ГУП выиграло несколько тендеров по выполнению работ в организациях, находящихся на бюджетном финансировании. Некоторые организации в условиях проведения тендера установили задержку в оплате за выполненные работы до трех месяцев из-за задержки финансирования их вышестоящими организациями.
Не имея средств в течение трех месяцев на выплату заработной платы сотрудникам, ГУП вынуждено при поступлении оплаты за выполнение работы начислить налоги на заработную плату, отчисления в Пенсионный фонд и т. д.
Обязано ли ГУП выплачивать пени за задержку перечисления налогов и отчислений в Пенсионный фонд и другие органы? Если обязано, то вправе ли оно выставить счет за выполненные работы по вине финансирующего органа?
Согласно п. 1 ст. 236 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом обложения единым социальным налогом (далее - ЕСН), в частности, для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.
Налоговая база по ЕСН для данных налогоплательщиков определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных п. 1 ст. 236 Кодекса, начисленных налогоплательщиками за налоговый период в пользу физических лиц.
Пунктом 3 ст. 243 Кодекса установлено, что в течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по налогу, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога. Сумма ежемесячного авансового платежа по налогу, подлежащая уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных авансовых платежей. Уплата ежемесячных авансовых платежей производится не позднее 15-го числа следующего месяца.
В случае установления фактов несвоевременной уплаты авансовых платежей налоговый орган вправе на основании ст. 75 Кодекса начислить пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате авансовых платежей начиная с дня, следующего за днем уплаты авансовых платежей, установленным п. 3 ст. 243 Кодекса.
В случае установления фактов неуплаты или неполной уплаты сумм ежемесячных авансовых платежей по итогам отчетного периода в результате занижения налоговой базы, иного неправомерного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) налоговые органы вправе привлечь налогоплательщика к ответственности, установленной ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 15.12.01 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон) объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по ЕСН, установленные главой 24 Кодекса.
Пунктом 2 ст. 24 Закона определено, что ежемесячно страхователи производят исчисление суммы авансовых платежей по страховым взносам, исходя из базы для начисления страховых взносов, исчисленной с начала расчетного периода, и тарифа страхового взноса, предусмотренного ст. 22 Закона. Сумма авансового платежа по страховым взносам, подлежащая уплате за текущий месяц, определяется с учетом ранее уплаченных сумм авансовых платежей.
Уплата сумм авансовых платежей по страховым взносам производится ежемесячно в срок, установленный для получения в банке средств на оплату труда за истекший месяц, или в день перечисления денежных средств на оплату труда со счетов страхователя на счета работников, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется данный авансовый платеж.
Согласно ст. 26 Закона пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная с дня, следующего за установленным днем уплаты страховых взносов.
Поскольку контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование ст. 25 Закона возложен на налоговые органы, последние вправе начислять пени в случае несвоевременной уплаты авансовых платежей начиная с дня, следующего за установленным днем уплаты страховых взносов.
Статьей 27 Закона установлена ответственность за неуплату или неполную уплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий.
Таким образом, если производилось начисление оплаты труда за выполненные его сотрудниками работы для других организаций, то даже при задержке этими организациями финансирования соответствующих работ должны быть исчислены ЕСН и страховые взносы за соответствующие месяцы.
А.А. Глинкин,
заместитель руководителя Управления МНС России
по г. Москве советник налоговой службы
Российской Федерации I ранга
22 марта 2002 г.
"Московский налоговый курьер", N 11, 2002 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Московский налоговый курьер"
Учредители - Управление Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Москве, АНО "Редакция журнала "Российский налоговый курьер"
Издатель - ООО "СТАТУС-КВО 97"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N А-1855 от 07.04.2000, выданное Московским региональным управлением регистрации и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации Государственного комитета Российской Федерации по печати
Адрес издателя: 109457, г. Москва, ул. Зеленодольская, д. 19, корп. 1