Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды
(восьмого созыва)
на проект федерального закона N 61553-8 "О признании утратившими силу пунктов 2 - 5 статьи 10 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях", внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды рассмотрел проект федерального закона N 61553-8 "О признании утратившими силу пунктов 2 - 5 статьи 10 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях", (далее - законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации.
Законопроектом предлагается признать утратившими силу положения Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях"), касающиеся создания и функционирования территорий биосферных полигонов.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" территории биосферных полигонов - это территории, которые могут быть присоединены к территориям государственных природных биосферных заповедников в целях проведения научных исследований, государственного экологического мониторинга, а также апробирования и внедрения методов рационального природопользования, не разрушающих окружающую среду и не истощающих биологические ресурсы.
Статус государственных природных биосферных заповедников имеют государственные природные заповедники, которые входят в международную сеть биосферных резерватов, созданных в рамках программы ЮНЕСКО "Человек и биосфера".
Согласно пояснительной записке законопроект подготовлен на основании анализа правоприменительной практики Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации в части регулирования биосферных полигонов. В части социально-экономических и иных последствий реализации предлагаемых решений законопроект приведет к усилению режима государственных природных биосферных заповедников.
Следует отметить, что государственные природные биосферные заповедники и государственные природные заповедники обладают самым строгим режимом охраны особо охраняемых природных территорий.
В целях усиления режима охраны государственных природных биосферных заповедников и государственных природных заповедников Комитет считает возможным поддержать концепцию законопроекта. В то же время по законопроекту имеется ряд замечаний, которые могут быть устранены до рассмотрения законопроекта во втором чтении.
Так, согласно статье 2 законопроекта биосферные полигоны, созданные на части территории государственных природных биосферных заповедников или присоединенные к государственным природным биосферным заповедникам до дня вступления в силу рассматриваемого законопроекта, сохраняются в установленных границах и функционируют с учетом допустимой антропогенной нагрузки на природные комплексы и объекты государственных природных биосферных заповедников и с соблюдением режима особой охраны территорий указанных биосферных полигонов, установленного положениями о государственных природных биосферных заповедниках.
Однако, пунктом 2 статьи 10 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" установлено, что в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации биосферные полигоны могут быть созданы на части территории государственных природных заповедников. В то же время, законопроектом не предусматривается сохранение в установленных границах и функционирование биосферных полигонов с учетом допустимой антропогенной нагрузки, в случае, если биосферные полигоны созданы на части территории государственных природных заповедников.
Кроме того, законопроектом не установлен запрет на увеличение (расширение) площади территорий биосферных полигонов, созданных на части территории или присоединенные к таким заповедникам. Предполагая, что территории биосферных полигонов могут функционировать с учетом режима особой охраны отличного от уже установленного режима особой охраны государственных природных биосферных заповедников и государственных природных заповедников, есть риск необоснованного распространения более слабого режима особой охраны, установленного для биосферных полигонов, на те территории, которые обладают более жестким режимом особой охраны.
Также обращаем внимание, что в законопроекте фигурируют некорректные в юридическом отношении формулировки, такие как "допустимая антропогенная нагрузка на природные комплексы и объекты", "режим особой охраны территорий биосферных полигонов", "государственные органы, в ведении которых находятся государственные природные биосферные заповедники".
Комитет отмечает важность и актуальность отсутствующего в настоящее время определения в законодательстве об особо охраняемых природных территориях правового положения особо охраняемых природных территорий, обладающих международным статусом, в том числе определения перечня видов таких территорий, особенностей их создания и управления, режима особой охраны и других особенностей.
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды поддерживает концепцию проекта федерального закона N 61553-8 "О признании утратившими силу пунктов 2 - 5 статьи 10 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях", внесенного Правительством Российской Федерации, и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председатель Комитета |
Д.Н. Кобылкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.