Налогообложение средств, полученных организациями
из фонда занятости
В соответствии с Федеральной целевой программой содействия занятости населения Российской Федерации на 1998-2001 гг., утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.98 г. N 828 (с изменениями и дополнениями), и Положением о реализации мероприятий по содействию занятости населения и направлениях расходования средств федерального бюджета, утвержденным приказом Минтруда России от 16.02.01 г. N 21 (далее - Положение), территориальные органы Минтруда России по вопросам занятости направляют средства, выделяемые из федерального бюджета, на реализацию мероприятий по содействию занятости населения, включая финансирование расходов по частичной компенсации оплаты труда трудоустроенных граждан.
Согласно Закону Российской Федерации от 27.12.91 г. N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций", действовавшему до 1 января 2002 г., денежные средства, полученные организациями в соответствии с указанным Положением в порядке частичной компенсации оплаты труда трудоустроенных по направлению органов по вопросам занятости граждан, являлись целевыми и не подлежали обложению налогом на прибыль.
Что касается налога на добавленную стоимость, то следует иметь в виду следующее. В соответствии со ст.146 НК РФ объектом налогообложения признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. При определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется согласно п.2 ст.153 НК РФ исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами. Таким образом, денежные средства, полученные организациями в соответствии с пп.12, 13, 14 Положения в порядке частичной компенсации оплаты труда трудоустроенных по направлению органов по вопросам занятости граждан, не подлежат обложению НДС при условии их использования организациями по целевому назначению.
Налогообложение простого товарищества, подпадающего
под действие единого налога на вмененный доход
В соответствии со ст.3 Федерального закона от 31.07.98 г. N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" плательщиками единого налога являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сферах, определенных нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в пределах перечня, установленного данной статьей. Согласно ст.4 этого Закона объектом налогообложения при применении единого налога на вмененный доход признается вмененный доход на очередной календарный месяц, определяемый налогоплательщиками расчетным путем исходя из предусмотренных нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации значений базовой доходности на единицу физического показателя, характеризующего определенный вид деятельности в различных сопоставимых условиях, фактического объема таких показателей, а также значений корректирующих коэффициентов базовой доходности, показывающих степень влияния того или иного фактора на результат осуществляемой предпринимательской деятельности.
Таким образом, для субъектов предпринимательской деятельности, подпадающих под действие Закона N 148-ФЗ, объектом обложения единым налогом на вмененный доход является расчетная величина потенциально возможного к получению облагаемого дохода от осуществляемого ими вида деятельности, а не фактические результаты такой деятельности.
Согласно ст.1041 ГК РФ по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной, не противоречащей закону цели. Сторонами договора простого товарищества, заключаемого для предпринимательской деятельности, могут быть только индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации.
Если договор простого товарищества связан с осуществлением его участниками предпринимательской деятельности, товарищи отвечают солидарно по всем общим обязательствам независимо от оснований их возникновения (п.2 ст.1047 ГК РФ). Однако следует иметь в виду, что гражданское законодательство определяет только правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и связанные с ним личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников (ст.2 ГК РФ). При этом в п.3 ст.2 ГК РФ содержатся положения, исключающие (если иное не предусмотрено законодательством) из сферы гражданского права имущественные отношения, основанные на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе налоговые и другие финансовые и административные отношения.
Налоговые правоотношения в Российской Федерации регулируются законодательством о налогах и сборах. Согласно ст.19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора (ст.44 НК РФ). Обстоятельствами, с которыми законодательство о едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности связывает исполнение налогоплательщиками своих налоговых обязательств, являются вид осуществляемой ими деятельности, а также наличие источника доходов по данной деятельности.
Учитывая изложенное, а также принимая во внимание то, что при объединении организаций и (или) индивидуальных предпринимателей в простое товарищество в целях осуществления совместной деятельности в сфере, подпадающей под действие Закона N 148-ФЗ, не образуется самостоятельный субъект предпринимательства (налогоплательщик) и объектом налогообложения при применении единого налога на вмененный доход является расчетная величина потенциально возможного к получению налогоплательщиком облагаемого дохода, а не фактические результаты такой деятельности, каждый участник такого товарищества независимо от возложенных на него договором обязанностей, а также причитающейся доли прибыли является плательщиком единого налога на вмененный доход. Сумма налога определяется исходя из базовой доходности, установленной по осуществляемому им виду деятельности, а также фактического числа физических показателей, характеризующих данный вид деятельности, если иной порядок не предусмотрен действующим на территории региона законодательством о едином налоге на вмененный доход.
Исходя из полномочий, предусмотренных данным Законом, законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе определять иные особенности взимания единого налога в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе и в отношении налогоплательщиков, осуществляющих предпринимательскую деятельность по договору простого товарищества.
И. Сорокина,
Управление МНС России по Московской области
"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 23, июнь 2002 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"
Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"
Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.
Регистрационное свидетельство N 012947
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71