Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Департамента
образования и науки города Москвы
от 1 апреля 2022 г. N 244
Стандарт
организации деятельности семейных детских садов в государственных образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, подведомственных Департаменту образования и науки города Москвы
1. Общие положения
1.1. Настоящий стандарт регулирует организацию деятельности семейных детских садов в государственных образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, подведомственных Департаменту образования и науки города Москвы (далее - организация).
1.2. Семейный детский сад организуется в многодетных семьях жителей города Москвы, имеющих трех и более детей в возрасте от двух месяцев до 7 лет, по месту жительства данных семей в городе Москве 1.
1.3. В случае если в многодетной семье имеется один или двое детей дошкольного возраста, организация семейного детского сада допускается при условии приема детей в возрасте от 1 года 6 месяцев до 7 лет из других семей жителей города Москвы. Минимальное количество детей в семейном детском саду - три человека.
1.4. Семейный детский сад является дошкольной группой организации. Воспитанники семейного детского сада включаются в контингент организации.
1.5. В семейный детский сад принимаются дети, зарегистрированные в Комплексной информационной системе "Государственные услуги в сфере образования в электронном виде", на основании письменного заявления родителей (законных представителей) и договора об образовании по образовательным программам дошкольного образования между организацией и родителями (законными представителями).
1.6. В семейном детском саду осуществляется присмотр и уход за детьми, а также реализация образовательной программы дошкольного образования.
1.7. Департамент образования и науки города Москвы оказывает содействие многодетным семьям жителей Москвы в открытии семейного детского сада в рамках реализации в городе Москве проекта "Социальный контракт" 2.
2. Открытие семейного детского сада
2.1. Родители, желающие создать семейный детский сад в жилом помещении на территории города Москвы, закрепленной за организацией, подают в организацию заявление на открытие такой группы. В заявлении должны быть указаны следующие сведения:
- о родителе: Ф.И.О., данные документа, удостоверяющего личность, адрес регистрации по месту жительства и по месту фактического пребывания в городе Москве, контактный телефон и адрес электронной почты;
- о ребенке (детях) родителя: Ф.И.О., дата рождения, сведения свидетельства о рождении ребенка (детей) или документа, подтверждающего факт рождения ребенка (детей), выданного в установленном порядке (в случае рождения ребенка (детей) на территории иностранного государства), адрес регистрации по месту жительства ребенка (детей) в городе Москве;
- о родителе (законном представителе) ребенка (детей) из других семей жителей Москвы: Ф.И.О., данные документа, удостоверяющего личность, контактный телефон и адрес электронной почты;
- о ребенке (детях) из других семей жителей Москвы: Ф.И.О., дата рождения, сведения свидетельства о рождении ребенка (детей) или документа, подтверждающего факт рождения ребенка (детей), выданного в установленном порядке (в случае рождения ребенка (детей) на территории иностранного государства), адрес регистрации по месту жительства ребенка (детей) в городе Москве;
- адрес жилого помещения на территории города Москвы, в котором планируется открытие семейного детского сада, с подтверждением права родителей или одного из родителей многодетной семьи пользования жилым помещением и (или) права собственности на жилое помещение на территории города Москвы, в котором планируется открытие семейного детского сада.
2.2. Организация принимает и незамедлительно регистрирует заявление.
2.3. Для принятия решения об открытии или отказе в открытии семейного детского сада в организации в течение 10 рабочих дней, следующих за днем поступления заявления от родителя, созывается комиссия. Состав и порядок работы комиссии утверждаются руководителем организации (приложение 1 к настоящему стандарту).
2.4. Основными функциями комиссии являются:
- обследование жилищно-бытовых и социальных условий жизни семьи в целях определения безопасности пребывания детей и соответствия жилого помещения санитарно-эпидемиологическим требованиям;
- составление заключения о возможности (отсутствии возможности) открытия семейного детского сада.
2.5. Комиссия в течение 5 рабочих дней после созыва выходит на обследование жилого помещения и составляет заключение.
2.6. На основании заключения комиссии не позднее 30 календарных дней с даты подачи родителем заявления организацией принимается решение об открытии семейного детского сада или направляется родителю обоснованный отказ в открытии семейного детского сада.
2.7. В случае принятия комиссией решения об открытии семейного детского сада родитель приглашается на встречу в организацию, где предъявляет оригиналы следующих документов:
- документ, удостоверяющий личность родителя;
- трудовая книжка (при наличии);
- документ об образовании и (или) документ о квалификации;
- личная медицинская книжка, оформленная в установленном порядке;
- справка о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям;
- справка о том, является или не является лицом, подвергнутым административному наказанию за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ;
- справка из психоневрологического диспансера;
- документ, подтверждающий право родителей или одного из родителей многодетной семьи пользования жилым помещением и (или) право собственности на жилое помещение на территории города Москвы, в котором планируется открытие семейного детского сада;
- письменное согласие родителей (законных представителей) на посещение детьми семейного детского сада с указанием контактных телефонов (в случае приема в семейный детский сад детей из других семей жителей Москвы);
- иные документы, предъявляемые при приеме на работу в соответствии с требованиями трудового законодательства.
2.8. Организация утверждает положение об организации работы семейного детского сада в соответствии с примерной формой положения (приложение 2 к настоящему стандарту).
3. Оформление родителя многодетной семьи на работу в организацию
3.1. Родитель оформляется в организацию на работу в соответствии с трудовым законодательством.
3.2. С родителем (далее - работник), открывающим семейный детский сад, заключается срочный трудовой договор на период функционирования семейного детского сада.
3.3. В соответствии с имеющимся у работника образованием его принимают на должность воспитателя или помощника воспитателя/младшего воспитателя 3:
|
Требования к квалификации |
Основные функциональные обязанности |
Воспитатель |
Высшее образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" без предъявления требований к стажу работы либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" без предъявления требований к стажу работы |
Осуществляет деятельность по воспитанию детей. Содействует созданию благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности воспитанников, вносит необходимые коррективы в систему их воспитания. Осуществляет изучение личности обучающихся, их склонностей, интересов, содействует росту их познавательной мотивации и становлению их учебной самостоятельности, формированию компетентностей. Создает благоприятную микросреду и морально-психологический климат для каждого воспитанника. Осуществляет помощь воспитанникам в учебной деятельности, способствует обеспечению уровня их подготовки, соответствующего требованиям федерального государственного образовательного стандарта, федеральным государственным образовательным требованиям. Проводит наблюдения (мониторинг) за здоровьем, развитием и воспитанием воспитанников. Работает в тесном контакте с учителями, педагогом-психологом, другими педагогическими работниками, родителями (лицами, их заменяющими) воспитанников. Обеспечивает охрану жизни и здоровья воспитанников во время образовательного процесса. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности |
Помощник воспитателя |
Среднее общее образование и профессиональная подготовка в области образования и педагогики без предъявления требований к стажу работы |
Участвует в планировании и организации жизнедеятельности воспитанников. Осуществляет повседневную работу, обеспечивающую создание условий для их социально-психологической реабилитации, социальной и трудовой адаптации. Обеспечивает сохранение и укрепление здоровья воспитанников, проведение мероприятий, способствующих их психофизическому развитию, соблюдению ими распорядка дня. Организует с учетом возраста воспитанников работу по самообслуживанию, соблюдение ими требований охраны труда, оказывает им необходимую помощь. Участвует в работе по профилактике отклоняющегося поведения, вредных привычек у воспитанников. Обеспечивает санитарное состояние помещений и оборудования. Обеспечивает охрану жизни и здоровья воспитанников во время образовательного процесса. Взаимодействует с родителями воспитанников (лицами, их заменяющими). Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности |
Младший воспитатель |
Среднее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или среднее общее образование и профессиональная подготовка в области образования и педагогики без предъявления требований к стажу работы |
Участвует в планировании и организации жизнедеятельности воспитанников, в проведении занятий, организуемых воспитателем. Осуществляет повседневную работу, обеспечивающую создание условий для социально-психологической реабилитации, социальной и трудовой адаптации воспитанников. Организует с учетом возраста воспитанников их работу по самообслуживанию, соблюдение ими требований охраны труда, оказывает им необходимую помощь. Участвует в работе по профилактике отклоняющегося поведения, вредных привычек у воспитанников. Обеспечивает состояние помещений и оборудования, соответствующее санитарно-гигиеническим нормам их содержания. Взаимодействует с родителями воспитанников (лицами, их заменяющими). Обеспечивает охрану жизни и здоровья воспитанников во время образовательного процесса. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности |
3.4. Родитель многодетной семьи может быть направлен на дистанционные курсы при Государственном автономном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования города Москвы "Корпоративный университет московского образования":
- для родителей, желающих открыть семейный детский сад;
- курсы повышения квалификации для воспитателей семейного детского сада.
Оплата за обучение может производиться как за счет средств организации, так и за счет средств претендента на должность работника семейного детского сада.
4. Организация работы семейного детского сада
4.1. Между организацией и работником заключается договор об организации деятельности семейного детского сада, в котором указывается в том числе режим работы семейного детского сада, адрес функционирования семейного детского сада, порядок взаимодействия организации и работника, механизм контроля за деятельностью семейного детского сада, а также возможность направления в семейный детский сад других детей жителей Москвы (приложение 3 к настоящему стандарту).
4.2. Изменение адреса функционирования семейного детского сада от указанного в договоре допускается только по согласованию с руководителем организации и при условии расположения на территории, закрепленной за организацией. При изменении адреса функционирования семейного детского сада в течение 10 рабочих дней (с даты поступления заявления от работника об изменении адреса) проводится обследование жилищно-бытовых и социальных условий жизни семьи в целях определения безопасности пребывания детей и соответствия жилого помещения санитарно-эпидемиологическим требованиям.
В случае соответствия нового жилого помещения всем необходимым требованиям, заключается дополнительное соглашение к договору.
4.3. Организация осуществляет контроль за функционированием семейных детских садов. С этой целью определяется ответственный работник для взаимодействия и контроля за работой семейных детских садов (далее - ответственное лицо).
4.4. Ответственное лицо осуществляет мониторинг (в дистанционном формате с использованием видеосвязи) посещаемости семейного детского сада детьми из других семей жителей Москвы (ежедневно по рабочим дням) с внесением данных в АИС "Электронный журнал", организации образовательной деятельности с воспитанниками семейного детского сада.
4.5. Организация проводит еженедельное дистанционное консультирование работников семейных детских садов по проведению занятий с детьми.
4.6. На организацию питания воспитанников в семейном детском саду предусмотрено финансирование в составе норматива государственной услуги по осуществлению присмотра и ухода за детьми, а также по реализации образовательной программы дошкольного образования согласно постановлению Правительства Москвы от 31.08.2011 N 407-ПП "О мерах по развитию дошкольного образования в городе Москве". Питание воспитанников организуется работником семейного детского сада. Выплаты денежных средств на питание воспитанников в семейных детских садах осуществляются организацией самостоятельно.
Выплата денежных средств на питание детей, являющихся воспитанниками семейного детского сада, производится до 10 числа календарного месяца на банковский лицевой счет работника семейного детского сада.
По итогам месяца осуществляется перерасчет указанной выплаты в соответствии с данными о фактической посещаемости воспитанников семейного детского сада.
4.7. Организация при необходимости оказывает помощь в оснащении мебелью, мягким инвентарем, посудой и другим оборудованием помещения, в котором функционирует семейный детский сад (приложение 4 к настоящему стандарту).
4.8. Особенности режима дня в семейном детском саду устанавливаются с учетом возраста воспитанников в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями и гигиеническими нормативами. Вариант режима функционирования определяется организацией и может корректироваться в связи с сезонными изменениями. В летнее время может увеличиться время, отводимое на прогулки, режимные моменты, связанные с организованной и самостоятельной деятельностью дошкольников на свежем воздухе.
4.9. Занятия с детьми и другие виды деятельности в семейном детском саду могут проводиться как в здании организации, так и в домашних условиях:
- для воспитанников семейных детских садов, в которых родитель из многодетной семьи является воспитателем, организуются физкультурные и музыкальные занятия в зданиях с дошкольными группами (с учетом территориальной расположенности семейного детского сада, санитарных требований и спецификой организации образовательного процесса);
- для воспитанников семейных детских садов, в которых родитель из многодетной семьи не является воспитателем, организуется проведение занятий в зданиях организации с дошкольными группами (с учетом территориальной расположенности семейного детского сада и санитарных требований);
- для воспитанников семейных детских садов с ограниченными возможностями здоровья (в том числе с инвалидностью) на основании заключения Центральной психолого-медико-педагогической комиссии города Москвы организуются занятия с необходимыми специалистами в здании организации с дошкольными группами.
4.10. В случае наличия у воспитанника семейного детского сада заключения Центральной психолого-медико-педагогической комиссии города Москвы о необходимости создания специальных условий для получения образования организация берет на себя обязанности по созданию специальных условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья (в том числе с инвалидностью).
4.11. В случае заболевания или отпуска работника воспитанники из других семей на основании заявлений родителей (законных представителей) временно переводятся в дошкольную группу, расположенную в здании организации.
4.12. По решению руководителя организации в семейный детский сад могут быть зачислены дети из других семей жителей Москвы (с учетом территориальной расположенности семейного детского сада и санитарных требований).
4.13. Размер родительской платы, взимаемой за посещение детьми семейного детского сада, определяется решением Управляющего совета организации.
5. Реализация программы дошкольного образования
5.1. В образовательной среде семейного детского сада создаются условия для организации самостоятельной, игровой и познавательно-исследовательской деятельности детей.
5.2. Содержание образования определяется образовательной программой, разрабатываемой организацией в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и с учетом примерной образовательной программы, опубликованной в федеральном реестре и содержащей следующие образовательные области:
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
5.3. Содержание программы воспитания реализуется в ходе освоения детьми дошкольного возраста всех образовательных областей основной образовательной программы. На основе рабочей программы воспитания составляется календарный план воспитательной работы.
5.4. В процессе реализации основной образовательной программы дошкольного образования на протяжении всего дня организуется непрерывная образовательная деятельность в рамках:
- занятий и образовательных событий;
- в ходе режимных моментов;
- во время прогулок;
- во время самостоятельной (индивидуальной или совместной) деятельности воспитанников.
5.5. При планировании дня работник семейного детского сада ориентируется на разработанное в рамках основной образовательной программы дошкольного образования тематическое планирование, также учитывает предложения и инициативы детей (в том числе идеи о проведении новых игр, праздников, чтения или обсуждения интересующих детей книг, просмотре произведений отечественного детского кинематографа и мультипликации, создания проектов, организации образовательных бесед и др.).
6. Финансирование организаций
6.1. В целях обеспечения реализации права жителей города Москвы на получение дошкольного образования утверждены нормативные затраты на оказание организациями государственных услуг по реализации образовательных программ дошкольного образования и по осуществлению присмотра и ухода за детьми на одного обучающегося в год 4.
При формировании государственных заданий для государственных образовательных организаций нормативные затраты на оказание государственных услуг применяются в расчете на одного обучающегося в день исходя из планового количества дней посещения обучающимися указанных образовательных организаций.
На оказание государственных услуг по реализации образовательных программ дошкольного образования, по осуществлению присмотра и ухода за детьми для обучающихся из числа детей-инвалидов, за исключением детей-инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата, слепых и слабовидящих детей-инвалидов, применяется корректирующий коэффициент к нормативным затратам - 2,0.
На оказание государственных услуг по реализации образовательных программ дошкольного образования, по осуществлению присмотра и ухода за детьми для обучающихся из числа детей-инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата, слепых и слабовидящих детей-инвалидов применяется корректирующий коэффициент к нормативным затратам - 3,0.
6.2. На развитие семейных детских садов из бюджета города Москвы предусмотрено дополнительное финансирование в рамках выполнения организациями государственного задания на выполнение государственных работ:
- для достижения целевых показателей по заработной плате работников семейных детских садов в размере 1/2 норматива финансового обеспечения дошкольного образования и осуществления присмотра и ухода за детьми для организаций согласно приложению 4 к постановлению Правительства Москвы от 31.08.2011 N 407-ПП "О мерах по развитию дошкольного образования в городе Москве";
- на оплату труда дополнительных штатных работников для занятий с детьми из семейных детских садов в размере 1,5 млн. руб. на одну организацию, имеющую в составе контингента более 30 воспитанников семейных детских садов.
6.3. В целях поддержки развития семейных детских садов в каждом округе Москвы на базе организаций открыто 11 консультативных центров. На оплату труда работников консультативных центров по оказанию методологической помощи работникам семейных детских садов в размере 1,0 млн. руб. на консультативный центр.
Выбор образовательных организаций, на базе которых открывается консультативный центр, осуществляется по сумме набранных баллов по следующим критериям:
- опыт работы с семейными детскими садами не менее трех лет (по одному баллу за каждый дополнительный год);
- ежегодное увеличение количества семейных детских садов по данным комплексной информационной системы "Государственные услуги в сфере образования в электронном виде" за последние три года (по одному баллу за каждый семейный детский сад);
- активное участие в трансляции опыта работы с семейными детскими садами с размещением материалов на сайте организации (по одному баллу за каждое окружное и по два балла за каждое городское мероприятие).
Консультативные центры обеспечивают методическое сопровождение руководителей организаций, педагогов, работающих в семейных детских садах, работников семейных детских садов, в том числе путем размещения материалов в соответствующем разделе на сайтах своих организаций в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В рамках работы консультативных центров специалисты ежегодно проводят мастер-классы, семинары-практикумы, вебинары и другие мероприятия (не менее 6 мероприятий для более 50 участников каждое), осуществляют еженедельное консультирование (очно, по телефону, электронной почте). Для проведения мероприятий используются инфраструктура и ресурсы организации.
7. Прекращение функционирования семейного детского сада
Деятельность семейного детского сада прекращается на основании приказа руководителя организации в следующих случаях:
- на основании заявления работника;
- при поступлении одного или нескольких детей в образовательную организацию для обучения по образовательным программам начального общего образования или зачислении детей в другую группу организации или другую образовательную организацию, реализующую образовательные программы дошкольного образования, если это влечет уменьшение количества воспитанников в семейном детском саду менее трех человек;
- при поступлении всех детей дошкольного возраста многодетной семьи на обучение в образовательную организацию, реализующую образовательную программу начального общего образования, или зачислении (переводе) в другие дошкольные группы;
- по инициативе руководителя организации в случае нарушения работником условий договора об организации работы семейного детского сада, в том числе изменения без согласования адреса функционирования семейного детского сада, указанного в договоре.
------------------------------
1Постановление Правительства Москвы от 30.10.2007 N 951-ПП "Об утверждении примерного положения об организации деятельности семейного детского сада".
2Постановление Правительства Москвы от 10.08.2021 N 1224-ПП "О реализации в городе Москве проекта "Социальный контракт".
3Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.10.2013 N 544н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)".
Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования".
4Постановление Правительства Москвы от 31.08.2011 N 407-ПП "О мерах по развитию дошкольного образования в городе Москве"; приказы Департамента образования города Москвы: от 02.09.2015 N 2066 "О мерах по развитию дошкольного образования в городе Москве в 2015-2016 учебном году", от 02.09.2015 N 2068 "Об утверждении нормативных затрат на оказание государственных услуг по реализации образовательных программ дошкольного образования, осуществлению присмотра и ухода за детьми в расчете на одного обучающегося в день на 2015-2016 учебный год", от 27.11.2013 N 807 "Об утверждении нормативов и порядка расчета объема расходов на содержание имущества образовательных организации, подведомственных Департаменту образования города Москвы, реализующих отдельные образовательные программы".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.