Именем Российской Федерации
26 ноября 2021 года город Салехард
Суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе
председательствующего судьи Мочаловой Н.В.,
при секретаре Ахметгалиевой Р.Р.,
с участием прокурора Давыдовой Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Волчихиной Лилии Александровны о признании недействующей полностью с 1 января 2021 года части 3-1 статьи 18-2 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 3 ноября 2006 года N 62-ЗАО "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ямало-Ненецком автономном округе" в редакции Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 22 декабря 2020 года N 161-ЗАО "О внесении изменений в некоторые законы Ямало-Ненецкого автономного округа", установил:
Государственной Думой Ямало-Ненецкого автономного округа 18 октября 2006 года принят Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 3 ноября 2006 года N 62-ЗАО "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ямало-Ненецком автономном округе" (далее Закон ЯНАО N 62-ЗАО). Первоначальный текст закона опубликован в изданиях "Ведомости Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа" N 9 в октябре 2006 года, в газете "Красный Север" N 130 (спецвыпуск N 81-82) 10 ноября 2006 года, а также в официальной правовой системе КонсультантПлюс/Ямало-Ненецкий автономный округ (далее ЯНАО, автономный округ), вступил в законную силу с 1 января 2007 года.
Законодательным Собранием Ямало-Ненецкого автономного округа 17 декабря 2020 года принят Закон ЯНАО от 22 декабря 2020 года N 161-ЗАО "О внесении изменений в некоторые законы Ямало-Ненецкого автономного округа в сфере социальной поддержки населения" (далее Закон ЯНАО N 161-ЗАО). Закон опубликован в изданиях на официальном сайте Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.yanao.ru 22 декабря 2020 года, на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru 23 декабря 2020 года, в газете "Красный Север", спецвыпуск N 107 от 26 декабря 2020 года, вступил в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых настоящим Законом установлен иной срок вступления в силу. Пункт 1 статьи 1, пункт 1, подпункты "а", "в" пункта 2, пункт 2 статьи 2, пункт 4 статьи 3 Закона вступили в силу с 1 января 2021 года.
Статьей 18-2 Закона ЯНАО 62-ЗАО предусмотрены меры социальной поддержки при рождении детей.
Часть 3-1 статьи 18-2 введенная Законом ЯНАО N 161-ЗАО распространяется на лиц, родивших ребенка (детей) с 1 января 2021 года.
Частью 3-1 статьи 18-2 Закона ЯНАО 62-ЗАО предусмотрено, что единовременное пособие назначается при условии государственной регистрации рождения ребенка (детей), в связи с рождением которого (которых) возникло право на единовременное пособие, органами записи актов гражданского состояния автономного округа.
Условие, предусмотренное абзацем первым настоящей части, не распространяется на лиц, указанных в пункте 30 части 1 статьи 4 настоящего Закона, в случае их выезда за пределы автономного округа на период беременности и родов по направлению подведомственной исполнительному органу государственной власти автономного округа в сфере охраны здоровья медицинской организации.
Административный истец Волчихина Л.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании недействующей полностью с 1 января 2021 года части 3-1 статьи 18-2 Закона ЯНАО от 3 ноября 2006 года N 62-ЗАО в редакции Закона ЯНАО от 22 декабря 2020 года N 161-ЗАО.
В обоснование требований административного искового заявления указано, что, являясь матерью троим детям, она обратилась в Управление социальной защиты населения Администрации г. Муравленко ЯНАО с заявлением о выплате единовременного пособия при рождении третьего ребенка. Решением Управления социальной защиты населения Администрации г. Муравленко ЯНАО от 12 августа 2021 года N 137 ей отказано в предоставлении единовременного пособия в связи с регистрацией рождения третьего ребенка Курганским городским отделом Управления ЗАГС Курганской области.
Полагала, что оспариваемая норма противоречит Федеральному закону от 15 ноября 1997 года N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния", Закону Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", Федеральному закону от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", ущемляет права и законные интересы ее и детей, создает неравные условия на получение мер социальной поддержки.
В письменных возражениях представитель административного ответчика Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа Булыгина Н.В. полагала, что оспариваемая норма не нарушает права административного истца; по итогам рассмотрения в двух чтениях соответствующего законопроекта Законодательным Собранием автономного округа принят Закон ЯНАО N 161-ЗАО внесенный Правительством автономного округа, с учетом положительных заключений, поступивших от Прокуратуры автономного округа, Управления Министерства юстиции Российской Федерации по автономному округу и Счетной палаты автономного округа. Закон подписан Губернатором автономного округа. По итогам предварительного мониторинга правоприменения закона жалоб и заявлений о нарушении законных прав и интересов граждан, проживающих на территории автономного округа в связи с реализацией введенной меры поддержки в Законодательное Собрание автономного округа не поступало.
В письменных возражениях представитель заинтересованного лица Губернатора ЯНАО Морозова А.Ю. полагала об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска, поскольку процедура принятия нормативно-правового акта соблюдена, он соответствует нормативно-правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не ущемляет права и законные интересы граждан.
Представителем Правительства ЯНАО Сорочинским А.О. также направлены возражения на административное исковое заявление, в которых указано, что административный иск не обоснован, поскольку субъект Российской Федерации вправе предоставить меры социальной поддержки, исходя из критериев нуждаемости, если они являются дополнительными к установленным федеральным законодательством мерам социальной поддержки, в также в отношении тех категорий граждан, которым необходима государственная социальная помощь, и которые субъектами определены самостоятельно, вне зависимости от наличия такой категории граждан в федеральных нормативных актах с принятием обязательств по финансированию за счет бюджета субъекта. Законодатель субъекта РФ вправе определить форму и виды социальной помощи, условия ее предоставления семьям с детьми за счет собственных средств. Оспариваемая норма не противоречит Закону Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", поскольку не ограничивает выбор места жительства. Также не ограничиваются права граждан в сфере охраны и здоровья, поскольку не регулируют их. Административный истец имела возможность получить необходимый объем медицинской помощи в Курганской области и произвести государственную регистрацию рождения ребенка в ЯНАО, что означает, что ее право на выбор медицинской организации и места регистрации ребенка не ограничен.
Представителем заинтересованного лица Управления социальной защиты населения Администрации г. Муравленко ЯНАО направлен отзыв на административное исковое заявление, где указано на отсутствие оснований для его удовлетворения, поскольку положения Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" не содержат понятия "регистрация факта рождения ребенка в органах записи гражданского состояния", которое не тождественно понятиям "регистрация по месту жительства" и "регистрация по месту пребывания".
Административный истец Волчихина Л.А., извещенная о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежаще, не явилась в судебное заседание, ходатайств об отложении рассмотрения дела не направила, её явка в судебное заседание не обязательна.
Представители Законодательного собрания автономного округа Булыгина Н.В., Губернатора автономного округа Морозова А.Ю., Правительства автономного округа Сорочинский А.О. в судебном заседании возражали относительно удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в отзывах.
Заинтересованное лицо Управления социальной защиты населения Администрации г. Муравленко ЯНАО, надлежаще уведомленное о дате, времени и месте рассмотрения дела, просило рассмотреть дело в отсутствие его представителя.
Выслушав участвующих в деле лиц, проверив материалы дела, заслушав заключение прокурора Давыдовой Л.А., полагавшей административное исковое заявление подлежащим оставлению без удовлетворения, суд приходит к следующему.
Уставом (Основным законом) Ямало-Ненецкого автономного округа, Законом автономного округа от 10 декабря 2013 года N 131-ЗАО "О Законодательном собрании Ямало-Ненецкого автономного округа" установлено, что Законодательное Собрание автономного округа является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной (представительной) власти автономного округа и осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения автономного округа и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий автономного округа.
В рамках реализации полномочий в сфере социальной защиты материнства и детства в Закон ЯНАО от 3 ноября 2006 года N 62-ЗАО "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ямало-Ненецком автономном округе" внесены изменения путем принятия Закона от 22 декабря 2020 года N 161-ЗАО "О внесении изменений в некоторые законы Ямало-Ненецкого автономного округа в сфере социальной поддержки населения", отдельные положения которого оспариваются административным истцом.
Этапы принятия Закона ЯНАО от 22 декабря 2020 года N 161-ЗАО, подписания его Губернатором автономного округа соблюдены. Нормативный правовой акт опубликован в газете "Красный Север", спецвыпуск N 107, 26 декабря 2020 года, размещен на официальном сайте Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.yanao.ru 22 декабря 2020 года, а также на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru 23 декабря 2020 года.
Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом с соблюдением формы и порядка принятия нормативных правовых актов, официального опубликования и по этим основаниям не оспариваются.
Согласно обстоятельствам дела административный истец Волчихина Л.А. 08 июля 2021 года родила третьего ребенка Волчихину Таисию, регистрация рождения которой произведена в Курганском городском отделе Управления записи актов гражданского состояния Курганской области от 14 июля 2021 года (л.д. 17).
Согласно медицинским документам у Волчихиной Л.А. 08 июля 2021 года произошли срочные оперативные роды на сроке 38-39 недель в связи с несостоятельностью рубца на матке после двух оперативных родов (л.д. 19-20).
03 августа 2021 года Волчихина Л.А. обратилась в Управление социальной защиты населения Администрации г. Муравленко ЯНАО с заявлением о выплате единовременного пособия при рождении третьего ребенка.
Решением Управления социальной защиты населения Администрации г. Муравленко ЯНАО от 12 августа 2021 года N 137 ей было отказано в предоставлении единовременного пособия в связи с отсутствием права на предоставление государственной услуги в соответствии с Законом ЯНАО от 18.10.2006 года (такая дата указана в решении) N 63-ЗАО "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ямало-Ненецком автономном округе" в связи с регистрацией рождения третьего ребенка в Курганской области, а не на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (л.д. 111-133).
Согласно статье 208 Кодекса административного судопроизводства РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы (часть 1).
Согласно пункту 30 статьи 4 Закона ЯНАО N 62-ЗАО право на социальную поддержку имеют женщины, родившие второго ребенка и последующих детей, не лишенные родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на предоставление единовременного пособия, постоянно проживавшие на территории автономного округа в течение года до даты его рождения.
Законом от 22 декабря 2020 года N 161-ЗАО "О внесении изменений в некоторые законы Ямало-Ненецкого автономного округа в сфере социальной поддержки населения" в Закон ЯНАО от 3 ноября 2006 года N 62-ЗАО "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ямало-Ненецком автономном округе" внесены изменения, согласно которым ч. 3-1 ст. 18.2 изложена в следующей редакции:
Единовременное пособие назначается при условии государственной регистрации рождения ребенка (детей), в связи с рождением которого (которых) возникло право на единовременное пособие, органами записи актов гражданского состояния автономного округа.
Условие, предусмотренное абзацем первым настоящей части, не распространяется на лиц, указанных в пункте 30 части 1 статьи 4 настоящего Закона, в случае их выезда за пределы автономного округа на период беременности и родов по направлению подведомственной исполнительному органу государственной власти автономного округа в сфере охраны здоровья медицинской организации.
Следовательно, оспариваемой нормой права затронуты права и интересы административного истца, поскольку она родила без соответствующего медицинского направления и зарегистрировала рождение ребенка в другом регионе.
Решая вопрос о соответствии указанной оспариваемой нормы права нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд исходит из следующего.
Согласно Конституции Российской Федерации политика России как правового социального государства, на котором лежит ответственность перед нынешним и будущими поколениями и которое стремится обеспечить благополучие и процветание страны, направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Относящийся к основам конституционного строя принцип социального государства обязывает публичную власть надлежащим образом осуществлять охрану здоровья людей, обеспечивать государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливать гарантии социальной защиты (преамбула; статья 1 часть 1, статья 7).
В силу того, что дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России, государство создает условия, способствующие их всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию, обеспечивает приоритет семейного воспитания, а также гарантирует каждому социальное обеспечение для воспитания детей (статья 39 часть 1, статья 67.1 часть 4 Конституции РФ).
Федеральный законодатель, реализуя с учетом предписаний статей 7 и частей 1, 2 статьи 38 Конституции РФ свои дискреционные полномочия в этой сфере, предусмотрел меры социальной защиты граждан, имеющих детей, к числу которых относится выплата государственных пособий, в частности пособий в связи с рождением и воспитанием детей. Единая система таких пособий, обеспечивающая гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства, установлена Федеральным законом от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", предусматривающим возможность принятия органами власти субъектов Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих дополнительные виды материальной поддержки семей с детьми (статья 2).
В силу абзацев 3, 4 статьи 26.3.1 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, в том числе исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критериев нуждаемости, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Финансирование полномочий, предусмотренное настоящей статьей, не является обязанностью субъекта Российской Федерации, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из федерального бюджета.
При этом законодатель субъекта Российской Федерации, реализуя своё право на установление дополнительных мер социальных гарантий законом субъекта, обязан соблюдать принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает его ответственность за качество принимаемых решений, сохранение присущей природе законодательных актов разумной стабильности правового регулирования, обеспечение надлежащей правовой определенности, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, предсказуемость законодательной политики в социальной сфере.
Федеральный законодатель закрепил в Семейном кодексе РФ в числе принципов регулирования семейных отношений также обеспечение приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних (пункт 3 статьи 1).
Права и обязанности родителей и детей основываются на происхождении детей, удостоверенном в установленном законом порядке (статья 47 Семейного кодекса РФ). Таким порядком является государственная регистрация рождения, которая производится посредством составления записи акта о рождении, куда вносятся в числе прочего сведения о родителях ребенка (пункт 2 статьи 3, пункт 1 статьи 22 Федерального закона от 15 ноября 1997 года N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" (далее Федеральный закон N 143-ФЗ)).
Пунктом 2 статьи 3 Федерального закона N 143-ФЗ закреплено, что государственной регистрации в порядке, установленном названным федеральным законом, подлежат акты гражданского состояния, в том числе рождение.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона N 143-ФЗ государственная регистрация рождения производится органом записи актов гражданского состояния по месту рождения ребенка или по месту жительства родителей (одного из родителей) или многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг, на который возложены полномочия в соответствии с пунктом 2.2 статьи 4 настоящего Федерального закона.
В записи акта о рождении указывается фактическое место рождение ребенка или наименование места, в котором ребенок был найден (наименование государства, субъекта Российской Федерации, (административно-территориального образования иностранного государства), наименование городского, сельского поселения или другого муниципального образования).
Таким образом, в целях охраны имущественных и личных неимущественных прав граждан, а также в интересах государства граждане по своему усмотрению распоряжаются принадлежащими им правами, вытекающими из семейных отношений, в том числе юридическими действиями, такими, как удостоверение происхождения ребенка посредством его государственной регистрации рождения, которая производится путем составления записи акта о рождении органами записи актов гражданского состояния по месту рождения ребенка или по месту жительства родителей (одного из родителей) или многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг. Данное право родителей альтернативной регистрации ребенка не влияет на их права, свободы и законные интересы, поскольку ни условий, ни ограничений в связи с местом регистрации факта рождения в законе не предусмотрено.
В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ (статья 17 часть 1 Конституции РФ). Согласно статье 27 части 1 Конституции РФ каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Свобода передвижения и выбора места жительства предусмотрена также Международным пактом о гражданских и политических правах (статья 12), другими международными и международно-правовыми актами, в том числе Протоколом N 4 к Европейской конвенции прав человека (статья 2).
Право свободного выбора места жительства принадлежит гражданину от рождения и, как и другие основные права и свободы, является неотчуждаемым (статья 17 часть 2 Конституции РФ; статья 150 Гражданского кодекса РФ).
Правовой режим ограничений права на выбор места жительства может вводиться только федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 55 часть 3 Конституции РФ). Также и согласно части 3 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах право на свободное передвижение и свобода выбора места жительства не могут быть объектом никаких ограничений, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения или прав и свобод других и совместимы с признаваемыми в Пакте иными правами.
Следовательно, Конституцией РФ и международно-правовыми нормами провозглашено, что ограничения права на свободный выбор места жительства могут быть установлены только законом. Конституция РФ конкретизирует это требование указанием на то, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом.
Положение части 2 статьи 1 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (далее Закон РФ от 25 июня 1993 года), согласно которому такие ограничения допускаются только на основании закона, не подлежит расширительному толкованию: в данном случае понятием "закон" охватываются исключительно федеральные законы, но не законы субъектов Российской Федерации, поскольку иначе названной норме придавался бы неконституционный смысл.
Ограничения прав граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в процессе осуществления этих прав связаны с необходимостью поиска равновесия между общественными и частными интересами и зависят от ряда социально - экономических факторов.
Данную сферу общественных отношений в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом регулирует Закон РФ от 25 июня 1993 года.
Согласно ст. 3 Закона РФ от 25 июня 1993 года местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства; место пребывания - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или другое подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо не являющееся местом жительства гражданина Российской Федерации жилое помещение, в которых он проживает временно.
Выбор места пребывания административного истца и регистрация факта рождения ребенка по месту его пребывания вследствие преждевременных родов не свидетельствуют о том, что административным истцом было изменено место жительства, по которому он имеет права на получение социальных льгот и гарантий.
Отсюда следует, что временное пребывание не по месту жительства не может лишить гражданина указанных выше социальных прав, предусмотренных законодательством, поскольку право на свободное передвижение граждан никак не связано с их социальными правами.
Таким образом, ограничение, предусмотренное оспариваемым актом, связанное с условием регистрации рождения ребенка в конкретном субъекте РФ, и влияющее на право граждан получения мер социальной поддержки, не соответствует положениям Закона РФ от 25 июня 1993 года и нарушает право граждан на свободу передвижения.
Доводы представителей Губернатора ЯНАО и Правительства ЯНАО о законности оспариваемого нормативно-правового акта не опровергают позицию административного истца о чрезмерности установленных условий, т.к. не разрешают вопрос, с какой целью и на основании каких нормативных актов, имеющих большую юридическую силу, в законе ЯНАО закреплено обязательное условие о регистрации рождения ребенка на территории автономного округа и о необходимости получения направления медицинской организации для выбора места рождения ребенка.
Доводы Управления социальной защиты населения Администрации г. Муравленко ЯНАО об отсутствии тождественности понятий "регистрация факта рождения ребенка в органах записи гражданского состояния", "регистрация по месту жительства" и "регистрация по месту пребывания", отклоняются, не имеют правового значения для дела.
Федеральный закон от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 323-ФЗ) как общий нормативный правовой акт в области охраны здоровья граждан, регламентируя основные принципы охраны здоровья, права и обязанности человека и гражданина, отдельных групп населения в сфере охраны здоровья, гарантии реализации этих прав, полномочия и ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, одновременно закрепляет объективные критерии, с которыми связывается обеспечение доступности и качества медицинской помощи.
В числе основных принципов охраны здоровья в Федеральном законе N 323-ФЗ названы: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья, доступность и качество медицинской помощи (пункты 1, 2, 5, 6 статьи 4).
Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается гражданам при заболеваниях, несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства. Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь медицинскими организациями государственной и муниципальной систем здравоохранения оказывается гражданам бесплатно (пункт 1 названного Федерального закона); при оказании скорой медицинской помощи в случае необходимости осуществляется медицинская эвакуация, представляющая собой транспортировку граждан в целях спасения жизни и сохранения здоровья (в том числе лиц, находящихся на лечении в медицинских организациях, в которых отсутствует возможность оказания необходимой медицинской помощи при угрожающих жизни состояниях, женщин в период беременности, родов, послеродовой период и новорожденных, лиц, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий) (пункт 4) (статья 35 Федерального закона N 323-ФЗ).
Материнство в Российской Федерации охраняется и поощряется государством. Каждая женщина в период беременности, во время родов и после родов обеспечивается медицинской помощью в медицинских организациях в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (части 1 и 2 статьи 52 Федерального закона N 323-ФЗ).
Оказание медицинской помощи по профилям "акушерство и гинекология (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий и искусственного прерывания беременности)" и "акушерство и гинекология (искусственное прерывание беременности)" урегулировано Порядком оказания медицинской помощи по профилю "акушерство и гинекология", утвержденным Приказом Минздрава России от 20 октября 2020 года N 1130н, действие которого распространяется на медицинские организации, оказывающие медицинскую помощь по профилю "акушерство и гинекология", независимо от форм собственности (пункты 1 и 2) (далее Порядок).
Согласно пункту 3 Порядка медицинская помощь женщинам в период беременности оказывается в рамках первичной доврачебной медико-санитарной помощи, первичной врачебной медико-санитарной помощи и первичной специализированной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи и скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в медицинских организациях, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности, включая работы (услуги) по "акушерству и гинекологии (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий и искусственного прерывания беременности)" и (или) "акушерскому делу".
Экстренное и/или неотложное состояние со стороны женщины и/или плода является одним из показаний для госпитализации в ургентный родильный зал (пункт 27.1 Порядка).
Кесарево сечение в анамнезе при наличии признаков несостоятельности рубца на матке является одним из критериев для определения этапности оказания медицинской помощи и направления беременных женщин в акушерские стационары третьей А группы (уровня) (пункт 27.3 Порядка).
Согласно пункту 27 Порядка третья А группа (уровень) - акушерские стационары, имеющие в своем составе отделение анестезиологии-реанимации для женщин, отделение реанимации и интенсивной терапии для новорожденных, отделение патологии новорожденных и недоношенных детей (II этап выхаживания), акушерский дистанционный консультативный центр с отделением телемедицины, в том числе с выездными бригадами скорой медицинской помощи анестезиологии-реанимации.
Оказание медицинской помощи в экстренной и неотложной формах, включая мероприятия по реанимации и интенсивной терапии, женщинам в период беременности, родов и в послеродовый период осуществляется в два этапа: вне медицинской организации - осуществляется выездной бригадой скорой медицинской помощи анестезиологии-реанимации, которая состоит из врачей - анестезиологов-реаниматологов, владеющих методами ургентной диагностики, реанимации и интенсивной терапии в акушерстве и гинекологии; врачей - акушеров-гинекологов, владеющих полным объемом хирургических вмешательств в акушерстве-гинекологии, и медицинских сестер-анестезистов, освоивших навыки оказания неотложной помощи в неонатологии и акушерстве-гинекологии, или в случае отсутствия выездной бригады скорой медицинской помощи анестезиологии-реанимации - бригадами скорой медицинской помощи; в стационарных условиях - осуществляется в акушерских стационарах, отделениях анестезиологии-реанимации медицинских организаций (пункт 42 Порядка).
Из изложенного следует вывод, что в соответствии с нормами федерального законодательства в случае необходимости решение об эвакуации беременных женщин при оперативных родах и выбор медицинской организации производится медицинским работником, исходя из тяжести состояния беременной женщины, минимальной по времени транспортной доступности до места расположения медицинской организации и профиля медицинской организации по месту пребывания беременной женщины в период беременности и родов.
Таким образом, Федеральный закон N 323-ФЗ не связывает оказание медицинской помощи гражданам (в том числе и экстренной) с наличием какого-либо направления медицинской организации.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации осуществляемое законодателем правовое регулирование - исходя из конституционных принципов правового государства, верховенства закона, а также принципа юридического равенства и вытекающих из него критериев разумности, необходимости и соразмерности при определении условий реализации фундаментальных прав и их возможных ограничений - должно обеспечивать баланс конституционных ценностей, прав и законных интересов всех участников конкретных правоотношений, а потому, по смыслу статей 7 (часть 2) и 38 (часть 1) Конституции Российской Федерации, под защитой которых находятся семья, материнство, отцовство и детство, в основе поиска баланса указанных конституционных ценностей при оценке соответствующих законодательных ограничений должен лежать именно принцип максимального обеспечения интересов семьи и всех ее членов (Постановление от 16 июня 2015 года N 15-П).
Суд приходит к выводу, что оспариваемые административным истцом нормы, предусматривающие в качестве основания отказа женщине в предоставлении социальной поддержки в виде единовременной выплаты при рождении третьего ребенка обязательную государственную регистрацию рождения ребенка органами записи актов гражданского состояния автономного округа, а также в случае выезда беременной женщины за пределы автономного округа на период беременности и родов беременной женщине необходимость иметь направление подведомственной исполнительному органу государственной власти автономного округа в сфере охраны здоровья медицинской организации, противоречат федеральному законодательству, а именно: Федеральному закону от 15 ноября 1997 года N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния", а также Закону Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5442-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", а также Федеральному закону от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и Порядку оказания медицинской помощи по профилю "акушерство и гинекология", утвержденному Приказом Минздрава России от 20 октября 2020 года N 1130н.
Данная оспариваемая норма содержит ограничительные и чрезмерные условия, не отвечающие принципу баланса прав и законных интересов всех участников соответствующих правоотношений, так как они ограничивают право беременной женщины на свободу передвижения, выбор места пребывания на период беременности и родов, в том числе при оказании медицинской помощи в экстренной и неотложной формах за пределами автономного округа, а также государственной регистрации рождения ребенка по месту его рождения в пределах территории Российской Федерации.
Кроме того, Федеральный закон от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" имеющий большую юридическую силу относительно оспариваемой нормы, не содержит таких ограничений в праве получения гражданами, имеющих детей, в связи с их рождением и воспитанием, материальной поддержки материнства, отцовства и детства, гарантированной государством.
Более того, в силу положений статьи 1 Закона ЯНАО от 3.11.2006 года N 62-ЗАО данный Закон распространяется на граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в автономном округе, а также на постоянно проживающих в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, относящихся к категориям граждан, указанным в пунктах 2 - 10, 12, 14, 29 и 38 части 1 статьи 4 настоящего Закона, при условии постоянного проживания в автономном округе, то есть основным условием его применения является факт постоянного проживания на территории Ямало-Ненецкого автономного округа.
Рождение ребенка по месту временного пребывания и регистрация факта рождения ребенка в ином субъекте не свидетельствует о том, что административный истец не является лицом, постоянно проживающим в автономном округе.
Не имеет правового значения для дела отсутствие у прокуратуры ЯНАО каких-либо замечаний при принятии оспариваемого нормативного акта, как и наличие положительного заключения Губернатора автономного округа и Правительства автономного округа.
В силу положений пункта 35 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствам" проверяя содержание оспариваемого акта или его части, суду необходимо также выяснять, является ли оно определенным. Если оспариваемый акт или его часть вызывают неоднозначное толкование, оспариваемый акт в такой редакции признается не действующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения.
Суд полагает, что оспариваемая нормативно-правовая норма также не отвечает принципу правовой определенности, поскольку данный Закон распространяется на граждан Российской Федерации и иностранных граждан, постоянно проживающих в автономном округе, при этом не определено, каким образом регистрация рождения ребенка, рожденного без направления медицинской организации, в ином субъекте РФ, влияет на факт постоянного проживания его и родителей на территории автономного округа. Также в норме нет определенности относительно того, каким образом она подлежит применению, если ребенок родился преждевременно либо в результате срочного оперативного вмешательства, как в случае с административным истцом, и при отсутствии возможности получения направления медицинской организации автономного округа для родов в другом регионе.
Таким образом, требования административного искового заявления нашли подтверждение в ходе рассмотрения дела и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Поскольку оспариваемый нормативный акт применялся, и права граждан были реализованы, в соответствии со статьей 215 Кодекса административного судопроизводства РФ с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 г. N 50, оспариваемые положения подлежат признанию недействующими с даты вступления решения суда в законную силу.
В силу требований ст. 215 КАС РФ суд разрешает вопрос о судебных издержках. Согласно ст. 103 и ст. 106 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела. Государственная пошлина в размере 300 рублей, уплаченная административным истцом при подаче административного искового заявления, подлежит взысканию с административного ответчика по правилам ст. 111 КАС РФ.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд решил:
Административное исковое заявление Волчихиной Лилии Александровны удовлетворить.
Признать недействующими с даты вступления в законную силу настоящего решения абзацы 1 и 2 части 3-1 статьи 18-2 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 3 ноября 2006 года N 62-ЗАО "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ямало-Ненецком автономном округе" в редакции Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 22 декабря 2020 года N 161-ЗАО "О внесении изменений в некоторые законы Ямало-Ненецкого автономного округа в сфере социальной поддержки населения".
Сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, в котором был опубликован оспоренный нормативный правовой акт. Если официальное печатное издание прекратило свою деятельность, сообщение публикуется в другом печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты соответствующего органа государственной власти.
Взыскать с Законодательного собрания Ямало-Ненецкого автономного округа в пользу Волчихиной Лилии Александровны государственную пошлину в сумму 300 рублей.
Решение может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в апелляционном порядке, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Председательствующий судья подпись |
Н.В. Мочалова |
Мотивированное решение изготовлено 30 ноября 2021 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 26 ноября 2021 г. N 3а-265/2021 "О признании недействующими абзацев 1 и 2 части 3.1 статьи 18.2 Закона ЯНАО от 03.11.2006 N 62-ЗАО "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ямало-Ненецком автономном округе"
Текст решения опубликован на официальном сайте суда Ямало-Ненецкого автономного округа в Internet (http://oblsud.ynao.sudrf.ru)