Городской Совет депутатов принял решение о порядке предоставления в аренду нежилых муниципальных помещений, согласно которому для муниципальных предприятий определена минимальная ставка в размере 100 руб./кв. м. Ранее, до 01.01.02, муниципальные предприятия вообще были освобождены от арендной платы. Муниципальное предприятие бытового обслуживания имеет две парикмахерских. Предприятие изначально является планово-убыточным и не выполняет никаких социальных заказов.
ООО "ПРОФИ" тоже имеет парикмахерскую, работающую с прибылью. Аренда помещения для нашего предприятия обходится из расчета 425 руб./кв. м.
По существу получается, что прибыльное предприятие косвенно кредитует своего конкурента.
Правы ли депутаты, создавая "тепличные" условия для планово-убыточного муниципального предприятия и поднимая арендную плату для частника с целью залатать бюджетные дыры?
В соответствии со ст.29 Федерального закона от 28.08.95 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные нежилые помещения являются муниципальной собственностью.
Пункт 2 ст.29 указанного Закона устанавливает, что органы местного самоуправления вправе передавать объекты муниципальной собственности в аренду, а также определять в договорах и соглашениях условия использования передаваемых в пользование объектов.
При этом установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью находится в исключительном ведении представительных органов местного самоуправления (п.3 ст.15 Закона N 154-ФЗ).
Вместе с тем необходимо учитывать, что п.1 ст.7 Закона РФ от 22.03.91 N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) совершать действия, которые создают дискриминирующие или, напротив, благоприятствующие условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты или действия имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов хозяйствующих субъектов или граждан.
Так, запрещается необоснованно предоставлять отдельному хозяйствующему субъекту или нескольким хозяйствующим субъектам льготы, ставящие их в преимущественное положение по отношению к другим хозяйствующим субъектам, работающим на рынке того же товара. Решения органов местного самоуправления по вопросам предоставления льгот отдельному хозяйствующему субъекту или нескольким хозяйствующим субъектам подлежат согласованию с федеральным антимонопольным органом.
Указанное в вопросе решение городского Совета депутатов может быть в установленном порядке подвергнуто проверке на соответствие антимонопольному законодательству соответствующим территориальным управлением МАП России на основании заявления хозяйствующего субъекта, чьи интересы были нарушены данным решением.
А. Кузнецов
1 мая 2002 г.
ФПА АКДИ "Экономика и жизнь", выпуск 5, май 2002 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".
Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".