Именем Российской Федерации
город Салехард 1 октября 2021 г.
Суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи Домрачева И.Г.,
при секретаре Прокопчук А.А.,
с участием прокурора Давыдовой Л.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по административному исковому заявлению Дегтярева Игоря Михайловича о признании недействующим нормативного правового акта в части: пункта 70 Приложения к Решению Городской Думы муниципального образования город Новый Уренгой от 24.12. 2019 N 298 "Об утверждении размеров коэффициентов аренды (Ка), строительства (Кст) и ставок арендной платы (Ст)" в части установления коэффициента аренды на земельные участки предназначенные для размещения магазинов, в размере 9,64, с момента принятия, установил:
по договору аренды N НУк-2-19 от 28.10. 2017 Дегтярёв И.М. является арендатором земельного участка с кадастровым N N, площадь 206 кв. м., занятым зданием магазина "Буран".
По договору аренды N НУ/к-26-14 от 14.05. 2014 ООО "Ямал-Газ-Провод" является арендатором земельного участка с кадастровым номером N, площадь 515 кв. м., первоначально занятым для реконструкции здания торгового комплекса, впоследствии - для его эксплуатации.
По договору аренды N НУ 256-18 от 22.10.2018 ООО "Колхети" является арендатором земельного участка с кадастровым номером N, площадь 2671 кв. м., занятым для эксплуатации зданий магазина и склада оптово-розничной торговли.
По договору аренды N НУ 159-16 от 20.05.2016 ООО "Гранд-Строй" является арендатором земельного участка с кадастровым номером N, площадь 4950 кв. м., занятым для эксплуатации здания магазина строительных товаров (бывший спорткомплекс).
Договоры заключены с арендодателем - Администрацией муниципального образования город Новый Уренгой (далее также - Администрация г. Н. Уренгой).
Определением от 18.05. 2021 суд принял к производству административный иск Дегтярёва И.М., последующими определениями, вынесенными в ходе производства по административному делу, ООО "Ямал-Газ-Провод", ООО "Колхети", ООО "Гранд-Строй", признаны соистцами с объединением административных исков в одно производство.
Представителем Дегтярёва И.М. и административных соистцов выступает Тараданов Роман Александрович.
В обоснование требований административных исков Тарадановым Р.А. приведены доводы, что пунктом 70 Приложения к решению Городской Думы муниципального образования город Новый Уренгой от 24.12.2019 N 298 (далее также - Приложение к Решению Городской Думы, оспоренный нормативный правовой акт (НПА)) утверждено значение коэффициента аренды - 9,64 для магазинов (размещение объектов капитального строительства, предназначенных для продажи товаров, торговая площадь которых составляет до 5000 кв. м). Ранее действовавшим нормативным правовым актом тот же коэффициент соответствовал 5,2 при той же самой ставке арендной платы - 1,5% от кадастровой стоимости.
Представитель Тараданов Р.А. полагает, что НПА в оспоренной части не соответствует принципу экономической обоснованности размера арендной платы.
Представитель административного ответчика - Городской Думы муниципального образования город Новый Уренгой (далее также - Городская Дума г. Н. Уренгой) и выступающего на его стороне заинтересованного лица - Администрация г. Н. Уренгой Бурхан С.О. в письменных отзывах привёл доводы о том, что во исполнение пункта 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), постановления Правительства РФ от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" Правительство Ямало-Ненецкого АО постановлением от 08.10.2015 N 953-П утвердило Порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Ямало-Ненецкого АО, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляемые в аренду без торгов (далее - Порядок).
Постановлением Правительства Ямало-Ненецкого АО от 16.12.2019 N 1301-П "О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Ямало-Ненецкого автономного округа" в Порядок были внесены изменения, согласно которым размер арендной платы за использование земельного участка устанавливается договором аренды земельного участка и, если федеральным законом или настоящим Порядком не предусмотрен иной порядок определения размера арендной платы, определяется по приведённой в отзыве формуле.
Коэффициент аренды (Ка) подлежит пересмотру на 1 января года, следующего за годом, в котором произошло утверждение новых результатов государственной кадастровой оценки земель, и утверждению до 30 декабря в году, в котором произошло утверждение новых результатов государственной кадастровой оценки земель (п. 2.4 Порядка).
Приказом Департамента имущественных отношений Ямало-Ненецкого АО (далее также - ДИО ЯНАО) от 01.11.2019 N 3-О были утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков категории земель населенных пунктов и земель водного фонда, расположенных на территории Ямало-Ненецкого АО. Учитывая, что приказ ДИО ЯНАО от 01.11.2019 N 3-О вступил в силу 01.01. 2020 возникла необходимость утверждения: размеров коэффициентов аренды (Ка) для расчета арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории муниципального образования город Новый Уренгой.
По мнению представителя, соблюдение административным ответчиком принципа экономической обоснованности при установлении ставок арендной платы за пользование земельными участками, по мнению представителя, подтверждено экономическим обоснованием, пояснительной запиской начальника департамента имущественных отношений Администрации города Новый Уренгой (переименован в Департамент имущественных и жилищных отношений Администрации города Новый Уренгой, далее - ДИО администрации г. Н. Уренгой) от 2019 г.(далее - экономическое обоснование), пояснительной запиской начальника ДИО администрации г. Н. Уренгой Департамента к проекту решения "Об утверждении размеров коэффициентов аренды (Ка), строительства (Кст) и ставок арендной платы (Cm)".
Административный ответчик и заинтересованное лицо в суд представителя не направили.
Исследовав письменные материалы дела, заслушав прокурора Давыдову Л.А., суд, исходя из установленных обстоятельств дела и норм закона, приходит к выводу об обоснованности заявленных административными истцами требований.
В соответствии со статьей 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа.
Пунктом 1 статьи 65 ЗК РФ установлено, что использование земли в Российской Федерации является платным, формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Постановлением Правительства Ямало-Ненецкого АО от 08.10.2015 N 953-П утвержден Порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Ямало-Ненецкого АО, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляемые в аренду без торгов, которым представительным органам муниципальных образований в Ямало-Ненецком АО.
Согласно статье 31 Устава муниципального образования г. Н. Уренгой Городская Дума является представительным (выборным) органом муниципального образования, обладающим правом представлять интересы населения Н. Уренгоя и принимать решения, действующие на территории Н. Уренгоя.
Из пункта 2 и 3 статьи 31 Устава следует, что в исключительной компетенции Городской Думы находится определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, к полномочиям данного представительного органа отнесено осуществление иных полномочий в соответствии с действующим законодательством.
Пунктом 70 Приложения к Решению Городской Думы от 24.12. 2019 N 298 "Об утверждении размеров коэффициентов аренды (Ка), строительства (Кст) и ставок арендной платы (Ст)".
Административные истцы: Дегтярёв И.М., ООО "Ямал-Газ-Провод", ООО "Колхети", ООО "Гранд-Строй" являются арендаторами земельных участков с ранее указанными характеристиками, предназначенных для размещения магазинов, арендная плата за которые рассчитывается с учётом утвержденного в размере 9,64 коэффициента аренды (Ка).
Согласно части 8 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;
2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;
б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;
в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;
г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт (ч. 9 ст. 213 КАС РФ).
Официальным источником опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов является средство массовой информации - газета "Правда Севера" (статья 44 Устава).
Требования закона к принятию и опубликованию НПА административным ответчиком были выполнены и данные обстоятельства не оспаривались участниками.
Проверяя оспоренный НПА на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд исходит из следующего.
Согласно пункту 3 статьи 39.7 ЗК РФ порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Постановлением Правительства Ямало-Ненецкого АО от 08.10.2015 N 953-П представительным органам муниципальных образований в Ямало-Ненецком автономном округе рекомендовано обеспечить утверждение коэффициентов аренды. В отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена размер коэффициента аренды (Ка) определяется представительным органом городского округа - в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа (пункт 2.3).
Из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Определении от 11 мая 2004 г. N 209-О, следует, что при отсутствии единых правил орган местного самоуправления обязан осуществлять дифференциацию ставок земельного налога, который имеет сходную с арендной платой правовую природу в силу положений статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом, то есть основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих, в том числе на уровень доходности земельного участка по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории.
С учетом схожести правового регулирования, данная позиция применяется и к вопросам установления базовых ставок арендной платы за землю, находящуюся в муниципальной, государственной собственности или в отношении которой государственная собственность не разграничена.
Земельным кодексом РФ Правительства РФ наделено правом устанавливать общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (пункт 4 статьи 22).
Реализуя свои полномочия, Правительство РФ в соответствии со статьями 22 и 65 ЗК РФ Постановлением от 16 июля 2009 г. N 582 утвердило основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе - принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.
Таким образом, соблюдение принципа экономической обоснованности компетентным государственным или муниципальным органом должно быть доказано путем представления соответствующих расчетов (показывающих доходность земельных участков), а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков.
Доказательства в административном деле указывают на то, что при расчете арендных коэффициентов не учитывались данные об оценке доходности земельных участков, полученной арендаторами от осуществления коммерческой деятельности на таких участках, о доле арендных платежей совместно с затратами арендаторов, связанными с использованием этих земельных участков, о влиянии размера арендной платы на рентабельность деятельности по эксплуатации земельных участков и фактическую возможность арендаторов уплачивать арендную плату, с учетом установленной ставки, то оспариваемый в части нормативный правовой акт противоречит действующему законодательству, имеющему большую юридическую силу, а именно абзацу второму Основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных Постановлением N 582.
При этом соответствующее приведенным выше требованиям экономическое обоснование для установления оспариваемым решением коэффициента аренды в размере 9,64 административным ответчиком не предоставлено. Имеющееся в материалах дела финансово-экономическое обоснование не отвечает установленным законом требованиям, не подтверждает соблюдения принципа экономической обоснованности определения арендной платы: согласно данного обоснования, при расчете коэффициентов учитывался лишь бюджетный интерес, согласно которому ставки арендной платы призваны обеспечить максимальное поступление в бюджет арендных платежей.
При таких обстоятельствах суд пришёл к выводу, что обжалуемый в части нормативный правовой акт противоречит нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу - Постановлению Правительства Российской Федерации N 582 от 16.07. 2009 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", заявленные в административном иске требования подлежат удовлетворению, а оспариваемый в части нормативный правовой акт - признанию недействующим.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается в том числе, решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Согласно разъяснениям в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12. 2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Поскольку на основе оспоренного НПА реализовывались права граждан и организаций, его необходимо признать недействующим в части со дня вступления решения суда в законную силу.
Согласно пункту 2 части 4 статьи 215 КАС РФ в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должно содержаться указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 4 части 6 статьи 180 КАС РФ резолютивная часть решения должна содержать указание на распределение судебных расходов.
Административными истцами при подаче административных исков в соответствии с требованием подп. 6 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса РФ уплачена государственная пошлина в размере 4500 рублей, Дегтярёвым И.М. -300 рублей, подлежащая взысканию в их пользу с административного ответчика (статья 111, пункт 3 части 4 статьи 215 КАС РФ).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180, 215 КАС РФ суд решил:
административные исковые заявления удовлетворить.
Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу пункт 70 Приложения к Решению Городской Думы муниципального образования город Новый Уренгой от 24.12.2019 N 298 "Об утверждении размеров коэффициентов аренды (Ка), строительства (Кст) и ставок арендной платы (Ст)" в части установления коэффициента аренды в размере 9,64 на земельные участки предназначенные для размещения магазинов.
Обязать Городскую Думу муниципального образования город Новый Уренгой в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу опубликовать сообщение о принятии решения суда в официальном печатном издании.
Взыскать с Городской Думы муниципального образования город Новый Уренгой расходы по уплате государственной пошлины: в пользу Дегтярёва Игоря Михайловича 300 рублей; в пользу ООО "Ямал-Газ-Провод", ООО "Колхети", ООО "Гранд-Строй" по 4500 рублей.
Решение может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий /подпись/ |
Домрачев И.Г. |
Мотивированное решение изготовлено 18 октября 2021 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 1 октября 2021 г. N 3а-223/2021~М-57/2021 "О признании недействующим пункта 70 приложения, утв. решением Городской Думы МО город Новый Уренгой от 24.12.2019 N 298 "Об утверждении размеров коэффициентов аренды (Ка), строительства (Кст) и ставок арендной платы (Ст)", в части установления коэффициента аренды в размере 9,64 на земельные участки, предназначенные для размещения магазинов"
Текст решения опубликован на официальном сайте суда Ямало-Ненецкого автономного округа в Internet (http://oblsud.ynao.sudrf.ru)