Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Утверждена
постановлением администрации
Костромской области
от 24 июля 2023 г. N 307-а
Государственная программа
Костромской области "Развитие лесного хозяйства Костромской области"
Приоритеты и цели государственной политики Костромской области в сфере лесного хозяйства Костромской области
Раздел I. Оценка текущего состояния в сфере лесного хозяйства Костромской области
1. Лесное хозяйство является видом экономической деятельности, в рамках которого осуществляется система мероприятий, направленных на воспроизводство лесов, охрану их от пожаров, защиту от вредных организмов и иных негативных факторов, регулирование использования лесов и учет лесных ресурсов в целях удовлетворения потребностей экономики в древесине и другой лесной продукции при сохранении экологических и социальных функций леса.
2. Лесистость территории Костромской области составляет 73,3 процента, площадь лесов Костромской области - 4,7 млн. га, из них на землях лесного фонда - 4,6 млн. га, 86 процентов площади составляют эксплуатационные леса. Общий запас древесины составляет 761,4 млн. куб. метров.
3. К 2022 году достигнуты следующие результаты:
1) увеличение доли площади земель лесного фонда, переданных в пользование, в общей площади земель лесного фонда до 76,2 процента;
2) увеличение отношения площади лесовосстановления и лесоразведения к площади вырубленных и погибших лесных насаждений до 98,26 процента (плановый показатель составляет 97,8 процента). В настоящее время запланирован и реализуется комплекс мероприятий по увеличению значения этого показателя до 100 процентов в 2024 году;
3) в период с 2019 по 2022 годы проведено доукомплектование лесопожарной техникой ОГБУ "База охраны лесов" до уровня 88,5 процента (при установленном значении показателя - 87 процентов). Лесопожарные формирования ОГБУ "База охраны лесов" оснащены необходимой специализированной техникой для проведения комплекса мероприятий по охране лесов от пожаров в количестве 50 единиц. Обеспечено применение дополнительных технических средств обнаружения лесных пожаров (комплексов мониторинга с беспилотными летательными аппаратами);
4) обеспечено создание системы эффективной защиты лесов от вредных организмов, результатом проведенных мероприятий является отсутствие очагов вредных организмов на территории Костромской области;
5) обеспечена доля площади лесов, на которых проведена таксация лесов и в отношении которых осуществлено проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству в течение последних 10 лет, в площади лесов с интенсивным использованием и ведением лесного хозяйства в размере 83 процента;
6) выращен посадочный материал деревьев хвойных пород в количестве 19,2 млн. штук, в период с 2019 по 2022 годы приобретено 15 единиц лесохозяйственной техники и оборудования;
7) осуществлен федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) на землях лесного фонда государственными лесными инспекторами численностью 452 человека.
4. В рамках обеспечения эффективного управления лесами, в том числе повышения эффективности бюджетных расходов в сфере лесного хозяйства Костромской области, осуществления государственных функций и предоставления государственных услуг в сфере лесных отношений и повышения качества кадрового обеспечения исполнительного органа Костромской области и подведомственных государственных учреждений Костромской области, осуществляющих отдельные переданные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, увеличен объем платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации от платы за использование лесов, в расчете на 1 га земель лесного фонда до уровня 366,0 рублей при плановом значении 301,8 рубля. По итогам 2022 года объем поступивших платежей составил 1,7 млрд. рублей, что выше уровня, сложившегося за 2021 год, на 96 млн. рублей, плановые назначения исполнены на 110,0 процентов. Обеспечено значение показателя средней численности должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), на 50 тыс. га земель лесного фонда на уровне 4,86 человека при установленном 4,84.
5. В Костромской области осуществляется предоставление девяти государственных услуг в области лесных отношений. Следует отметить рост количества предоставляемых в Костромской области массовых социально значимых государственных услуг в области лесных отношений в электронной форме, а именно:
вынесено 3 414 решений о предоставлении права заготовки древесины гражданами для собственных нужд (в электронной форме - 98 процентов);
принято 2 278 лесных деклараций и 3 852 отчета об использовании лесов (в электронной форме - 94 процента).
6. В настоящее время при ведении лесного хозяйства в Костромской области отмечаются негативные факторы, препятствующие повышению эффективности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, улучшению их породного состава и качества, сохранению экологических функций лесных насаждений и биологического разнообразия. Лес как возобновляемый природный ресурс требует соблюдения принципов рационального, неистощительного использования с учетом осуществления научно обоснованной, эффективной системы охраны, защиты и своевременного его воспроизводства.
7. Наиболее значимыми факторами, негативно влияющими на достижение показателей государственной программы Костромской области "Развитие лесного хозяйства Костромской области" (далее - Программа) являются:
1) уменьшение площади покрытых лесной растительностью земель в результате рубок, пожаров, гибели лесных насаждений в связи со шквалистыми ураганными ветрами, прошедшими по территории Костромской области в 2021 году, а также незначительных объемов перевода лесных насаждений в покрытые лесом площади, обусловленных низкими объемами выполнения лесовосстановления в предшествующие периоды;
2) расторжение договоров аренды, неисполнение договорных обязательств, отсутствие сформированных лесных участков для выставления на лесные конкурсы и аукционы;
3) недостаточно развитая сеть лесной инфраструктуры (дорог) на территории Костромской области;
4) возникновение лесных пожаров на труднодоступных территориях региона, что значительно осложняет проведение работ по их тушению, а также доставку сил и средств пожаротушения на указанные территории. Аномальные погодные условия (отсутствие осадков, чрезвычайный и высокий класс пожарной опасности, сильная ветровая нагрузка), почвенно-климатические факторы;
5) ограниченные возможности по сбору семян лесных растений на территории Костромской области (отсутствие урожая восемь лет подряд, зараженность лесосеменного сырья вредными организмами);
6) снижение доли хвойных и твердолиственных пород деревьев на фоне увеличения доли мягколиственных.
Все эти факторы в совокупности приводят к необходимости реализации мероприятий в рамках Программы.
Раздел II. Сведения о взаимосвязи со стратегическими приоритетами, целями и показателями государственных программ Российской Федерации
8. Программа направлена на достижение стратегических приоритетов и целей, обозначенных в следующих документах:
1) Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" ("Сохранение населения, здоровье и благополучие людей"; "Цифровая трансформация"; "Комфортная и безопасная среда для жизни"; "Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство");
2) Указ Президента Российской Федерации от 15 июня 2022 года N 382 "О мерах по сокращению площади лесных пожаров в Российской Федерации" ("Сокращение площади лесных пожаров");
3) постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 318 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие лесного хозяйства" ("Обеспечение воспроизводства лесов на уровне не менее 100 процентов объема вырубленных и погибших лесов"; "Повышение эффективности ведения лесного хозяйства, охраны, защиты, использования и воспроизводства лесов, обеспечение кадрового развития лесного хозяйства, а также обеспечение комфортной и безопасной среды для жителей Российской Федерации");
4) Стратегия развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2021 года N 312-р ("Рост уровня жизни граждан, связанных с лесом, и устойчивое социально-экономическое развитие лесных территорий"; "Благоприятная окружающая среда для граждан и сохранение биосферной роли лесов России"; "Эффективное управление лесным сектором экономики и увеличение валового внутреннего продукта в лесном секторе на основе рыночного спроса");
5) Основы государственной политики в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2013 года N 1724-р ("Эффективное управление лесным сектором экономики и увеличение валового внутреннего продукта в лесном секторе на основе рыночного спроса"; "Рост уровня жизни граждан, связанных с лесом, и устойчивое социально-экономическое развитие лесных территорий"; "Благоприятная окружающая среда для граждан и сохранение биосферной роли лесов России").
9. Программа ориентируется на достижение показателей, обозначенных в следующих документах:
1) Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" ("Обеспечение устойчивого роста численности населения Российской Федерации", "Увеличение жилищного строительства", "Увеличение доли массовых социально значимых услуг, доступных в электронном виде, до 95 процентов", "Снижение уровня бедности в два раза по сравнению с показателем 2017 года", "Обеспечение темпа устойчивого роста доходов населения не ниже инфляции", "Увеличение численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых, до 25 млн. человек");
2) Указ Президента Российской Федерации от 4 февраля 2021 года N 68 "Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации и деятельности исполнительных органов субъектов Российской Федерации" ("Численность населения субъекта Российской Федерации", "Уровень бедности", "Доля граждан, занимающихся добровольческой (волонтерской) деятельностью", "Количество семей, улучшивших жилищные условия", "Объем жилищного строительства", "Качество окружающей среды", "Темп роста (индекс роста) реальной среднемесячной заработной платы", "Темп роста (индекс роста) реального среднедушевого денежного дохода населения", "Темп роста (индекс роста) физического объема инвестиций в основной капитал, за исключением инвестиций инфраструктурных монополий (федеральные проекты) и бюджетных ассигнований федерального бюджета", "Численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых", "Цифровая зрелость");
3) Указ Президента Российской Федерации от 15 июня 2022 года N 382 "О мерах по сокращению площади лесных пожаров в Российской Федерации" ("Сокращение площади лесных пожаров");
4) постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 318 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие лесного хозяйства" ("Доля площади земель лесного фонда, переданных в пользование, в общей площади земель лесного фонда", "Площадь лесных пожаров", "Доля лесных пожаров, ликвидированных в течение первых суток с момента обнаружения, в общем количестве лесных пожаров", "Отношение площади лесовосстановления и лесоразведения к площади вырубленных и погибших лесных насаждений", "Отношение фактического объема заготовки древесины к установленному допустимому объему изъятия древесины", "Объем платежей в бюджетную систему Российской Федерации, расположенных на землях лесного фонда, в расчете на 1 га земель лесного фонда", "Лесистость территории Российской Федерации", "Динамика предотвращения возникновения нарушений лесного законодательства, причиняющих вред лесам, относительно уровня предыдущего года", "Доля посадочного материала с закрытой корневой системой в общем количестве посадочного материала").
Раздел III. Описание приоритетов государственной политики в сфере реализации Программы
10. Лесным планом Костромской области на 2019 - 2028 годы, утвержденным постановлением губернатора Костромской области от 25 января 2019 года N 17 "О Лесном плане Костромской области на 2019 - 2028 годы", определены следующие задачи:
обеспечение эффективной охраны, защиты, воспроизводства лесов, а также рационального многоцелевого и неистощительного использования лесов при сохранении их экологических функций и биологического разнообразия;
обеспечение эффективного управления лесами и устойчивого развития лесного сектора экономики.
11. Стратегией социально-экономического развития Костромской области на период до 2035 года, утвержденной распоряжением администрации Костромской области от 12 июня 2021 года N 165-ра "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Костромской области на период до 2035 года" (далее - Стратегия), определены стратегические приоритеты Костромской области ("Развитие человеческого капитала Костромской области", "Создание стабильного экономического роста и повышение конкурентоспособности Костромской области", "Сбалансированное территориальное развитие Костромской области и создание комфортных условий для жизни", "Повышение уровня бюджетной обеспеченности Костромской области").
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного распоряжения администрации Костромской области N 165-ра следует читать как "12 июля 2021 года"
12. При реализации приоритетного направления Стратегии "Развитие человеческого капитала Костромской области" велика роль экологической составляющей. Основной целью в сфере экологии является повышение уровня экологической безопасности и сохранение природных систем в регионе. Одной из задач, поставленных для решения поставленной цели, является повышение эффективности управления лесами.
13. Кроме того в соответствии со Стратегией целью развития лесопромышленного комплекса Костромской области является обеспечение баланса выбытия и восстановления лесов.
14. Государственными приоритетами в сфере реализации настоящей Программы, основанными на федеральной и региональной политике в области лесных отношений, являются:
1) признание и соблюдение прав граждан на использование природных ресурсов и благоприятную окружающую среду;
2) соблюдение баланса экономических, экологических и социальных интересов общества;
3) общественное участие при планировании и проведении мероприятий в лесах;
4) многоцелевое, комплексное и неистощительное использование лесов, а также сохранение площади лесов, находящихся в государственной и муниципальной собственности;
5) учет социально-экономических, природно-климатических и экологических особенностей лесов Костромской области;
6) обоснованность и последовательность в принятии решений в сфере управления лесами.
Раздел IV. Цель (цели) Программы
15. С учетом положений стратегических документов и приоритетных направлений государственной политики в области лесного хозяйства целями Программы являются:
1) обеспечение воспроизводства лесов на уровне не менее 100 процентов объема вырубленных и погибших лесов в 2030 году;
2) повышение эффективности ведения лесного хозяйства, охраны, защиты, использования и воспроизводства лесов, а также обеспечение комфортной и безопасной среды, что позволит сохранить покрытую лесной растительностью площадь на уровне 4,3 млн. га к 2030 году.
<< Назад |
||
Содержание Постановление администрации Костромской области от 24 июля 2023 г. N 307-а "Об утверждении государственной программы Костромской... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.