Сущность консультирования и его место в рыночной экономике
С развитием рыночных отношений консультационные услуги становятся столь же необходимыми, как банки, финансовые компании, страховые фирмы и т.д. Это объясняется тем, что рыночная экономика предусматривает формирование здоровой конкурентной среды, а конкурентные преимущества таких фирм заключаются в нововведениях и квалифицированных советах. На первых этапах экономического развития спрос и разнообразие консультационных услуг были ничтожны. Сегодня же спектр консультационных услуг значительно расширился - это внешний финансовый аудит, бухгалтерское обслуживание, образовательные, юридические, рекрутинговые услуги, обеспечение информационными технологиями, инжиниринговые услуги, проектно-инвестиционное консультирование, услуги по антикризисному управлению и др. (см. приложение).
Спрос на консалтинговые услуги растет не только в России, но и во всем мире. Основными причинами этого являются конкуренция, структурные преобразования в фирмах, интернационализация и глобализация бизнеса.
Ситуация в России отличается от ситуации на Западе. То, что происходит в России, можно характеризовать как переход страны от централизованной плановой экономики к экономике рыночной. Внутренний спрос на консультационные услуги в России пока еще отстает от спроса в развитых странах. Но кроме внутреннего спроса существует и внешний спрос, который направлен почти полностью на покупку услуг иностранных консалтинговых фирм, действующих на территории России. Основным источником внешнего спроса являются инвестиции и техническая помощь международных организаций, правительств и частных фондов зарубежных государств. В последнее время в связи с нестабильностью рынка и недоверием иностранных инвесторов, а также с сокращением числа иностранных фирм, находящихся на российском рынке, внешний спрос значительно снизился. Таким образом, в соответствии с понятиями рыночной экономики российский консалтинг находится лишь на начальном этапе развития.
В большинстве развитых стран мира в настоящее время консультирование по экономике и управлению выступает как отдельный сектор услуг. Большая часть крупнейших консалтинговых фирм мира по происхождению являются американскими, но каждая имеет филиалы во многих странах мира. Однако в этих филиалах от 50 до 100% персонала составляют местные специалистов, которые в своей работе руководствуются законами страны местонахождения.
Эта отрасль услуг наиболее развита в Северной Америке (США и Канаде), Западной Европе, Японии, Австралии, Новой Зеландии и Сингапуре. Однако консалтинговые фирмы есть практически во всех регионах мира.
Основными клиентами консультантов являются отрасли промышленности, финансовые учреждения, государственные организации и торговля. Услуги, пользующиеся наибольшим спросом - разработка стратегии, бизнес-планов и услуги по реструктуризации.
По мнению специалистов, в настоящее время существуют две тенденции развития рынка аудиторско-консультационных услуг: укрепление фирм, специализирующихся на оказании профессиональных услуг; значительное повышение спроса на консалтинг.
Увеличение доли консультационных в общем объеме профессиональных услуг, на наш взгляд, связано с:
особой популярностью услуг по осуществлению слияния или, наоборот, разделения фирм. Кроме того, в настоящее время широко востребованы консультационные услуги по финансовому оздоровлению предприятий и услуги, связанные с корпоративными финансами;
возрастающим количеством транснациональных сделок, что стало фактором успеха для департаментов налогового планирования аудиторско-консультационных фирм. Если ранее специалисты по налогам решали отдельные задачи, то сейчас они все чаще вовлекаются в масштабные комплексные консультационные проекты, такие, как разработка и реализация стратегии развития клиента;
сложными экономическими ситуациями, требующими нестандартных оперативных решений.
В настоящее время на рынке консультационных услуг в России преобладают следующие тенденции:
рост объемов консультационной деятельности и увеличение количества работников консультационных фирм;
появление новых видов, форм консультирования и рынков консультационных услуг;
улучшение качества консультационных услуг;
увеличение числа фирм-клиентов.
Консультационные и другие профессиональные услуги в области экономики и управления представляют собой важнейший фактор выхода России на уровень мировых стандартов ведения предпринимательской деятельности.
В Федеральном законе от 7.08.01 г. N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" по определению консультационных услуг говорится только в ст.1.6 в контексте сопутствующих аудиту работ и услуг.
Европейская федерация ассоциаций консультантов по экономике и управлению (FEAKO - ФЕАКО) дает следующее определение: "Менеджмент-консалтинг заключается в предоставлении независимых советов и помощи по вопросам управления, включая определение и оценку проблем и/или возможностей, рекомендации соответствующих мер и помощь в их реализации"*(1).
В современном экономическом словаре можно найти такое определение консультирования: "Консалтинг (англ. to consult - советовать, принимать в соображение) - деятельность специализированных фирм по консультированию производителей, продавцов, покупателей по широкому кругу вопросов экономики, финансов, внешнеэкономических связей, создания и регистрации фирм, исследования и прогнозирования рынка товаров и услуг, инноваций.
Консалтинговые фирмы могут быть специализированными по отдельным профилям консультационной деятельности. Консалтинг может состоять в подготовке пакетов учредительных документов при создании новых организаций"*(2).
В литературе в основном встречаются два основных подхода, связанные с определением консультирования. При первом подходе используется широкий функциональный взгляд на консультирование. Фриц Стил определяет его следующим образом: "Под процессом консультирования я понимаю любую форму оказания помощи в отношении содержания, процесса или структуры задачи или серии задач, при которой консультант сам не отвечает за выполнение задачи, но помогает тем, кто ответствен за это"*(3). Это определение позволяет сделать вывод, что консультанты являются помощниками.
При втором подходе консультирование рассматривается как особая профессиональная служба. Согласно Лэрри Грейнеру и Роберту Метцгеру "консультирование - это консультативная служба, работающая по контракту и оказывающая услуги организациям с помощью специально обученных и квалифицированных лиц, которые помогают организации-заказчику выявить проблемы, проанализировать их, дать рекомендации по решению этих проблем и содействуют при необходимости выполнению решений"*(4). Если оставить в стороне стилистические различия, то можно отметить, что данное определение чаще всего используется профессиональными ассоциациями консультантов различных стран мира, а также отдельными консультационными фирмами.
Проблема двух точек зрения, двух подходов издавна существует за рубежом. С одной стороны - дженералисты*(5), которые консультируют на основе знаний о законах управления вообще, а с другой стороны - специалисты (эксперты), которые консультируют на основе знаний в конкретных областях управления и экономики (финансы, конъюнктура рынка, стратегическое планирование и т.д.). Это противоречие в дальнейшем послужило развитию методологии консалтинга, что привело к формированию в развитых странах определенного "профиля консультанта по экономике и управлению" (рис. 1).
/---------------------------------------\
| Дженерализм |
|(методология процесса консультирования)|
| /---------------------\ |
\-------| Специальность |---------/
|(специальные знания в|
|предметной области,|
|включая методологию|
|этой области) |
\---------------------/
Рис. 1. Т-образный профиль консультанта*(6)
Специалисты, имея базовые экономические знания, осваивают общие законы управления людьми, чтобы применить их для внедрения своих профессиональных идей, а дженералисты сосредоточились на разработке методологии такого внедрения.
В последнее время у многих аудиторско-консультационных и просто консультационных фирм происходит переплетение видов профессиональной деятельности. Это могут быть не только финансово-бухгалтерские и юридические, но и кадровые, маркетинговые и управленческие проблемы. "Размывание" границ специализации фирм происходит главным образом из-за возросшей сложности заказов фирм-клиентов и конкуренции среди консультационных фирм. Эти обстоятельства заставляют аудиторские (консультационные) фирмы создавать отделы или иметь в штате профессионалов разных специализаций.
Спектр услуг консультантов может охватывать следующие области.
1. Консультанты по административному управлению (администрированию) занимаются такими вопросами, как формирование и регистрация фирм, организация работы офиса, обработка данных, система административного контроля и т.д. Их основная задача - оптимизировать управление организацией. Они вырабатывают рекомендации по следующим проблемам: распределение функций между отделами и подразделениями; оптимизация количества уровней управления; налаживание трудовой дисциплины; соответствие степени важности функций, выполняемых тем или иным отделом для организации в целом, и его роли в принятии решений; ведение делопроизводства; планирование офисов и их оборудования.
2. Консультанты по финансовому управлению занимаются финансовым анализом предприятия; рекомендациями по выбору способа финансирования; составлением программы привлечения инвестиций через размещение акций и паев на рынке; разработкой схем восстановления платежеспособности и управления финансовыми потоками предприятия; налогами, бухгалтерским учетом, кредитом, страхованием; оценкой стоимости предприятий или имущества; подготовкой бизнес-планов. Основными задачами при этом являются поиск источников финансовых ресурсов, оценка и повышение текущей финансовой эффективности деятельности организации, укрепление финансового положения организации на перспективу.
3. Кадровое консультирование имеет целью оптимизацию привлечения и использования кадров на предприятии. Консультанты по управлению кадрами вырабатывают решения по вопросам подбора сотрудников, контроля кадрового состава, системы оплаты труда, повышения квалификации и управления кадрами, охраны труда и психологического климата в коллективе. Концепция кадрового консультирования выражается формулой: успех предприятия - это нужные люди на нужных местах.
Проблемы, которыми занимаются консультанты в этой области*(7):
"неспособность руководства осознать прямую связь между корпоративной стратегией, структурой организации и проблемой человеческих ресурсов;
недостаточная точность определения функций сотрудников организации;
заниженная оценка важности роли, которую высшие руководители организации должны играть в управлении человеческими ресурсами;
плохое понимание связи между четырьмя основными процессами в области управления человеческими ресурсами (набор, оценка, вознаграждение, развитие);
разрыв в коммуникации между руководством и сотрудниками из-за плохого понимания процессов человеческих отношений в производстве;
неспособность преодолеть плохой моральный климат, вызывающий низкую производительность труда".
4. Маркетинговое консультирование имеет целью достижение предприятием его рыночных целей через построение адекватного взаимодействия предприятия с рынком. Задача консультантов по маркетингу состоит в обеспечении такого функционирования предприятия, чтобы на производимые им товары и услуги предъявлялся платежеспособный спрос. Они занимаются вопросами исследования рынка и обеспечивают принятие решений в области сбыта, ценообразования, рекламы, разработки новой продукции, упаковки, послепродажного обслуживания и т.д. Концепция маркетингового консультирования - достижение рыночных целей предприятием.
5. Консультанты в области организации производства занимаются вопросами производственного цикла: материально-техническое снабжение; выбор технологии производственного процесса; использование оборудования и его техническое обслуживание; переработка материалов, их внутреннее распределение; схема распределения работ; непосредственное управление производственной деятельностью; планирование и контроль за производством; стимулирование производительности труда; анализ издержек производства; оценка и контроль качества продукции; упаковка; конструирование и совершенствование продукции. По большинству этих вопросов консультант должен обладать не столько управленческим, сколько специальными инженерно-техническими знаниями.
6. Консультант по информационным технологиям помогает менеджерам при принятии решений по покупке и текущему ремонту компьютерного оборудования и программного обеспечения, обработке и передаче данных; использованию компьютерного оборудования и программного обеспечения для обработки данных об оперативной деятельности (бухучет, учет клиентов, маркетинговые данные и т.д.) и о существенных событиях вне организации; защите информационных систем и данных; системам информации по обслуживанию, которые обеспечивают информацией самих менеджеров. Консультанты могут работать в универсальных консультационных фирмах в качестве специалистов или в специализированных фирмах в области информационных технологий, включая производителей программного обеспечения и компьютерного оборудования или компьютерных дилеров.
7. Консультирование по общему управлению (менеджмент-консалтинг) направлено на оказание помощи в решении проблем, связанных с самим существованием объекта консультирования и перспективами его развития. Консультанты занимаются такими вопросами, как "оценка состояния организации в целом и характеристика внешней для нее среды; определение целей и системы ценностей организации; разработка общей стратегии развития; прогнозирование; организация филиалов, отделений и новых фирм; изменение формы собственности или состава собственников; приобретение имущества, акций или паев; совершенствование организационной структуры и т.д."*(8). Очевидно, что решение такой комплексной проблемы управления не под силу одному консультанту. Подобного рода задачи эффективно решаются только командами консультантов, состоящими из соответствующих специалистов. Реализация проектов требует большого количества времени (например, на разработку стратегии развития новой фирмы может потребоваться от шести до девяти месяцев).
Концепция управленческого консультирования: достижению целей предприятия максимально способствует именно управление.
Связь профессиональных услуг в области экономики и управления схематично представлена на рис.2.
Рис. 2. Связь профессиональных (деловых) услуг*(9)
"Рис. 2. Связь профессиональных (деловых) услуг"
Дадим характеристики каждому виду профессиональных услуг по экономике и управлению, представленных на рис. 2.
Управленческое консультирование. Это профессиональная деятельность, связанная с предоставлением услуг высококвалифицированными специалистами-консультантами по анализу конкретных проблем управления, выдаче рекомендаций и оказанию помощи при их внедрении на конкретном предприятии (объекте)*(10).
Консалтинг по вопросам управления целиком охватывает весь круг проблем, относящихся к сферам менеджмента, стратегии и организации. Он включает:
консультирование по общему управлению (менеджмент-консалтинг), т.е. помощь в решении проблем, связанных с самим существованием объекта консультирования и перспективами его развития;
консультирование по административному управлению (администрирование) (формирование и регистрация компаний, организация работы офиса, обработка данных, система административного контроля и т.д.), основная задача - оптимизировать управление организацией;
консультирование по финансовому управлению (финансовый анализ предприятия; рекомендации по выбору способа финансирования; разработка программы привлечения инвестиций через размещение акций и паев на рынке; разработка схем восстановления платежеспособности и управления финансовыми потоками предприятия и др.).
Аудиторские услуги. Это услуги специалиста по бухгалтерскому учету, который проверяет бухгалтерскую отчетность фирмы и дает экспертную оценку (заключение) относительно ее правильности, надежности и соответствия общепринятым стандартам. Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации*(11). Согласно Федеральному закону от 21.11.96 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" одновременно с бухгалтерским балансом сдается аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она подлежит обязательному аудиту. Цель аудиторов - методологические консультации по улучшению финансово-хозяйственного положения предприятия, наведение надлежащего порядка в бухгалтерском учете и отчетности, снижение налоговых рисков. В настоящее время список услуг, который может предложить аудиторская фирма своему клиенту, достаточно разнообразен. Широкое распространение получила практика, когда аудиторские фирмы отстаивают интересы своих клиентов перед налоговыми органами в спорных случаях толкования действующего законодательства и даже в судебном порядке.
Бухгалтерское обслуживание. Это услуги, предоставляемые бухгалтерскими фирмами по организации, ведению, восстановлению или совершенствованию бухгалтерского учета.
Консультанты по бухгалтерскому учету могут также консультировать своих клиентов по процедурам и технологии (программному обеспечению) бухгалтерского учета, использованию информации по бухгалтерскому учету для контроля финансовых вопросов организаций (соотношение бюджета и расходов, развитие товарооборота, стоимость поставок и запросов), расчета для составления годовых отчетов для акционеров, внешних аудиторов, налоговой службы и др., а также для прогнозирования ликвидности организации.
Услуги в области налогообложения. Эти услуги превратились в одно из основных направлений деятельности аудиторско-консультационных (консультационных) фирм в России, что связано со сложной системой налогообложения в нашей стране и наличием большого количества спорных, арбитражных дел по налоговым вопросам. Среди услуг, предоставляемых в этой области, наибольшим спросом у клиентов пользуются защита интересов клиента в налоговых органах, арбитражном суде; налоговое планирование и оптимизация налогообложения.
Юридические услуги. Юридические, т.е. правовые, услуги исторически возникли раньше, чем многие другие виды профессионального обслуживания. Юристы оказывают такие услуги, как ведение дел клиента; представление интересов клиента в суде и других инстанциях; ведение переговоров; составление контрактов; экспертные заключения о соответствии действия или документа юридическим нормам и др.
Оценочная деятельность. Этот вид деятельности также можно выделить как отдельное направление профессиональных (деловых) услуг в области экономики и управления. Оценка - представление консультанта (независимого эксперта) о количественных и качественных характеристиках рассматриваемого предмета. Оценочная деятельность включает независимую оценку (переоценку) экспертом активов предприятия (материальных и нематериальных); оценку вкладов в уставный фонд; проведение финансовой экспертизы экономического обоснования тарифов на товары, работы, услуги, учитываемых в оплате жилья и коммунальных услуг, и другие оценочные работы.
Услуги в области организации производства товаров и услуг (инжиниринг, реинжиниринг). Инжиниринг - название сферы предпринимательской деятельности, связанной с созданием промышленных предприятий, объектов инфраструктуры, строительных и других объектов, т.е. сферы инженерно-консультационной деятельности. Инжиниринговые услуги оказываются специализированными фирмами, а также строительными и промышленными компаниями.
Все многообразие этих услуг сводится к двум большим группам: первая - консультации и доклады, вторая - услуги по разработке и осуществлению проектов. В первую группу включаются услуги, не связанные с созданием новых проектов, а также услуги, обычно предшествующие разработке и их практическому осуществлению. Услуги второй группы разделяются на три подгруппы: первая включает подготовку предварительного или технического проекта, вторая - разработку рабочего проекта и строительство, третья - социальные услуги, потребность в которых может возникнуть в ходе выполнения проекта*(12).
Одним из новых направлений в области организации производства за последние годы стал реинжиниринг. Реинжиниринг - фундаментальное переосмысление и радикальная перестройка бизнеса в целях улучшения важных показателей деятельности организации (фирмы). В реинжиниринге обычно выделяют кризисный реинжиниринг и реинжиниринг развития. В настоящее время данный вид услуг широко используется в самых различных странах мира.
Информационные услуги. Этот вид услуг заключается в предоставлении экономической, технической, социальной, юридической и прочей информации как по заказу отдельных предприятий, так и в виде публикаций, поступающих в свободную продажу. Главная функция - предоставление, распространение деловой информации, содействие формированию информационного пространства бизнеса. Важный аспект информационных услуг - предоставление рейтингов и сведений о надежности фирм.
Услуги в области рекламы и отношений с общественностью. Цель этой сферы деятельности - создание в глазах общественности положительного и вместе с тем специфического, отличающегося от конкурентов образа (имиджа) товара или фирмы через СМИ (объявления, интервью, статьи, публикации и т.п.), прямую рассылку рекламных материалов по почте, а также посредством проведения различных мероприятий (конференций, благотворительных акций и др.). Объектами, на которые направлена эта деятельность, являются широкая общественность, правительственные учреждения, держатели акций и сами сотрудники фирмы.
Услуги в области образования (тренинг). В рамках данной деятельности проводятся курсы, конференции, "круглые столы", семинары и практические занятия (с отрывом и без отрыва от производства), в ходе которых тренер по менеджменту не вырабатывает управленческие решения, а передает менеджерам свои знания о том, как надо их принимать, или предоставляет им общую информацию по соответствующей проблематике.
Услуги в области подбора персонала (рекрутмент). Это услуги по подбору и оценке кадров, предоставляемые фирмами, специализирующимися на подборе кадров, или специальными подразделениями многопрофильных консультационных фирм. Такие фирмы могут предоставлять консалтинговые услуги по всем аспектам управления кадрами.
Услуги в области информационных технологий. Информационные технологии (ИТ) - это информационно-компьютерная технология, т.е. разработка и использование компьютерных программ, создание баз данных, компьютерных сетей и т.д. Объекты услуг - применение вычислительных систем, программирование, управление сетями передачи данных, телекоммуникации; использование компьютерного оборудования и новых программных средств. Можно выделить четыре группы субъектов, предоставляющих такие услуги: специальные фирмы по разработке программного обеспечения; менеджмент-консалтинговые и бухгалтерские фирмы; фирмы, обслуживающие компьютеры; производители компьютерного оборудования.
Инвестиционное обслуживание. В российской практике может также применяться термин "консультирование по ценным бумагам". Это деятельность особых кредитно-финансовых институтов - инвестиционных банков и компаний по продаже и покупке ценных бумаг (акций, облигаций). Кроме своих основных функций, связанных с размещением ценных бумаг, большинство такого рода фирм предлагает широкий спектр консультационных услуг по оценке эффективности инвестиционных проектов и услуг в области общего и финансового управления.
Перечисленные виды деятельности по оказанию профессиональных услуг требуют разной регламентации. По российскому законодательству некоторые из них подлежат обязательному лицензированию (например, аудит, юридические услуги и др.). К консультантам по управлению не предъявляется таких жестких требований, поэтому данные о численности занятых консультированием по экономике и управлению, стоимости произведенных услуг следует воспринимать с определенной долей условности.
Часто идет спор о том, является ли консультирование профессией. С одной стороны выступают те, кто исходя из определения профессиональной деятельности*(13) считают, что консультирование по вопросам управления и экономики является профессией, а именно: "оно осуществляется на платной основе и по содержанию отличается от других видов деятельности. Но, с другой стороны, в большинстве стран консалтинг пока не внесен в реестр профессий, хотя и выделяется статистикой в отдельный сектор услуг. По классификатору Всемирной торговой организации (ВТО) консалтинг рассматривается как сектор деловых непрофессиональных услуг в отличие, например, от юридических и аудиторских, которые относятся по этой классификации к деловым профессиональным услугам"*(14).
Консультационные услуги могут оказывать как внешние, так и внутренние консультанты. Внешние - это независимые консультационные фирмы или индивидуальные консультанты, оказывающие услуги клиентам на основе соответствующего договора. Внутренние - это специалисты по экономике и управлению, занятые в штате той или иной организации (они составляют аналитическую, "штабную" подсистему организации). Связь внутренних и внешних консультантов показана на рис. 3.
/-------------------------------------------------------\
| Внешние консультанты |
| специализированные консалтинговые фирмы, |
| индивидуальные консультатны |
\-------------------------------------------------------/
| | |
| | |
|
/-----------------+---------\ /-----------------\
| | | |
| /-----------------------\ | | Администрация |
| |Внутренние консультанты| |---------| предприятия |
| | (аналитический отдел) |-+---------| (менеджеры) |
| \-----------------------/ | | |
| Предприятие | | |
\---------------------------/ \-----------------/
Рис. 3. Связь внешних и внутренних консультантов*(15)
Достоинства и недостатки внешних и внутренних консультантов представлены в табл. 1.
Таблица 1
Преимущества и недостатки внешних
и внутренних консультантов
Преимущества | Недостатки |
Внутренние консультанты | |
Хорошо знают свою организацию Осведомлены о человеческих и профессиональных качествах персонала в своей организации Незамедлительно приступают к ре- шению проблем, не тратя время на вхождение в организацию и об- работку информации Затраты на их услуги почти вдвое ниже по сравнению с внешними консультантами Соответствие затрат и результата 1:3 - 1:7 Непрерывность деятельности Способствуют сохранению конфи- денциальности информации, так как она не выходит за пределы организации Представляют собой одновременно резерв на руководящие должности и "институт" повышения квалифи- кации для руководителей и специ- алистов Обладают высокой степенью ответ- ственности за результаты дея- тельности, так как являются сот- рудниками фирмы-клиента Пользуются доверием персонала фирмы-клиента |
Не подвержены внешней критике, ошибки их редко обнаруживаются Зависимы от руководства Испытывают влияние различных групп и личностей в организации Им необходимо платить заработную пла- ту, тратить деньги на их обучение Не имеют постоянно возобновляемого опыта работы в других отраслях или фирмах Часто бывают безынициативными Испытывают нехватку управленческих на- выков и инноваторского отношения при выполнении трудового проекта Ограничены в масштабах и глубине дей- ствий при решении проблем статуса, определенной позиции в иерархии управ- ления |
Внешние консультанты | |
Имеют большой опыт работы и имидж эксперта Не боятся работать на всех уров- нях организации с самыми сложны- ми проблемами Обладают знаниями и опытом реше- ния проблем в различных органи- зациях и отраслях Объективны и независимы (эконо- мически, политически, организа- ционно, эмоционально) Им выплачивается лишь гонорар за конкретный проект, за счет чего снижаются расходы на обуче- ние и развитие своих специалис- тов Имеют множество контактов и мо- гут организовать эффективный поиск партнеров |
Требуют больших затрат времени (неред- ко до 50%) на сбор и предварительную обработку информации |
Таким образом, основные преимущества консультантов (внутренних и внешних) сводятся к следующему: независимость точки зрения; широкий кругозор и обладание информацией в различных областях; использование опыта работы других организаций.
Успех консультационной помощи во многом зависит от правильной подготовки консультационного процесса. Предлагаемая ниже модель процесса отражает его стадии, которые в свою очередь состоят из ряда последовательных этапов. Нередко этапы перекрываются или выполняются параллельно. И не при каждой консультационной услуге все элементы выполняются по "идеальной" блок-схеме. Логика построения консультационного процесса во многом зависит как от самого консультанта (его профессионализма, позиции и т.д.), так и от клиента (особенностей его ситуации, мотивации, уровня подготовленности и т.д.). На конструирование консультационного процесса могут оказывать влияние отношения "консультант-клиент", а также внешние факторы (экономическая, финансовая, политическая ситуация и др.).
Процесс консалтинга предлагается разделить на стадии: предпроектная, проектная и послепроектная (табл. 2).
Таблица 2
Стадии, этапы и процедуры консультирования
/-----------------------------------------------------------------------\
| Стадии | Этапы | Процедуры |
|--------------+-----------+--------------------------------------------|
|Предпроектная |Подготовка |Контакт с клиентом | |
| | |Осознание клиентом наличия проблемы | |
| | |Предварительный диагноз проблемы | |
| | |Определение задач (планирование задач) | |
| | |Техническое и финансовое предложения клиенту| |
| | |Контракт на консультирование | |
|--------------+-----------+--------------------------------------------|
|Проектная |Диагностика|Выявление проблем | |
| | |Сбор данных на объекте и их обработка (ана-|
| | |лиз, синтез) |
| | |Систематизированное (детальное) определение|
| | |проблемы |
| | |Установление обратной связи с клиентом |
| | |Отчет по диагностике |
| |-----------+--------------------------------------------|
| |Разработка |Оценка альтернативных вариантов |
| |решений |Выбор рекомендуемых решений |
| | |Представление решений руководству фирмы-кли-|
| | |ента |
| | |Планирование практической реализации решения|
| |-----------+--------------------------------------------|
| |Внедрение |Разработка программы внедрения |
| |решений |Внедрение |
| | |Контроль за внедрением |
| | |Корректировка предложений |
| | |Оценка результатов проекта |
| | |Окончательное завершение |
|--------------+-----------+--------------------------------------------|
|Послепроектная|Завершение |Оценка сделанного (анализ сделанных измене-|
| | |ний в организации клиента; самоанализ дея-|
| | |тельности консультанта) |
| | |Конечный отчет |
| | |Окончательные финансовые расчеты клиента |
| | |с консультантом |
\-----------------------------------------------------------------------/
Приложение
Виды консалтинговых услуг (согласно классификации
Европейского справочника-указателя консультантов по управлению)*(16)
1. Общее управление
1.01 определение эффективности системы управления
1.02 оценка бизнеса
1.03 управление нововведениями
1.04 определение конкурентоспособности/изучение конъюнктуры рынка
1.05 диверсификация или становление нового бизнеса
1.06 международное управление
1.07 оценка управления
1.08 слияния и приобретения
1.09 организационная структура и развитие
1.10 приватизация
1.11. управление проектом
1.12 управление качеством
1.13 реинжиниринг
1.14 исследование и развитие
1.15 стратегическое планирование
1.16 бенчмаркинг
1.17 поиск партнеров
1.18 внутренний менеджмент
1.19 управление экспортом и импортом
1.20 кризисное управление
2. Администрирование
2.01 анализ документооборота
2.02 размещение или перемещение отделов
2.03 управление офисом
2.04 организация и методы управления
2.05 регулирование риска
2.06 гарантии безопасности
2.07 планирование рабочих помещений и их оснащение
3. Финансовое управление
3.01 системы учета
3.02 оценка капитальных затрат
3.03 оборот фирмы
3.04 снижение себестоимости
3.05 неплатежеспособность (банкротство)
3.06 увеличение прибыли
3.07 увеличение доходов
3.08 налогообложение
3.09 финансовые резервы
4. Управление кадрами
4.01 профессиональное движение и сокращение штатов
4.02 культура корпорации
4.03 равные возможности
4.04 поиск кадров
4.05 отбор кадров
4.06 здоровье и безопасность
4.07 программы поощрения
4.08 внутренние связи
4.09 оценка работ
4.10 трудовые соглашения и занятость
4.11 обучение менеджменту
4.12 планирование рабочей силы
4.13 мотивация
4.14 пенсии
4.15 анализ функционирования
4.16 психологическая оценка
4.17 вознаграждение
4.18 повышение квалификации работников
4.19 разрешение конфликтов
4.20 тренинг
5. Маркетинг
5.01 реклама и содействие сбыту
5.02 корпоративный образ и отношения с общественностью
5.03 послепродажное обслуживание заказчиков
5.04 дизайн
5.05 прямой маркетинг
5.06 международный маркетинг
5.07 исследование рынка
5.08 стратегия маркетинга
5.09 разработка новой продукции
5.10 ценообразование
5.11 розничная продажа и дилерство
5.12 управление сбытом
5.13 обучение сбыту
5.14 социально-экономические исследования и прогнозирование
6. Производство
6.01 автоматизация
6.02 использование оборудования и его техническое обслуживание
6.03 промышленный инжиниринг
6.04 переработка материалов
6.05 регулирование внутреннего распределения материалов
6.06 упаковка
6.07 схема организации работ на предприятии
6.08 конструирование и совершенствование продукции
6.09 управление производством
6.10 планирование и контроль за производством
6.11 повышение производительности
6.12 закупки
6.13 контроль качества
6.14 управление запасами
6.15 эргономика
6.16 управление материалами
7. Информационная технология
7.01 системы автоматизированного проектирования и автоматизированные системы управления
7.02 применение компьютеров в аудите и оценке
7.03 электронная издательская деятельность
7.04 информационно-поисковые системы
7.05 административные информационные системы
7.06 проектирование и разработка систем
7.07 выбор и установка систем
7.08 внутренний аудит информационных систем
7.09 восстановление информационных систем
8. Специализированные услуги
8.01 обучающее консультирование
8.02 консалтинг по управлению электроэнергетикой
8.03 инженерный консалтинг
8.04 экологический консалтинг
8.05 информационный консалтинг
8.06 юридический консалтинг
8.07 консалтинг по управлению распределением материалов и материально-техническому снабжению
8.08 консалтинг в государственном секторе бизнеса
8.09 консалтинг по телекоммуникациям
С.М. Бычкова,
доктор экономических наук, профессор,
Т.В. Стецюнич,
научный сотрудник
Санкт-Петербургский государственный аграрный университет
"Аудиторские ведомости", N 5, 6, май, июнь 2002 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) FEACO Information Document. Bruxelles, 1994. P.2.
*(2) Рейзберг Б.А. и др. Современный экономический словарь. - М.: ИНФРА-М, 1998. - С.158.
*(3) Steele F. Consulting for organizational change (Amherst, MA, University of Massachusetts Press, 1975). P.3.
*(4) Greiner L.E., Metzger R.O. Consulting to management (Englewood Cliffs, N.J. Prentice Hall, 1983). P.7.
*(5) "Дженералист (от анг. General - общий) - это консультант универсального типа, разбирающийся в общих проблемах управления, которые не зависят от того, что является объектом управления". [3, Т.1, с.4749]. В русскоязычных переводах для обозначения консультанта такого рода иногда применяется термин "универсал".
*(6) Управленческое консультирование: Путеводитель по профессии: В 2 т. / Под ред. М. Кубра: Пер. с нем. 2-е изд., перераб. - М.: Интерэксперт, 1992. - Т.2. - С.295.
*(7) Консалтинг в России: Введение в профессиональные методы работы. Практическое пособие под ред. А.П. Посадского. - М.: Национальный фонд подготовки кадров, 1998. - С.74.
*(8) Посадский А.П. Консалтинг - инфраструктура профессиональной поддержки бизнеса // Инвестиции в России. - 1994. - N 1. - С.54-58.
*(9) При построении данной схемы, а также последующем описании профессиональных услуг использованы материалы: Kubr M. How to select and use consultants. A client's guide. Geneva: ILD, 1993. - P.125, Посадский А.П. Основы консалтинга: Пособие для преподавателей экономических и бизнес-дисциплин. - М.: ГУ ВШЭ, 1999. Уткин Э.А. Консалтинг. - М.: Ассоциация авторов и издателей "Тандем". Изд-во "Экмос", 1998. Ефремов В.С. Управленческий консалтинг как бизнес // Менеджмент в России и за рубежом. - 1997, июль - август. - С.70-79.
*(10) Румянцева З.П. Основы управленческого консультирования. Учеб. пособие. Ч.1 и 2. - М.: ГАУ, 1994. - 240 с.
*(11) Закон N 119-ФЗ, п.1.3.
*(12) Старостина А.Н. Основные классификации инжиниринговых услуг. // Проблемы управления на рубеже веков: экономика, управление, информатика. Материалы международной научной конференции. - Владимир, 17 февраля 1999.
*(13) Профессионалом является тот, кто применяет глубокие специальные знания и практические навыки в сочетании с определенными и качественными этическими нормами и стандартами, получая за эту деятельность соответствующее денежное вознаграждение (там же).
*(14) Консалтинг в России: Введение в профессиональные методы работы. Практическое пособие под редакцией А.П. Посадского. - М.: Национальный фонд подготовки кадров, 1998. С.12.
*(15) Посадский А.П. Основы консалтинга: Пособие для преподавателей экономических и бизнес-дисциплин. - М.: ГУ ВШЭ, 1999.
Гамашев А.А., Захаров В.М. Организационный и кадровый аудит. - Белгород: Центр социал. технологий, 1998.
*(16) Посадский А.П. Основы консалтинга: Пособие для преподавателей экономических и бизнес-дисциплин. - М.: ГУ ВШЭ, 1999. С.8.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Аудиторские ведомости"
Учредители: Аудиторская палата России, Министерство финансов РФ, Центральный банк РФ
Международный еженедельник "Финансовая газета"
Издатель: Международный еженедельник "Финансовая газета"
Журнал зарегистрирован в Комитете Российской Федерации по печати 31 января 1997 г.
Свидетельство о регистрации N 015676
Адрес редакции: 103006, Москва, ул. Ткацкая, 17а