Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 13 февраля 2002 г. N КА-А40/522-02
Московское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - МРО ФСС России) обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с иском о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Международные автобусные перевозки" (далее - ООО "Международные автобусные перевозки") 10000 руб. штрафа за нарушение срока подачи заявления о постановке на учет в качестве страхователя в органе социального страхования.
Решением от 05.11.2001 в иске отказано.
В апелляционном порядке правильность этого судебного акта не проверялась.
Не согласившись с принятым по делу решением, истец подал кассационную жалобу, в которой просит его отменить как незаконное и необоснованное.
Отзыв на жалобу не поступил.
До рассмотрения жалобы по существу от ее заявителя поступило ходатайство о ее разрешении без участия представителя МРО ФСС России.
Обсудив доводы жалобы, проверив в порядке ст. 174 АПК РФ материалы дела и правильность применения норм права, суд кассационной инстанции находит подлежащим отмене состоявшееся по делу решение первой судебной инстанции по правилам п. 3 ст. 175 АПК РФ ввиду его недостаточной обоснованности.
ООО "Международные автобусные перевозки", зарегистрированное МРП 20.09.99 в качестве юридического лица, 10.04.2001 обратилось в МРО ФСС России (филиал N 32) с заявлением о постановке его на учет в качестве страхователя.
Решением от 15.05.2001 N 55 орган социального страхования привлек общество к ответственности по п. 2 ст. 116 Налогового отдела Российской Федерации за нарушение срока регистрации в качестве страхователя в виде штрафа в сумме 10000 руб.
В связи с неоплатой штрафа в добровольном порядке МРО ФСС России обратилось в суд с иском о взыскании его в принудительном порядке.
Отказывая в удовлетворении иска, суд сослался на то, что с 01.01.2001 контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов в государственные социальные внебюджетные фонды, уплачиваемых в составе единого социального налога (взноса), осуществляют налоговые органы. Также указал, что истец не обладает такими полномочиями.
Данный вывод суда не в полной мере соответствует требованиям действующего законодательства.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ (с изменениями) "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" с 01.01.2001 налоговые органы осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов в государственные социальные фонды (в т.ч. ФСС России), уплачиваемых в составе единого социального налога, а также проводят все предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации мероприятия налогового контроля в отношении налогоплательщиков единого социального налога, осуществляют взыскание сумм штрафов.
В составе единого социального налога учитываются страховые взносы по обязательному государственному социальному страхованию.
В силу ст. 11 вышеупомянутого федерального закона взносы на обязательное социального страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не включаются в состав единого социального налога (взноса) и уплачиваются в соответствии с федеральными законами об этом виде социального страхования.
Утверждение о том, что с 01.01.2001 контрольные функции переданы налоговым органам, сделано без проверки обстоятельств спора. Суд не выяснил, на какой вид страхования ответчик фактически подавал заявление в орган ФСС России и какой орган в силу закона должен осуществлять регистрацию в качестве страхователя и, соответственно, решать вопрос об ответственности организации.
При новом рассмотрении суду надлежит учесть изложенное, четко определить основания заявленного иска, проверить наличие у истца правомочий на взыскание штрафа по ст. 116 Налогового кодекса Российской Федерации и с учетом установленного разрешить возникший спор.
Руководствуясь ст.ст. 174-178 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 05.11.2001 по делу N А40-35856/01-107-408 отменить. Дело передать на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 13 февраля 2002 г. N КА-А40/522-02
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании