Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
УТВЕРЖДЕН
приказом Федеральной службы
по надзору в сфере образования и науки
от 12.04.2022 N 510
Доклад
о результатах обобщения правоприменительной практики Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию во втором полугодии 2021 года
Доклад о результатах обобщения правоприменительной практики Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию во втором полугодии 2021 года подготовлен в соответствии со статьей 47 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
Обобщение правоприменительной практики Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию проводилось для решения следующих задач:
1) обеспечение единообразных подходов к применению контрольным (надзорным) органом и его должностными лицами обязательных требований, законодательства Российской Федерации о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле;
2) выявление типичных нарушений обязательных требований, причин, факторов и условий, способствующих возникновению указанных нарушений;
3) анализ случаев причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, выявление источников и факторов риска причинения вреда (ущерба);
4) подготовка предложений об актуализации обязательных требований;
5) подготовка предложений о внесении изменений в законодательство Российской Федерации о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле.
С 01.07.2021 в соответствии с частью 2 статьи 20 Федерального закона от 29.12.2010 N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (в редакции Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации") предметом федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, является соблюдение производителями, распространителями информационной продукции и (или) лицами, обеспечивающими доступ детей к информации, обязательных требований в области защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.
Федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, осуществляется в пределах установленной компетенции:
федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи;
федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный контроль (надзор) в области защиты прав потребителей;
федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования и науки.
Осуществление федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, регламентировано:
Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ);
Статьей 20 Федерального закона от 29.12.2010 N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (далее - Федеральный закон N 436-ФЗ).
Положением о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 N 1019 (далее - Положение N 1019).
В соответствии с пунктом 3 Положения N 1019 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки осуществляет федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию в части соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований, установленных частями 4 и 5 статьи 11, частью 1 статьи 14 (в части доступа к информации в местах, доступных для детей), статьей 15 Федерального закона N 436-ФЗ.
В соответствии с пунктом 7 Положения N 1019 объектами федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, являются:
а) деятельность контролируемых лиц при использовании информационной продукции в образовательном процессе, реализуемом на основании лицензии на осуществление образовательной деятельности;
б) деятельность контролируемых лиц при распространении информационной продукции в сети "Интернет";
в) деятельность контролируемых лиц при распространении информационной продукции посредством наземного эфирного и спутникового вещания;
г) деятельность контролируемых лиц при распространении информационной продукции в периодических печатных изданиях, за исключением средств массовой информации, распространяющих продукцию в сети "Интернет";
д) информационная продукция, к которой предъявляются обязательные требования;
е) деятельность контролируемых лиц при распространении информационной продукции посредством кабельного вещания.
Федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, осуществляется на основе управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
Объекты федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, подлежат отнесению к категориям значительного, среднего, умеренного и низкого риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее - категории риска).
По тяжести и масштабу потенциальных негативных последствий несоблюдения производителями, распространителями информационной продукции и (или) лицами, обеспечивающими доступ детей к информации, в том числе лицами, указанными в пункте 7 части 1 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", обязательных требований в области защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, установленных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее - обязательные требования), деятельность контролируемых лиц разделяется на группы тяжести "А" и "Б.
К группе тяжести "А" относятся:
деятельность контролируемых лиц при распространении информационной продукции в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
деятельность контролируемых лиц при распространении информационной продукции посредством наземного эфирного и спутникового вещания;
деятельность контролируемых лиц при распространении информационной продукции в образовательном процессе.
К группе тяжести "Б" относятся:
деятельность контролируемых лиц при распространении информационной продукции в периодических печатных изданиях, за исключением периодических печатных изданий, являющихся средствами массовой информации, распространяющихся в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
деятельность контролируемых лиц при распространении информационной продукции посредством кабельного вещания.
С учетом оценки вероятности несоблюдения контролируемыми лицами обязательных требований деятельность, подлежащая федеральному государственному контролю (надзору) за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, разделяется на группы вероятности "1", "2", "3" и "4".
К группе вероятности "1" относится деятельность контролируемых лиц при наличии в течение последних 3 лет выявленного нарушения обязательных требований и постановления о назначении административного наказания за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьей 6.17 и частью 2 статьи 13.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
К группе вероятности "2" относится деятельность контролируемых лиц при наличии в течение последних 3 лет выявленного нарушения обязательных требований и постановления о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
К группе вероятности "3" относится деятельность контролируемых лиц при наличии в течение последних 3 лет выявленного нарушения обязательных требований в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, за исключением случаев, отнесенных к группам вероятности "1" и "2".
К группе вероятности "4" относится деятельность контролируемых лиц, у которых в течение последних 3 лет не были выявлены нарушения обязательных требований в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.
Отнесение деятельности контролируемых лиц к определенной категории риска основывается на соотнесении группы тяжести и группы вероятности согласно таблице 1.
Таблица 1
Категория риска |
Группа тяжести |
Группа вероятности |
Значительный |
А |
1 |
Б |
1 |
|
Средний |
А |
2 |
Умеренный |
А |
3 |
Б |
2 |
|
Низкий |
А |
4 |
Б |
3 |
|
Б |
4 |
Так как федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, осуществляется на основе управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, категория риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, к которой отнесен объект федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования, влияет на периодичность проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий.
Плановые контрольные (надзорные) мероприятия в отношении объектов федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию в зависимости от присвоенной категории риска могут проводиться со следующей периодичностью:
в отношении объектов федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, отнесенных к категории значительного риска, - документарная или выездная проверка один раз в 2 года;
в отношении объектов федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, отнесенных к категории среднего риска, - документарная или выездная проверка один раз в 3 года;
в отношении объектов федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, отнесенных к категории умеренного риска, - документарная или выездная проверка один раз в 5 лет.
В отношении объектов федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, деятельность которых отнесена к категории низкого риска, плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.
Во втором полугодии 2021 года в соответствии с пунктами 10, 12 Положения N 1019 объекты федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию были отнесены к категориям риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям на основе сопоставления их характеристик с критериями отнесения указанных объектов к категориям риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, указанными в Приложении к Положению N 1019.
По результатам проведенного Рособрнадзором сопоставления объекты федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, отнесены к следующим категориям риска:
значительный риск - отсутствуют;
средний риск - отсутствуют;
умеренный риск - 22 объекта;
низкий риск - объекты федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, не отнесенные к категориям значительного, среднего и умеренного риска.
В соответствии с частью 3 статьи 46 Федерального закона N 248-ФЗ перечни объектов федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, отнесенных к категориям значительного, среднего, умеренного и низкого риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, размещены на официальном сайте Рособрнадзора в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В связи с тем, что федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию возложен на Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и ее территориальные органы, Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальные органы и Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки (далее вместе - контрольные (надзорные) органы) в пределах установленных полномочий разработку проектов нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с его организацией, осуществляло Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации по согласованию с контрольными (надзорными) органами.
В целях обеспечения единообразных подходов к применению контрольными (надзорными) органами в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию законодательства Российской Федерации о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле и в соответствии с Федеральным законом N 248-ФЗ, статьей 20 Федерального закона N 436-ФЗ Рособрнадзором, в части установленной компетенции, были подготовлены и направлены в Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации предложения к следующим нормативным правовым актам:
проекту постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию";
проекту постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Правил оплаты услуг экспертов и экспертных организаций, привлекаемых органами федерального государственного контроля (надзора) при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, а также возмещения расходов, понесенных в связи с участием в контрольных (надзорных) мероприятиях";
проекту приказа Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации "Об утверждении индикатора риска нарушения обязательных требований при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию";
проекту приказа Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации "Об утверждении индикативных показателей федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию".
На официальном сайте Рособрнадзора размещена также информация о перечне и текстах нормативных правовых актов, регулирующих осуществление Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, а также сведения об изменениях, внесенных в нормативные правовые акты, регулирующие осуществление федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, о сроках и порядке их вступления в силу, о перечне объектов контроля, учитываемых в рамках формирования ежегодного плана контрольных (надзорных) мероприятий Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, с указанием категории риска, о критериях отнесения объектов федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию к категориям риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, о порядке досудебного обжалования решений Рособрнадзора, действий (бездействия) его должностных лиц; об исчерпывающем перечне сведений, которые могут запрашиваться контрольным (надзорным) органом у контролируемого лица при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, о способах получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований, профилактическом визите, объявлении предостережения.
Во втором полугодии 2021 года Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки осуществлено 27 контрольных (надзорных) мероприятий по федеральному государственному контролю (надзору) за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, из них плановых - 20; внеплановых - 7.
По согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации не были проведены плановые проверки в отношении 35 организаций, из них:
33 - в связи с отнесением объектов федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию к категории низкого риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
2 - в связи с прекращением действия лицензии на осуществление образовательной деятельности.
По результатам проведенных проверок были выявлены следующие типичные нарушения Требований к административным и организационным мерам, техническим и программно-аппаратным средствам защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, утвержденных приказом Минкомсвязи России от 16.06.2014 N 161 (далее - Требования):
организацией не издан локальный нормативный акт, определяющий условия присутствия в соответствии с законодательством Российской Федерации детей на публичном показе, при публичном исполнении, демонстрации посредством зрелищного мероприятия информационной продукции, запрещенной для детей, в случае их организации и (или) проведения;
организацией не издан локальный акт, определяющий дополнительные требования к обороту информационной продукции, запрещенной для детей, и ее фрагментов, распространяемых посредством эфирного и кабельного, теле- и радиовещания, сети "Интернет" и сетей подвижной радиотелефонной связи, в местах доступных для детей в соответствии со статьями 13, 14 и 16 Федерального закона от 29.12.2010 N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию";
организацией не издан локальный нормативный акт, определяющий процедуры, направленные на предотвращение, выявление и устранение нарушений законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию;
не осуществлено ознакомление работников организации, в трудовые обязанности которых входит организация и осуществление оборота информационной продукции, запрещенной для детей, с положениями законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, с локальными актами, изданными в соответствии с подпунктом 3.1 Требований;
организацией не назначен работник, ответственный за применение административных и организационных мер защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, учитывающих специфику оборота информационной продукции, запрещенной для детей, и за проверку порядка их применения.
К основным причинам нарушений Требований можно отнести низкую трудовую и управленческую дисциплину, выражающуюся в недостаточном контроле со стороны должностных лиц образовательных организаций, руководителей высшего административного звена образовательной организации или ее филиала вопроса защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию. В образовательных организациях обеспечение защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью (развитию), в отдельных случаях возлагается на подразделения, занимающиеся информационным и программным обеспечением, или на подразделения, занимающиеся организационной работой с обучающимися (институты, факультеты, деканаты). Вместе с тем сотрудники таких подразделений не всегда имеют достаточные правовую информированность и личную ответственность, что, в результате, приводит к нарушению обязательных требований.
По результатам проведенных во втором полугодии 2021 года контрольных (надзорных) мероприятий организациям, допустившим нарушения обязательных требований, выдано 11 предписаний Рособрнадзора об их устранении. Уполномоченными должностными лицами Рособрнадзора в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностных лиц организаций возбуждено 5 дел об административном правонарушении по части 2 статьи 6.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно: неприменение лицом, организующим доступ к распространяемой посредством информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сети "Интернет") информации (за исключением операторов связи, оказывающих эти услуги связи на основании договоров об оказании услуг связи, заключенных в письменной форме) в местах, доступных для детей, административных и организационных мер, технических, программно-аппаратных средств защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.
Постановлениями судебных органов в отношении организаций и должностных лиц организаций наложены административные наказания: в виде административного штрафа на сумму 120 тысяч рублей, в виде предупреждения - 1, объявлено 1 устное замечание.
С 01.07.2021 по 30.12.2021 в рамках федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, проведено 7 внеплановых документарных проверок в отношении деятельности контролируемых лиц при использовании информационной продукции в образовательном процессе, реализуемом на основании лицензии на осуществление образовательной деятельности.
Все внеплановые проверки были проведены на основании пункта 5 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ в связи с наступлением срока исполнения предписания об устранении выявленных нарушений.
По итогам проведения 3 проверок Рособрнадзором было установлено, что предписание не исполнено, в отношении контролируемых лиц возбуждены дела об административном правонарушении, материалы которых направлены в судебные инстанции.
Во втором полугодии 2021 года в рамках федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, Рособрнадзором в части установленных полномочий не было зафиксировано случаев причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
Внеплановые контрольно-надзорные мероприятия по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ не проводились.
В связи с вступлением в силу с 01.07.2021 Федерального закона N 248-ФЗ и внесением изменений в статью 20 Федерального закона N 436-ФЗ 10.09.2021 был утвержден и размещен на официальном сайте Рособрнадзора Перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется Рособрнадзором в рамках федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.
В соответствии с Федеральным законом N 248-ФЗ при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) проведение профилактических мероприятий, направленных на снижение риска причинения вреда (ущерба), является приоритетным по отношению к проведению контрольных (надзорных) мероприятий.
Виды профилактических мероприятий, которые проводятся при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, определяются положением о виде контроля.
В соответствии с Положением N 1019, контрольный (надзорный) орган в сфере образования проводит следующие виды профилактических мероприятий:
а) информирование контролируемых лиц и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований. Информирование осуществляется посредством размещения соответствующих сведений на официальном сайте контрольного (надзорного) органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в средствах массовой информации, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах (при их наличии) и в иных формах, в том числе путем размещения сведений в средствах массовой информации;
б) обобщение правоприменительной практики;
в) объявление предостережения в случае наличия у контрольного (надзорного) органа в сфере образования сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
г) консультирование контролируемых лиц и их представителей по вопросам, связанным с организацией и осуществлением государственного контроля (надзора);
д) проведение обязательного профилактического визита в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи.
Во втором полугодии 2021 года Рособрнадзор в рамках реализации Программы профилактики нарушений обязательных требований, соблюдение которых оценивается Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки при проведении мероприятий по контролю в рамках отдельных видов государственного контроля (надзора), отнесенных к компетенции Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, на 2021 год, а также Плана мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, соблюдение которых оценивается Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки при проведении мероприятий по контролю в рамках отдельных видов государственного контроля (надзора), отнесенных к компетенции Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, на 2021 год, утвержденных руководителем Рособрнадзора А.А. Музаевым 18.12.2020, осуществлял информирование контролируемых и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, в том числе о перечне наиболее часто встречающихся нарушений обязательных требований, выявленных по результатам проведенных Рособрнадзором контрольных (надзорных) мероприятий, а также рекомендации по перечням представляемых образовательными организациями документов, подтверждающих устранение нарушений, посредством размещения соответствующих сведений на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
На официальном сайте Рособрнадзора в разделе "Открытые данные" ежемесячно размещались актуализированные наборы открытых данных "Результаты проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" с перечнем образовательных организаций, в отношении которых были проведены проверки, и выявленными нарушениями.
В соответствии с частью 4 статьи 52 Федерального закона N 248-ФЗ в отношении контролируемых лиц, получивших лицензию на осуществление образовательной деятельности, Рособрнадзором были проведены 2 обязательных профилактических визита в целях информирования контролируемых лиц об обязательных требованиях, предъявляемых к их деятельности либо к принадлежащим им объектам контроля, их соответствии критериям риска, основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля исходя из его отнесения к соответствующей категории риска.
По результатам проведенных контрольных (надзорных) и профилактических мероприятий представляется необходимым обратить внимание на следующее.
Пунктом 1 части 2 статьи 90 Федерального закона N 248-ФЗ предусмотрено, что в случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений обязательных требований контролируемым лицом контрольный (надзорный) орган в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан выдать после оформления акта контрольного (надзорного) мероприятия контролируемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений с указанием разумных сроков их устранения.
В соответствии с частью 1 статьи 95 Федерального закона N 248-ФЗ по истечении срока исполнения контролируемым лицом решения, принятого в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 90 Федерального закона N 248-ФЗ, либо при представлении контролируемым лицом до истечения указанного срока документов и сведений, представление которых установлено указанным решением, либо в случае получения информации в рамках наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности) контрольный (надзорный) орган оценивает исполнение решения на основании представленных документов и сведений, полученной информации.
Если указанные документы и сведения контролируемым лицом не представлены или на их основании либо на основании информации, полученной в рамках наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности), невозможно сделать вывод об исполнении решения, контрольный (надзорный) орган оценивает исполнение указанного решения путем проведения контрольных (надзорных) мероприятий.
Таким образом, законодательством Российской Федерации о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле не предусмотрена обязанность контролируемых лиц представлять документы и сведения об исполнении указанного решения. В связи с этим увеличивается вероятность проведения контрольных (надзорных) мероприятий в отношении контролируемого лица с целью оценки исполнения указанного решения, и, соответственно, нагрузка на контролируемое лицо, а также на контрольный (надзорный) орган.
На основании вышеизложенного предлагается законодательно предусмотреть обязанность контролируемых лиц представлять в контрольный (надзорный) орган документы и сведения об исполнении предписания об устранении выявленных нарушений.
Частью 1 статьи 49 Федерального закона N 248-ФЗ установлено, что в случае наличия у контрольного (надзорного) органа сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, контрольный (надзорный) орган объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Вместе с тем Федеральным законом N 248-ФЗ не предусмотрено направление контролируемым лицом информации о принятых им мерах по обеспечению соблюдения обязательных требований. В связи с этим отсутствует обратная связь между контролируемым лицом и контрольным (надзорным) органом, что не позволяет оценить эффективность такого профилактического мероприятия, как объявление предостережения.
В связи с вышеизложенным предлагается предусмотреть обязанность контролируемых лиц представлять в контрольный (надзорный) орган информацию о принятых контролируемым лицом мерах по обеспечению соблюдения обязательных требований по результатам объявленного предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.
Согласно пункту 12 Правил формирования и ведения единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2021 N 604, сведения о юридических лицах формируются в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий (далее - единый реестр) исключительно посредством информационного взаимодействия единого реестра с Единым государственным реестром юридических лиц.
Однако, в соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2018 N 885, объектами федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, являются, в том числе: организации, осуществляющие образовательную деятельность, созданные в соответствии с международными договорами Российской Федерации, иностранные организации, осуществляющие образовательную деятельность по месту нахождения филиала на территории Российской Федерации, сведения о которых не содержатся в Едином государственном реестре юридических лиц.
На основании вышеизложенного предлагается рассмотреть возможность внесения изменений в законодательство Российской Федерации о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле, предусмотрев возможность внесения в единый реестр сведений о юридических лицах, являющихся подконтрольными субъектами, отсутствующих в Едином государственном реестре юридических лиц.
Кроме того, в целях обеспечения информационной безопасности детей, представляется целесообразным предусмотреть организацию и проведение последовательных и регулярных мероприятий государственных и общественных организаций, направленных на повышение уровня медиаграмотности детей, которые должны с раннего возраста приобретать навыки безопасного существования в современном информационном пространстве, а также на формирование у детей механизмов критической оценки получаемых сведений, навыка самостоятельной оценки контента, что является важной составляющей в дополнение к принимаемым административным и организационным мерам, техническим и программно-аппаратным средствам защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.
Необходимо также регламентировать права и обязанности контролирующих и правоохранительных органов по пресечению фактов незаконного распространения информационной продукции, запрещенной к обороту законодательством Российской Федерации, путем незамедлительной блокировки сайтов в сети "Интернет", содержащих запрещенную информацию.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.