Распоряжение Губернатора Новосибирской области от 11 апреля 2022 г. N 50-р
"Об утверждении инвестиционной декларации Новосибирской области"
В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", в соответствии с приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.09.2021 N 591 "О системе поддержки новых инвестиционных проектов в субъектах Российской Федерации ("Региональный инвестиционный стандарт")":
1. Утвердить прилагаемую инвестиционную декларацию Новосибирской области.
2. Признать утратившими силу:
1) распоряжение Губернатора Новосибирской области от 09.06.2014 N 102-р "Об утверждении Инвестиционной декларации Новосибирской области";
2) распоряжение Губернатора Новосибирской области от 29.06.2017 N 131-р "О внесении изменений в распоряжение Губернатора Новосибирской области от 09.06.2014 N 102-р".
И.о. Губернатора Новосибирской области |
Ю.Ф. Петухов |
Инвестиционная декларация Новосибирской области
(утв. распоряжением Губернатора Новосибирской области от 11 апреля 2022 г. N 50-р)
I. Общее описание целей инвестиционного развития Новосибирской области
1. Инвестиционная декларация Новосибирской области разработана в целях создания условий для опережающего инвестиционного развития Новосибирской области, достижения национальных целей развития Российской Федерации, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", а также формирования благоприятного инвестиционного климата в Новосибирской области и информирования субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности:
об условиях ведения бизнеса в Новосибирской области;
о доступности механизмов государственной поддержки инвестиционной деятельности в Новосибирской области;
о доступности комплексной системной административной поддержки, в том числе по сокращению и упрощению процедур, связанных с сопровождением проектов и выдачей разрешительной документации;
об инвестиционном потенциале и целях инвестиционного развития Новосибирской области.
2. Основные инструменты инвестиционной политики Новосибирской области.
В Новосибирской области имеются следующие основные инструменты инвестиционной политики, соответствующие мировым стандартам:
развитая система государственной поддержки инвестиционной деятельности;
большой выбор площадок для размещения производств;
опытная инвестиционная команда.
3. Главной целью инвестиционного развития Новосибирской области является увеличение реального роста инвестиций в основной капитал в качестве вклада в достижение национальной цели "Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство" по увеличению инвестиций в основной капитал на 70 процентов до 2030 года по сравнению с 2020 годом в соответствии с положениями Указа Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года".
II. Ключевые характеристики Новосибирской области
4. К инвестиционным преимуществам Новосибирской области относятся:
выгодное экономико-географическое положение Новосибирской области (расположение в центре России на пересечении важнейших транспортных коммуникаций), а также статус города Новосибирска как центра Сибирского федерального округа (далее - СФО);
концентрация научно-исследовательских институтов, мощный научно-образовательный потенциал и высокий уровень образования населения Новосибирской области;
развитая транспортно-логистическая инфраструктура, наличие крупнейшего за Уралом Международного аэропорта Новосибирск (Толмачево) им. А.И. Покрышкина;
диверсифицированная структура экономики и большое количество малых предприятий (по числу малых предприятий регион занимает восьмое место в Российской Федерации, здесь сосредоточено более 20% малых предприятий СФО).
В Новосибирской области сформирован мощный центр федеральной и межрегиональной значимости по оказанию высокотехнологичных видов медицинской помощи в области диагностики и лечения сердечно-сосудистых, онкологических заболеваний и заболеваний опорно-двигательного аппарата.
Новосибирской области принадлежит лидерство в Сибири по развитию IT-сферы ("Цифровая экономика").
Новосибирская область имеет сильные позиции не только на фоне других районов Сибири, но и в масштабе всей страны по производству продукции сельского хозяйства.
Локомотивными проектами развития региона являются: проекты в рамках национальных проектов, крупнейшие инфраструктурные и социальные проекты, в том числе на принципах государственно-частного и муниципально-частного партнерства (далее - ГЧП, МЧП), крупнейшие частные инвестиционные проекты, реализуемые на территории Новосибирской области.
5. Наличие необходимой инфраструктуры для инвесторов на территории Новосибирской области, площадок для реализации инвестиционных проектов.
Парковая политика Новосибирской области является одним из базовых элементов инвестиционной политики Новосибирской области, нацеленных на максимально эффективное использование имеющегося территориального и инфраструктурного потенциала, создание условий для повышения инвестиционной привлекательности региона.
На сегодняшний день в Новосибирской области реализуется ряд крупнейших парковых проектов: Промышленно-логистический парк Новосибирской области (далее - ПЛП), Биотехнопарк наукограда Кольцово (далее - Биотехнопарк), Научно-технологический парк Новосибирского Академгородка (далее - Академпарк), Промышленно-логистический парк "Восточный", частный индустриальный парк "Новосиб" и индустриальный парк "Экран".
ПЛП находится в 12 км от Новосибирска. Новосибирск расположен в географическом центре евразийского континента, на пересечении транспортных коридоров, соединяющих европейскую часть континента с азиатской, и представляет собой крупный мультимодальный транспортно-распределительный узел. Территория парка выгодно расположена вдоль федеральной трассы Р-254 "Иртыш" и Транссибирской железнодорожной магистрали. В 6 км от ПЛП расположен Международный аэропорт Новосибирск (Толмачево) им. А.И. Покрышкина. Общая площадь ПЛП 1059 га, а с учетом территории перспективного развития - 2000 га. Территория парка разделена на три площадки - "А", "Б" и "В". Площадки "А" и "Б" отведены под реализацию промышленных и логистических проектов. Средний срок от начала работы с инвестором до получения разрешения на строительство и выхода на площадку - 6-7 месяцев, в том числе средний срок получения земельного участка в аренду - 2-3 месяца. АО "УК "ПЛП" определена управляющей компанией ПЛП и создаваемого индустриального парка "Южный ПЛП" (находится недалеко от г. Бердска) для осуществления работ по проектированию и строительству объектов инженерно-технического и транспортного обеспечения. Якорным резидентом парка "Южный ПЛП" является ООО "Нестле Россия" с инвестиционным проектом "Строительство завода по производству кормов для домашних животных". В прогнозном периоде будет продолжена дальнейшая реализация "дорожной карты" по созданию объектов коммунальной и транспортной инфраструктуры индустриального парка "Южный ПЛП".
Биотехнопарк является ведущей научно-производственной площадкой Сибири в сфере биотехнологий, фармацевтики и смежных областях. На его базе работает Центр коллективного пользования, электротехническая лаборатория, Клинико-диагностическая лаборатория, осуществляющая исследование проб на определение новой коронавирусной инфекции (COVID-19). По состоянию на начало 2022 года на территории Биотехнопарка осуществляют реализацию инвестиционных проектов 13 компаний-резидентов, общий объем инвестиций составляет порядка 3,5 млрд рублей.
Академпарк является комплексным технопарком, обладающим уникальной научно-технологической и деловой инфраструктурой, позволяющей создать наилучшие условия для генерации и развития инновационных компаний. В 2015 году признан самым успешным технопарком России. Резидентами Академпарка являются около 350 организаций.
На текущий момент в Новосибирской области есть примеры не только парков с государственным участием, но и парков, полностью созданных за счет частных инвестиций. Одним из таких примеров является индустриальный парк "Новосиб", расположенный в зоне промышленной застройки г. Новосибирска. Частный индустриальный парк по типу "браунфилд", на котором расположены объекты коммерческой недвижимости офисного, производственного и складского назначения. Индустриальный парк "Экран" является индустриальным парком по типу "браунфилд", создан на территории АО "Завод "Экран" и предназначен для размещения производственных предприятий в промышленной части Новосибирска. Резидентная деятельность индустриального парка осуществляется в сферах электронно-оптического, стекольного, упаковочного производства, легкой и пищевой промышленности.
Полный перечень находящихся на территории региона необходимой для инвесторов инфраструктуры и площадок для инвесторов размещен на инвестиционном портале Новосибирской области в разделе "Инфраструктура" (https://invest.nso.ru/ru).
6. Наличие на территории Новосибирской области преференциальных режимов.
На территории Новосибирской области функционируют две территории опережающего социально-экономического развития (далее - ТОСЭР), созданные в границах монопрофильных муниципальных образований рабочих поселков Линево Искитимского района и Горный Тогучинского района Новосибирской области:
ТОСЭР "Горный" (постановление Правительства Российской Федерации от 12.04.2019 N 429 "О создании территории опережающего социально-экономического развития "Горный"). В настоящее время резидентами ТОСЭР "Горный" являются 3 компании. Площадь ТОСЭР составляет 7 464 га.
ТОСЭР "Линево" (постановление Правительства Российской Федерации от 16.03.2018 N 268 "О создании территории опережающего социально-экономического развития "Линево"). В настоящее время резидентами ТОСЭР "Линево" являются 4 компании. Площадь ТОСЭР составляет 1 392 га.
Организациям, получившим статус резидента ТОСЭР:
1) устанавливается налоговая ставка по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в областной бюджет Новосибирской области, в следующих размерах:
0% - в течение первых пяти налоговых периодов, начиная с налогового периода, в котором в соответствии с данными налогового учета была получена первая прибыль от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашений об осуществлении деятельности на ТОСЭР;
10% - в течение следующих пяти налоговых периодов;
2) предоставляется освобождение от уплаты налога на имущество организаций в отношении имущества, вновь создаваемого или приобретаемого в рамках реализации соглашения об осуществлении деятельности на ТОСЭР;
3) предоставляется освобождение от уплаты налога на землю;
4) устанавливаются ставки по страховым взносам: 7,6% - в течение десяти лет (применяется для резидентов, получивших статус в первые три года создания ТОСЭР).
Государственная поддержка инвестиционной деятельности предоставляется в соответствии с Законом Новосибирской области от 29.06.2016 N 75-ОЗ "Об отдельных вопросах государственного регулирования инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений на территории Новосибирской области" (далее - Закон НСО N 75-ОЗ), Законом Новосибирской области от 16.10.2003 N 142-ОЗ "О налогах и особенностях налогообложения отдельных категорий налогоплательщиков в Новосибирской области", постановлением Правительства Новосибирской области от 01.04.2015 N 126-п "О государственной программе Новосибирской области "Стимулирование инвестиционной активности в Новосибирской области". Кроме того, инвесторы в регионе имеют право на применение инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль организаций и могут воспользоваться механизмом предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности в аренду без проведения торгов, который определен Законом Новосибирской области от 01.07.2015 N 583-ОЗ "Об установлении критериев, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты, для размещения (реализации) которых предоставляются земельные участки в аренду без проведения торгов" (далее - Закон НСО N 583-ОЗ).
7. Соблюдение установленных сроков получения согласований и предоставления разрешительной документации, необходимых для ведения инвестиционной деятельности.
Областными исполнительными органами государственной власти Новосибирской области ведется работа по оптимизации сроков получения согласований и предоставления разрешительной документации в рамках реализации целевых моделей упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности Новосибирской области и внедрения Свода инвестиционных правил как оптимального алгоритма действий ("клиентского пути") инвестора, планирующего реализацию инвестиционного проекта на территории Новосибирской области.
8. Приоритетные направления инвестиционного развития Новосибирской области.
Экономика Новосибирской области характеризуется высокой степенью диверсификации. Особенностью экономики региона является высокая доля сектора видов деятельности, относящихся к сфере услуг, на их долю приходится более 70% валового регионального продукта.
Среди приоритетных направлений развития Новосибирской области следует выделить обрабатывающие производства, транспорт и связь, оптовую и розничную торговлю, а также операции с недвижимым имуществом, НИОКР. Совокупная доля этих видов деятельности в структуре ВРП области составляет более 70%.
Согласно Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 19.03.2019 N 105-п, основными доминантами социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2030 года станут:
ускоренное инновационное и технологическое развитие, базирующееся на сочетании использования внутренних интеллектуальных человеческих ресурсов, технологий и привлечении внешних ресурсов, обеспечивающих инвестиции и компетенции масштабирования разработок для выхода на глобальные международные рынки;
стимулирование роста реального сектора экономики, в том числе обрабатывающей промышленности, на основе ускоренного обновления фондов, использования новых технологий и выхода на новые рынки сбыта;
развитие традиционных конкурентных преимуществ региона как транспортно-логистического хаба через формирование соответствующей инфраструктуры, использование инструментов стимулирования, поддержки отраслей и привлечение инвестиций, в том числе через механизмы ГЧП;
расширение и развитие инфраструктуры фундаментальных и прикладных научных исследований и разработок с участием ведущих в своей области мировых ученых и созданием сетевых проектов и лабораторий;
укрепление и развитие малого и среднего предпринимательства как масштабного резерва экономического роста, занятости и уровня жизни населения, создание условий для начинающих предпринимателей и стимулирование технопредпринимательства;
совершенствование государственного управления, в том числе через цифровизацию, формирование сбалансированной бюджетной и налоговой политики региона и внедрение эффективного коммуникативного инструмента, обеспечивающего конструктивное взаимодействие органов власти с бизнесом и населением, направленного на формирование имиджа Новосибирской области как территории благоприятного инвестиционного климата и комфортной среды для жизни.
При этом, постановлением Правительства Новосибирской области от 29.09.2011 N 418-п "О перспективных направлениях инвестиционной деятельности и нормативных значениях показателей бюджетной эффективности" определено 17 перспективных направлений инвестиционной деятельности региона:
1) модернизация, расширение или создание производств инновационной продукции и услуг, новых материалов и технологий;
2) модернизация, расширение или создание производств пищевой и перерабатывающей промышленности;
3) модернизация, расширение или создание производств современных строительных материалов и строительных конструкций;
4) модернизация, расширение или создание добывающих и обрабатывающих производств;
5) модернизация, расширение или создание объектов транспортно-логистической инфраструктуры;
6) модернизация, расширение или создание производств, обеспечивающих переработку древесины;
7) модернизация, расширение или создание производств по переработке вторичного сырья и бытовых отходов;
8) модернизация, расширение или создание общественно значимых объектов в сфере туризма, образования, культуры, физической культуры и спорта, здравоохранения;
9) модернизация, расширение или создание объектов коммунальной инфраструктуры;
10) модернизация, расширение или создание производств машин и оборудования;
11) модернизация, расширение или создание производств медицинских изделий;
12) модернизация, расширение или создание производств в сфере биотехнологий и биофармацевтики;
13) модернизация, расширение или создание производств товаров народного потребления;
14) модернизация, расширение или создание индустриальных (промышленных) парков и технопарков;
15) модернизация, расширение или создание объектов в рамках заключенных соглашений о ГЧП (МЧП) и концессионных соглашений;
16) модернизация, расширение или создание объектов инфраструктуры для цифровой экономики;
17) модернизация, расширение или создание производственных объектов на ТОСЭР "Линево", ТОСЭР "Горный".
Капитализация интеллектуального потенциала и создание условий для высокой инновационной активности, включая привлечение центров НИОКР международных компаний, стимулирование технологического предпринимательства будут способствовать формированию на территории Новосибирской области Сибирского инновационного хаба международного уровня (Академгородок 2.0).
Формирование и развитие кластеров является эффективным механизмом привлечения прямых инвестиций и активизации внешнеэкономической интеграции. Развитие территориальных кластеров способствует повышению конкурентоспособности экономики и улучшению инвестиционного климата региона. В Новосибирской области с 2015 года действует Центр кластерного развития, утвержден регламент сопровождения кластеров и проектов участников кластеров по принципу "одного окна", осуществляется ведение государственного реестра кластеров Новосибирской области. По состоянию на 2021 год в Государственный реестр кластеров Новосибирской области внесены пять кластеров:
Научно-производственный кластер "Сибирский наукополис";
Кластер информационных и биофармацевтических технологий;
Биофармацевтический кластер Новосибирской области;
Первый зерновой кластер производителей сельскохозяйственной и промышленной продукции;
Промышленный кластер "Цифровая энергетика" Новосибирской области.
С 2016 года начал функционировать Научно-производственный кластер "Сибирский наукополис" (далее - НПК "Сибирский наукополис"), который является участником приоритетного проекта Минэкономразвития России "Развитие инновационных кластеров - лидеров инвестиционной привлекательности мирового уровня". НПК "Сибирский наукополис" объединяет следующие отраслевые направления: высокотехнологичная медицина, информационные и биофармацевтические технологии.
В процессе развития НПК "Сибирский наукополис" в 2019 году институционально оформлен Биофармацевтический кластер Новосибирской области, программа развития которого утверждена постановлением Правительства Новосибирской области от 24.12.2019 N 495-п "Об утверждении программы развития Биофармацевтического кластера Новосибирской области". Также в 2019 году в Новосибирской области оформлен Первый зерновой кластер производителей сельскохозяйственной и промышленной продукции, программа развития которого утверждена постановлением Правительства Новосибирской области от 24.12.2019 N 496-п "Об утверждении программы развития Первого зернового кластера производителей сельскохозяйственной и промышленной продукции".
В рамках нацпроекта "Цифровая экономика Российской Федерации" в 2020 году зарегистрирован промышленный кластер "Цифровая энергетика", программа развития которого утверждена постановлением Правительства Новосибирской области от 04.03.2020 N 55-п "Об утверждении программы развития промышленного кластера "Цифровая энергетика" Новосибирской области". Данный кластер позволяет производить комплексные продукты для цифровизации электрических сетей.
Основным результатом к 2030 году должно стать вхождение экономики Новосибирской области в глобальные рынки и цепочки создания добавленной стоимости за счет диверсификации и структурных изменений по направлениям Национальной технологической инициативы, а также ключевым отраслевым направлениям: информационные технологии, биотехнологии и биофармацевтика, высокотехнологичные медицинские изделия и услуги, энергетика.
Учитывая опережающую динамику развития отрасли информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ-отрасль) в сравнении с другими отраслями экономики региона, ИКТ будет выступать значительным резервом роста ВРП Новосибирской области. Инвестирование в ИКТ-отрасль даст выраженный мультипликативный эффект для всей экономики региона.
В Новосибирской области уже создаются крупные логистические и торгово-распределительные объекты, предназначенные для обслуживания соседних регионов, например, логистический центр Почты России и оптово-распределительный центр холдинга "Росагромаркет". Доля Новосибирской области в общем объеме торговли Российской Федерации с Китаем выросла в полтора раза за период 2015 - 2017 годов. При этом реализуется совместная инициатива Китая и Российской Федерации по созданию автотранспортного коридора без обязательной перегрузки товара на территории Китая, отправной точкой которого должен стать город Новосибирск. Таким образом, Новосибирская область может привлечь торговые потоки с Китаем на свою территорию и стать важным торговым узлом между Европейской частью Российской Федерации и азиатскими странами, а также стать крупнейшим логистическим хабом в СФО, обеспечив регионам СФО торговую связь с другими округами Российской Федерации.
9. Новые инновационные отрасли Новосибирской области.
Согласно результатам рейтингов инновационных регионов Новосибирская область стабильно входит в десятку самых сильных инновационных регионов Российской Федерации, а по критерию "Инновационная активность" стабильно находится на лидирующих местах.
Перспективы развития инновационного сектора экономики Новосибирской области в первую очередь связаны с реализацией новых проектов на стыке систем образования, науки и производства для вывода на рынок новых прорывных технологий, продуктов и услуг.
В целях придания развивающего импульса сфере науки и инноваций в Новосибирской области приняты и реализуются следующие решения:
1) реализация проекта "Академгородок 2.0", предусматривающего создание на данной территории объектов научной, инженерной, социальной, транспортной инфраструктуры. В целях осуществления проекта "Академгородок 2.0" утвержден перечень из 72 проектов, в том числе 27 проектов транспортной инфраструктуры, 25 проектов социальной инфраструктуры и 20 проектов инженерной инфраструктуры.
Одним из ключевых объектов научной инфраструктуры проекта "Академгородок 2.0" является создание центра коллективного пользования "Сибирский кольцевой источник фотонов" (далее - ЦКП "СКИФ") - уникальной научной установки класса "мегасайенс". Создание ЦКП "СКИФ" позволит Новосибирской области и Российской Федерации в целом добиться опережающих темпов развития в таких областях, как здравоохранение, образование, экология, культура и обеспечить лидерство в международной научной кооперации. На реализацию флагманского проекта ЦКП "СКИФ" из федеральных бюджетных ассигнований определено 37,1 млрд рублей (в ценах 2019 года).
В рамках проекта "Академгородок 2.0" осуществляется реализация проекта "Кампус мирового уровня НГУ", проектируемого с учетом ожидаемого увеличения численности студентов НГУ с 8 600 человек в настоящее время до 15 000 к 2030 году. Проект "Кампус мирового уровня НГУ" подразумевает создание ряда инфраструктурных объектов и затрагивает образовательную и исследовательскую деятельность университета, а также деятельность, связанную с обеспечением обучающихся и сотрудников специализированным жилым фондом.
В рамках проекта "Академгородок 2.0" запланирована реализация проекта по созданию Суперкомпьютерного центра "Лаврентьев" с Центром компетенций по высокопроизводительным вычислениям и искусственному интеллекту (далее - СКЦ "Лаврентьев"). Реализация проекта СКЦ "Лаврентьев" обеспечит создание и развитие отечественного суперкомпьютерного программного обеспечения для технологий искусственного интеллекта, обработки естественных языков, глубокого (машинного) обучения, моделирования и обработки больших данных, цифровых двойников производственного оборудования и живых систем. Новые технологии могут быть применены в авиа-, судо- и машиностроении, на предприятиях добывающей и перерабатывающей, микроэлектронной и химической промышленности, энергетике и военно-промышленном комплексе, сельском хозяйстве, торговле;
2) реализация мероприятий по комплексному развитию перспективной территории СмартСити-Новосибирск. СмартСити-Новосибирск - это проект пространственного развития территории инновационной и научно-образовательной деятельности, научно-инновационный городок, задачей которого является стимулирование развития инновационного бизнеса в регионе. Направления комплексного развития перспективной территории СмартСити-Новосибирск: создание Новосибирского инновационного научно-технологического центра (далее - НИНТЦ), создание инновационного промышленного парка, строительство служебного кампуса, строительство Айтигородка, комплексное развитие территории.
10. Развитие традиционных отраслей экономики Новосибирской области.
Инвестиционную привлекательность Новосибирской области формируют следующие "традиционные" секторы экономики:
промышленный сектор, включающий производство продукции машиностроения, металлургии, легкой промышленности;
дорожно-транспортный и логистический сектор, включающий строительство объектов транспортной инфраструктуры, перевозку и оказание логистических услуг;
строительный сектор, включающий строительство объектов капитального строительства и производство строительных материалов;
агропромышленный сектор, включающий производство сельскохозяйственной продукции и продукции пищевой и перерабатывающей промышленности.
Инвестиционный потенциал промышленного сектора. Основу современного промышленного комплекса Новосибирской области составляют около 500 крупных предприятий, более половины из которых относятся к обрабатывающим производствам. До 10% промышленной продукции Сибири производится в Новосибирской области. Город Новосибирск входит в десятку крупнейших центров оборонно-промышленного комплекса (ОПК) Российской Федерации: здесь расположено около 50 предприятий ОПК и связанных с ними научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций. Удельный вес промышленного производства в структуре валового регионального продукта (далее - ВРП) Новосибирской области составляет порядка 20%.
В соответствии с прогнозом социально-экономического развития Новосибирской области на 2022 - 2036 годы, утвержденным постановлением Правительства Новосибирской области от 29.12.2021 N 564-п (далее - Прогноз СЭР на 2022 - 2036 годы), основной вклад в развитие промышленного производства региона в период до 2036 года будет вносить реализация мероприятий, направленных на:
обеспечение условий для развития промышленного и научно-технического потенциала Новосибирской области, создания высокопроизводительной экспортно ориентированной промышленности, глубоко интегрированной в экономику Российской Федерации и в мировую экономику и занимающей в ней достойное место;
стимулирование использования вторичных ресурсов для производства промышленной продукции;
обеспечение всесторонней государственной поддержки в целях стимулирования развития промышленного производства на территории области в направлении внедрения инновационных, наукоемких, импортозамещающих, ресурсосберегающих и экологически чистых технологий, обеспечивающих максимально эффективное использование природных и трудовых ресурсов.
Кроме того, к 2036 году планируется, что доля обрабатывающих производств в промышленном производстве возрастет с 80,1% в 2021 году до 84,3% по 1 варианту, до 84,7% по 2 варианту, до 85,6% по 3 варианту прогноза в 2036 году.
Инвестиционный потенциал агропромышленного сектора. Территориально-отраслевая структура агропромышленного комплекса (АПК) Новосибирской области отражает его роль в федеральном и межрегиональном разделении труда как крупного производителя продовольствия на востоке Российской Федерации, обладающего высоким межрегиональным экспортным потенциалом. Сельское хозяйство Новосибирской области специализируется на выращивании зерна, картофеля, овощей, развиты мясо-молочное животноводство, птицеводство, пчеловодство, важную роль играет производство льноволокна. По производству зерна, картофеля, молока, мяса и яиц Новосибирская область входит в первую десятку субъектов Российской Федерации. В структуре ВРП Новосибирской области доля сельского хозяйства колеблется в пределах 5-10%, в структуре продукции сельского хозяйства преобладает продукция животноводства (более 60%).
С учетом специфических особенностей региона для развития агропромышленного комплекса в долгосрочной перспективе выделяются следующие приоритетные направления:
обеспечение населения региона продовольствием, безопасным и конкурентным по цене и своим потребительским свойствам;
развитие новых сегментов переработки местной сельскохозяйственной продукции, внедрение международных стандартов качества, расширение рынков сбыта продукции пищевой и перерабатывающей промышленности;
модернизация сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности на основе внедрения современного высокотехнологического оборудования и перспективных технологий, в том числе цифровых;
развитие логистики, поиск новых рынков сбыта, стимулирование создания крупных холдинговых структур с полным циклом переработки продукции;
принятие мер по повышению инвестиционной привлекательности агропромышленного комплекса;
создание и развитие малых форм хозяйствования на селе, системы организованного закупа сельскохозяйственной продукции;
диверсификация сельской экономики и создание условий для комфортного проживания населения;
поддержка и развитие кадрового потенциала в агропромышленном комплексе с учетом инновационного и технологического обновления отрасли;
содействие развитию экспорта производимых на территории области продуктов и услуг путем изучения рынков сбыта.
Согласно Прогнозу СЭР на 2022 - 2036 годы реализация мероприятий по развитию сельскохозяйственного производства позволит к концу 2036 года довести объемы валовой продукции сельского хозяйства в стоимостном выражении до 236,5 млрд рублей по 1 варианту, до 251,4 млрд рублей - по 2 варианту и до 316,9 млрд рублей - по 3 варианту прогноза.
Одной из стратегических отраслей экономики Новосибирской области, которая призвана обеспечить население необходимыми по количеству и качеству продуктами питания, является пищевая и перерабатывающая промышленность. Она насчитывает 20 отраслей и объединяет более 1300 предприятий различной мощности с общей численностью работающих около 28 тыс. человек. Доля пищевой и перерабатывающей промышленности в общем объеме обрабатывающих производств региона составляет около 30%.
Инвестиционный потенциал строительного сектора. Строительный сектор, включающий строительство объектов капитального строительства и производство строительных материалов в Новосибирской области, достаточно развит, являясь одним из структурообразующих секторов Новосибирской области. Строительство обеспечивает воспроизводство основных фондов во всех отраслях экономики, имеет многочисленные межотраслевые связи и высокий мультипликативный эффект. Вклад строительной отрасли в ВРП составляет около 4%.
Транспортный комплекс является одной из отраслей специализации экономики Новосибирской области. Его доля в ВРП Новосибирской области составляет более 12%. Основу современного комплекса составляют предприятия железнодорожного транспорта, автомобильного транспорта, наземного пассажирского транспорта, воздушного транспорта, водного транспорта, а также метрополитен и предприятия, обслуживающие автодороги и улично-дорожную сеть, транспортно-пересадочные узлы, транспортно-логистические центры, парковочные стоянки.
В долгосрочной перспективе развитие дорожно-транспортного комплекса региона будет определяться:
в сегменте автомобильного транспорта, объектов дорожной инфраструктуры - реализацией комплекса мер по развитию автомобильных дорог Новосибирской области, объездных автомобильных дорог Новосибирска и улично-дорожной сети муниципальных образований, а также формированием сети перехватывающих парковок, стоянок автотранспорта, располагающихся вблизи автотранспортных путей следования населения из места проживания в места осуществления трудовой деятельности;
в сегменте наземного пассажирского транспорта - модернизацией подвижного состава муниципального транспорта и поддержкой обновления частного транспорта, оптимизацией маршрутов движения, развитием новых видов транспорта в городе Новосибирске, переориентацией на применение дешевых энергоносителей, в частности на газомоторное топливо;
в сегменте железнодорожного транспорта и метрополитена - модернизацией железнодорожных станций и транспорта, развитием станций метро в городе Новосибирске;
в сегменте воздушного транспорта - созданием узлового распределительного центра на базе Международного аэропорта Новосибирск (Толмачево) им. А.И. Покрышкина (аэропорт-хаб), включая почтовый хаб для обслуживания всех видов почтовых грузов;
в сегменте водного транспорта - созданием условий для развития грузовых и пассажирских перевозок на базе речных портов Новосибирска;
в сегменте логистики - созданием транспортно-пересадочных узлов, развитием транспортно-логистической инфраструктуры (как созданием новых объектов, так и модернизацией существующих), внедрением современных цифровых технологий, реализацией крупных парково-логистических проектов.
В прогнозном периоде запланирована реализация следующих особо значимых проектов:
ввод в эксплуатацию к 2023 году мостового перехода через р. Обь в створе ул. Ипподромской в г. Новосибирске (строительная длина - 5,1 км);
строительство станции метро "Спортивная" на Ленинской линии;
реконструкция Международного аэропорта Новосибирск (Толмачево) им. А.И. Покрышкина, его грузовой транспортно-логистической инфраструктуры, в том числе грузового интермодального терминала, международного пункта почтового обмена. Реализация вышеназванного мероприятия позволит не только сохранить лидирующую позицию хаба Новосибирск (Толмачево) как аэропорта с самой крупной региональной маршрутной сетью в Российской Федерации, но снять все возможные инфраструктурные ограничения, сдерживающие дальнейшее его развитие;
развитие восточной транспортно-логистической зоны в целях концентрации грузопотоков с востока (Забайкалье, Китай, Дальний Восток, включая дальневосточные порты);
реконструкция Бердского шоссе. Это очень важный вопрос для жителей Новосибирска, Бердска, Искитима и многих населенных пунктов этого направления. Это не просто часть федеральной трассы на Барнаул, но еще и подъезд к важным федеральным объектам - новосибирскому Академгородку, растущему НГУ с его будущим кампусом, к ЦКП "СКИФ", который должен быть запущен к 2023 году.
Мероприятия, направленные на преобразование Новосибирска в мультимодальный транспортный узел, а также значительные объемы инвестиций в складскую и логистическую инфраструктуру обусловят в период 2021 - 2036 годов высокие темпы роста грузооборота транспортных организаций (темп роста грузооборота в 2036 году составит 131,2% к уровню 2021 года).
При эффективной реализации мероприятий, направленных на развитие дорожно-транспортного комплекса Новосибирской области, к 2036 году будут достигнуты следующие результаты:
увеличение удельного веса автодорог с твердым покрытием в общей протяженности автодорог регионального и межмуниципального значения до 84,45% (по итогам 2021 года данный показатель составлял 84,35%);
снижение до 49,3% доли протяженности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, не соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям (59,6% - по состоянию на 01.01.2021).
11. Планируемые к реализации инвестиционные проекты, оказывающие влияние на инвестиционный климат Новосибирской области.
Рост объема инвестиций в основной капитал в прогнозном периоде будет обеспечен за счет реализации проектов в рамках национальных проектов, крупнейших инфраструктурных и социальных проектов (в том числе реализуемых на принципах ГЧП (МЧП), а также за счет реализации крупных частных инвестиционных проектов, реализуемых на территории Новосибирской области, таких как:
проект реконструкции аэропортового комплекса Толмачево (акционерное общество "Аэропорт Толмачево") стоимостью более 60 млрд рублей;
проект строительства индустриального парка ПНК Пашино (общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "А класс капитал") стоимостью 14 млрд рублей;
проект строительства логистического распределительного центра "Садовый" на территории Новосибирской области (общество с ограниченной ответственностью "ПФО Западная Сибирь") стоимостью 12 млрд рублей;
проект строительства завода по производству соленых закусок (общество с ограниченной ответственностью "Пепсико Холдингс") стоимостью около 13,7 млрд рублей;
проект "Строительство фабрики по производству кормов для непродуктивных животных" (общество с ограниченной ответственностью "Нестле Россия") стоимостью более 10 млрд рублей.
В условиях ограничения бюджетных инвестиций ГЧП остается одним из эффективных инструментов создания объектов социальной инфраструктуры с привлечением на взаимовыгодных условиях частных инвестиций к решению общественных задач. На начало 2022 года на территории Новосибирской области реализовывается 50 проектов ГЧП (МЧП) с общим объемом инвестиций 72 млрд рублей. Объем частных инвестиций составляет 37,1 млрд рублей. 19 из 50 проектов (38% всех проектов) реализуются при финансовом участии публичной стороны.
Подробный перечень крупных инвестиционных проектов Новосибирской области содержится в приложении к Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области до 2030 года.
III. Инвестиционные обязательства Новосибирской области
12. Неухудшение условий реализации инвестиционных проектов.
В Новосибирской области реализуется инвестиционная политика, включающая защиту инвестиций, а также прав и интересов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, в том числе:
равное отношение ко всем субъектам предпринимательской и инвестиционной деятельности;
участие субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности в процессе принятия решений и оценке их реализации;
доступ к публичной информации органов исполнительной власти Новосибирской области;
отсутствие ограничений в реализации своих проектов в рамках действующего законодательства;
безопасность ведения предпринимательской и инвестиционной деятельности на территории Новосибирской области;
защита капитальных вложений;
невмешательство государственных органов и должностных лиц в заключение инвестором договоров (контрактов), выбор партнеров, определение обязательств.
13. Соблюдение алгоритмов действий инвестора по присоединению к инфраструктуре в рамках Свода инвестиционных правил.
Организационно-информационное содействие в подключении (присоединении) субъектов инвестиционной и предпринимательской деятельности к необходимой инженерной и транспортно-логистической инфраструктуре, необходимой для реализации инвестиционных проектов, оказывается областными исполнительными органами государственной власти Новосибирской области и институтами развития, сопровождающими реализацию инвестиционных проектов, в рамках Свода инвестиционных правил.
14. Оперативное рассмотрение споров, возникающих при реализации инвестиционных проектов на территории Новосибирской области, в досудебном порядке.
Для активизации процессов привлечения средств инвесторов в экономику Новосибирской области и реализации наукоемких, высокоэкономичных инвестиционных проектов, соответствующих перспективным направлениям инвестиционной деятельности, отбора стратегических инвестиционных проектов и инвесторов Новосибирской области, а также оперативного рассмотрения споров, возникающих при реализации инвестиционных проектов, создан Совет по инвестициям Новосибирской области, положение и состав которого утверждены постановлением Губернатора Новосибирской области от 12.05.2014 N 81 "О Совете по инвестициям Новосибирской области". Проведение переговоров и консультаций является обязательным условием досудебного урегулирования споров, разногласий и тупиковых ситуаций, возникающих при реализации инвестиционных проектов на территории Новосибирской области, и осуществляется в соответствии с Порядком рассмотрения обращений о защите прав и интересов инвесторов в Новосибирской области, который утвержден постановлением Правительства Новосибирской области от 19.04.2016 N 110-п "Об утверждении Порядка рассмотрения обращений о защите прав и интересов инвесторов в Новосибирской области".
15. Общедоступность информации о мерах государственной поддержки инвестиционной деятельности на территории Новосибирской области, за исключением информации, составляющей государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, для инвесторов.
Субъектам предпринимательской и инвестиционной деятельности гарантируется реализация права на получение полной, актуальной и достоверной информации при реализации инвестиционных проектов на территории Новосибирской области, за исключением информации, составляющей в соответствии с законодательством Российской Федерации государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну.
Важным элементом системы эффективного взаимодействия в координатах "власть - бизнес" является наличие грамотно выстроенной информационно-коммуникационной политики, отлаженных каналов связи и получения информации и оперативной обратной связи. Основными составляющими этой системы являются:
действующий трехъязычный интернет-портал об инвестиционной деятельности в Новосибирской области (инвестиционный портал Новосибирской области), призванный обеспечивать наглядное представление инвестиционных возможностей Новосибирской области, ее инфраструктуры, потенциальных направлений инвестиций, а также сбор и оперативное рассмотрение жалоб, обращений инвесторов;
действующий канал прямой связи инвесторов с руководством региона, отвечающий требованиям равного доступа субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности к разрешению вопросов государственными служащими соответствующего вопросу уровня и контроля результатов и сроков рассмотрения, обозначенных хозяйствующими субъектами вопросов и проблем;
официальный телеграм-канал министерства экономического развития Новосибирской области.
16. Неукоснительное соблюдение условий предоставления мер поддержки инвесторов в Новосибирской области.
Субъектам предпринимательской и инвестиционной деятельности обеспечивается организационно-информационная поддержка в рамках процедур, установленных федеральным и областным законодательством, при получении согласований, разрешений, лицензий и прочих распорядительных документов для обеспечения субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности энергетическими и иными видами ресурсов и подключений для целей реализации инвестиционных проектов в максимально короткие сроки в соответствии с законодательством Российской Федерации и Новосибирской области.
17. Обеспечение конкурентного распределения ресурсов для целей реализации инвестиционных проектов на территории Новосибирской области.
Новосибирская область содействует созданию благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности на территории Новосибирской области.
Распределение земельных, энергетических и иных видов ресурсов, необходимых для реализации инвестиционных проектов на территории Новосибирской области, осуществляется с учетом приоритетов инвестиционного развития Новосибирской области и не преследует цели создания со стороны Правительства Новосибирской области каких-либо преимуществ для конкретных субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности и ограничения конкуренции на товарных рынках. Реализация механизмов обеспечивается конкурсными процедурами в рамках постановлений Правительства Новосибирской области от 19.03.2014 N 104-п "О государственной поддержке инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений на территории Новосибирской области", от 23.11.2015 N 407-п "Об утверждении Порядка рассмотрения документов, обосновывающих соответствие объекта социально-культурного или коммунально-бытового назначения, масштабного инвестиционного проекта, не связанного со строительством жилья, критериям, установленным Законом Новосибирской области от 01.07.2015 N 583-ОЗ "Об установлении критериев, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты, для размещения (реализации) которых предоставляются земельные участки в аренду без проведения торгов", от 16.04.2019 N 138-п "Об утверждении Порядка рассмотрения документов, обосновывающих соответствие масштабного инвестиционного проекта, связанного со строительством жилья, критериям, установленным Законом Новосибирской области от 01.07.2015 N 583-ОЗ "Об установлении критериев, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты, для размещения (реализации) которых предоставляются земельные участки в аренду без проведения торгов" и иных актов, а также отраслевыми конкурсными комиссиями.
18. Повышение уровня доходов населения Новосибирской области.
Человеческий капитал - основной ключевой актив в развитии Новосибирской области. В целях сохранения рабочей силы в Новосибирской области, уменьшения оттока населения создаются благоприятные условия для жизни и работы.
Новосибирская область содействует реализации государственной социальной и кадровой политики, включая вопросы стимулирования создания новых эффективных рабочих мест и повышения уровня доходов населения Новосибирской области.
Согласно Закону НСО N 75-ОЗ инвесторы имеют право на меры государственной поддержки при соблюдении условия по превышению уровня среднемесячной заработной платы в расчете на одного работника инвестора по отношению к установленной величине минимального размера оплаты труда:
для инвесторов, осуществляющих инвестиционную деятельность в городе Новосибирске, - не менее чем в два раза;
для инвесторов, осуществляющих инвестиционную деятельность в городе Барабинске, городе Бердске, городе Искитиме, городе Куйбышеве, городе Оби, городе Татарске, рабочем поселке Кольцово, - не менее чем в 1,4 раза;
для инвесторов, осуществляющих инвестиционную деятельность в иных муниципальных образованиях Новосибирской области, - не менее установленной величины минимального размера оплаты труда.
IV. Инвестиционная команда Новосибирской области
19. Состав инвестиционной команды Новосибирской области.
В состав инвестиционной команды Новосибирской области, сопровождающей инвестора на всех этапах реализации проекта, входят:
1) члены Правительства Новосибирской области и представители институтов развития:
первый заместитель Председателя Правительства Новосибирской области Знатков Владимир Михайлович;
министр экономического развития Новосибирской области Решетников Лев Николаевич;
генеральный директор акционерного общества "Агентство инвестиционного развития Новосибирской области" Зырянов Александр Сергеевич;
директор автономной некоммерческой организации "Центр содействия развитию предпринимательства Новосибирской области" Космынин Михаил Викторович;
генеральный директор некоммерческой организации "Государственный фонд развития промышленности Новосибирской области" Карбовский Виктор Олегович;
директор государственного автономного учреждения Новосибирской области "Новосибирский областной фонд поддержки науки и инновационной деятельности" Николаенко Александр Леонидович;
исполнительный директор Фонда развития малого и среднего предпринимательства Новосибирской области Дронова Ольга Ивановна;
2) Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Новосибирской области Мамулат Николай Егорович в соответствии с Законом Новосибирской области от 01.10.2013 N 364-ОЗ "Об Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Новосибирской области", обеспечивающий защиту прав и законных интересов российских и иностранных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность на территории Новосибирской области (по согласованию);
3) эксперты региональных бизнес-объединений, финансовых организаций и банков, являющиеся членами коллегиальных органов сопровождения (координации) инвестиционного процесса и отбора инвестиционных проектов, в том числе:
генеральный директор общественной организации "Межрегиональная ассоциация руководителей предприятий" (заместитель председателя Общественной палаты Новосибирской области, заместитель председателя Совета по инвестициям Новосибирской области) Бернадский Юрий Иванович (по согласованию);
председатель Новосибирского областного отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ" Салов Игорь Дмитриевич (по согласованию);
представитель Новосибирского областного отделения общероссийской общественной организации "Деловая Россия", заместитель директора по инновационной деятельности Института химии твердого тела и механохимии Сибирского отделения Российской академии наук (член Совета по инвестициям Новосибирской области) Киселев Олег Сергеевич (по согласованию);
директор Новосибирского регионального филиала открытого акционерного общества "Россельхозбанк" (член Совета по инвестициям Новосибирской области) Тишуров Станислав Александрович (по согласованию);
управляющий Новосибирским отделением N 8047 публичного акционерного общества Сбербанк (член Совета по инвестициям Новосибирской области) Шилов Николай Владимирович (по согласованию);
управляющий Филиалом "Газпромбанк" (акционерное общество) "Западно-Сибирский" (член Совета по инвестициям Новосибирской области) Кудрявцев Дмитрий Анатольевич (по согласованию).
20. Условия формирования инвестиционной команды Новосибирской области.
Формирование инвестиционной команды Новосибирской области происходит на основании компетенций, проектного опыта, уровня образования и квалификации ее участников.
21. Распределение ответственности между членами инвестиционной команды Новосибирской области в части взаимодействия с инвесторами.
За формирование решений в сфере экономики и инвестиционной политики Новосибирской области отвечает первый заместитель Председателя Правительства Новосибирской области В.М. Знатков.
За развитие инвестиционной деятельности и привлечение инвестиций в экономику Новосибирской области отвечает министерство экономического развития Новосибирской области под руководством министра экономического развития Новосибирской области Л.Н. Решетникова.
Привлечение и сопровождение инвесторов на территории Новосибирской области осуществляется в режиме "одного окна". Акционерное общество "Агентство инвестиционного развития Новосибирской области" согласно постановлению Правительства Новосибирской области от 21.07.2014 N 283-п "О специализированной организации по привлечению инвестиций и работе с инвесторами" отвечает за поиск инвесторов для реализации инвестиционных проектов на территории Новосибирской области и оказание услуг по организационному и правовому консультированию сопровождаемых инвестиционных проектов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Губернатора Новосибирской области от 11 апреля 2022 г. N 50-р "Об утверждении инвестиционной декларации Новосибирской области"
Текст распоряжения опубликован не был
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Распоряжение Губернатора Новосибирской области от 30 марта 2023 г. N 50-р
Изменения вступают в силу с 30 марта 2023 г.