Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 28 марта 2002 г. N КГ-А40/1524-02
Решением от 15 мая 2001 года Арбитражного суда города Москвы Открытое акционерное общество "Промстройбанк России" (далее ОАО "Промстройбанк России") признано несостоятельным (банкротом), в отношении должника открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим назначен Бовкун В.И.
Московский фонд обязательного медицинского страхования (далее Московский ФОМС) обратился в Арбитражный суд города Москвы с возражениями от 12.10.2001 г. N 4484 на решение конкурсного управляющего должника от 27.08.2001 г. N 06-1-05/13-54, в которых просил обязать конкурсного управляющего признать его требования по пени за несвоевременную уплату страховых взносов за период с 02.07.1999 г. по 15.05.2001 г. в размере 826 058 рублей 75 коп. из них:
- в федеральный фонд обязательного страхования в размере 45 891 руб. 81 коп.,
- в Московский городской фонд обязательного медицинского страхования в размере 780 166 руб. 94 коп.,
и включить их в реестр требований кредиторов в пятую очередь удовлетворения.
Определением от 29.11.2001 г., оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 25.01.2002 г., указанные возражения признаны необоснованными.
Суд исходил из того, что приказом Центрального Банка Российской Федерации от 02.07.1999 г. N ОД-238 у должника отозвана лицензия на осуществление банковских операций, поэтому в соответствии со ст. 20 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" с момента отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковской деятельности прекращается начисление процентов, неустоек и иных финансовых санкций по обязательствам кредитной организации.
В кассационной жалобе заявитель просит определение от 29.11.2001 г. в обжалуемой части и постановление апелляционной инстанции от 25.01.2002 г. отменить, его требования удовлетворить.
Жалоба мотивирована тем, что при вынесении обжалуемых судебных актов суд неправильно применил нормы материального права, в том числе ст. 20 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" и не применил п. 1 ст. 98 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".
В заседании кассационной инстанции представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в жалобе. Представитель конкурсного управляющего ОАО "Промстройбанк России" возражал против ее удовлетворения и представил отзыв на кассационную жалобу.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы и отзыва должника, выслушав представителей сторон, проверив в порядке ст.ст. 174, 175 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, кассационная инстанция находит их подлежащими отмене, исходя из следующего.
В соответствии с п. 2 ст. 106 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" требования кредиторов по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды удовлетворяются в четвертую очередь.
Если должником согласно п. 2 ст. 110 названного Закона после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом не в полном объеме уплачены обязательные платежи, суммы, не выплаченные до принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, включаются в общую сумму задолженности должника перед кредиторами четвертой очереди.
Требования по штрафам (пени) и иным финансовым (экономическим) санкциям в порядке п. 3 указанной нормы Закона подлежат удовлетворению в составе требований кредиторов пятой очереди.
Вывод суда со ссылкой на ст. 20 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" о правомерности действий конкурсного управляющего, отказавшегося включить требования Московского ФОМС по пене за несвоевременную уплату страховых взносов за период с 02.07.1999 г. (дата отзыва лицензии) по 15.05.2001 г. (дата признания должника банкротом) в размере 826 058 рублей 75 коп., кассационная инстанция считает ошибочным.
С момента возбуждения в отношении ОАО "Промстройбанк России" дела о банкротстве, его отношения с кредиторами регулируются Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)". Согласно п. 1 ст. 98 указанного Закона с момента принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства срок исполнения всех денежных обязательств должника, а также отсроченных обязательных платежей должника считается наступившим, прекращается начисление неустоек (штрафов, пени), процентов и иных финансовых (экономических) санкций по всем видам задолженности должника.
Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" не содержит нормы, устанавливающей иной порядок установления требований кредиторов к должнику и иной момент прекращения начисления пени, а потому требования Московского ФОМС о включении пени за несвоевременную уплату страховых взносов за период с 02.07.1999 г. по 15.05.2001 г. в размере 826 058 рублей 75 коп. в реестр требований кредиторов должника в пятую очередь удовлетворения являются правомерными и подлежат удовлетворению.
Неправильное применение судом первой и апелляционной инстанцией норм материального права привело к принятию неправильных судебных актов, а потому определение от 29.11.2001 г. в обжалуемой части и постановление апелляционной инстанции от 25.01.2002 г. подлежат отмене.
Поскольку все факты, подлежащие установлению при разрешении дела, судом первой инстанции установлены, кассационная инстанция на основании п. 2 ст. 175 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным принять решение по существу заявленных требований без направления дела на новое рассмотрение.
Руководствуясь ст.ст. 171, 173-177, 179 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
определение от 29 ноября 2001 года в части признания необоснованными возражений Московского городского фонда обязательного медицинского страхования от 12.10.2001 г. N 4484 по результатам рассмотрения его требований конкурсным управляющим Бовкуном В.И. и постановление апелляционной инстанции от 25 января 2002 года по делу N А40-44606/00-66-78Б/73-20Б Арбитражного суда города Москвы отменить.
Обязать конкурсного управляющего ОАО "Промстройбанк России" включить требования Московского городского фонда обязательного медицинского страхования по пеням в сумме 45 891 руб. 81 коп. в федеральный фонд обязательного медицинского страхования и в сумме 780 166 руб. 94 коп. в Московский городской фонд обязательного медицинского страхования в реестр требований кредиторов в пятую очередь удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 28 марта 2002 г. N КГ-А40/1524-02
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании