Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 11 февраля 2002 г. N КА-А40/425-02
решением Арбитражного суда г. Москвы от 26.11.2001, Московскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации отказано в иске к Некоммерческому партнерству "Международный научно-технический концерн производителей и потребителей колесной и шинной продукции "Колеса и шины" о взыскании штрафа в размере 5000 руб. по пункту 1 статьи 116 Налогового кодекса РФ за несвоевременную подачу заявления о постановке на учет в качестве страхователя.
В кассационной жалобе истец просит отменить данный судебный акт и взыскать штраф с ответчика в связи с неправильным применением арбитражным судом норм материального права и неприменением ст. 10 Федерального закона от 02.01.2000 N 24-ФЗ "О бюджете фонда социального страхования в Российской Федерации на 2000 г.".
Извещенные в установленном законом порядке о времени и месте рассмотрения дела представители истца и ответчика в судебное заседание не явились.
Проверив правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта, в том числе и по доводам кассационной жалобы.
Всесторонне, полно и объективно исследовав в судебном заседании находящиеся в деле доказательства, дав им надлежащую оценку, арбитражный суд разрешил спор без нарушения норм процессуального права влекущих отмену судебных актов.
При этом, правильно применив указанные в решении нормы материального права, в том числе ст.ст. 34-1, 116 НК РФ, арбитражный суд отказал в иске, т.к. пришел к обоснованному выводу о неправомерности привлечения истцом ответчика к ответственности по пункту 1 статьи 116 НК РФ.
В соответствии со ст. 116 НК Российской Федерации к ответственности привлекаются налогоплательщики, нарушившие установленные ст.83 Налогового кодекса Российской Федерации сроки подачи заявления о постановке на учет, а не сроки регистрации в качестве страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Указанные правоотношения регулируются ФЗ от 24.07.98 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний". Обязанность регистрации плательщиков страховых взносов у страховщика предусмотрена в подпункте 1 п.2 ст. 17 данного Закона.
В соответствии со ст.ст.9, 30, 34-1 НК Российской Федерации органы государственных внебюджетных фондов отнесены к числу участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах. В случаях, когда законодательством о сборах на эти органы возложены обязанности по налоговому контролю, они пользуются правами и несут обязанности налоговых органов, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации.
В соответствии со ст.9 Федерального закона Российской Федерации от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" с 01.01.2001 в связи с введением в действие части второй Налогового кодекса РФ налоговые органы осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в государственные социальные внебюджетные фонды лишь тех страховых взносов, которые в силу названного Закона входят в единый социальный налог.
Взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в этот единый социальный налог законодатель не включил, они уплачиваются в соответствии с федеральными законами об этом виде социального страхования (ст. 11 ФЗ от 05.08.2000 N 118-ФЗ).
Федеральный закон от 02.01.2000 N 24-ФЗ "О бюджете фонда социального страхования Российской Федерации на 2000 год", ст. 10 которого предусматривала применение финансовых санкций к плательщикам страховых взносов при нарушений регистрации в качестве страхователей в соответствии с частью первой Налогового кодекса РФ, носит срочный характер и был принят на 2000 год. В 2001 году действовал ФЗ "О бюджете фонда социального страхования РФ на 2001 год", не предусматривавший порядка, предусмотренного ФЗ N 24-ФЗ.
Поэтому истец на момент проверки и принятия решения о привлечении страхователя к ответственности не обладал полномочиями по осуществлению налогового контроля и взысканию штрафных санкций, а ответчик не мог быть привлечен к ответственности по ст. 116 НК РФ.
Поэтому доводы кассационной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда, неверной, трактовке норм материального права, не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов, так как не свидетельствуют о нарушении арбитражным судом норм материального или процессуального права.
Руководствуясь ст.ст. 171, 174, 175, 177 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Московского округа, постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 26 ноября 2001 года по делу N А40-38076/01-76-404 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 11 февраля 2002 г. N КА-А40/425-02
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании