Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 6 марта 2002 г. N КА-А40/1061-02
Московское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (МРО ФСС РФ) предъявило иск к ООО "Промстройпроект" о взыскании неуплаченного в добровольном порядке штрафа в размере 10000 рублей наложенного решением истца от 07.05.2001 г. по ст. 116 НК Российской Федерации за нарушения установленного ст. 83 НК Российской Федерации срока подачи заявления о постановке на учет.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 03.12.2001 г. в удовлетворении иска отказано.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что вопросы ответственности субъектов социального страхования с 2001 года относятся к ведению специальных законодательных актов и не регулируются Налоговым кодексом Российской Федерации. Кроме этого, истец с 01.01.2001 утратил право налогового контроля.
В кассационной жалобе МРО ФСС Российской Федерации просит отменить данный судебный акт и удовлетворить исковые требования, т.к. судом неправильно применены нормы материального права, а именно: ст. 9, 30, 34-1, ст. 116 Налогового кодекса Российской Федерации, ст. 10 Федерального закона РФ от 02.01.2000 г. N 24 "О бюджете Фонда социального страхования на 2000 год", ст. 6 ФЗ от 24.07.1998 г. N 125 "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний".
В судебном заседании представитель ответчика просил отказать в удовлетворении необоснованной жалобы.
Извещенный в установленном законом порядке о времени и месте рассмотрения дела, представитель истца в суд не явился.
Проверив правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, арбитражный суд кассационной инстанции находит, что решение от 03.12.2001 г. Арбитражного суда г. Москвы отмене не подлежит.
Всесторонне, полно и объективно исследовав в судебном заседании представленные сторонами доказательства, арбитражный суд рассмотрел дело без нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта.
При этом было установлено, что ООО "Промстройпроект" зарегистрировано в качестве юридического лица Московской регистрационной палатой 02.05.1994 г. Однако заявление о регистрации в качестве страхователя в филиал N 7 МРО ФСС Российской Федерации ответчик подал только 26.04.2001 г.
Актом камеральной проверки от 27.04.2001 г. N 223 истцом установлено нарушение ответчиком срока постановки на учет в качестве страхователя.
Решением о привлечении к ответственности за нарушение порядка уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний N 233 от 07.05.2001 г. МРО ФСС Российской Федерации привлекло ответчика к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 116 НК Российской Федерации, к штрафу в размере 10000 рублей.
При рассмотрении спора, сославшись на п. 2 ст. 9 ФЗ от 16.07.1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", ст. 10 Федерального закона Российской Федерации "О бюджете Фонда социального страхования на 2000 г.", суд пришел к выводу о неправомерности привлечения ответчика истцом к ответственности, предусмотренной ст. 116 НК Российской Федерации.
Арбитражный суд кассационной инстанции находит, что при рассмотрении спора судом первой инстанции нормы права применены правильно.
В соответствии со ст. 116 НК Российской Федерации к ответственности привлекаются налогоплательщики, нарушившие установленные ст.83 Налогового кодекса Российской Федерации сроки подачи заявления о постановке на учет, а не сроки регистрации в качестве страхователя.
Указанные правоотношения регулируются ФЗ от 24.07.98 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний". Обязанность регистрации плательщиков страховых взносов у страховщика предусмотрена в подпункте 1 п.2 ст. 17 данного Закона.
В соответствии со ст.ст. 9, 30, 34-1 НК Российской Федерации органы государственных внебюджетных фондов отнесены к числу участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах. В случаях, когда законодательством о сборах на эти органы возложены обязанности по налоговому контролю, они пользуются правами и несут обязанности налоговых органов, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона Российской Федерации от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" с 01.01.2001 года в связи с введением в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в государственные социальные внебюджетные фонды лишь тех страховых взносов, которые в силу ст. 11 названного Закона входят в единый социальный налог.
Взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в этот единый социальный налог законодатель не включил, они уплачиваются в соответствии с федеральными законами об этом виде социального страхования.
Федеральный закон от 02.01.2000 г. N 24-ФЗ "О бюджете фонда социального страхования Российской Федерации на 2000 год", ст. 10 которого предусматривала применение финансовых санкций к плательщикам страховых взносов при нарушении регистрации в качестве страхователей в соответствии с частью первой Налогового кодекса Российской Федерации, носит срочный характер и был принят на 2000 год.
Поэтому истец на момент проверки и принятия решения о привлечении страхователя к ответственности не обладал полномочиями по осуществлению налогового контроля и взысканию штрафных санкций, а ответчик не мог быть привлечен к ответственности по ст. 116 НК Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 171, 174, 175, 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 3 декабря 2001 года по делу N А40-40378/01-117-491 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 6 марта 2002 г. N КА-А40/1061-02
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании