Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по энергетике
по проекту федерального закона N 49335-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О газоснабжении в Российской Федерации" (в части уточнения понятийного аппарата)
(утв. решением Комитета Государственной Думы по энергетике от 23 марта 2022 г. N 3.25-5/19)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 49335-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О газоснабжении в Российской Федерации", внесённый Правительством Российской Федерации, Комитет отмечает следующее.
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - законопроект) направлен на дальнейшее совершенствование действующего законодательства о газоснабжении: приведение в соответствие положений Федерального закон от 31 марта 1999 года N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон о газоснабжении) и технического регламента Евразийского экономического союза "О безопасности газа горючего природного, подготовленного к транспортированию и (или) использованию" (ТР ЕАЭС 046/2018), в том числе в части используемой в указанных актах терминологии. Указанный технический регламент вступил в силу 1 января 2022 года.
Законопроектом уточнено понятие "газ", которое приведено в соответствие с понятием "газ горючий природный", используемом в техническом регламенте, также исключено дублирование понятий "газ из газоконденсатных месторождений" и "газ горючий природный" в связи с тем, что из газоконденсатных месторождений, как и из любых других видов месторождений, добывается исключительно газ горючий природный.
Комитетом отмечается актуальность рассматриваемой законодательной инициативы, вместе с тем по законопроекту имеется ряд замечаний.
В рассматриваемой редакции проекта федерального закона определение "газ" относится только к подготовленному к транспортированию и (или) использованию газу горючему природному и не учитывает газ, получаемый при регазификации сжиженного природного газа.
В этой связи предлагается изложить понятие "газ" в следующей редакции: "газ - горючий природный газ, в том числе получаемый при регазификации газа горючего природного сжиженного, нефтяной (попутный) газ, отбензиненный сухой газ и газ, вырабатываемый газо- и нефтеперерабатывающими организациями, соответствующий требованиям, установленным в технических регламентах Евразийского экономического союза;".
Кроме того, с учетом положений Федерального закона от 29.06.2015 N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации" во избежание возможного конфликта норм отраслевого законодательства о газоснабжении, о техническом регулировании и о стандартизации и в целях сохранения универсальности и стабильности законодательных предписаний считаем целесообразным абзац третий пункта 2 статьи 1 и пункт 3 статьи 1 рассматриваемого законопроекта дополнить словами и ", а также иным обязательным требованиям документов в области технического регулирования".
Комитет также обращает внимание, что согласно перечню нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О газоснабжении в Российской Федерации", представленному в соответствии со статьей 105 Регламента Государственной Думы при внесении пакета документов по законопроекту в Государственную Думу, его принятие не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти. Однако одновременно с внесением изменений в абзац второй статьи 2 Федерального закона о газоснабжении, корректирующих содержание термина "газ", в целях обеспечения единообразия применяемой терминологии представляется целесообразным внесение соответствующих изменений в иные нормативные правовые акты, содержащие аналогичное определение (например, пункт 3 Положения об обеспечении доступа организаций к местным газораспределительным сетям, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.1998 N 1370, пункт 1.1 Правил учета газа, утвержденных приказом Минэнерго России от 30.12.2013 N 961).
Также Комитет обращает внимание, что в целях унификации законодательства в проектируемых изменениях в статьи 19 и 27 Федерального закона о газоснабжении наряду с наименованием технического регламента целесообразно указать также его идентификационный номер.
По мнению Комитета, в уточнении нуждается также дата вступления федерального закона в силу.
С учетом вышеизложенного Комитет рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 49335-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О газоснабжении в Российской Федерации" при условии его доработки ко второму чтению.
Председатель Комитета |
П.Н. Завальный |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.