Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Утверждена
постановлением администрации
Костромской области
от 31 июля 2023 г. N 316-а
Государственная программа
Костромской области "Управление государственным имуществом"
Приоритеты и цели государственной политики Костромской области в сфере управления государственным имуществом Костромской области
Раздел I. Оценка текущего состояния в сфере управления государственным имуществом Костромской области
1. Государственное имущество Костромской области является материальной основой для реализации государственных полномочий Костромской области и предоставления государственных услуг субъектам малого и среднего предпринимательства, социально ориентированным некоммерческим организациям и гражданам, а также формирования доходов областного бюджета.
Необходимым условием эффективного управления государственным имуществом и земельными ресурсами, позволяющим принимать соответствующие решения в отношении его дальнейшего использования, является учет государственного имущества в соответствующем реестре, который позволяет обеспечивает наличие полных и достоверных сведений о структуре и состоянии государственного имущества.
2. По состоянию на 1 января 2023 года в реестре государственного имущества Костромской области учтены 3 435 объектов капитального строительства, 1 716 земельных участков и 9 080 объектов движимого имущества, 341 организация - правообладатель государственного имущества. Право собственности Костромской области на объекты недвижимости зарегистрировано на 2 653 здания, строения, сооружения, помещения в них, что составляет 77 процентов от общего количества таких объектов, учтенных в Реестре государственного имущества Костромской области, и на 1 698 земельных участков, что составляет 99 процентов от общего количества земельных участков, учтенных в Реестре государственного имущества Костромской области.
3. Учет государственного имущества осуществляется на основе применения программно-технических средств. Ключевой особенностью современных автоматизированных информационных систем является комплексный подход к учету как земельных, так и имущественных отношений, в том числе принятие отчетной информации от унитарных предприятий Костромской области и областных государственных учреждений в электронном виде и ее автоматическая обработка.
4. Важнейшими условиями для оптимизации структуры государственного имущества Костромской области является наличие правоустанавливающих документов, актуальных и точных сведений о составе, количестве и качественных характеристиках имущества.
5. Сфера управления государственным имуществом Костромской области охватывает широкий круг вопросов: регистрация права собственности новых объектов, безвозмездная передача и прием имущества из одного уровня собственности в другой, приватизация государственного имущества и отчуждение по иным основаниям, передача во владение и пользование, согласование списания государственного имущества и т.п.
6. В целях повышения эффективности использования государственного имущества, закрепленного за государственными учреждениями и государственными унитарными предприятиями Костромской области, ведется контроль за его использованием, распоряжением и сохранностью. Также осуществляется контроль за использованием недвижимого имущества Костромской области, переданного в пользование третьих лиц.
В 2022 году проведено 59 проверок учреждений и 28 договоров аренды, безвозмездного пользования и иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного имущества. Проверками выявлены нарушения, связанные с отсутствием регистрации права оперативного управления на закрепленные объекты, наличием неиспользуемого или непригодного к использованию недвижимого и движимого имущества, отсутствием страхования государственного имущества, размещением третьих лиц без договоров аренды и др.
7. От эффективности управления и использования государственного имущества Костромской области зависят объемы поступлений в бюджет Костромской области.
В 2022 году поступления от предоставления в аренду государственного имущества Костромской области составили 216,8 млн. рублей, от приватизации имущества, находящегося в собственности Костромской области, - 19,5 млн. рублей, от предоставления в аренду земельных участков, находящихся в собственности Костромской области, - 10,9 млн. рублей, доходы от продажи находящихся в собственности Костромской области земельных участков - 8,1 млн. рублей.
8. По мере выявления неиспользуемого или используемого не по назначению государственного имущества Костромской области реализуются мероприятия по вовлечению такого имущества в хозяйственный оборот путем его перераспределения по потребностям государственных учреждений и государственных унитарных предприятий Костромской области, муниципальных образований Костромской области, а также путем включения имущества в перечни государственного имущества Костромской области, подлежащего передаче во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - перечень).
По состоянию на 1 июня 2023 года в перечень включено 37 объектов (16 земельных участков и 21 объект недвижимого имущества), из которых:
29 объектов предоставлено в пользование; 8 объектов - свободно от прав третьих лиц. В рамках оказания имущественной поддержки субъектам малого бизнеса на протяжении 10 лет идет устойчивая тенденция увеличения количества объектов, включенных в перечень в среднем на 10 процентов.
9. Государственное имущество, не востребованное для исполнения государственных и муниципальных полномочий, подлежит включению в прогнозный план приватизации государственного имущества Костромской области или списанию в случае его неудовлетворительного технического состояния.
В программу приватизации государственного имущества Костромской области на 2023 - 2025 годы, утвержденную постановлением Костромской областной Думы от 24 ноября 2022 года N 579 "О программе приватизации государственного имущества Костромской области на 2023 - 2025 годы", по состоянию на 24 апреля 2023 года включено 23 объекта (комплекса объектов), планируемых к приватизации посредством проведения торгов, и 1 объект недвижимого имущества, планируемый к внесению в уставный капитал акционерного общества.
10. В целях вовлечения в хозяйственный оборот земельных участков, находящихся в собственности Костромской области, оказываются государственные услуги по предоставлению земельных участков на торгах и без проведения торгов, утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, выдаче разрешения на использование земельного участка, находящегося в собственности Костромской области, без предоставления земельного участка и установления сервитута, публичного сервитута, в том числе в электронном виде.
В сфере имущественных и земельных отношений департаментом имущественных и земельных отношений Костромской области оказывается 13 государственных услуг, из которых 7 государственных услуг оказывается в электронной форме.
11. Во исполнение перечня поручений Президента Российской Федерации по вопросам реализации государственной программы Российской Федерации "Национальная система пространственных данных" от 11 августа 2022 года N Пр-1424, плана мероприятий ("дорожной карты") "Наполнение Единого государственного реестра недвижимости необходимыми сведениями" для реализации на территории Костромской области на 2022 - 2024 годы, утвержденного администрацией Костромской области и Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области от 15 марта 2022 года, на 2023 год запланировано проведение комплексных кадастровых работ за счет регионального и местных бюджетов муниципальных образований Костромской области, в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии направлена заявка на предоставление в 2024 году субсидии из федерального бюджета в целях софинансирования расходных обязательств субъекта Российской Федерации, возникающих при проведении комплексных кадастровых работ, в том числе для последующего предоставления субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам на указанные цели. Порядок предоставления и распределения субсидий бюджетам муниципальных образований Костромской области на проведение комплексных кадастровых работ и порядок предоставления и распределения субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Костромской области на проведение комплексных кадастровых работ приведены в приложениях N 1 и N 2 соответственно.
Проведение комплексных кадастровых работ позволит существенно повысить качество данных, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, в целях защиты прав землепользователей и формирования налоговой базы.
12. В целях наполнения Единого государственного реестра недвижимости необходимыми сведениями также проводится работа по описанию границ муниципальных образований Костромской области и границы Костромской области.
По состоянию на 1 января 2023 года выполнены работы по координатному описанию 119 границ муниципальных образований Костромской области. Сведения о границах Костромской области с Ярославской, Кировской, Вологодской и Нижегородской областями внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
13. Важным направлением в сфере имущественных и земельных отношений является проведение государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, которое позволит:
актуализировать налоговую базу для исчисления налога на имущество и земельного налога, а также базу для расчета арендных и иных платежей;
спрогнозировать поступление налоговых и неналоговых платежей в бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
С 2018 года государственная кадастровая оценка на территории Костромской области проводится областным государственным бюджетным учреждением "Костромаоблкадастр - Областное БТИ".
В 2022 году утверждена государственная кадастровая стоимость 393 982 земельных участков всех категорий земель. В 2023 году проводится государственная кадастровая оценка 583 478 объектов, являющихся зданиями, помещениями, сооружениями, объектами незавершенного строительства, машино-местами, расположенными на территории Костромской области.
Раздел II. Сведения о взаимосвязи со стратегическими приоритетами, целями и показателями государственных программ Российской Федерации
14. Государственная программа Костромской области "Управление государственным имуществом" (далее - Программа) направлена на достижение стратегических приоритетов и целей, обозначенных в следующих документах:
1) Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" (далее - Указ Президента N 474) ("Цифровая трансформация", "Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство");
2) государственная программа Российской Федерации "Национальная система пространственных данных", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2021 года N 2148 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Национальная система пространственных данных" (далее - государственная программа "Национальная система пространственных данных") ("Обеспечение полноты и качества сведений в Едином государственном реестре недвижимости");
3) Стратегия социально-экономического развития Костромской области на период до 2035 года, утвержденная распоряжением администрации Костромской области от 12 июля 2021 года N 165-ра "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Костромской области на период до 2035 года" ("Создание стабильного экономического роста и повышение конкурентоспособности Костромской области", "Повышение уровня бюджетной обеспеченности Костромской области").
15. Программа ориентируется на достижение показателей, обозначенных в следующих документах:
1) Указ Президента N 474 ("Увеличение доли массовых социально значимых услуг, доступных в электронном виде", "Увеличение численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства");
2) государственная программа "Национальная система пространственных данных".
Раздел III. Описание приоритетов государственной политики в сфере реализации Программы
16. С учетом национальных целей развития Российской Федерации, определенных Указом Президента N 474, государственной программы "Национальная система пространственных данных", приоритетов социально-экономического развития Костромской области приоритетными направлениями в сфере имущественных и земельных отношений являются:
1) создание оптимальной структуры государственного имущества Костромской области, отвечающей функциям (полномочиям) органов государственной власти Костромской области;
2) совершенствование системы учета государственного имущества Костромской области для эффективного управления;
3) повышение эффективности использования государственного имущества Костромской области;
4) создание условий для обеспечения доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к государственному имуществу Костромской области;
5) повышение эффективности использования земель;
6) обеспечение роста доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности Костромской области, к которым относятся доходы от приватизации имущества, от сдачи государственными учреждениями неиспользуемого имущества в аренду.
Раздел IV. Цель Программы
17. Основной целью Программы является эффективное управление государственным имуществом Костромской области, направленное на недопущение увеличения доли неиспользуемых областных объектов недвижимого имущества свыше 3 процентов до 2030 года.
18. Для достижения основной цели Программы планируется:
1) перераспределение по потребностям государственных и муниципальных организаций выявленного неиспользуемого государственного имущества Костромской области;
2) передача невостребованного для исполнения государственных и муниципальных полномочий государственного имущества Костромской области в аренду или в собственность.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.