Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по просвещению
на проект федерального закона N 63500-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(о едином стандарте предоставления государственных услуг и (или) муниципальных услуг),
внесенный Правительством РФ
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по просвещению рассмотрел проект федерального закона N 63500-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отмечает следующее.
Предлагаемый законопроект разработан в целях исполнения подпункта "в" пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 10 октября 2020 года N Пр-1648 и абзаца второго подпункта "ж" пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 2 мая 2021 года N Пр-753 о переводе в электронный формат массовых социально значимых государственных и муниципальных услуг, поэтапном переходе к предоставлению по принципу "единого окна" в формате "Социального казначейства" федеральных мер социальной поддержки по факту наступления жизненной ситуации.
Законопроектом предлагается наделить Правительство Российской Федерации полномочиями по установлению единого стандарта к предоставлению государственных услуг и (или) муниципальных услуг.
Согласно пояснительной записке к законопроекту, единый стандарт в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" подразумевает установление единых требований к предоставлению государственной и (или) муниципальной услуги. Требования к единому стандарту определены статьей 14 указанного Федерального закона.
Проектом федерального закона предусматриваются положения, направленные на технологическую стандартизацию порядка предоставления мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий и выплат субъектами Российской Федерации.
Предлагаемые изменения позволят обеспечить единый порядок получения сведений для использования при принятии решения о предоставлении гражданам соответствующих мер социальной защиты.
Проект федерального закона подготовлен в целях унификации отдельных требований к предоставлению следующих мер социальной поддержки:
- по назначению пособия на ребенка;
- по компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, предоставляемых в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
- по предоставлению компенсации родителям (законным представителям) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
С этой целью предлагается внести изменения в три федеральных закона:
- в статью 3 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей";
- в статью 160 Жилищного кодекса Российской Федерации по назначению пособия на ребенка;
- в статью 65 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании).
Статья 65 Закона об образовании регулирует вопросы платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Действующая норма части 5 указанной статьи Закона об образовании закрепляет право на получение одним из родителей (законным представителем) компенсации за внесенную родительскую плату за присмотр и уход за детьми в дошкольной образовательной организации. Также в ней зафиксированы минимальные размеры компенсационной выплаты и определены условия, оказывающие влияние на ее максимальную величину.
Предлагаемая в Закон об образовании норма о наделении Правительства Российской Федерации полномочием на утверждение единого стандарта предоставления на базе современных цифровых технологий указанной меры социальной поддержки направлена на унификацию технологических и административных процедур на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
По мнению Комитета, данная законодательная инициатива будет способствовать повышению адресности и ускорению предоставления мер социальной поддержки, оптимизации взаимодействия с гражданами при назначении и получении ими указанных мер, установит предельные сроки административных процедур, а также освободит граждан от необходимости предоставления сведений, имеющихся в системе межведомственного электронного взаимодействия.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по просвещению поддерживает проект федерального закона N 63500-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председатель Комитета |
О.М. Казакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.