Убедительно просим рассмотреть вопрос касательно уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль и уплате налога на добавленную стоимость в части федерального бюджета.
На основании действующего законодательства у предприятия возникают дополнительные нагрузки по налогу на прибыль и налогу на добавленную стоимость, при отсутствии фактической реализации. Основным видом получения доходов являются экспортные поставки лесопродукции.
Из-за сложностей географического расположения ЗАО от сети железнодорожных магистралей, отгрузка лесопродукции на экспорт ведется сезонно, в период летне-осенней навигации судами река-море. В остальное время года, на протяжении семи месяцев (с ноября по май), ведется только заготовка данного вида продукции.
Для стабильности работы предприятия в осенне-зимний период привлекаются кредитные средства банков и предоплаты от инофирм под предстоящие отгрузки по заключенным контрактам.
В результате привлечения предоплаты, образуются значительные суммы налога на добавленную стоимость к уплате в бюджет, что временно ухудшает финансовое состояние предприятия. В связи с отсутствием реализации, у предприятия возникают искусственные убытки, связанные с сезонностью лесозаготовительных работ.
После реализации лесопродукции на экспорт в конце второго, в третьем кварталах, по закрытию предоплаты, накопившиеся суммы налога на добавленную стоимость подлежат 100%-му возмещению из бюджета. В этот период погашается недоимка по всем налогам.
По итогам года (и на 31 декабря 2001 года), после завершения реализационного периода, задолженность предприятия перед бюджетом всех уровней сводится к нулю. Копия справки об отсутствии задолженности прилагается.
С введением главы 25 Налогового кодекса РФ, статьи 287, начинается уплата авансовых платежей по фактически уплаченной прибыли за третий квартал. Третий квартал является базой для расчетов авансовых платежей, но не отражает фактической прибыли получаемой в первом квартале.
В связи с сезонностью отгрузок, наивысший процент реализации и прибыли приходится на третий квартал, а в первом квартале отгрузок на экспорт и прибыли не ожидается.
Исходя из вышеизложенного, с учетом статьи 64 Налогового кодекса Российской Федерации (часть первая) убедительно, просим рассмотреть вопрос предоставления отсрочки или рассрочки на первое полугодие по уплате налога на добавленную стоимость начисленного от предоплаты и налога на прибыль по факту ее начисления.
См. также письмо Департамента налоговой политики Минфина РФ от 25 апреля 2002 г. N 04-02-06/1/70
Департамент налоговой политики рассмотрел Ваше письмо от 13.02.2002 N 3/126 и по существу вопроса сообщает следующее.
Прежде всего, считаем необходимым подчеркнуть, что отсрочки и рассрочки по уплате федеральных налогов предоставляются на основании фактических результатов (данных годового (квартального) бухгалтерского отчета), а не ожидаемых данных хозяйственной деятельности организации.
Статьей 63 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что отсрочки и рассрочки по уплате федеральных налогов предоставляются Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с изданным им приказом от 30 сентября 1999 г. N 64н "Об утверждении порядка организации работы по предоставлению отсрочки, рассрочки, налогового кредита, инвестиционного налогового кредита по уплате федеральных налогов и сборов, а также пени, подлежащие зачислению в федеральный бюджет".
В соответствии с пунктом 1 раздела I Порядка организации работы по предоставлению отсрочки, рассрочки, налогового кредита, инвестиционного налогового кредита по уплате федеральных налогов и сборов, а также пени, подлежащих зачислению в федеральный бюджет, утвержденного приказом Минфина России от 30.09.99 N 64н (далее - Порядок), организация-налогоплательщик направляет на рассмотрение в соответствующий департамент Минфина России (в данном случае - в Департамент отраслевого финансирования) заявление об изменении срока уплаты федеральных налогов и сборов, а также пени, зачисляемых в федеральный бюджет в форме отсрочки, рассрочки, налогового кредита и инвестиционного налогового кредита.
В соответствии с требованиями пункта 9 раздела II Порядка налогоплательщиком в обязательном порядке представляются в соответствующий департамент Минфина России следующие документы:
а) заявление налогоплательщика с просьбой о предоставлении отсрочки, рассрочки, налогового кредита, инвестиционного налогового кредита;
б) справка налогового органа по месту учета налогоплательщика об отсутствии оснований, исключающих изменений срока уплаты налогов и сборов, а также пени, определенных в пункте 1 статьи 62 Налогового кодекса Российской Федерации;
в) справка налогового органа по месту учета налогоплательщика о задолженности в бюджеты разных уровней и о предоставленных ранее отсрочках, рассрочках (в том числе в рамках реструктуризации), налоговых кредитах, инвестиционных налоговых кредитах, с выделением сумм, не уплаченных на момент обращения;
г) обязательство налогоплательщика, предусматривающее на период действия отсрочки (рассрочки) соблюдение условий, на которых принимается решение об изменении срока уплаты задолженности;
д) копия устава (положения) организации;
е) баланс и другие формы бухгалтерской отчетности, характеризующие финансовое состояние налогоплательщика за предыдущий год и истекший период того года, в котором налогоплательщик обратился по поводу изменения срока уплаты налогового обязательства;
ж) документы об имуществе, которое может являться или является предметом залога, либо поручительство.
В зависимости от оснований обращения налогоплательщика об изменении срока уплаты налогов и сборов, а также пени, подлежащих уплате в федеральный бюджет, устанавливается предоставление ряда дополнительных документов.
Так, в соответствии с пунктом 10.4 раздела II Порядка в случае обращения о предоставлении отсрочки (рассрочки) по основаниям, определенным в подпункте 5 пункта 2 статьи 64 Налогового кодекса Российской Федерации, а именно, если производство и (или) реализация товаров, работ, услуг носит сезонный характер, представляется документ, подтверждающий тот факт, что организация осуществляет деятельность, поименованную в утвержденном постановлением Правительства Российской федерации от 6.04.99 N 382 "О перечнях сезонных отраслей и видов деятельности, применяемых для целей налогообложения".
Вся процедура рассмотрения и принятия решения о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате федеральных налогов и сборов соответствующими департаментами Минфина России изложена в Порядке организации работы по предоставлению отсрочки, рассрочки, налогового кредита, инвестиционного налогового кредита по уплате федеральных налогов и сборов, а также пени, подлежащих зачислению в федеральный бюджет, утвержденном приказом Минфина России от 30.09.99 N 64н, которым Вашей организации и надлежит руководствоваться при оформлении документов для подачи заявления об изменении срока уплаты налогов в федеральный бюджет.
Одновременно сообщаем, что в соответствии с подпунктом 5.2 пункта 5 Инструкции МНС России от 15.06.2000 N 62 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" все предприятия, за исключением бюджетных организаций и малых предприятий, имеют право перейти на ежемесячную уплату в бюджет налога на прибыль исходя из фактически полученной прибыли за предшествующий месяц и ставки налога.
В соответствии со статьей 285 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции подготовленного ко второму чтению в Государственной Думе проекта федерального закона, вносящего изменения и дополнения в главу 25 Налогового кодекса Российской Федерации) отчетными периодами для налогоплательщиков, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, признаются месяц, два месяца, три месяца и так далее до окончания календарного года.
Учитывая изложенное, Ваша организация может принять решение о переходе на уплату налога на прибыль по итогам каждого отчетного месяца, что позволит избежать излишнюю уплату налога, либо возникновение задолженности в течение налогового периода.
Руководитель | А.И.Иванеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.