Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Администрации Орловского
муниципального округа
от 21 января 2022 г. N 69
Положение
о муниципальной системе оценки качества образования Орловского муниципального округа Орловской области
1. Общие положения
1.1. Положение о муниципальной системе оценки качества образования Орловского муниципального округа Орловской области (далее - Положение) устанавливает единые требования к муниципальной системе оценки качества образования (далее - МСОКО) и определяет ее цель, задачи, принципы функционирования, структуру, организационно-технологические процессы реализации МСОКО, направленные на установление единых подходов к оценке качества образования в Орловском муниципальном округе Орловской области.
1.2. МСОКО строится в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, Орловской области, муниципальными правовыми актами, регламентирующими реализацию процедур контроля и оценки качества образования на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
1.3. Настоящее Положение распространяется на муниципальные образовательные учреждения Орловского муниципального округа Орловской области, реализующие основные общеобразовательные программы, дополнительные общеобразовательные программы.
1.4. Потребителями информационных услуг МСОКО являются:
- Управление общего образования администрации Орловского муниципального округа Орловской области (далее - Управление);
- образовательные учреждения Орловского муниципального округа Орловской области (далее - образовательные учреждения), организации дополнительного образования Орловского муниципального округа Орловской области;
- обучающиеся и их родители (законные представители);
- общественные организации, заинтересованные в оценке качества образования.
2. Цель и задачи МСОКО
2.1. Цель МСОКО - получение объективной информации о состоянии качества образования в образовательных организациях Орловского муниципального округа и эффективности функционирования системы управления качеством образования в Орловском муниципальном округе Орловской области.
2.2. Основные задачи МСОКО:
- выявление проблемных зон в управлении качеством образования на муниципальном уровне для последующей организации деятельности по их совершенствованию;
- выявление основных факторов, влияющих на эффективность муниципальных механизмов управления качеством образования;
- определение степени связи региональной и муниципальной системы управления качеством образования на основе анализа соотнесения результатов оценок региональных и муниципальных механизмов управления качеством образования;
- выявление лучших муниципальных практик управления качеством образования для тиражирования опыта.
3. Структура МСОКО
3.1. МСОКО включает восемь направлений:
1) система оценки качества подготовки обучающихся;
2) система работы со школами с низкими результатами обучения и/или школами, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях;
3) система выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи;
4) система работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся;
5) система мониторинга эффективности руководителей образовательных учреждений;
6) система обеспечения профессионального развития педагогических работников;
7) система организации воспитания обучающихся;
8) система мониторинга качества дошкольного образования.
3.2. Каждая система представляет управленческий цикл - комплекс поэтапно выполняемых действий, закрепленных в соответствующих документах, направленных на выявление дефицитов при помощи конкретных инструментов, а также их устранение при помощи конкретных мер, разработанных на основе этих дефицитов:
- постановка и обоснование целей;
- выбор муниципальных показателей оценки состояния системы;
- выбор методов сбора и обработки информации;
- проведение мониторинга состояния системы (по показателям);
- проведение анализа результатов мониторинга;
- разработка адресных рекомендаций;
- разработка комплекса мер и мероприятий, направленных на совершенствование направления;
- принятие управленческих решений;
- анализ эффективности принятых управленческих решений, комплекса мер, проведенных мероприятий.
4. Объекты МСОКО. Основные принципы проведения МСОКО
4.1. Объектами МСОКО являются:
- качество подготовки обучающихся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования;
- результаты работы со школами с низкими результатами обучения и/или школами, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях;
- результаты работы по выявлению, поддержке и развитию способностей и талантов у детей и молодежи;
- результаты работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся;
- эффективность деятельности руководителей образовательных учреждений;
- качество обеспечения профессионального развития педагогических работников;
- качество организации воспитания и социализации обучающихся;
- качество дошкольного образования.
4.2. Информация, полученная в результате оценки качества образования, представляется в стандартизированной форме для последующего анализа, интерпретации и представления результатов.
4.3. Система анализа и оценки качества образования основана на методиках интерпретации первичных данных образовательной статистики.
4.4. Вся информация, собираемая из первичных источников, не должна противоречить требованиям Федерального закона N 152-ФЗ "О персональных данных" и должна быть доступна для официального использования.
4.5. Информация формируется для обеспечения аналитической основы принятия эффективных управленческих решений на муниципальном уровне и уровне образовательного учреждения.
4.6. Информация о качестве образования в Орловском муниципальном округе представляется в форме публичной отчетности: ежегодный публичный доклад о состоянии и результатах деятельности муниципальной системы образования; публичная отчетность образовательных учреждений; информационная поддержка деятельности МСОКО (представление информации на сайтах, публикации в СМИ).
4.7. Оценка качества образования на разных уровнях организации оценочно-исследовательской деятельности в рамках МСОКО проводится по инициативе следующих организаций: Департамента образования Орловской области, Управления, образовательных учреждений, общественных, профессиональных и иных объединений.
4.8. Периодичность проведения процедур по оценке качества образования определяется ежегодным графиком процедур оценки качества образования, который утверждается приказом Управления.
5. Организация реализации МСОКО
5.1. Система оценки качества подготовки обучающихся
5.1.1. Система оценки качества подготовки обучающихся предназначена для диагностики достижения обучающимися:
1) планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы:
- предметных результатов - усвоения обучающимися конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, и на межпредметном уровне;
- метапредметных результатов (познавательных, регулятивных, коммуникативных умений) - освоенных обучающимися способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях;
- личностных результатов - совокупности ценностных отношений обучающихся к себе, к своим возможностям, к другим участникам образовательного процесса, к самому образовательному процессу, к изучаемому и собственному социальному опыту;
2) способности использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений (функциональной грамотности);
3) реализация системы мер по обеспечению объективности процедур оценки качества образования, Всероссийской олимпиады школьников.
5.1.2. Система оценки качества подготовки обучающихся включает следующие федеральные и региональные оценочные процедуры:
- государственная итоговая аттестация выпускников 11-х классов (единый государственный экзамен и государственный выпускной экзамен);
- государственная итоговая аттестация выпускников 9-х классов (основной государственный экзамен и государственный выпускной экзамен);
- контрольные работы по основным общеобразовательным программам основного общего образования;
- всероссийские проверочные работы;
- национальные исследования качества образования;
- международные сопоставительные исследования в сфере образования (PIRLS, TIMMS, PISA и др.);
- Всероссийская олимпиада школьников.
5.1.3. На муниципальном уровне и уровне образовательного учреждения проводится работа по организации и проведению федеральных и региональных оценочных процедур.
5.1.4. Система объективности процедур оценки качества и Всероссийской олимпиады школьников предназначена для получения достоверной информации об уровне учебных достижений обучающихся по предметам, повышения объективности оценки образовательных результатов обучающихся посредством реализации комплекса мероприятий по обеспечению объективности образовательных результатов в рамках проводимых оценочных процедур в образовательных учреждениях, по выявлению образовательных учреждений с необъективными результатами и проведению профилактической работы с выявленными образовательными учреждениями.
5.1.5. Система объективности процедур оценки качества и Всероссийской олимпиады школьников включает:
- соблюдение мер информационной безопасности при проведении процедур оценки качества образования;
- обеспечение мер по исключению конфликтов интересов в отношении специалистов, привлекаемых к проведению оценочных процедур оценки качества образования;
- организация на муниципальном уровне контроля за соблюдением процедур оценки качества образования;
- организация и осуществление общественного, независимого наблюдения при проведении процедур оценки качества образования;
- организация работы с образовательными учреждениями, вошедшими в "зону риска" по результатам процедур оценки качества образования или в списки образовательных учреждений с необъективными результатами.
5.1.6. Показатели системы оценки качества подготовки обучающихся:
- по достижению обучающимися планируемых предметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования:
базового уровня - доля обучающихся 1 - 4 классов общеобразовательных учреждений, достигших базового уровня предметной подготовки, от общего числа обучающихся, осваивающих программы начального общего образования;
уровня выше базового - доля обучающихся 1 - 4 классов общеобразовательных учреждений, достигших уровня выше базового по предметной подготовке, от общего числа обучающихся, осваивающих программы начального общего образования;
- по достижению обучающимися планируемых предметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования:
базового уровня - доля обучающихся 5 - 9 классов общеобразовательных учреждений, достигших базового уровня предметной подготовки, от общего числа обучающихся, осваивающих программы основного общего образования; доля обучающихся 9 классов общеобразовательных учреждений, получивших аттестат об основном общем образовании, в общей численности обучающихся 9 классов общеобразовательных учреждений;
уровня выше базового - доля обучающихся 5 - 9 классов общеобразовательных учреждений, достигших уровня выше базового по предметной подготовке, от общего числа обучающихся, осваивающих программы основного общего образования;
- по достижению обучающимися планируемых предметных результатов освоения основной образовательной программы среднего общего образования:
базового уровня - доля обучающихся 11 классов общеобразовательных организаций, достигших базового уровня предметной подготовки, от общего числа обучающихся, осваивающих программы среднего общего образования; доля обучающихся 11 классов общеобразовательных учреждений, получивших аттестат о среднем общем образовании, в общей численности обучающихся 11 классов общеобразовательных учреждений;
уровня выше базового - доля обучающихся 11 классов общеобразовательных учреждений, достигших уровня выше базового по предметной подготовке, от общего числа обучающихся, осваивающих программы среднего общего образования;
- по достижению метапредметных результатов: доля обучающихся 1 - 4, 5 - 9, 10 - 11 классов, достигших высокого уровня метапредметной подготовки, от общего числа обучающихся, осваивающих программы начального, основного, среднего общего образования;
- по оценке функциональной грамотности - доля обучающихся, в отношении которых проводилась оценка функциональной грамотности, от общего количества обучающихся; доля обучающихся успешно справившихся с заданиями по параметру грамотности, от общего количества обучающихся, в отношении которых проводилась оценка параметра грамотности;
- по обеспечению объективности процедур оценки качества образования - доля образовательных учреждений, вошедших в списки образовательных учреждений с признаками необъективности образовательных результатов по итогам оценочных процедур; доля образовательных учреждений, охваченных общественным, независимым наблюдением при проведении процедур оценки качества образования;
- по обеспечению объективности Всероссийской олимпиады школьников - доля образовательных учреждений, охваченных общественным, независимым наблюдением при проведении Всероссийской олимпиады школьников.
5.1.7. Методы сбора информации, используемые в системе оценки качества подготовки обучающихся, определяют порядок получения показателей. К ним относятся: методы сбора статистической информации, в том числе с использованием федеральных и региональных информационных систем, наблюдение, анкетирование, запросы, аналитические методы.
5.1.8. Мониторинг состояния системы оценки качества подготовки обучающихся направлен на получение информации по всем показателям, используемым в системе оценки качества подготовки обучающихся. Мониторинги (цели, задачи, периоды проведения, показатели, методы сбора информации) оформляются приказами Управления.
5.1.9. Комплексный анализ результатов мониторинга обеспечивает динамику изменения показателей системы оценки качества подготовки обучающихся.
5.1.10. Итогом анализа каждого из показателей является разработка адресных рекомендаций. Виды адресных рекомендаций:
- адресные рекомендации, разработанные с учетом анализа результатов мониторинга показателей (могут фиксироваться в аналитических справках, протоколах и т.д.);
- рекомендации по использованию успешных практик, разработанных с учетом анализа результатов мониторинга показателей;
- методические и иные материалы, разработанные с учетом анализа результатов мониторинга показателей.
Адресные рекомендации могут быть направлены:
- обучающимся;
- родителям (законным представителям);
- руководителю, заместителю и педагогам образовательных учреждений;
- руководителю и педагогам муниципальных методических объединений.
5.1.11. Комплекс мер - мероприятия, направленные на:
- повышение качества подготовки обучающихся (проводятся с руководителями образовательных организаций и/или педагогическими работниками);
- проведение информационно-разъяснительной работы с родителями (законными представителями) обучающихся по вопросам оценки качества образования;
- анализ и интерпретацию образовательных результатов;
- формирование позитивного отношения к объективной оценке образовательных результатов;
- повышение объективности на этапе проведения процедур оценки качества образования, Всероссийской олимпиады школьников и при проверке результатов.
5.1.12. Управленческие решения принимаются по результатам проведенного анализа и также направлены на повышение качества подготовки обучающихся. Оформляются постановлениями Орловского муниципального округа, приказами Управления.
5.1.13. Анализ эффективности принятых управленческих решений и комплекса мер осуществляется на основе результатов мониторинга в течение календарного года, следующего за их принятием.
5.2. Система работы со школами с низкими результатами обучения и/или школами, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях
5.2.1. Система работы со школами с низкими результатами обучения и/или школами, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях, предназначена для обеспечения доступа к качественному образованию и выравниванию образовательных результатов обучающихся посредством реализации адресных и комплексных программ перевода этих школ в эффективный режим развития, включая повышение качества образования, управление образовательным процессом, а также модернизацию финансово-экономических и материально-технических условий, обеспечение стабильности их эффективного развития.
5.2.2. Цели системы работы со школами с низкими результатами обучения и/или школами, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях:
5.2.2.1. На федеральном и региональном уровнях:
- определение содержания понятий "низкие результаты обучения", "неблагоприятные социальные условия", "школы зоны риска";
- определение школ с низкими результатами обучения и/или школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, школ зоны риска на основе разработанных показателей по их выявлению.
5.2.2.2. На муниципальном уровне - организация работы со школами с низкими результатами обучения и/или школами, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях, школами зоны риска на основе:
- "дорожной карты", включающей комплекс мер, направленных на преодоление факторов, обусловливающих низкие результаты обучения и/или неблагоприятные социальные условия;
- осуществления взаимодействия между образовательными учреждениями и другими учреждениями.
Целевые группы системы работы со школами с низкими результатами обучения и/или со школами, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях:
- обучающиеся и их родители (законные представители);
- педагогические и управленческие работники;
- муниципальные структуры социальной сферы.
5.2.3. Представленные цели позволяют в совокупности организовать работу со школами с низкими результатами обучения и/или школами, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях, школами группы риска с учетом федеральных и региональных тенденций в контексте специфики Орловского муниципального округа для обеспечения доступа к качественному образованию и выравниванию образовательных результатов.
5.2.4. Показатели и методы сбора информации, используемые в системе работы со школами с низкими результатами обучения и/или школами, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях, школами зоны риска, позволяют (на федеральном и региональном уровнях) определить школы с низкими результатами обучения и/или школы, функционирующие в неблагоприятных социальных условиях, школы зоны риска, выявить динамику образовательных результатов в школах с низкими результатами обучения и/или школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, школах зоны риска, оценить уровень предметных компетенций педагогических работников в школах с низкими результатами обучения и/или школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях.
5.2.4.1. Показатели:
- по выявлению динамики образовательных результатов в школах с низкими результатами обучения и/или школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях:
доля школ с низкими результатами обучения и/или школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, школ зоны риска, определенных по показателям, разработанным на федеральном и региональном уровнях (проект адресной методической помощи (500 +), региональный проект по повышению качества образования в общеобразовательных организациях с низкими результатами обучения и/или школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях);
доля школ с низкими результатами обучения и/или школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, ежегодно показывающих положительную динамику образовательных результатов обучающихся;
динамика посещения уроков обучающимися школ с низкими результатами обучения и/или школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, от общего количества уроков в соответствии с учебным планом;
динамика показателей обучающихся "группы риска";
- по учету педагогических работников школ с низкими результатами обучения и/или школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, прошедших диагностику профессиональных дефицитов, предметных компетенций;
доля педагогических работников в школах с низкими результатами обучения и/или школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, показавших в результате независимой диагностики положительную динамику уровня профессиональных компетенций (предметных и методических);
- по оказанию методической помощи школам с низкими результатами обучения и/или школам, функционирующим в неблагоприятных социальных условиях:
количество школ с низкими результатами обучения и/или школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, охваченных методической работой;
количество школ с низкими результатами обучения и/или школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, вовлеченных в сетевое взаимодействие со школами-лидерами;
количество школ с низкими результатами обучения и/или школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, которым была оказана адресная методическая помощь.
5.2.4.2. Методы сбора информации, используемые в системе работы со школами с низкими результатами обучения и/или школами, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях, определяют порядок получения показателей. К ним относятся: методы сбора статистической информации, в том числе с использованием федеральных и региональных информационных систем, наблюдение, анкетирование, запросы, аналитические методы.
5.2.5. Мониторинг состояния системы работы со школами с низкими результатами обучения и/или школами, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях, направлен на получение информации по показателям. Мониторинги (цели, задачи, периоды проведения, показатели, методы сбора информации) оформляются приказами Управления.
5.2.6. Комплексный анализ результатов мониторинга обеспечивает:
- выявление школ с низкими результатами обучения и/или школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, школ зоны риска;
- выявление динамики образовательных результатов в школах с низкими результатами обучения и/или школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях;
- оценку профессиональных (предметных и методических) компетенций педагогических работников в школах с низкими результатами обучения и/или школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях.
5.2.7. Итогом анализа каждого из показателей является разработка адресных рекомендаций. Виды адресных рекомендаций:
- адресные рекомендации, разработанные с учетом анализа результатов мониторинга показателей (могут фиксироваться в аналитических справках, протоколах и т.д.);
- рекомендации по использованию успешных практик, разработанных с учетом анализа результатов мониторинга показателей;
- методические и иные материалы, разработанные с учетом анализа результатов мониторинга показателей.
Адресные рекомендации могут быть направлены:
- обучающимся;
- родителям (законным представителям);
- руководителю, заместителю и педагогам образовательных организаций.
5.2.8. Разработка и принятие комплекса мер и управленческих решений направлены на совершенствование системы работы со школами с низкими результатами обучения и/или школами, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях, школами зоны риска.
5.2.8.1. Комплекс мер, направленный на совершенствование системы работы со школами с низкими результатами обучения и/или школами, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях:
- проведение мероприятий, направленных на повышение качества подготовки обучающихся в школах с низкими результатами обучения и/или школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях;
- введение в массовую практику моделей сетевого взаимодействия школ со стабильно высокими результатами и/или являющихся муниципальными, региональными, федеральными инновационными площадками в процессе разработки проектов развития образовательных учреждений;
- реализация многоуровневой системы сопровождения профессионального роста педагогов и управленческой команды школ с низкими результатами обучения и школами, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях, школ зоны риска, укрепление кадрового потенциала;
- адресная поддержка через различные варианты реализации основной образовательной программы в сетевой форме, использования ресурсов организаций дополнительного образования, культурно-образовательной и цифровой образовательной среды;
- оказание адресной консультативно-методической помощи в процессе разработки проектов и программ развития школ;
- включение педагогов школ с низкими результатами обучения и/или школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, в работу муниципальных методических объединений.
5.2.8.2. Управленческие решения, направленные на совершенствование системы работы со школами с низкими результатами обучения и/или школами, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях:
- внесение изменений в программу развития муниципальной системы образования;
- совершенствование нормативных актов в части реализации системы работы со школами с низкими результатами обучения и/или школами, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях ("дорожная карта", планы работы муниципальных методических объединений);
- тиражирование успешных практик, эффективных механизмов реализации "дорожной карты" школ с низкими результатами обучения и/или школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях.
5.2.9. Анализ эффективности предполагает оценку эффективности принятого комплекса мер и управленческих решений, направленных на совершенствование системы работы со школами с низкими результатами обучения и/или школами, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях.
5.2.9.1. Проведение анализа эффективности принятых мер осуществляется на основе результатов мониторинга в течение трех лет, следующих за периодом включения организации в систему работы со школами с низкими результатами обучения и/или школами, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях.
5.2.9.2. Результаты анализа выявляют эффективность принятых управленческих решений и комплекса мер, направленных на совершенствование системы работы со школами с низкими результатами обучения и/или школами, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях, школами зоны риска, и приводят к корректировке имеющихся и/или постановке новых целей системы работы со школами с низкими результатами обучения и/или школами, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях.
5.3. Система выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи
5.3.1. Система выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи предназначена для формирования образовательной системы, способной создать необходимые и достаточные условия для полноценного развития способностей детей, их самоопределения и самореализации в избранном виде деятельности, а также достижения при этом максимальных образовательных и личностных результатов.
5.3.2. Цели системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи:
- выявление, поддержка и развитие способностей и талантов у детей и молодежи;
- выявление, поддержка и развитие способностей и талантов у обучающихся с ОВЗ;
- охват обучающихся дополнительным образованием;
- индивидуализация обучения;
- повышение уровня профессиональных компетенций педагогических работников в области выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи;
- осуществление психолого-педагогического сопровождения способных и талантливых детей и молодежи;
- осуществление межмуниципального, сетевого взаимодействия по вопросам выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, в том числе с профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования.
Представленные цели позволяют в совокупности организовать работу по выявлению, поддержке и развитию способностей и талантов у детей и молодежи на территории Орловского муниципального округа с учетом требований регионального законодательства, учитывая заданные на федеральном, региональном уровне тенденции и векторы развития для успешной и эффективной самореализации обучающихся.
5.3.3. Показатели:
- по выявлению, поддержке и развитию способностей и талантов у детей и молодежи:
доля образовательных учреждений, реализующих программы по выявлению и развитию способностей и талантов у детей и молодежи;
доля обучающихся, принявших участие в профильных сменах для талантливых детей;
- по выявлению, поддержке и развитию способностей и талантов у обучающихся с ОВЗ - доля обучающихся с ОВЗ, охваченных мероприятиями по выявлению, поддержке и развитию способностей и талантов;
- по учету участников этапов Всероссийской олимпиады школьников:
количество участников школьного, муниципального, регионального этапов ВсОШ;
доля победителей и призеров муниципального, регионального этапов ВсОШ;
- по учету иных форм развития образовательных достижений школьников (за исключением Всероссийской олимпиады школьников) - доля обучающихся, охваченных иными формами развития образовательных достижений школьников (из перечня олимпиад и иных интеллектуальных и/или творческих конкурсов, мероприятий, направленных на развитие интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям физической культурой и спортом, интереса к научной (научно-исследовательской), инженерно-технической, изобретательской, творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также на пропаганду научных знаний, творческих и спортивных достижений);
- по охвату обучающихся дополнительным образованием:
доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных дополнительным образованием;
- по учету обучающихся по индивидуальным учебным планам - доля обучающихся по индивидуальным учебным планам;
- по развитию способностей у обучающихся в классах с углубленным изучением отдельных предметов, в профильных (предпрофильных) классах:
доля обучающихся профильных классов, классов с углубленным изучением отдельных предметов, набравших по профильным предметам высокие баллы при прохождении оценочных процедур;
доля победителей и призеров муниципального, регионального этапов ВсОШ из числа обучающихся в профильных классах, классах с углубленным изучением отдельных предметов;
- по учету педагогических работников, повысивших уровень профессиональных компетенций в области выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, - доля педагогических работников, прошедших подготовку по вопросам выявления, поддержки, развития способностей и талантов у детей и молодежи, повысивших уровень профессиональных компетенций в области выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи;
- по осуществлению психолого-педагогического сопровождения способных и талантливых детей и молодежи:
доля педагогов-психологов, использующих психодиагностический инструментарий для выявления одаренности у детей;
доля способных и талантливых детей, охваченных психолого-педагогическим сопровождением.
5.3.4. Методы сбора информации, используемые в системе выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, определяют порядок получения показателей развития системы. К ним относятся: методы сбора статистической информации, в том числе с использованием федеральных и региональных информационных систем, наблюдение, анкетирование, запросы, аналитические методы.
5.3.5. Мониторинг состояния системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи направлен на получение информации по всем показателям, используемым в системе выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи. Мониторинги (цели, задачи, периоды проведения, показатели, методы сбора информации) оформляются приказами Управления.
5.3.6. Комплексный анализ результатов мониторинга обеспечивает динамику изменения показателей системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи.
5.3.7. Итогом анализа каждого из показателей является разработка адресных рекомендаций. Виды адресных рекомендаций:
- адресные рекомендации, разработанные с учетом анализа результатов мониторинга показателей (могут фиксироваться в аналитических справках, протоколах и т.д.);
- рекомендации по использованию успешных практик, разработанных с учетом анализа результатов мониторинга показателей;
- методические и иные материалы, разработанные с учетом анализа результатов мониторинга показателей.
Адресные рекомендации могут быть направлены:
- обучающимся;
- родителям (законным представителям);
- руководителю, заместителю и педагогам образовательных учреждений;
- руководителю и педагогам муниципальных методических объединений.
5.3.8. Комплекс мер - мероприятия, направленные на:
- стимулирование и поощрение педагогов, работающих со способными и талантливыми детьми и молодежью;
- стимулирование и поощрение способных и талантливых детей и молодежи;
- увеличение охвата детей и молодежи мероприятиями по выявлению, поддержке и развитию способностей и талантов;
- поддержку проведения Всероссийской олимпиады школьников в образовательных организациях;
- развитие дополнительного образования в муниципалитете;
- поддержку участия школьников в профильных сменах;
- развитие способностей у обучающихся в классах с углубленным изучением отдельных предметов, профильных классах;
- развитие способностей у обучающихся с особыми образовательными потребностями;
- поддержку участия команд кружков технического творчества, творческих детских коллективов в региональных и федеральных конкурсах, соревнованиях;
- привлечение образовательных учреждений, имеющих достижения по выявлению, поддержке и развитию способностей и талантов у детей и молодежи, в качестве школ-наставников для оказания методической помощи другим образовательным учреждениям;
- осуществление психолого-педагогического сопровождения способных и талантливых детей и молодежи;
- проведение мероприятий для родителей (законных представителей) по вопросам выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи.
5.3.9. Управленческие решения принимаются по результатам проведенного анализа и также направлены на совершенствование системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи. Оформляются постановлениями администрации Орловского муниципального округа, приказами Управления.
5.3.10. Анализ эффективности принятых управленческих решений и комплекса мер осуществляется на основе результатов мониторинга в течение календарного года, следующего за их принятием.
5.4. Система работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся
5.4.1. Система работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся включает в себя определение качества и проведение оценки самоопределения и профессиональной ориентации обучающихся с учетом организации взаимодействия общего, дополнительного и профессионального образования, укрепления социального партнерства между работодателями и образовательными учреждениями, удовлетворения потребностей региона в квалифицированных кадрах по конкретным профессиям и специальностям.
5.4.2. Цели системы работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся:
- выявление предпочтений обучающихся в области профессиональной ориентации;
- сопровождение профессионального самоопределения обучающихся;
- проведение ранней профориентации обучающихся;
- проведение профориентации обучающихся с ОВЗ;
- осуществление взаимодействия образовательных учреждений с учреждениями, предприятиями;
- развитие конкурсного движения профориентационной направленности.
5.4.3. Показатели:
- по выявлению предпочтений обучающихся в области профессиональной ориентации - доля обучающихся, прошедших профориентационное тестирование, диагностику;
- по сопровождению профессионального самоопределения обучающихся:
доля обучающихся, которым оказана адресная психолого-педагогическая помощь по вопросам профориентационного самоопределения;
доля родителей (законных представителей), которым оказана адресная психолого-педагогическая помощь по вопросам профориентационного самоопределения детей и молодежи;
- по учету обучающихся, выбравших для сдачи государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования учебные предметы, изучавшиеся на углубленном уровне, - доля обучающихся, выбравших для сдачи ЕГЭ предметы, соответствующие профилю обучения;
- по учету обучающихся, поступивших в профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования по профилю обучения, - доля обучающихся 9 и 11 классов, поступивших в профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования по профилю обучения;
- по проведению ранней профориентации обучающихся - доля обучающихся, получающих дополнительное образование в кружках (секциях) профильной или предпрофильной направленности;
- по проведению профориентации обучающихся с ОВЗ - охват обучающихся с ОВЗ различными конкурсами, профориентационными пробами, мастер-классами и мероприятиями профориентационной направленности;
- по осуществлению взаимодействия образовательных учреждений с учреждениями, предприятиями - количество заключенных договоров, соглашений между образовательными учреждениями и предприятиями, общественными организациями по реализации комплекса мероприятий профориентационной направленности;
- по учету обучающихся, участвующих в конкурсах профориентационной направленности, - доля обучающихся, участвующих в профориентационных мероприятиях и конкурсах.
5.4.4. Методы сбора информации, используемые в системе работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся, определяют порядок получения показателей системы работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся. К ним относятся: методы сбора статистической информации, в том числе с использованием федеральных и региональных информационных систем, наблюдение, анкетирование, запросы, аналитические методы. Источники данных, используемые для сбора информации в системе работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся Орловского муниципального округа:
- федеральная информационная система обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования;
- региональная информационная система обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования;
- данные об участии в региональных и муниципальных конкурсах;
- данные диагностических процедур;
- открытые статистические данные, система региональной и муниципальной статистики;
- статистические данные по форме ОО-1.
5.4.5. Мониторинг состояния системы работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся направлен на получение информации по всем показателям. Мониторинги (цели, задачи, периоды проведения, показатели, методы сбора информации) оформляются приказами Управления.
5.4.6. Комплексный анализ результатов мониторинга обеспечивает динамику изменения показателей системы работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся.
5.4.7. Итогом анализа каждого из показателей является разработка адресных рекомендаций. Виды адресных рекомендаций:
- адресные рекомендации, разработанные с учетом анализа результатов мониторинга показателей (могут фиксироваться в аналитических справках, протоколах и т.д.);
- рекомендации по использованию успешных практик, разработанных с учетом анализа результатов мониторинга показателей;
- методические и иные материалы, разработанные с учетом анализа результатов мониторинга показателей.
Адресные рекомендации могут быть направлены:
- обучающимся;
- родителям (законным представителям);
- руководителю, заместителю и педагогам образовательных учреждений;
- руководителю и педагогам муниципальных методических объединений.
5.4.8. Комплекс мер - мероприятия, направленные на:
- формирование у обучающихся позитивного отношения к профессионально-трудовой деятельности;
- проведение профориентационных мероприятий совместно с учреждениями, предприятиями, образовательными организациями, центрами занятости населения, в том числе с учетом межведомственного взаимодействия;
- поддержку реализации школьных проектов, способствующих самоопределению и профессиональной ориентации, с привлечением работодателей;
- формирование профильных классов в образовательных учреждениях;
- проведение мероприятий для родителей (законных представителей) по вопросам профессиональной ориентации обучающихся.
5.4.9. Управленческие решения принимаются по результатам проведенного анализа и также направлены на совершенствование системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи. Оформляются постановлениями администрации Орловского муниципального округа, приказами Управления:
- внесение изменений в нормативно-правовые акты муниципальной системы образования;
- совершенствование нормативно-правовых актов в части реализации работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся;
- стимулирование и поощрение участников конкурсов по профессиональному мастерству;
- реализация муниципальной инновационной деятельности образовательных учреждений по тематике, связанной с работой по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся.
5.4.10. Анализ эффективности принятых управленческих решений и комплекса мер осуществляется на основе результатов мониторинга в течение календарного года, следующего за их принятием.
5.5. Система мониторинга эффективности руководителей образовательных учреждений
5.5.1. Система мониторинга эффективности деятельности руководителей образовательных учреждений Орловского муниципального округа предназначена для определения качества и проведения оценки деятельности руководителей образовательных учреждений, включая оценку профессиональной компетентности руководителей, оценку результатов деятельности образовательных учреждений, а также формирования резерва управленческих кадров образовательных учреждений Орловского муниципального округа.
5.5.2. Цели системы мониторинга эффективности деятельности руководителей:
- повышение качества управленческой деятельности;
- формирование профессиональных компетенций руководителей образовательных организаций;
- обеспечение качества подготовки обучающихся, в т.ч. детей с ОВЗ;
- формирование резерва управленческих кадров;
- создание кадровых, финансовых, материально-технических и иных условий для реализации основных образовательных программ.
Указанные цели позволяют в совокупности осуществлять мониторинг, предполагающий сбор и обработку информации об эффективности руководителей образовательных учреждений.
5.5.3. Показатели, используемые в системе мониторинга эффективности деятельности руководителей образовательных учреждений:
- по учету руководителей образовательных учреждений, повысивших уровень профессиональных компетенций, - доля руководителей образовательных учреждений, повысивших уровень профессиональных компетенций в различных формах;
- по достижению обучающимися планируемых результатов освоения основных образовательных программ - доля обучающихся, освоивших основные образовательные программы по уровням образования;
- по организации получения образования обучающимися с ОВЗ, детьми-инвалидами - доля руководителей образовательных организаций, обеспечивших создание специальных условий для получения образования обучающимися с ОВЗ, детьми-инвалидами;
- по формированию резерва управленческих кадров - наличие сотрудников образовательных учреждений, включенных в кадровый резерв;
- по созданию кадровых, финансовых, материально-технических и иных условий для реализации основных образовательных программ - доля педагогов в возрасте до 35 лет в общей численности педагогов образовательных учреждений, доля педагогов с высшей категорией в общей численности педагогов образовательных учреждений, количество ежегодно проводимых мероприятий по обмену инновационным, управленческим и педагогическим опытом.
5.5.4. Методы сбора информации, используемые в системе мониторинга эффективности деятельности руководителей образовательных организаций, определяют порядок получения показателей системы мониторинга эффективности деятельности руководителей образовательных организаций. К ним относятся: методы сбора статистической информации, в том числе с использованием федеральных и региональных информационных систем, наблюдение, анкетирование, запросы, аналитические методы.
5.5.5. Мониторинг эффективности деятельности руководителей образовательных учреждений направлен на получение информации по оценке деятельности руководителей образовательных учреждений по всем вышеуказанным показателям. Мониторинги (цели, задачи, периоды проведения, показатели, методы сбора информации) оформляются приказами Управления.
5.5.6. Анализ результатов мониторинга по учету руководителей образовательных учреждений, повысивших уровень профессиональных компетенций, по достижению обучающимися планируемых результатов освоения основных образовательных программ, по организации получения образования обучающимися с ОВЗ, детьми-инвалидами, по формированию резерва управленческих кадров, по созданию кадровых, финансовых, материально-технических и иных условий для реализации основных образовательных программ необходим для разработки адресных рекомендаций и принятия комплекса мер и управленческих решений.
5.5.7. Итогом анализа каждого из показателей является разработка адресных рекомендаций. Виды адресных рекомендаций:
- адресные рекомендации, разработанные с учетом анализа результатов мониторинга показателей (могут фиксироваться в аналитических справках, протоколах и т.д.);
- рекомендации по использованию успешных практик, разработанных с учетом анализа результатов мониторинга показателей;
- методические и иные материалы, разработанные с учетом анализа результатов мониторинга показателей.
Адресные рекомендации могут быть направлены руководителю, заместителю и педагогам образовательных учреждений, включенным в состав кадрового резерва.
5.5.8. Комплекс мер - мероприятия, направленные на совершенствование эффективности деятельности руководителей образовательных учреждений. Может включать: организацию участия или проведение профессиональных конкурсов для руководителей образовательных учреждений; разработку и реализацию программы по формированию резерва управленческих кадров, системы назначения руководителей образовательных учреждений, программ развития образовательных учреждений, организацию стажировочной деятельности и повышения квалификации руководителей образовательных учреждений по вопросам управления качеством образования, развитие сетевого взаимодействия руководителей образовательных учреждений.
5.5.9. Управленческие решения принимаются по результатам проведенного анализа и также направлены на повышение эффективности деятельности руководителей образовательных организаций. Оформляются постановлениями администрации Орловского муниципального округа, приказами Управления.
5.5.10. Анализ эффективности принятых управленческих решений и комплекса мер осуществляется на основе результатов мониторинга в течение календарного года, следующего за их принятием.
5.6. Система обеспечения профессионального развития педагогических работников
5.6.1. Оценка качества обеспечения профессионального развития педагогических работников предназначена для комплексного анализа организации методической работы с педагогами в округе.
5.6.2. Цели системы обеспечения профессионального развития педагогических работников:
- выявление профессиональных дефицитов педагогических работников;
- повышение профессионального мастерства педагогических работников;
- поддержка молодых педагогов, организация системы наставничества, реализация программ наставничества;
- сопровождение деятельности муниципальных методических объединений, различных форм сетевого взаимодействия педагогов, в том числе через организацию и проведение мероприятий муниципального уровня;
- организация, проведение и сопровождение конкурсного движения педагогов.
Заявленные цели позволяют в совокупности оценивать систему методической работы с учетом федеральных и региональных тенденций, в том числе в аспекте реализации проекта "Учитель будущего" национального проекта "Образование".
5.6.3. Показатели и методы сбора информации, используемые в оценке системы обеспечения профессионального развития педагогических работников, позволяют определить содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментов проведения мониторинга, методы сбора информации о состоянии каждого показателя.
5.6.3.1. Показатели:
- по учету педагогических работников, прошедших диагностику профессиональных дефицитов, предметных компетенций:
доля педагогов (в разрезе учебных предметов), прошедших диагностику профессиональных дефицитов, от общего количества педагогов (в разрезе учебных предметов);
доля педагогов по каждому из видов дефицитов;
- по повышению профессионального мастерства педагогических работников:
доля педагогов, прошедших своевременное повышение квалификации по актуальным направлениям образовательной деятельности;
доля педагогов (дошкольных и общеобразовательных учреждений, организаций дополнительного образования), аттестованных на высшую квалификационную категорию;
количество педагогов, принявших участие в конкурсах профессионального мастерства, из них - в конкурсах, рекомендованных Департаментом образования Орловской области;
- по осуществлению методической поддержки молодых педагогов, по реализации системы наставничества:
выполнение мероприятий сопровождения педагогических работников в возрасте до 35 лет Орловского муниципального округа;
доля молодых педагогов, охваченных различными формами наставничества;
- по реализации сетевого взаимодействия педагогов (методических объединений) на муниципальном уровне:
выполнение ежегодных планов мероприятий муниципальных методических объединений;
количество мероприятий, проведенных для педагогов на муниципальном уровне;
- по выявлению кадровых потребностей в образовательных учреждениях - доля педагогических работников, имеющих образование, соответствующее профилю преподаваемого учебного предмета.
5.6.3.2. Методы сбора определяют порядок получения информации о состоянии показателей системы обеспечения профессионального развития педагогических работников. К ним относятся: методы сбора статистической информации, в том числе с использованием федеральных и региональных информационных систем, наблюдение, анкетирование, запросы, аналитические методы.
5.6.4. Мониторинг состояния системы обеспечения профессионального развития педагогических работников направлен на получение информации по всем показателям, используемым в системе. Мониторинги (цели, задачи, периоды проведения, показатели, методы сбора информации) оформляются приказами Управления.
5.6.5. Комплексный анализ результатов мониторинга обеспечивает динамику изменения показателей обеспечения профессионального развития педагогических работников, выявление актуальных и проблемных направлений.
5.6.6. Итогом анализа каждого из показателей является разработка адресных рекомендаций. Виды адресных рекомендаций:
- адресные рекомендации, разработанные с учетом анализа результатов мониторинга показателей (могут фиксироваться в аналитических справках, протоколах и т.д.);
- рекомендации по использованию успешных практик, разработанных с учетом анализа результатов мониторинга показателей;
- методические и иные материалы, разработанные с учетом анализа результатов мониторинга показателей.
Адресные рекомендации могут быть направлены:
- руководителю, заместителю и педагогам образовательных учреждений;
- руководителю и педагогам муниципальных методических объединений.
5.6.7. Комплекс мер - мероприятия, направленные на:
- информирование педагогического сообщества о новых тенденциях в сфере образования, задачах и требованиях к профессиональной компетентности педагогических работников;
- проведение конкурсов профессионального мастерства педагогических работников;
- помощь молодым педагогам, развитие системы наставничества;
- организацию методической помощи методическим объединениям образовательных учреждений, в том числе развитие муниципальных методических объединений;
- организацию методической работы с педагогическими работниками на основе результатов различных оценочных процедур оценки качества подготовки обучающихся;
- проведение мероприятий, направленных на повышение качества научно-методического сопровождения педагогических работников;
- устранение кадрового дефицита в образовательных учреждениях.
5.6.8. Анализ эффективности предполагает оценку эффективности принятого комплекса мер и управленческих решений, направленных на совершенствование системы методической работы.
5.6.8.1. Проведение анализа эффективности принятых мер и управленческих решений осуществляется на основе результатов мониторинга в течение трех лет, следующих за датой принятия меры или управленческого решения.
5.6.8.2. Результаты анализа выявляют эффективность принятых управленческих решений и комплекса мер, направленных на совершенствование системы обеспечения профессионального развития педагогических работников.
5.7. Система организации воспитания обучающихся
5.7.1. Система организации воспитания обучающихся ориентирована на развитие социальных институтов воспитания, обновление воспитательного процесса в системе общего и дополнительного образования, в сферах физической культуры и спорта, культуры на основе оптимального сочетания отечественных традиций, современного опыта, достижений научных школ, культурно-исторического, системно-деятельностного подхода к социальной ситуации развития ребенка.
5.7.2. Цели системы воспитания:
- развитие социальных институтов воспитания;
- обновление воспитательного процесса с учетом современных достижений науки и на основе отечественных традиций (гражданское воспитание, патриотическое воспитание и формирование российской идентичности, духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей и т.д.);
- обеспечение физической, информационной и психологической безопасности;
- развитие добровольчества (волонтерства) среди обучающихся;
- профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних обучающихся;
- поддержка семей и детей, находящихся в сложной жизненной ситуации;
- поддержка обучающихся, для которых русский язык не является родным;
- повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) обучающихся;
- организация работы педагогических работников, осуществляющих классное руководство в образовательных организациях;
- осуществление воспитательной деятельности в период каникулярного отдыха обучающихся;
- осуществление сетевого и межведомственного взаимодействия для методического обеспечения воспитательной работы.
Представленные цели позволяют в совокупности оценивать организацию воспитания обучающихся образовательных учреждений Орловского муниципального округа с учетом реализации государственной политики в сфере воспитания обучающихся и социально-экономических и культурно-исторических условий Орловского муниципального округа.
5.7.3. Показатели:
- по развитию социальных институтов воспитания - доля образовательных учреждений, охваченных мероприятиями по гражданскому, патриотическому воспитанию;
- по обновлению воспитательного процесса с учетом современных достижений науки и на основе отечественных традиций (гражданское воспитание, патриотическое воспитание и формирование российской идентичности, духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей):
доля образовательных учреждений, в которых осуществляется комплексное методическое сопровождение деятельности педагогов по вопросам воспитания;
доля обучающихся, охваченных мероприятиями по направлениям воспитания, от общего количества обучающихся (по уровням образования);
- по развитию добровольчества (волонтерства) - доля образовательных учреждений, в которых созданы и функционируют волонтерские центры;
- по развитию детских общественных объединений (РДШ, Юнармия, ЮИД и т.д.) - доля обучающихся, вовлеченных в деятельность общественных объединений на базе образовательных учреждений;
- по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних обучающихся:
доля обучающихся (по уровням образования), принявших участие в индивидуальной профилактической работе (безнадзорность и правонарушения несовершеннолетних обучающихся), от общего количества обучающихся (по уровням образования);
количество обучающихся, находящихся на учете в КДН и ЗП (на конец учебного года);
количество обучающихся, находящихся на внутришкольном учете;
количество обучающихся образовательных учреждений, снятых с учета в текущем календарном году (% выбывших из них);
- по учету обучающихся, для которых русский язык не является родным, - доля детей с неродным русским языком, охваченных мероприятиями по социальной и культурной адаптации;
- по эффективности деятельности педагогических работников по классному руководству;
доля педагогов, прошедших подготовку по приоритетным направлениям воспитания обучающихся, от общего количества педагогов;
доля педагогических работников, осуществляющих деятельность по классному руководству, получивших поощрение;
- по учету несовершеннолетних обучающихся, охваченных различными формами деятельности в период каникулярного отдыха, - доля несовершеннолетних обучающихся, охваченных различными формами деятельности в период каникулярного отдыха.
5.7.4. Методы сбора определяют порядок получения информации о состоянии показателей системы организации воспитания обучающихся. К ним относятся: методы сбора статистической информации, в том числе с использованием федеральных и региональных информационных систем, наблюдение, анкетирование, запросы, аналитические методы.
5.7.5. Мониторинг состояния системы организации воспитания обучающихся направлен на получение информации по всем показателям, используемым в системе. Мониторинги (цели, задачи, периоды проведения, показатели, методы сбора информации) оформляются приказами Управления.
5.7.6. Комплексный анализ результатов мониторинга обеспечивает динамику изменения показателей организации воспитания обучающихся, выявление актуальных и проблемных направлений.
5.7.7. Итогом анализа каждого из показателей является разработка адресных рекомендаций. Виды адресных рекомендаций:
- адресные рекомендации, разработанные с учетом анализа результатов мониторинга показателей (могут фиксироваться в аналитических справках, протоколах и т.д.);
- рекомендации по использованию успешных практик, разработанных с учетом анализа результатов мониторинга показателей;
- методические и иные материалы, разработанные с учетом анализа результатов мониторинга показателей.
Адресные рекомендации могут быть направлены:
- руководителю, заместителю и педагогам образовательных организаций;
- руководителю и педагогам муниципальных методических объединений.
5.7.8. Комплекс мер - мероприятия, направленные на:
- повышение уровня мотивации обучающихся к участию в волонтерской деятельности;
- профилактику безопасного поведения детей в сети Интернет;
- профилактику девиантного и делинквентного поведения обучающихся;
- профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних обучающихся;
- популяризацию лучшего педагогического опыта;
- стимулирование эффективности работы педагогических работников по классному руководству;
- развитие сотрудничества субъектов системы воспитания;
- осуществление межведомственного взаимодействия по актуальным проблемам воспитания подрастающего поколения;
- организацию каникулярного отдыха детей, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья;
- поддержку семей и детей, находящихся в сложной жизненной ситуации.
5.7.9. Управленческие решения принимаются по результатам проведенного анализа и также направлены на повышение эффективности воспитательной работы. Оформляются постановлениями администрации Орловского муниципального округа, приказами Управления.
5.7.10. Анализ эффективности принятых управленческих решений и комплекса мер осуществляется на основе результатов мониторинга в течение календарного года, следующего за их принятием.
5.8. Система мониторинга качества дошкольного образования
5.8.1. Система мониторинга качества дошкольного образования ориентирована на выявление степени соответствия образовательных программ дошкольного образования и условий осуществления образовательной деятельности дошкольными образовательными учреждениями (далее - ДОУ) нормативным требованиям и социальным ожиданиям, направлена на совершенствование управления качеством дошкольного образования.
5.8.2. Цели:
- повышение качества образовательных программ дошкольного образования;
- повышение качества содержания образовательной деятельности в дошкольных образовательных организациях (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие);
- повышение качества образовательных условий в дошкольных образовательных организациях (кадровые условия, развивающая предметно-пространственная среда, психолого-педагогические условия);
- взаимодействие с семьей (участие семьи в образовательной деятельности, удовлетворенность семьи образовательными услугами, индивидуальная поддержка развития детей в семье);
- обеспечение здоровья, безопасности и качества услуг по присмотру и уходу;
- повышение качества управления в дошкольных образовательных организациях.
Представленные цели позволяют в совокупности оценивать качество дошкольного образования в образовательных организациях Орловского муниципального округа по представленным ниже показателям.
5.8.3. Показатели:
- по качеству образовательных программ дошкольного образования:
доля ДОУ, в которых разработаны и реализуются образовательные программы дошкольного образования, соответствующие требованиям ФГОС ДО к структуре и содержанию образовательных программ дошкольного образования;
доля ДОУ, в которых содержание образовательной программы ДО обеспечивает развитие личности в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей по следующим компонентам: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие;
- по качеству образовательных условий в дошкольных образовательных организациях (кадровые условия, развивающая предметно-пространственная среда, психолого-педагогические условия):
доля ДОУ, в которых созданы условия для обучающихся с ОВЗ;
доля ДОУ с низким, высоким уровнем качества образовательной среды;
доля руководителей ДОУ, обладающих требуемым качеством профессиональной подготовки, от общего числа руководителей всех ДОУ в муниципалитете;
доля ДОУ, в которых кадровые условия соответствуют требованиям ФГОС ДО: обеспеченность ДОУ педагогическими кадрами (%); доля педагогических работников, аттестованных на первую/высшую квалификационную категорию; доля педагогических работников, прошедших курсы повышения квалификации по актуальным вопросам дошкольного образования за последние 3 года; доля педагогических работников с высшим образованием; рабочая нагрузка педагога (размер группы и соотношение между количеством воспитанников и количеством педагогов);
доля ДОУ, в которых развивающая предметно-пространственная среда (предметно-пространственная среда группового помещения) соответствуют требованиям ФГОС ДО: в помещении (группе) достаточно места для детей, взрослых, размещения оборудования; достаточно мебели для повседневного ухода, игр, учения; в группе есть мягкая мебель (уютный уголок); в группе оборудовано как минимум 2 различных центра интересов, которые дают возможность детям приобрести разнообразный учебный опыт; в группе предусмотрено место для уединения; наличие в группе связанного с детьми оформления пространства; в группе оборудовано пространство для развития крупной моторики; в группе оборудовано пространство для развития мелкой моторики; предметно-пространственная среда на свежем воздухе, доступная воспитанникам группы, соответствует возрастным потребностям воспитанников; предметно-пространственная среда ДОУ, доступная воспитанникам группы вне группового помещения (наличие спортивного зала, музыкального зала, бассейна, специализированных кабинетов (логопеда, дефектолога и пр.));
доля ДОУ, в которых психолого-педагогические условия соответствуют требованиям ФГОС ДО: использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям; поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности; защита детей от всех форм физического и психического насилия; поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность и др.;
- по взаимодействию с семьей (участие семьи в образовательной деятельности, удовлетворенность семьи образовательными услугами, индивидуальная поддержка развития детей в семье) - доля ДОУ, в которых организовано взаимодействие с семьей: число родителей, участвующих в образовательной деятельности ДОУ; удовлетворенность родителей качеством дошкольного образования; наличие индивидуальной поддержки развития детей в семье;
- по обеспечению здоровья, безопасности и качеству услуг по присмотру и уходу - доля ДОУ, в которых созданы условия по обеспечению здоровья, безопасности и качеству услуг по присмотру и уходу за детьми (состояние здоровья воспитанников; в ДОУ созданы санитарно-гигиенические условия; в ДОУ проводятся мероприятия по сохранению и укреплению здоровья; в ДОУ организован процесс питания в соответствии с установленными требованиями; в ДОУ организовано медицинское обслуживание; обеспечена безопасность внутреннего помещения ДОУ (группового и внегруппового); обеспечена безопасность территории ДОУ для прогулок на свежем воздухе; проводится контроль за чрезвычайными ситуациями и несчастными случаями);
5.8.4. Методы сбора определяют порядок получения информации о состоянии показателей системы качества дошкольного образования. К ним относятся: методы сбора статистической информации, в том числе с использованием федеральных и региональных информационных систем, наблюдение, анкетирование, запросы, аналитические методы.
5.8.5. Мониторинг состояния системы качества дошкольного образования направлен на получение информации по всем показателям, используемым в системе. Мониторинги (цели, задачи, периоды проведения, показатели, методы сбора информации) оформляются приказами Управления.
5.8.6. Комплексный анализ результатов мониторинга обеспечивает динамику изменения показателей качества дошкольного образования, выявление актуальных и "проблемных" направлений.
5.8.7. Итогом анализа каждого из показателей является разработка адресных рекомендаций. Виды адресных рекомендаций:
- адресные рекомендации, разработанные с учетом анализа результатов мониторинга показателей (могут фиксироваться в аналитических справках, протоколах и т.д.);
- рекомендации по использованию успешных практик, разработанных с учетом анализа результатов мониторинга показателей;
- методические и иные материалы, разработанные с учетом анализа результатов мониторинга показателей.
Адресные рекомендации могут быть направлены:
- руководителю, заместителю и педагогам ДОУ;
- руководителю и педагогам муниципальных методических объединений.
5.8.8. Комплекс мер - мероприятия, направленные на:
- повышение качества образовательных программ дошкольного образования;
- профессиональное развитие педагогических работников дошкольного образования;
- повышение качества образовательных условий в дошкольных образовательных организациях;
- повышение качества дошкольного образования для детей с ОВЗ;
- развитие механизмов управления качеством дошкольного образования.
5.8.9. Управленческие решения принимаются по результатам проведенного анализа и также направлены на повышение качества дошкольного образования. Оформляются постановлениями администрации Орловского муниципального округа, приказами Управления.
5.8.10. Анализ эффективности принятых управленческих решений и комплекса мер осуществляется на основе результатов мониторинга в течение календарного года, следующего за их принятием.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Администрации Орловского муниципального округа Орловской области от 21 января 2022 г. N 69 "Об утверждении... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.