Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в Положение о классификации гостиниц, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2020 г. N 1860 "Об утверждении Положения о классификации гостиниц" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 48, ст. 7721).
2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 сентября 2022 г. и действует до 31 декабря 2026 г.
Председатель Правительства |
М. Мишустин |
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 7 апреля 2022 г. N 616
Изменения,
которые вносятся в Положение о классификации гостиниц
1. В пункте 5:
а) в подпункте "в" слово "санаторий," исключить;
б) подпункт "з" после слов "база отдыха" дополнить словами ", гостиничные номера при визит-центре", после слов "в лесу" дополнить словами "(в том числе на земельных участках в пределах особо охраняемых природных территорий и охранных зон особо охраняемых природных территорий в соответствии с законодательством Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях (далее - земельные участки особо охраняемых природных территорий)".
2. В пункте 7:
а) абзац первый изложить в следующей редакции:
"7. Классификации не подлежат средства размещения, используемые для осуществления основной деятельности организаций отдыха и оздоровления детей, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, физкультурно-спортивных организаций, централизованных религиозных организаций и (или) организаций, входящих в их структуру, деятельности по оказанию услуг в сфере сельского туризма в сельской местности, кемпинги, общежития, средства размещения в жилых помещениях (за исключением жилых помещений, переведенных в нежилые помещения в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации), туристские приюты, туристские стоянки, дома-кордоны, в том числе расположенные на земельных участках особо охраняемых природных территорий, а также иные средства размещения, в которых не предоставляются гостиничные услуги.";
б) дополнить абзацем следующего содержания:
"Санаторно-курортные организации по своему усмотрению проходят классификацию в соответствии с требованиями и критериями, установленными приложениями N 1, 4 и 5 к настоящему Положению для гостиниц, указанных в подпункте "в" пункта 5 настоящего Положения, при этом в свидетельстве о присвоении гостинице определенной категории, выдаваемом по результатам классификации, вид гостиницы не указывается.".
3. Пункт 14 дополнить абзацами следующего содержания:
"предоставляет аккредитованной организации и членам комиссии по апелляциям возможность проведения проверки соответствия гостиницы требованиям присвоенной категории в случае, установленном пунктом 33 настоящего Положения;
в период действия свидетельства информирует аккредитованную организацию, выдавшую свидетельство, о прекращении деятельности по предоставлению гостиничных услуг, а также о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя либо о ликвидации юридического лица в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.".
4. Пункт 17 изложить в следующей редакции:
"17. Классификация гостиниц не проводится в отношении отдельных номеров, этажей здания (корпуса, строения) или части здания (корпуса, строения), за исключением случая осуществления деятельности по оказанию гостиничных услуг несколькими юридическими лицами (филиалами иностранного юридического лица) и (или) индивидуальными предпринимателями в одном здании (корпусе, строении) или части здания (корпуса, строения), в котором расположены несколько гостиниц, принадлежащих указанным лицам на праве собственности, аренды или ином законном основании.".
5. В пункте 20:
а) абзац восьмой подпункта "а" дополнить словами ", а также заявителем или его уполномоченным представителем";
б) в подпункте "в":
абзац четвертый признать утратившим силу;
абзац седьмой после слова "копии" дополнить словами "акта оценки,";
в) дополнить подпунктом "г" следующего содержания:
"г) общий срок проведения аккредитованной организацией всех этапов классификации гостиницы не может превышать 90 календарных дней.".
6. Дополнить пунктом 20 1 следующего содержания:
"20 1. Для фиксации факта соответствия (несоответствия) гостиницы одной из категорий согласно пунктам 1 - 3, 10, 27, 36, 39 приложения N 4 к настоящему Положению, соответствия (несоответствия) номеров гостиницы требованиям, предусмотренным пунктами 6, 10, 12, 14, 19 - 26, 43, 48, 49 приложения N 1 к настоящему Положению, специалистом (специалистами) по классификации, участвующим (участвующими) в выездной экспертной оценке гостиницы, осуществляется фотосъемка.
Оборудование, используемое для проведения фотосъемки, должно иметь техническую возможность отображения на фотоснимках текущей даты и времени, а также сохранения данных о месте съемки (координат).
Фотоматериалы являются приложениями к протоколам обследования.".
7. В пункте 21:
а) в подпункте "в" цифру "5" заменить цифрой "1";
б) в подпункте "г" цифру "4" заменить цифрой "2".
8. Наименование раздела V после слова "апелляций" дополнить словом ", изменений".
9. Дополнить пунктом 39 1 в следующего содержания:
"39 1. Внесение изменений в свидетельство осуществляется аккредитованной организацией в случае изменения сведений о гостинице, не влияющих на соответствие гостиницы присвоенной категории, в том числе в случае реорганизации, изменения наименования и (или) адреса, места нахождения юридического лица или изменения фамилии, имени и (или) отчества индивидуального предпринимателя, которым было выдано свидетельство.
В течение 10 рабочих дней со дня внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр юридических лиц или Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей заявитель направляет в аккредитованную организацию заявление о внесении изменений в свидетельство с приложением документов, подтверждающих изменения. Аккредитованная организация в течение 3 рабочих дней со дня получения указанного заявления осуществляет проверку содержащихся в нем сведений и принимает решение о переоформлении свидетельства либо в случае непредставления, неполного представления заявителем документов и (или) наличия в документах, представленных заявителем, недостоверных сведений, об отказе в его переоформлении.
Свидетельство переоформляется на срок до окончания срока его действия.".
10. Дополнить пунктом 41 1 следующего содержания:
"41 1. В случае прекращения действия аттестата аккредитации аккредитованной организации, выдавшей свидетельство, решение о прекращении действия свидетельства принимается Федеральным агентством по туризму в порядке, установленном настоящим Положением.".
11. В приложении N 1 к указанному Положению:
а) в пункте 1 слова "приложения N 2" заменить словами "приложения N 4";
б) пункт 9 изложить в следующей редакции:
"
9. |
Будильное устройство (таймер) |
x |
x |
x |
x |
x |
х |
- |
- |
- |
- |
требование является обязательным для номеров "первой категории" в гостиницах категорий "три звезды", "четыре звезды", "пять звезд". Требование не является обязательным при наличии интерактивного телевидения или программируемой побудки в телефонном аппарате |
";
в) абзац третий пункта 13 графы "Особенности применения требований к номерам гостиниц" изложить в следующей редакции:
"требование не является обязательным при наличии индивидуальных сейфовых ячеек в службе приема";
г) в пункте 14 графу "Показатели" изложить в следующей редакции:
"Кухонное оборудование (варочная панель или микроволновая печь, раковина для мытья посуды, вытяжка (при наличии варочной панели)";
д) пункт 15 изложить в следующей редакции:
"
15. |
Кровать (минимальные размеры): |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
для гостиниц, указанных в подпункте "ж" пункта 5 Положения, в номерах "пятой категории" допускаются кровати не более 2 ярусов, минимальный размер кровати 80 х 190 см |
|
односпальная одноярусная 80 x 190 см |
- |
- |
- |
- |
- |
х |
x |
x |
x |
х |
требование обязательно для номеров в гостиницах категорий "без звезд", "одна звезда", "две звезды" |
|
односпальная одноярусная 90 x 200 см |
x |
x |
x |
x |
x |
x |
- |
- |
- |
- |
требование обязательно для номеров "первой категории" в гостиницах категорий "три звезды", "четыре звезды", "пять звезд" |
|
двуспальная 160 x 190 см |
- |
- |
- |
- |
- |
x |
x |
x |
x |
x |
требование обязательно для номеров в гостиницах категорий "без звезд", "одна звезда", "две звезды". Для гостиниц, указанных в подпункте "ж" пункта 5 Положения, минимальный размер кровати 140 х 190 см |
|
двуспальная 160 x 200 см |
- |
- |
x |
x |
x |
x |
- |
- |
- |
- |
требование обязательно для номеров "первой категории" в гостиницах категорий "три звезды", "четыре звезды", "пять звезд"; |
|
двуспальная 180 х 200 см |
- |
х |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
|
двуспальная 200 x 200 см |
x |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
";
е) пункт 17 изложить в следующей редакции:
"
17. |
Покрытие пола (ковры, ковровое покрытие, ламинат, паркет, кварц-виниловая плитка) |
x |
x |
x |
x |
x |
x |
- |
- |
- |
- |
материал покрытия пола должен отвечать санитарно-эпидемиологическим требованиям |
";
ж) пункт 18 исключить;
з) пункт 22 изложить в следующей редакции:
"
22. |
Стулья (не менее одного на проживающего) |
x |
x |
x |
x |
x |
x |
х |
х |
х |
х |
в номерах "первой категории", "второй категории", "третьей категории", "четвертой категории" и "пятой категории" требование не является обязательным при наличии пуфа или табурета (не менее одного на проживающего). Требование не является обязательным для номеров "четвертой категории" и "пятой категории" в гостиницах, указанных в подпункте "ж" пункта 5 Положения. В номерах категорий "студия" и "джуниор сюит" допускается наличие в номере 1 кресла и 1 стула |
";
и) в пункте 24 в графе "Особенности применения требований к номерам гостиниц" слова "и "первой категории" исключить;
к) пункт 38 изложить в следующей редакции:
"
38. |
Графин, стаканы |
- |
- |
- |
- |
- |
x |
x |
x |
x |
x |
требование обязательно для номеров "первой категории" в гостиницах категорий "без звезд", "одна звезда", "две звезды" и "три звезды". Наличие графина не обязательно при комплектовании номера бутилированной водой (бесплатно) или установки кулеров с питьевой водой на этажах гостиницы. Требование не является обязательным для номеров "четвертой категории" и "пятой категории" в гостиницах, указанных в подпунктах "ж" и "з" пункта 5 Положения, при наличии стаканов и графина (чайника) на общей кухне или в помещении для приема пищи |
";
л) пункт 42 изложить в следующей редакции:
"
42. |
Информационные материалы о работе средства размещения (на русском и английском языках), в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
для гостиниц, указанных в подпункте "з" пункта 5 Положения, расположенных на земельных участках особо охраняемых природных территорий, обязательно наличие инструкции по предупреждению опасных ситуаций, связанных с дикими животными |
|
телефонный справочник с номерами служб отеля (при наличии телефонной связи в номере) |
x |
x |
x |
x |
x |
x |
x |
x |
x |
x |
|
|
перечень услуг, входящих в цену номера (места в номере) |
x |
x |
x |
x |
x |
x |
x |
x |
x |
x |
|
|
перечень и цены иных платных услуг, не входящие в цену номера (места в номере), условия их приобретения и оплаты |
x |
x |
x |
x |
x |
x |
x |
x |
x |
x |
|
|
рекламные материалы (буклеты, брошюры и пр.) с туристской и другой информацией |
x |
x |
x |
x |
x |
x |
- |
- |
- |
- |
|
";
м) пункт 43 изложить в следующей редакции:
"
43. |
Памятка о мерах пожарной безопасности (на русском и английском языках) и план эвакуации при пожаре |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
|
";
н) пункт 44 исключить;
о) пункт 45 изложить в следующей редакции:
"
45. |
Меню: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
завтрака (на русском и английском языках) |
x |
x |
x |
x |
x |
x |
- |
- |
- |
- |
требование обязательно для гостиниц категорий "три звезды", "четыре звезды", "пять звезд", за исключением гостиниц категории "три звезды" с количеством номеров 50 и менее. Требование не является обязательным: для гостиниц, указанных в подпунктах "в", "г", "е", "з" пункта 5 Положения; для гостиниц с количеством номеров 15 и менее |
|
меню рум-сервис |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
- |
- |
- |
- |
требование является обязательным для номеров "первой категории" в гостиницах категорий "три звезды", "четыре звезды", "пять звезд". Требование не является обязательным: для гостиниц, указанных в подпунктах "в", "г", "е", "з" пункта 5 Положения; для гостиниц с количеством номеров 15 и менее |
".
12. Пункт 2 приложения N 2 к указанному Положению изложить в следующей редакции:
"
2. Качество, состояние оборудования ванных комнат (санузлов) для номеров высшей, первой, второй и третьей категорий (для номеров четвертой категории - сантехническое оборудование и краны, для номеров пятой категории - баллы не присваиваются) | ||
|
стены, пол, потолок |
от 1 до 3 |
|
сантехническое оборудование |
от 1 до 3 |
|
краны, лейки душевые |
от 1 до 3 |
".
13. В приложении N 4 к указанному Положению:
а) пункт 2 изложить в следующей редакции:
"
2. |
Парковка у (или вблизи) центрального входа для остановки автотранспорта |
- |
- |
- |
- |
x |
x |
требование не является обязательным: для гостиниц с количеством номеров 15 и менее; для гостиниц, центральный вход которых находится в зоне действия дорожных знаков 3.28 "Стоянка запрещена" и 5.33 "Пешеходная зона"; для гостиниц, указанных в подпункте "з" пункта 5 Положения о классификации гостиниц, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2020 г. N 1860 (далее - Положение), расположенных на земельных участках особо охраняемых природных территорий |
";
б) пункт 7 изложить в следующей редакции:
"
7. |
Система отопления, обеспечивающая допустимую температуру воздуха в номерах гостиницы |
x |
x |
x |
x |
x |
x |
наличие системы отопления не является обязательным для сезонных гостиниц, находящихся в южной климатической зоне Российской Федерации (пункт 4 настоящего приложения), работающих в период с мая по сентябрь включительно. Допустимая температура в номерах 18 - 24 градусов по Цельсию в холодный период года, 20 - 28 градусов по Цельсию в теплый период года. Для гостиниц, указанных в подпункте "з" пункта 5 Положения, расположенных на земельных участках особо охраняемых природных территорий, с количеством номеров 15 и менее, допускается печное отопление |
";
в) в пункте 8 графу "Требование к гостинице" изложить в следующей редакции:
"Кондиционирование воздуха в номерах и общественных помещениях при среднесуточной температуре (за последние 5 дней) наружного воздуха не ниже 8 градусов по Цельсию";
г) пункт 10 изложить в следующей редакции:
"
10. |
Лифт в здании: |
|
|
|
|
|
|
требование не является обязательным в случае невозможности установки лифта по техническим причинам (при наличии документального подтверждения). При отсутствии лифта обеспечивается бесплатная доставка багажа |
|
высотой более 5 этажей |
x |
x |
x |
- |
- |
- |
требование является обязательным для гостиниц категорий "три звезды", "четыре звезды" и "пять звезд", указанных в подпунктах "в", "з" пункта 5 Положения |
|
высотой более 3 этажей |
- |
- |
- |
x |
- |
- |
требование не является обязательным для: гостиниц с количеством номеров 15 и менее; гостиниц, указанных в подпунктах "б", "в" и "з" пункта 5 Положения |
|
высотой более 2 этажей |
- |
- |
- |
- |
x |
x |
требование не является обязательным для: гостиниц с количеством номеров 15 и менее; гостиниц, указанных в подпунктах "б", "в" и "з" пункта 5 Положения |
|
служебный, грузовой (или грузоподъемник) |
- |
- |
- |
- |
x |
x |
требование не является обязательным для: гостиниц с количеством номеров 50 и менее; гостиниц, указанных в подпунктах "б", "в" и "з" пункта 5 Положения |
";
д) пункт 13 изложить в следующей редакции:
"
13. |
Наличие телефона: |
|
|
|
|
|
|
требование не является обязательным для: гостиниц с количеством номеров 15 и менее; гостиниц, указанных в подпункте "з" пункта 5 Положения |
|
связь с персоналом из номера |
|
|
|
|
|
|
допускается наличие кнопки вызова обслуживающего персонала; требование не является обязательным для: гостиниц с количеством номеров 15 и менее; гостиниц категорий "без звезд", "одна звезда", "две звезды", указанных в подпункте "з" пункта 5 Положения |
|
телефонная внутренняя связь (без выхода за пределы средства размещения) или кнопка вызова обслуживающего персонала (100 процентов номеров) |
x |
x |
- |
- |
- |
- |
|
|
телефонная внутренняя связь (без выхода за пределы средства размещения) (100 процентов номеров) |
- |
- |
x |
x |
x |
x |
в гостиницах, указанных в подпунктах "в", "ж" и "з" пункта 5 Положения, допускается наличие кнопки вызова обслуживающего персонала |
|
телефоны коллективного пользования в общественных помещениях (вестибюле), телефонная связь внутренняя и городская |
- |
- |
x |
x |
x |
x |
|
";
е) пункт 15 изложить в следующей редакции:
"
15. |
Одноместные (двухместные) номера с санузлом (умывальник, унитаз, ванна или душ), не менее |
|
|
|
|
|
|
требование не является обязательным для гостиниц, указанных в подпунктах "г" и "е" пункта 5 Положения |
|
25 процентов |
- |
x |
- |
- |
- |
- |
|
|
50 процентов |
- |
- |
x |
- |
- |
- |
|
|
100 процентов |
- |
- |
- |
x |
x |
x |
допускается наличие в номерном фонде семейных номеров с количеством спальных мест более 2, при этом площадь номера должна быть в гостиницах с круглогодичным функционированием не менее 6 кв. м на одного проживающего и не менее 4 кв. м на одного проживающего в гостиницах с сезонным функционированием. В семейном номере гостиниц, указанных в подпунктах "в" и "з" пункта 5 Положения, допускается наличие двухъярусной детской кровати |
";
ж) пункт 18 изложить в следующей редакции:
"
18. |
Площадь номера, за исключением номеров категорий "джуниор сюит" и "студия" (без учета площади санузла, лоджии, балкона), не менее: |
|
|
|
|
|
|
|
|
одноместного: |
|
|
|
|
|
|
|
|
9 кв. м |
x |
x |
x |
- |
- |
- |
для гостиниц, указанных в подпункте "ж" пункта 5 Положения, допускается не менее 4 кв. м на 1 кровать (одноярусную или двухъярусную), расстояние от верхней спинки двухъярусной кровати до потолка не менее 75 см; допускается уменьшение площади на 5 процентов |
|
12 кв. м |
- |
- |
- |
х |
- |
- |
допускается уменьшение площади на 10 процентов |
|
12 кв. м |
- |
- |
- |
- |
x |
- |
|
|
14 кв. м |
- |
- |
- |
- |
- |
x |
|
|
двухместного: |
|
|
|
|
|
|
|
|
12 кв. м |
x |
x |
x |
- |
- |
- |
для гостиниц, указанных в подпункте "ж" пункта 5 Положения, допускается не менее 4 кв. м на 1 кровать (одноярусную или двухъярусную), расстояние от верхней спинки двухъярусной кровати до потолка не менее 75 см; допускается уменьшение площади на 5 процентов |
|
15 кв. м |
- |
- |
- |
x |
- |
- |
допускается уменьшение площади на 10 процентов |
|
15 кв. м |
- |
- |
- |
- |
х |
- |
|
|
16 кв. м |
- |
- |
- |
- |
- |
x |
|
";
з) пункт 19 изложить в следующей редакции:
"
19. |
Многоместные номера (вместимостью от 3 до 12 человек), площадь которых определяется из расчета на каждого проживающего, не менее кв. м: |
|
|
|
|
|
|
|
|
6 - для средств размещения круглогодичного функционирования |
х |
х |
х |
- |
- |
- |
для гостиниц, указанных в подпункте "ж" пункта 5 Положения, допускается не менее 4 кв. м на 1 кровать (одноярусную или двухъярусную), расстояние от верхней спинки двухъярусной кровати до потолка не менее 75 см; допускается уменьшение площади на 5 процентов |
|
4 - для средств размещения сезонного функционирования |
х |
х |
х |
- |
- |
- |
для гостиниц, указанных в подпункте "ж" пункта 5 Положения, допускается не менее 4 кв. м на 1 кровать (одноярусную или двухъярусную), расстояние от верхней спинки двухъярусной кровати до потолка не менее 75 см |
";
и) пункты 23 и 24 изложить в следующей редакции:
"
23. |
Туалет: |
|
|
|
|
|
|
|
|
вблизи общественных помещений |
x |
x |
x |
x |
x |
x |
требование не является обязательным для гостиниц с количеством номеров 15 и менее (при условии обеспечения доступа гостям в служебный туалет); для гостиниц, указанных в подпункте "з" пункта 5 Положения, расположенных на земельных участках особо охраняемых природных территорий, допускается наличие уличного туалета |
|
оборудование: |
|
|
|
|
|
|
|
|
туалетные кабины, умывальник с горячей и холодной водой (смеситель), зеркало, мыло (диспенсер с жидким мылом), туалетная бумага |
x |
x |
x |
x |
x |
x |
|
|
бумажные полотенца (или электрополотенце) |
x |
x |
x |
x |
x |
- |
|
|
крючки для одежды, корзина для мусора |
x |
x |
x |
x |
x |
x |
|
|
диспенсер с разовыми сиденьями для унитаза |
- |
- |
- |
- |
- |
x |
|
|
диспенсер с кремом для рук |
- |
- |
- |
- |
- |
x |
|
|
махровые салфетки для рук |
- |
- |
- |
- |
- |
x |
|
|
диспенсер с пакетами для предметов гигиены |
- |
- |
- |
- |
- |
x |
|
|
корзина для использованных махровых салфеток для рук |
- |
- |
- |
- |
- |
x |
|
|
общий туалет для проживающих в номерах без туалета не менее 2 (мужской и женский) на этаж из расчета: для мужчин одна туалетная кабина (унитаз) на 10 человек или по одному унитазу и писсуару на 18 человек; для женщин одна туалетная кабина (унитаз) на 10 человек |
x |
x |
x |
- |
- |
- |
допускается один туалет с одной туалетной кабиной на этаже при количестве мест в номерах на этаже 6 и менее |
24. |
Ванная комната (душевая): |
|
|
|
|
|
|
|
|
из расчета одна душевая кабина (душевая стойка) на 20 человек, проживающих в номерах без ванны или душа |
x |
x |
x |
- |
- |
- |
|
|
оборудование (душевая кабина (душевой поддон с душевой лейкой, душевая стойка), умывальник с горячей и холодной водой (смеситель), зеркало, туалетный стол, мыло (диспенсер с жидким мылом), крючки для одежды, корзина для мусора) |
x |
x |
x |
- |
- |
- |
для гостиниц, указанных в подпункте "з" пункта 5 Положения, расположенных на земельных участках особо охраняемых природных территорий, допускается баня (сауна) |
";
к) пункт 26 изложить в следующей редакции:
"
26. |
Холл: |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
требование о минимальной площади холла не является обязательным для гостиниц с количеством номеров 50 и менее |
|
площадь может не превышать 25 кв. м |
- |
x |
- |
- |
- |
- |
|
|
площадь может не превышать 40 кв. м |
- |
- |
x |
- |
- |
- |
|
|
не менее 30 кв. м плюс по 1 кв. м из расчета на каждый номер, начиная с 21-го, - максимальная площадь может не превышать 80 кв. м |
- |
- |
- |
х |
- |
- |
|
|
не менее 30 кв. м плюс по 1 кв. м из расчета на каждый номер, начиная с 21-го, - максимальная площадь может не превышать 120 кв. м |
- |
- |
- |
- |
x |
- |
|
|
не менее 30 кв. м плюс по 1 кв. м из расчета на каждый номер, начиная с 21-го, - максимальная площадь может не превышать 160 кв. м |
- |
- |
- |
- |
- |
x |
|
";
л) в пункте 33 графу "Особенности применения требований к гостиницам" дополнить абзацем следующего содержания:
"Требование не является обязательным для гостиниц, указанных в подпункте "з" пункта 5 Положения, расположенных на земельных участках особо охраняемых природных территорий";
м) в пункте 35 графу "Особенности применения требований к гостиницам" дополнить абзацем следующего содержания:
"В гостиницах с количеством номеров от 16 до 50 включительно допускается предоставление услуг бизнес-центра в выделенных зонах общественных помещений гостиницы";
н) в пункте 37 в графе "Особенности применения требований к гостиницам" слова "в подпунктах "в", "з", "и" пункта 5 Положения" заменить словами "в подпунктах "в", "з" и "ж" пункта 5 Положения";
о) пункт 39 изложить в следующей редакции:
"
39. |
Предприятия питания: |
|
|
|
|
|
|
|
|
ресторан |
- |
- |
- |
- |
х |
х |
для гостиниц категории "четыре звезды" с количеством номеров 50 и менее допускается наличие кафе |
|
бар (лобби-бар) |
- |
- |
- |
- |
x |
x |
требование не является обязательным: для гостиниц с количеством номеров 15 и менее; для гостиниц, указанных в подпунктах "б", "в" и "з" пункта 5 Положения |
|
предприятия питания любого типа |
- |
х |
х |
х |
- |
- |
типы предприятий питания: ресторан, кафе, бар, столовая, предприятие быстрого обслуживания, буфет, кафетерий |
|
банкетный зал (залы), возможен трансформируемый в конференц-зал с оборудованием, необходимым для проведения презентаций (системы отображения информации и управления, звуковая аппаратура) |
- |
- |
- |
- |
x |
x |
требование не является обязательным: для гостиниц с количеством номеров 50 и менее; для гостиниц, указанных в ";подпункте "б" пункта 5 Положения |
";
п) в пункте 40 графу "Особенности применения требований к гостиницам" изложить в следующей редакции:
"в гостиницах с количеством номеров 50 и менее время приема может устанавливаться гостиницей самостоятельно;
для гостиниц, указанных в подпунктах "в" и "з" пункта 5 Положения, допускается наличие службы приема, с которой можно связаться круглосуточно";
р) пункт 51 изложить в следующей редакции:
"
51. |
Глажение: |
|
|
|
|
|
|
|
|
исполнение в течение 1 часа |
- |
- |
- |
- |
x |
x |
|
|
предоставление утюга, гладильной доски и (или) гладильная комната |
x |
x |
x |
x |
х |
- |
|
";
с) пункт 53 изложить в следующей редакции:
"
53. |
Иные услуги: |
|
|
|
|
|
|
|
|
мелкий ремонт одежды |
- |
- |
- |
x |
x |
x |
требование не является обязательным для гостиниц категории "три звезды" с количеством номеров 50 и менее |
|
автомат для чистки обуви |
- |
- |
- |
x |
x |
x |
требование не является обязательным для гостиниц, указанных в подпункте "з" пункта 5 Положения |
|
хранение багажа |
x |
x |
x |
x |
x |
x |
|
|
обмен валюты либо банкомат с возможностью обмена валюты или возможность оплаты услуг банковской картой |
- |
- |
х |
х |
x |
x |
требование не является обязательным для гостиниц с количеством номеров 50 и менее |
|
организация встреч и проводов, включая транспортную доставку гостей и багажа |
- |
- |
- |
- |
x |
x |
|
|
вызов такси |
х |
x |
x |
x |
x |
x |
|
|
аренда (прокат) автомашины без водителя |
- |
- |
- |
- |
- |
x |
допускается предоставление услуг по договору со специализированным предприятием, в т.ч. каршеринг. Требование не является обязательным: для гостиниц с количеством номеров 15 и менее; для гостиниц, указанных в подпунктах "в" и "з" пункта 5 Положения |
|
бронирование и (или) продажа билетов на различные виды транспорта (в том числе с помощью интернет-сервисов) |
- |
- |
- |
- |
x |
x |
|
|
бронирование и (или) продажа билетов в театры, на спортивные, зрелищные мероприятия (в том числе с помощью интернет-сервисов) |
- |
- |
- |
- |
x |
x |
|
";
т) пункт 56 изложить в следующей редакции:
"
56. |
Обслуживание: |
|
|
|
|
|
|
|
|
возможность выбора любого из вариантов предоставляемого питания (2-разовое, 3-разовое питание) |
- |
- |
- |
x |
x |
x |
требование не является обязательным: для гостиниц, указанных в подпункте "а" пункта 5 Положения категории "три звезды"; для гостиниц, указанных в подпунктах "г" и "е" пункта 5 Положения |
|
завтрак "шведский стол" |
- |
- |
- |
- |
x |
x |
требование не является обязательным для гостиниц, указанных в подпунктах "г" и "е" пункта 5 Положения. В гостиницах с количеством номеров 15 и менее допускается форма обслуживания "По меню". Завтрак "шведский стол" - завтрак со свободным доступом к блюдам и напиткам, включающий в себя ассортимент блюд и напитков, входящих в расширенный завтрак, а также не менее чем две позиции горячих блюд. Продолжительность завтрака не менее 3 часов |
|
расширенный завтрак |
- |
- |
- |
х |
- |
- |
требование не является обязательным для гостиниц, указанных в подпунктах "г" и "е" пункта 5 Положения. Расширенный завтрак - континентальный завтрак, дополненный большим ассортиментом хлебобулочных изделий, джемов и (или) варенья, холодных напитков, сыра и (или) холодных мясных закусок. Продолжительность завтрака не менее 3 часов |
|
континентальный завтрак |
- |
x |
x |
- |
- |
- |
требование не является обязательным для гостиниц, указанных в подпунктах "г" и "е" пункта 5 Положения. Континентальный завтрак - завтрак, обязательно включающий в себя следующие позиции: хлеб, масло, джем и (или) варенье и горячий напиток. Продолжительность завтрака не менее 2 часов |
|
круглосуточное предоставление услуг питания |
- |
- |
- |
- |
x |
x |
требование не является обязательным: для гостиниц с количеством номеров 15 и менее; для гостиниц, указанных в подпунктах "в", "г", "е" и "з" пункта 5 Положения |
".
14. Приложения N 5 и 6 к указанному Положению изложить в следующей редакции:
"ПРИЛОЖЕНИЕ N 5
к Положению
о классификации гостиниц
(в редакции постановления
Правительства Российской Федерации
от 7 апреля 2022 г. N 616)
Критерии
балльной оценки гостиниц
I. Критерии оценки качественного состояния зданий, оборудования и оснащения гостиницы
Здания, оборудование и оснащение гостиницы |
Критерии оценки (количество баллов*) |
Виды гостиниц |
||||||||||
городские гостиницы (отели) |
гостиницы, расположенные в зданиях, являющихся объектами культурного наследия, и (или) на земельных участках, составляющих предмет охраны исторического поселения |
курортные отели, загородные отели |
дома (центры) отдыха, пансионаты |
апарт-отели |
комплексы апартаментов |
мотели |
базы отдыха, туристские базы |
гостиничные номера при визит-центрах |
хостелы |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1. |
Здание, оборудование и оснащение, территория: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
внешний вид - качество и состояние фасада, балконов, лоджий, окон, ставней |
от 1 до 3 |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
|
состояние прилегающей территории (деревьев, кустарников, декоративных растений, травяного покрова, проездов, дорожек, тропинок, береговой пляжной зоны) |
от 1 до 3 |
- |
- |
х |
х |
- |
- |
- |
х |
- |
- |
|
состояние навесов, беседок, спортивных площадок, зон отдыха, уличной мебели (шезлонгов, скамеек) для отдыха |
от 1 до 3 |
- |
- |
х |
х |
- |
- |
- |
х |
- |
- |
|
качество и состояние помещений, кухонного оборудования, мест для самостоятельного приготовления и приема пищи (при наличии мест для самостоятельного приготовления и приема пищи) |
от 1 до 3 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
х |
х |
х |
|
состояние автостоянки (парковки): покрытие, разметка, парковочные аппараты |
от 1 до 3 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
х |
- |
- |
- |
2. |
Качество и состояние интерьера холлов (салонов и других общественных помещений) и их оборудования: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
напольное покрытие |
от 1 до 3 |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
|
стены, потолок, окна, двери |
от 1 до 3 |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
|
занавеси |
от 1 до 3 |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
|
освещение |
от 1 до 3 |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
|
мебель |
от 1 до 3 |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
3. |
Качество и состояние оборудования и оснащения туалетов вблизи общественных помещений, общих туалетов и ванных комнат: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
стены, пол, потолок, кабины, перегородки |
от 1 до 3 |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
|
сантехническое оборудование |
от 1 до 3 |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
|
краны, лейки душевые |
от 1 до 3 |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
4. |
Качество и состояние оборудования и оснащения номерного фонда (100 процентов номеров): |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
напольное покрытие |
от 1 до 3 |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
|
мебель |
от 1 до 3 |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
|
занавеси |
от 1 до 3 |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
|
постельные принадлежности, полотенца |
от 1 до 3 |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
|
стены, потолок, окна, двери |
от 1 до 3 |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
|
освещение |
от 1 до 3 |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
|
кухонное оборудование (варочная панель, микроволновая печь, раковина для мытья посуды, вытяжка) |
от 1 до 3 |
- |
- |
- |
- |
х |
х |
- |
- |
- |
- |
5. |
Качество и состояние оборудования и оснащения ванных комнат в номерах: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
стены, пол, потолок |
от 1 до 3 |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
|
сантехническое оборудование |
от 1 до 3 |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
|
краны, лейки душевые |
от 1 до 3 |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
II. Минимальное допустимое количество баллов для соответствия гостиницы определенной категории по результатам оценки качественного состояния зданий, оборудования и оснащения гостиницы
Вид гостиницы |
Категория гостиницы |
|||||||
минимальное допустимое количество баллов для соответствия гостиницы категории | ||||||||
"без звезд" |
"одна звезда" |
"две звезды" |
"три звезды"* |
"четыре звезды"* |
"пять звезд"* |
|||
при отсутствии санузлов в номере |
при наличии санузлов в номере |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1. |
Городские гостиницы (отели) |
16 |
19 |
26 |
32 |
41 |
51 |
53 |
2. |
Гостиницы, расположенные в зданиях, являющихся объектами культурного наследия, и (или) выявленным объектом культурного наследия, и (или) объектом, составляющим предмет охраны исторического поселения |
16 |
19 |
26 |
32 |
41 |
51 |
53 |
3. |
Курортные отели, загородные отели |
18 |
21 |
30 |
36 |
45 |
57 |
59 |
4. |
Дома (центры) отдыха, пансионаты |
18 |
21 |
30 |
36 |
45 |
57 |
59 |
5. |
Апарт-отели |
- |
- |
- |
- |
43 |
54 |
56 |
6. |
Комплексы апартаментов |
- |
22 |
28 |
34 |
43 |
54 |
56 |
7. |
Мотели |
17 |
20 |
28 |
34 |
42 |
54 |
- |
8. |
Туристские базы, базы отдыха |
19 |
22 |
31 |
39 |
46 |
60 |
62 |
9. |
Гостиничные номера при визит-центрах |
17 |
20 |
28 |
34 |
42 |
- |
- |
10. |
Хостелы |
16 |
19 |
27 |
33 |
- |
- |
- |
III. Критерии балльной оценки требований для гостиниц различных видов
Требования к гостинице |
Критерии оценки (количество баллов)** |
Категория |
|
|
"без звезд" |
"одна звезда" |
"две звезды" |
"три звезды" |
"четыре звезды" |
"пять звезд" |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Общие требования | ||||||||
Техническое оборудование и оснащение, связь, интернет | ||||||||
1. |
Вход служебный отдельно от входа для гостей |
2 |
х |
х |
х |
х (для гостиниц с количеством номеров 50 и менее) |
- |
- |
2. |
Служебный (грузовой) лифт, используемый исключительно для персонала и доставки багажа |
2 |
х |
х |
х |
х |
х (для гостиниц с количеством номеров 50 и менее) |
х (для гостиниц с количеством номеров 50 и менее) |
3. |
Наличие гостевых лифтов 2 и более |
5 |
- |
х |
х |
х |
х |
х |
4. |
Автомат для чистки обуви |
2 |
х |
х |
х |
- |
- |
- |
5. |
Общественный доступный телефон с городской и междугородней связью |
1 |
х |
х |
- |
- |
- |
- |
6. |
Доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет": |
|
|
|
|
|
|
|
|
в общественных помещениях гостиницы |
2 |
х |
- |
- |
- |
- |
- |
|
в номерах гостиницы |
2 |
х |
- |
- |
- |
- |
- |
Номерной фонд и ванные комнаты в номерах (наличие в 100 процентах номеров) | ||||||||
7. |
Трансляция телевизионных каналов, специализирующихся на показе материалов об истории и культуре народов, туристском потенциале Российской Федерации, а также зарубежных (не менее 2) информационных и спортивных каналов |
1 |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
8. |
Плотные занавеси на окнах (в многокомнатных номерах - в спальне), обеспечивающих 100 процентов затемнения |
3 |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
9. |
Выключатель дистанционного управления основного источника света у изголовья кровати |
2 |
х |
х |
х |
х |
- |
- |
10. |
Прикроватная лампа для чтения с возможностью изменять направление света |
2 |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
11. |
Розетка рядом с кроватью в 100 процентах номеров |
2 |
х |
х |
х |
- |
- |
- |
12. |
Дополнительная розетка рядом с письменным столом (столешницей) в 100 процентах номеров |
2 |
х |
х |
х |
- |
- |
- |
13. |
Корзина для бумажного мусора |
1 |
х |
х |
х |
- |
- |
- |
14. |
Функционирующий мини-бар |
2 |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
15. |
Чайник с чашками (чайная станция) с комплектом чайных и кофейных пакетированных заварок |
1 |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
16. |
Кофейная станция |
2 |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
17. |
Швейный набор |
1 |
х |
х |
х |
- |
- |
- |
18. |
Щетки - одежная, сапожная (губка для обуви), рожок для обуви |
1 |
х |
х |
х |
- |
- |
- |
19. |
Табурет или стульчик в ванной комнате |
1 |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
20. |
Ручка на ванне или на стене у ванны для страховки от падения при скольжении (при наличии ванны) |
2 |
х |
х |
х |
х |
- |
- |
21. |
Специальное покрытие в ванне или в душе, предохраняющее от падения при скольжении |
2 |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
22. |
Подогрев пола в ванной комнате |
3 |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
23. |
Банный халат |
2 |
х |
х |
х |
х |
- |
- |
24. |
Биде или гигиенический душ (не менее 25 процентов ванных комнат номеров) |
2 |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
25. |
Фен |
2 |
х |
х |
х |
- |
- |
- |
Услуги | ||||||||
26. |
Транспортное обслуживание с доставкой проживающих и багажа |
6 |
х |
х |
х |
х |
- |
- |
27. |
Парикмахерская или косметический салон |
2 |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
28. |
Массажный салон |
2 |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
29. |
Постоянные или временные торговые точки (по 1 баллу за торговую точку, но не более 2 баллов) |
1 |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
30. |
Охраняемая автостоянка с неограниченным временем парковки или подземный паркинг на территории гостиницы или прилегающей территории: |
|
|
|
|
|
|
|
|
не менее 30 процентов количества номеров в гостинице |
4 |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
|
менее 30 процентов количества номеров в гостинице |
1 |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
|
выделенное место для автомобиля инвалидов |
1 |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
31. |
Оборудование и помещения для обслуживания людей с ограниченными возможностями: |
|
|
|
|
|
|
|
|
наклонный пандус при входе в гостиницу, широкие двери лифта |
2 |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
|
туалет в общественной зоне с необходимыми приспособлениями |
2 |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
|
оборудованный номер и ванная комната с необходимыми приспособлениями |
6 |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
32. |
Экскурсии, гиды и гиды-переводчики |
2 |
х |
х |
х |
х |
- |
- |
33. |
Досуг: игровая комната, читальный зал, библиотека и иные услуги (по 1 баллу за позицию, но не более 3 баллов) |
1 |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
34. |
Тренажерный зал (зал для фитнеса) площадью не менее 30 кв. м с не менее 6 тренажерами (для отелей с количеством номеров 50 и менее - не менее 20 кв. м с не менее 3 тренажерами) |
2 |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
35. |
Плавательный бассейн: |
|
|
|
|
|
|
|
|
крытый плавательный бассейн с площадью водной поверхности: |
|
|
|
|
|
|
|
|
от 10 кв. м до 25 кв. м (включительно) |
10 |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
|
26 кв. м и более |
15 |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
|
открытый плавательный бассейн с подогреваемой водой с площадью водной поверхности не менее 60 кв. м |
15 |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
|
открытый плавательный бассейн с неподогреваемой водой с площадью водной поверхности не менее 60 кв. м |
6 |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
36. |
Сауна и (или) русская баня, хамам (с бассейном, купелью или водопадом) (за каждую позицию): |
|
|
|
|
|
|
|
|
на 6 и более человек |
5 |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
|
менее 6 человек |
3 |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
37. |
Детская кроватка (установка по просьбе) |
1 |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
38. |
Детский стульчик (установка по просьбе) |
1 |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
39. |
Гардероб вблизи общественных помещений |
1 |
х |
х |
х |
х |
х (для гостиниц с количеством номеров 50 и менее) |
х (для гостиниц с количеством номеров 50 и менее) |
40. |
Конференц-зал (банкетный зал) с оборудованием, необходимым для проведения презентаций (системы отображения информации и управления, звуковая аппаратура) |
4 |
х |
х |
х |
х |
х (для гостиниц с количеством номеров 50 и менее) |
х (для гостиниц с количеством номеров 50 и менее) |
41. |
Комната переговоров |
1 |
х |
х |
х |
х |
х (для гостиниц с количеством номеров 50 и менее) |
х (для гостиниц с количеством номеров 50 и менее) |
42. |
Услуги питания: |
|
|
|
|
|
|
|
|
обслуживание в номере в часы завтрака и в период с 12.00 до 23.00 |
1 |
х |
х |
х |
х |
х (для гостиниц с количеством номеров 50 и менее)
|
х (для гостиниц с количеством номеров 50 и менее) |
|
круглосуточное обслуживание в номере |
1 |
х |
х |
х |
х |
х (для гостиниц с количеством номеров 50 и менее) |
х (для гостиниц с количеством номеров 50 и менее) |
43. |
Услуги консьержа |
3 |
- |
- |
- |
- |
х |
х |
Информация, предоставляемая гостям | ||||||||
44. |
Туристская информация в номерах гостиницы |
1 |
х |
х |
х |
- |
- |
- |
45. |
Наличие веб-сайта с информацией о гостинице (объем информации в соответствии с Правилами предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации): |
|
|
|
|
|
|
|
|
на русском языке |
2 |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
|
на русском и английском языках |
3 |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
46. |
Модуль онлайн-бронирования на веб-сайте гостиницы |
2 |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
Дополнительные требования к гостиницам, расположенным в зданиях, являющихся объектами культурного наследия, и (или) на земельных участках, составляющих предмет охраны исторического поселения | ||||||||
47. |
Наличие в интерьере гостиницы предметов, имеющих историческую ценность (картины, камины или изразцовые печи, роспись стен, потолка, мебель, паркет) |
4 |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
Дополнительные требования для курортных отелей, загородных отелей, домов (центров) отдыха, пансионатов | ||||||||
48. |
Расположение у моря, на берегу реки, естественного или искусственного водоема, относительно водораздела: |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
|
на первой линии |
4 |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
|
на второй линии |
2 |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
|
на третьей линии |
1 |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
49. |
Общая площадь территории (включая площадь застройки) в расчете на 1 отдыхающего: |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
|
более 200 кв. м |
4 |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
|
от 100 кв. м до 200 кв. м |
3 |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
|
от 50 кв. м до 100 кв. м |
2 |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
50. |
Балконы или лоджии: |
|
|
|
|
|
|
|
|
в 100 процентах номеров |
2 |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
|
в 50 процентах номеров |
1 |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
51. |
Номера с отдельной террасой (минимальной площадью 6 кв. м) минимум в 25 процентах номеров |
3 |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
52. |
Сервировка завтрака на террасе (в теплый период года) |
2 |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
53. |
Наличие кабинетов спа-процедур по 1 баллу за каждую процедуру, но не более 3 баллов |
3 |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
54. |
Теннисный корт: |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
|
закрытый |
3 |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
|
открытый |
2 |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
55. |
Площадки для гольфа, футбола, волейбола, баскетбола и т.п. (по 1 баллу за каждую позицию, но не более 3 баллов) |
3 |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
56. |
Прокат: |
|
|
|
|
|
|
|
|
водного и водомоторного транспорта, катамаранов, аквалангов (по 1 баллу за каждую позицию, но не более 3 баллов) |
3 |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
|
животных (лошади, верблюды, собачьи упряжки) |
2 |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
|
курортно-бытовых товаров и инвентаря |
2 |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
57. |
Комната, оборудованная для детских игр, площадью не менее 30 кв. м с естественным освещением: |
|
|
|
|
|
|
|
|
под наблюдением квалифицированного персонала - воспитателя или преподавателя дневного детского сада (не менее 5 часов в сутки) |
3 |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
|
без наблюдения квалифицированного персонала |
2 |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
58. |
Открытая детская игровая площадка: |
|
|
|
|
|
|
|
|
под наблюдением квалифицированного персонала (не менее 5 часов в сутки) |
2 |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
|
без наблюдения квалифицированного персонала |
1 |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
59. |
Детские махровые халаты и тапочки |
1 |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
Дополнительные требования для туристских баз, баз отдыха, гостиничных номеров при визит-центрах | ||||||||
60. |
Расположение у моря, на берегу реки, естественного или искусственного водоема, в горах, в лесу |
2 |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
61. |
Беседки, навесы, мангалы, площадки для развлечений и отдыха на открытом воздухе (за каждую позицию по 1 баллу, но не более 3 баллов) |
3 |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
62. |
Помещения для размещения гостей (номера), стилизованные под замок, избу, юрту и т.п. |
4 |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
63. |
Отдельно стоящие домики, коттеджи (не более чем на 2 номера) |
2 |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
64. |
Балкон или терраса: |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
|
в 100 процентах номеров |
2 |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
|
в 50 процентах номеров |
1 |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
65. |
Телевизор в 100 процентах номеров |
2 |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
66. |
Прокат велосипедов, самокатов, водного и водомоторного транспорта, катамаранов, аквалангов и пр. (по 1 баллу за каждую позицию, но не более 5 баллов) |
5 |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
Дополнительные требования для апарт-отелей и комплексов апартаментов | ||||||||
67. |
Стиральная машина в ванной комнате или на кухне в 100 процентах номеров: |
|
|
|
|
|
|
|
|
для апарт-отелей |
3 |
- |
- |
- |
х |
х |
х |
|
для комплекса апартаментов |
3 |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
68. |
Мини-прачечная для гостей: |
|
|
|
|
|
|
|
|
для апарт-отелей |
2 |
- |
- |
- |
х |
х |
х |
|
для комплекса апартаментов |
2 |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
69. |
Комната переговоров, конференц-зона, пространство для коворкинга (по 2 балла за позицию, но не более 4): |
|
|
|
|
|
|
|
|
для апарт-отелей |
2 |
- |
- |
- |
х |
х |
х |
|
для комплекса апартаментов |
2 |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
Дополнительные требования для мотелей | ||||||||
70. |
Магазин товаров для автотуристов |
1 |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
71. |
Зарядно-пусковое устройство для автомобилей |
1 |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
72. |
Наличие поста самообслуживания с мойкой для автомобилей |
3 |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
Дополнительные требования для хостелов | ||||||||
73. |
Гостевая кухня с приспособлениями для приготовления пищи: плитой, сковородами, кастрюлями, приспособлениями для приготовления блюд, столовыми приборами, емкостями для хранения продуктов, моющими средствами |
2 |
х |
х |
х |
х |
- |
- |
74. |
Предоставление завтраков в отдельном помещении |
2 |
х |
х |
х |
х |
- |
- |
75. |
Информация о ближайших продуктовых магазинах |
1 |
х |
х |
х |
х |
- |
- |
76. |
Персональные душевые |
2 |
х |
х |
х |
х |
- |
- |
77. |
Туалеты с общим помещением, оборудованным раковинами, либо туалеты, оборудованные раковинами |
2 |
х |
х |
х |
х |
- |
- |
78. |
Стиральные машины или мини-прачечная |
2 |
х |
х |
х |
х |
- |
- |
79. |
Помещение (место) для сушки одежды гостей |
2 |
х |
х |
х |
х |
- |
- |
80. |
Гигиенический душ в общественном (женском) туалете |
2 |
х |
х |
х |
х |
- |
- |
81. |
Фен в ванной комнате общего пользования |
2 |
х |
х |
х |
х |
- |
- |
82. |
Наличие общественного пространства для отдыха, встреч, общения проживающих в хостеле |
2 |
х |
х |
х |
х |
- |
- |
83. |
Наличие автомата по продаже напитков, продуктов |
1 |
х |
х |
х |
х |
- |
- |
IV. Минимальное допустимое количество баллов для соответствия гостиницы определенной категории по результатам оценки выполнения требований в соответствии с разделом III
Количество номеров в гостинице |
Категория гостиницы |
||||||
минимальное допустимое количество баллов для соответствия гостиницы категории | |||||||
"без звезд" |
"одна звезда" |
"две звезды" |
"три звезды" |
"четыре звезды" |
"пять звезд" |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1. Городские гостиницы (отели) |
||||||
Более 50 |
14 |
18 |
27 |
34 |
53 |
64 |
|
От 16 до 50 |
14 |
18 |
23 |
29 |
51 |
61 |
|
15 и менее |
14 |
18 |
19 |
23 |
33 |
40 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Гостиницы, расположенные в зданиях, являющихся объектами культурного наследия, и (или) на земельных участках, составляющих предмет охраны исторического поселения | |||||||
|
Более 50 |
14 |
18 |
31 |
38 |
57 |
68 |
От 16 до 50 |
14 |
18 |
27 |
33 |
55 |
65 |
|
15 и менее |
14 |
18 |
23 |
27 |
37 |
44 |
|
3. Курортные отели, загородные отели | |||||||
|
Более 50 |
22 |
26 |
36 |
52 |
77 |
89 |
50 и менее |
16 |
22 |
28 |
43 |
63 |
74 |
|
4. Дома (центры) отдыха, пансионаты | |||||||
|
Более 50 |
22 |
26 |
36 |
52 |
77 |
89 |
|
50 и менее |
16 |
22 |
28 |
43 |
63 |
74 |
5. Апарт-отели и комплексы апартаментов | |||||||
|
Более 50: |
|
|
|
|
|
|
апарт-отели |
- |
- |
- |
38 |
57 |
68 |
|
комплексы апартаментов |
14 |
18 |
29 |
38 |
57 |
68 |
|
50 и менее: |
|
|
|
|
|
|
|
апарт-отели |
- |
- |
- |
33 |
55 |
65 |
|
комплексы апартаментов |
14 |
18 |
25 |
33 |
55 |
65 |
|
6. Мотели | |||||||
|
Более 50 |
12 |
16 |
25 |
33 |
57 |
- |
50 и менее |
12 |
16 |
21 |
29 |
49 |
- |
|
7. Туристские базы, базы отдыха, гостиничные номера при визит-центрах | |||||||
|
Туристские базы, базы отдыха |
|
|
|
|
|
|
|
Более 50 |
22 |
26 |
32 |
49 |
56 |
65 |
50 и менее |
22 |
24 |
29 |
44 |
52 |
57 |
|
|
Гостиничные номера при визит-центрах |
15 |
18 |
27 |
34 |
- |
- |
8. Хостелы | |||||||
|
Более 50 |
15 |
26 |
31 |
- |
- |
- |
50 и менее |
15 |
26 |
31 |
- |
- |
- |
------------------------------
* Балльная оценка производится по 3-балльной шкале: 3 балла - "отлично", 2 балла - "хорошо", 1 балл - "удовлетворительно" (баллы не присваиваются, если состояние неудовлетворительное). При наличии оценки в 1 балл по одному из критериев гостинице не присваиваются категории "три звезды", "четыре звезды" и "пять звезд".
** Балльная оценка производится за выполнение требований, не являющихся обязательными для гостиниц и (или) номеров гостиниц в соответствии с приложениями N 1 и 4 к настоящему Положению.
------------------------------
ПРИЛОЖЕНИЕ N 6
к Положению
о классификации гостиниц
(в редакции постановления
Правительства Российской Федерации
от 7 апреля 2022 г. N 616)
Критерии
балльной оценки персонала гостиниц
I. Критерии оценки квалификации персонала гостиниц
Требования к персоналу гостиницы |
Количество баллов |
|
|
|
|
Требования к уровню образования | ||
1. |
Наличие высшего образования для руководителей высшего звена управления гостиницы (директор, управляющий, генеральный менеджер) |
1 |
2. |
Наличие среднего профессионального или высшего образования для руководителей среднего звена управления гостиницы |
1 |
3. |
Наличие высшего образования по следующим направлениям: "Гостиничное дело", "Туризм" и (или) "Менеджмент" по профилю "Гостиничный и туристский бизнес" (или их зарубежные аналоги) или прошедших переподготовку по указанным направлениям по программе дополнительного образования (подтверждается дипломом о профессиональной переподготовке) для руководителей высшего звена управления гостиницы (директор, управляющий, генеральный менеджер) |
5 |
Требования к стажу работы | ||
4. |
Стаж работы для руководителя высшего звена управления гостиницы - не менее 1 года на руководящей позиции начальника любой службы |
1 |
5. |
Стаж работы для руководителей среднего звена управления гостиницы - не менее 1 года на позиции старшего смены или супервайзера |
1 |
Требования к повышению квалификации персонала гостиницы | ||
6. |
Переподготовка или повышение квалификации руководителей высшего и среднего звена - не реже 1 раза в 3 года 1 |
1 |
7. |
Переподготовка или повышение квалификации, внутреннее обучение персонала (кроме руководителей высшего и среднего звена) - не реже 1 раза в 3 года 2 |
1 |
Требования к знанию иностранных языков - знание персоналом гостиницы одного иностранного языка (английского или другого языка международного общения 3 | ||
8. |
Для директора гостиницы (управляющего гостиницей) и (или) директора (менеджера) по продажам (коммерческого директора) |
2 |
9. |
Для всех работников, непосредственно контактирующих с гостями 4 |
4 |
Иные требования, предъявляемые к персоналу гостиницы 5 | ||
10. |
Знание и соблюдение должностных инструкций, правил внутреннего распорядка |
1 |
11. |
Знание и соблюдение стандартов предприятия, фиксирующих функциональные обязанности и технологии обслуживания работниками всех служб (в объеме, необходимом для исполнения служебных обязанностей) в части: |
|
|
внешнего вида работников |
1 |
|
поведения работников |
2 |
|
знания и соблюдения работниками требований охраны труда |
2 |
|
технологий обслуживания |
3 |
12. |
Знание и соблюдение санитарно-эпидемиологических норм и правил |
2 |
13. |
Знание и соблюдение мер пожарной безопасности |
1 |
14. |
Знание и соблюдение инструкций о действиях в чрезвычайных ситуациях |
1 |
15. |
Умение оказать первую помощь при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих их жизни и здоровью |
1 |
16. |
Знание требований нормативных документов на услуги средств размещения |
2 |
17. |
Знание и умение работать с используемыми в различных службах средства размещения компьютерными системами |
1 |
------------------------------
1 Выполнение требования подтверждается наличием удостоверений или дипломов о профессиональной переподготовке или повышении квалификации за последние 3 года, предшествующие проведению экспертной оценки.
2 Выполнение требования подтверждается наличием удостоверений или дипломов о профессиональной переподготовке или повышении квалификации, приказов руководителя гостиницы о внутреннем обучении персонала (или протоколов с результатами тестирования или аттестации по результатам обучения) с указанием фамилии, имени и отчества за последние 3 года, предшествующие проведению экспертной оценки.
3 К иностранным языкам международного общения относятся официальные языки ООН (кроме русского и английского): арабский, испанский, китайский, французский языки.
4 К работникам, непосредственно контактирующим с гостями, относятся работники, входящие в штат гостиницы: администраторы и портье, менеджеры службы бронирования, менеджеры по связям с гостями, работники отдела продаж. В зависимости от особенностей организационного построения гостиницы перечень должностей может быть сокращен или расширен.
5 Проверка знаний по пункту 5 всех работников гостиницы проводится при подготовке к экспертной оценке и оформляется соответствующим документом (протоколом) юридического лица (филиала иностранного юридического лица, включенного в государственный реестр аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц), индивидуального предпринимателя, который направляется аккредитованной организацией. Достоверность информации проверяется специалистом (специалистами) при выездной экспертной оценке путем выборочного собеседования с работниками гостиницы.
------------------------------
II. Минимально допустимое суммарное количество баллов при оценке персонала
Категория гостиницы |
Количество баллов |
|
|
"без звезд" |
19 |
"одна звезда" |
21 |
"две звезды" |
23 |
"три звезды" |
26 |
"четыре звезды" |
28 |
"пять звезд" |
30 |
".
В частности, дополнен перечень средств размещения, в отношении которых не применяется требование об обязательной классификации. Установлен максимальный срок проведения всех этапов классификации - не более 90 календарных дней.
Для фиксации факта соответствия (несоответствия) гостиницы одной из категорий специалистом по классификации при выездной экспертной оценке будет осуществляться фотосъемка. Определены требования к ней.
Установлены порядок и сроки внесения изменений в свидетельство о присвоении гостиницы определенной категории. В случае прекращения действия аттестата аккредитации организации, выдавшей свидетельство, решение о прекращении действия свидетельства принимает Ростуризм.
Постановление вступает в силу с 1 сентября 2022 г. и действует до 31 декабря 2026 г.
Постановление Правительства РФ от 7 апреля 2022 г. N 616 "О внесении изменений в Положение о классификации гостиниц"
Вступает в силу с 1 сентября 2022 г. и действует до 31 декабря 2026 г.
Текст постановления опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 11 апреля 2022 г. N 0001202204110039, в Собрании законодательства Российской Федерации от 11 апреля 2022 г. N 15 ст. 2531