защиты должны включаться в себестоимость продукции (работ, услуг). Вопросы материальной ответственности работников за ущерб, причиненный предприятию в связи с утратой или порчей по небрежности средств индивидуальной защиты или в иных случаях регулируются действующим законодательством.
Таким образом, средства индивидуальной защиты, в том числе специальная одежда и обувь, выдаваемые бесплатно работникам на основании вышеназванных нормативных документов и в пределах норм, утвержденных в порядке, определенном Правительством РФ, не являются выплатами работодателя в пользу работника и соответственно не подлежат налогообложению единым социальным налогом.
Бесплатная выдача рабочим и служащим молока при работе с вредными химическими веществами на производстве предусмотрена постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 16.12.87 N 731/П-13 "О порядке бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов рабочим и служащим, занятым на работах с вредными условиями труда" и ст. 150 КЗоТ.
Указанным постановлением определено, что организации самостоятельно решают все вопросы, связанные с бесплатной выдачей молока или других равноценных пищевых продуктов на основании Перечня химических веществ, при работе с которыми в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов.
При этом затраты, связанные с бесплатной выдачей молока в пределах установленных норм, на основании "Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли", утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.08.92 N 552, должны относиться на себестоимость продукции как расходы, связанные с обеспечением нормальных условий труда при осуществлении производственной деятельности.
В данном случае бесплатно выдаваемое молоко также не является выплатой в пользу конкретного работника и на стоимость молока или других равноценных продуктов единый социальный налог начисляться не должен.
Стоимость средств индивидуальной защиты, молока или других равноценных продуктов, выдаваемых работникам сверх установленных нормативов или в случаях, когда это не предусмотрено законодательством, должна облагаться единым социальным налогом в общеустановленном порядке.
Согласно пп. 13 п. 1 ст. 238 Кодекса не подлежит обложению единым социальным налогом стоимость льгот по проезду, предоставляемых законодательством Российской Федерации отдельным категориям работников.
Законодательством РФ не предусмотрена оплата единых проездных билетов в целях возмещения расходов работника при подвижном и разъездном характере работы, поэтому на стоимость таких билетов единый социальный налог должен начисляться.
Что подразумевается под "оплатой страховщиками медицинских расходов застрахованных физических лиц" в пп. 7 п. 1 ст. 238 Налогового кодекса Российской Федерации?
Договоры добровольного медицинского страхования (ДМС) заключаются между организациями-работодателями (страхователями) и страховыми компаниями (страховщиками). Договоры ДМС, как правило, предусматривают оплату стоимости медицинской помощи и услуг, оказанных работникам (застрахованным физическим лицам) медицинскими учреждениями. Таким договором определены конкретные медицинские учреждения, услугами которых может пользоваться застрахованный работник, а также виды и объемы медицинской помощи и услуг, оплату за получение которых будет производить страховщик. Оплата осуществляется страховой компанией медицинскому учреждению за счет страховых взносов организации-работодателя по безналичному расчету.
Застрахованное лицо не участвует в процессе оплаты медицинских услуг, не получает выплат от страховой компании и согласно пп. 7 п. 1 ст. 238 Кодекса на страховые взносы по таким договорам единый социальный налог начисляться не должен.
Если по условиям договора ДМС страховщиком застрахованному лицу производятся выплаты (денежное возмещение стоимости медицинских услуг, лекарственных препаратов, проценты от страховой суммы), то на материальную выгоду, получаемую застрахованным работником за счет страховых взносов, внесенных за него работодателем, единый социальный налог на основании п. 4 ст. 237 Кодекса начисляться должен.
В целях производственной необходимости сотрудник был направлен на курсы повышения квалификации. Следует ли начислять единый социальный налог (взнос) на сумму стоимости обучения?
В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 238 Кодекса не подлежат обложению единым социальным налогом все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), в том числе выплат, связанных с возмещением расходов на повышение профессионального уровня работников.
В соответствии со ст. 184 КЗоТ РФ при производственной необходимости организация вправе направить своего сотрудника на курсы для повышения его квалификации за счет средств организации.
При этом следует иметь в виду, что в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Расходы организаций" ПБУ 10/99, утвержденным приказом Минфина России от 06.05.99 N 33н, и учетной политикой организации, не противоречащей Положению по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/98, утвержденному приказом Минфина России от 09.12.98 N 60н, для целей бухгалтерского учета суммы расходов по повышению квалификации кадров могут полностью относиться на себестоимость продукции (работ, услуг). Для целей обложения налогом на прибыль расходы на повышение квалификации кадров, включаемые в себестоимость, не должны превышать нормативов, установленных приказом Минфина России от 15.03.2000 N 26н "О нормах и нормативах на представительские расходы, расходы на рекламу и на подготовку и переподготовку кадров на договорной основе с учебными заведениями, регулирующих размер отнесения этих расходов на себестоимость продукции (работ, услуг) для целей налогообложения и порядке их применения".
Согласно п. 4 ст. 237 Кодекса налоговой базой по единому социальному (взносу) признается материальная выгода от оплаты (полностью или частично) работодателем приобретаемых для работника и (или) членов его семьи товаров (работ, услуг) или прав, в том числе от оплаты обучения в интересах работника. Материальная выгода возникает как самостоятельный объект налогообложения и не зависит от источника оплаты благ в пользу работника.
Облагаются ли единым социальным налогом (взносом) командировочные расходы, возмещенные сотрудникам сверх норм суточных, установленных законодательством Российской Федерации?
В соответствии с п. 1 ст. 236 Кодекса выплаты и иные вознаграждения, начисляемые работодателями в пользу работников по всем основаниям, являются объектом налогообложения при исчислении единого социального налога. Согласно п. 4 ст. 236 Кодекса указанные выплаты не признаются объектом налогообложения, если они производятся за счет средств, оставшихся в распоряжении организации после уплаты налога на доходы (прибыль) организаций.
Согласно п. 2 ст. 238 Кодекса и п. 6.1.7 "Методических рекомендаций по порядку исчисления и уплаты единого социального налога (взноса)", утвержденных приказом МНС России 29.12.2000 N БГ-3-07/465, при оплате работодателем расходов на командировки работников не подлежат обложению единым социальным налогом суммы выплат в пределах норм, установленных законодательством Российской Федерации.
Порядок и условия командирования работников, а также нормы возмещения командировочных расходов установлены ст. 116 КЗоТ, инструкцией Минфина СССР, Госкомитета СССР по труду и социальным вопросам, ВЦСПС от 07.04.88 N 62, постановлением Правительства РФ от 26.02.92 N 122, приказом Минфина России от 13.08.99 N 57н, письмом Минфина России от 12.05.92 N 30.
Указанными законодательными и нормативными документами, а также постановлением Правительства РФ от 18.04.92 N 262 предусмотрено, что негосударственные предприятия и организации затраты на командировки, связанные с производственной деятельностью, в пределах норм возмещения, установленных этими документами, должны включать в себестоимость продукции.
Отнесение на балансовые счета сверхнормативных сумм командировочных расходов определяется организацией самостоятельно в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденным приказом Минфина России от 06.05.99 N 33н, и учетной политикой организации, не противоречащей Положению по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/98, утвержденному приказом Минфина России от 09.12.98 N 60н. Источник указанных выплат определяется учетной политикой организации.
Таким образом, в соответствии с принятой учетной политикой организация может учитывать сверхнормативные командировочные расходы по расходным статьям баланса. В этом случае необходимо учесть, что в соответствии с инструкцией МНС России от 15.06.2000 N 62 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" указанный порядок учета затрат не должен влиять на порядок определения налогооблагаемой прибыли, в связи с чем балансовая прибыль в целях налогообложения прибыли должна увеличиваться на сумму рассматриваемых затрат. Затраты по возмещению сотрудникам сверхнормативных командировочных расходов, фактически отнесенные на расходные статьи баланса, в соответствии с п. 1 ст. 236 Кодекса должны облагаться единым социальным налогом.
Если учетной политикой организации предусмотрено производить возмещение сотрудникам сверхнормативных командировочных расходов за счет средств, остающихся в распоряжении организации после уплаты налога на прибыль, то на основании п. 4 ст. 236 Кодекса эти выплаты облагаться единым социальным налогом не должны.
При этом следует учесть, что на основании "Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации", утвержденного приказом Минфина России от 29.07.98 N 34н, и "Методических рекомендаций о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации", утвержденных приказом Минфина России от 28.06.2000 N 60н, средствами, остающимися в распоряжении организации после уплаты налога на прибыль, однозначно считаются средства, отнесенные на группу статей "Нераспределенная прибыль прошлых лет", где учитывается остаток прибыли, оставшейся в распоряжении организации по результатам работы за прошлый год и принятых решений по ее использованию (образование резервных фондов, покрытие убытков, выплата дивидендов и пр.).
Учет прибыли в течение отчетного года при применении п. 4 ст. 236 Кодекса должен осуществляться в соответствии с "Изменениями и дополнениями в Методические рекомендации по порядку исчисления и уплаты единого социального налога (взноса)", утвержденными приказом МНС России от 28.04.2001 N БГ-3-07/138.
Горноспасательный отряд согласно Федеральному закону "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" от 22.08.95 N 151-ФЗ имеет право на обеспечение питанием при несении дежурства с оплатой расходов за счет средств, выделенных на содержание аварийно-спасательных служб. Облагается ли продовольственный паек или выплаченные денежные средства взамен его единым социальным налогом (взносом)?
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 16.01.95 N 47 личный состав военизированной горноспасательной части (ВГСЧ) при исполнении служебных обязанностей обязан носить форменную одежду со знаками различия, выдаваемую за счет средств ВГСЧ. Облагается ли единым социальным налогом (взносом) стоимость выданного форменного обмундирования?
В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 238 Кодекса не облагаются единым социальным налогом все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), в том числе связанных с оплатой стоимости и (или) выдачей полагающегося натурального довольствия, а также с выплатой денежных средств взамен этого довольствия.
Согласно Федеральному закону от 22.08.95 N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" (с изменениями от 5, 7 августа, 7 ноября 2000 года), аварийно-спасательное формирование - это самостоятельная или входящая в состав аварийно-спасательной службы структура, предназначенная для проведения аварийно-спасательных работ, основу которой составляют подразделения спасателей. Профессиональные аварийно-спасательные службы и формирования в федеральных органах исполнительной власти на постоянной штатной основе создаются решениями Правительства Российской Федерации по представлениям соответствующих министерств, ведомств и организаций Российской Федерации, согласованным с федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Конкретные источники финансирования аварийно-спасательных служб и порядок использования ими финансовых средств определяют органы исполнительной власти, создающие эти службы и формирования. Московская военизированная горноспасательная часть подчинена непосредственно СПО "МБ", которое создано по представлению и находится в ведении Министерства промышленности, науки и технологии Российской Федерации. На СПО "МБ" и его структурные подразделения распространяется действие постановления Правительства Российской Федерации от 16.01.95 N 47 "О военизированных горноспасательных частях по обслуживанию горнодобывающих предприятий металлургической промышленности и Дисциплинарном уставе военизированных горноспасательных частей по обслуживанию горнодобывающих предприятий металлургической промышленности".
Статьей 25 Федерального закона "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" установлено, что спасатели профессиональных аварийно-спасательных служб или формирований имеют право на обеспечение питанием при несении дежурства с оплатой расходов за счет средств, выделяемых на содержание аварийно-спасательных служб или формирований.
Пунктом 25 "Положения о военизированных горноспасательных частях по обслуживанию горнодобывающих предприятий металлургической промышленности" (далее - Положение), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.01.95 N 47, определено, что питанием за счет средств, выделяемых на содержание аварийно-спасательных служб или формирований, обеспечиваются респираторщики, водители оперативных автомобилей, командиры отделений, помощники командиров взводов, находящиеся круглосуточно в подразделении (ВГСЧ) в дежурной смене. При отсутствии организованного питания им выплачивается денежная компенсация.
При соблюдении условий, предусмотренных вышеуказанным Положением, стоимость питания или денежная компенсация взамен этого питания, выплаченная личному составу ВГСЧ указанных должностей, на основании пп. 2 п. 1 ст. 238 Кодекса не должна облагаться единым социальным налогом.
Подпунктом 11 п. 1 ст. 238 Кодекса установлено, что стоимость форменной одежды и обмундирования, выдаваемых работникам, обучающимся, воспитанникам в соответствии с законодательством Российской Федерации бесплатно или с частичной оплатой и остающихся в личном постоянном пользовании, не облагается единым социальным налогом.
Законодательными актами Российской Федерации не предусмотрена выдача форменной одежды личному составу ВГСЧ за счет средств, выделяемых на их содержание. Поэтому несмотря на то, что согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 16.01.95 N 47 личный состав подразделений ВГСЧ при исполнении служебных обязанностей обязан носить форменную одежду, выдаваемую ему за счет средств ВГСЧ, стоимость такой одежды представляет собой объект обложения единым социальным налогом.
Организация заключила договор добровольного страхования сотрудников службы безопасности от несчастных случаев на производстве. Договор предусматривает выплату страхового обеспечения страховщиком застрахованному физическому лицу в случае потери им трудоспособности при исполнении служебных обязанностей. Организация в качестве страхователя уплатила страховщику страховой взнос. В отчетном периоде выплаты страховщика застрахованным физическим лицам отсутствовали. Подлежит ли налогообложению сумма уплаченного организацией страхового взноса?
В соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 238 Кодекса не подлежат обложению единым социальным налогом суммы страховых платежей (взносов) по договорам добровольного страхования, предусматривающим выплаты в возмещение вреда жизни и здоровью застрахованных работников при условии отсутствия выплат застрахованным физическим лицам. Согласно п. 4 ст. 237 Кодекса материальная выгода, получаемая работником в виде суммы страховых взносов по договорам добровольного страхования (за исключением сумм страховых взносов, указанных в пп. 7 п. 1 ст. 238 Кодекса) в случаях, когда страховые взносы полностью или частично вносились за него работодателем, должна включаться в налоговую базу при исчислении единого социального налога.
Совместное рассмотрение указанных статей Кодекса обусловливает следующее:
- при осуществлении выплат страховщиком застрахованному лицу в связи с наступлением страховых случаев, то есть в возмещение вреда жизни и здоровью суммы страховых взносов, уплаченных организацией, не должны включаться в налогооблагаемую базу при исчислении единого социального налога;
- если договором добровольного страхования предусмотрены выплаты в пользу застрахованных лиц без наступления страхового случая, то материальная выгода, полученная работником за счет страховых взносов работодателя, должна облагаться единым социальным налогом. В этом случае налогооблагаемая база возникает при получении застрахованным лицом аннуитетов, ренты и т. п. выплат.
<< Статья 237 Статья 237 |
Статья 239 >> Статья 239 |
|
Содержание Разъяснения Управления МНС по г. Москве к некоторым статьям главы 24 Налогового кодекса РФ в редакции Федерального закона... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.