Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям от 22 марта 2022 г. N 17, п. 1.1
по проекту федерального закона N 68181-8 "О внесении изменения в статью 7 Федерального закона "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части дополнения перечня объектов соглашений приютами для животных", внесенному депутатами Государственной Думы А.В. Гордеевым, А.Е. Хинштейном, В.В. Бурматовым
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям (далее - Комитет) рассмотрел проект федерального закона N 68181-8 "О внесении изменения в статью 7 Федерального закона "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части дополнения перечня объектов соглашений приютами для животных" (далее - законопроект) и отмечает.
Законопроектом предлагается допустить заключение соглашения о государственно-частном (муниципально-частном) партнерстве (далее - соглашение о ГЧП (МЧП) в отношении "приютов для животных, определенных Федеральным законом от 27 декабря 2018 года "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". В пояснительной записке к законопроекту данные изменения обосновываются необходимостью привлечения частных инвестиций в строительство и функционирование приютов для животных в целях развития на территории Российской Федерации принципов гуманного обращения с животными.
Концепция законопроекта, предмет которого состоит только в расширении перечня допустимых объектов соглашений о ГЧП (МЧП), принципиальных возражений у Комитета не вызывает и может быть поддержана.
Вместе с тем, ряд проектируемых правовых конструкций законопроекта и используемых дефиниций нуждаются в конкретизации.
Прежде всего, необходимо уточнить наименование и состав объекта соглашения о ГЧП (МЧП), поскольку согласно постановлению Правительства РФ от 23 ноября 2019 года N 1504 "Об утверждении методических указаний по организации деятельности приютов для животных и установлению норм содержания животных в них" под приютами понимаются государственные или муниципальные учреждения, негосударственные коммерческие и некоммерческие организации, а также индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по содержанию животных, во владении или пользовании которых находятся отдельно расположенные и предназначенные для содержания животных здания, строения и сооружения.
Исходя из данного определения "приюта", для разработки и обоснования проектов соглашений о ГЧП (МЧП) в сфере гуманизации отношения общества к бездомным животным необходимо иметь четкое, юридически исчерпывающее представление о правовом статусе "владельца приюта для животных"; составе работ (услуг), составляющих "деятельность по содержанию животных"; виде (профессиональной, предпринимательской, благотворительной), к которому может быть причислена такая деятельность; требованиях, предъявляемых к занимающимся ею лицам; перечне особых градостроительных условиях (помимо обособленного расположения), которым должны соответствовать "отдельно расположенные" здания, строения и сооружения, предназначенные для содержания животных и т.д. Без конкретизации содержательной части и состава перечисленных выше правовых конструкций существенные условия проектируемых соглашений о ГЧП (МЧП) в указанной сфере будут сохранять высокую долю неопределенности и представлять для частных партнеров трудно прогнозируемые риски.
В этой связи в ходе доработки законопроекта ко второму чтению требуется уточнить объект соглашения о публично-частном партнерстве, которым должно быть здание, строение, сооружение, предназначенные для приюта животных.
Комитет также отмечает сомнительность, содержащегося в пояснительной записке к законопроекту утверждения авторов о том, что окупаемость приютов для содержания животных будет достаточной, чтобы заинтересовать частных инвесторов принять участие в таких проектах публично-частного партнерства.
Следует напомнить, что организация приютов преследует цель создания условий для содержания, прежде всего, безнадзорных животных, не имеющих владельцев, что по определению не может обеспечить получение стабильных денежных поступлений. В свою очередь, средств, выделяемых государством в виде субсидий на поддержку деятельности приютов для животных, спонсорских поступлений и благотворительных пожертвований, а также платы граждан за услуги по временной передержке домашних животных, в большинстве случаев не будет достаточно для покрытия расходов приюта на оплату коммунальных платежей за содержание здания, выплату заработанной платы сотрудникам и специалистам, закупку кормов и медицинских препаратов для животных и т.д., не говоря уже о возможности получения владельцем приюта прибыли. К примеру, ежегодные расходы г. Москвы на содержание в муниципальных приютах порядка 18 тыс. бездомных животных составляет около 1 млрд. рублей. Трудно представить возможность привлечения сопоставимого объема финансирования приютов для животных как со стороны бизнеса, так и любого иного субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
Таким образом, по мнению Комитета, возможности строительства новых приютов для животных посредством привлечения негосударственных инвестиций через механизм публично-частного партнерства представляются достаточно ограниченными.
По мнению Комитета, с точки зрения обеспечения работоспособности приютов для животных и возможности достижения заявленной цели более перспективным и гибким инструментом представляется заключение концессионных соглашений по созданию приютов для содержания животных, поскольку в случае концессионного соглашения отсутствует обязанность концессионера по созданию объекта соглашения "с нуля" (т.е. не надо обязательно строить новый приют, а приспособить по него здания, строения, сооружения, отвечающие требованиям и находящиеся в публичной собственности), имеется стабильный источник финансирования приюта в виде минимального гарантированного дохода концессионера и сохраняется полный контроль публично-правового образования как собственника недвижимого имущества за деятельностью приюта и условиями содержания животных.
С учетом изложенного, Комитет поддерживает концепцию проекта федерального закона N 68181-8 "О внесении изменения в статью 7 Федерального закона "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части дополнения перечня объектов соглашений приютами для животных" и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председатель Комитета |
С.А. Гаврилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.