Ассоциация российских банков обращается по просьбе банков - членов АРБ по вопросу применения норм, регулирующих введение моратория на возбуждение дел о банкротстве согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 28 марта 2022 года N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами" (далее - Постановление N 497).
Как следует из статьи 9.1 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 127-ФЗ), для обеспечения стабильности экономики в исключительных случаях (при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, существенном изменении курса рубля и подобных обстоятельствах) Правительство Российской Федерации вправе ввести мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, на срок, устанавливаемый Правительством Российской Федерации.
Так, Постановлением N 497 на 6 месяцев установлен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлению кредиторов в отношении отдельных должников.
Согласно пункту 1 Постановления N 497 вводится мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, в отношении юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей (далее - мораторий).
Как следует из пункта 2 Постановления N 497, введение моратория не распространяется на должников, являющихся застройщиками многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, включенных в единый реестр проблемных объектов на дату вступления в силу Постановления N 497 (далее - проблемные застройщики).
В связи с этим у банков возник ряд требующих оперативного разъяснения вопросов, касающихся правового регулирования моратория.
1. Все ли юридические лица, в т.ч. кредитные организации, и физические лица, включая индивидуальных предпринимателей (за исключением проблемных застройщиков и лиц, заявивших об отказе от применения в отношении них моратория), подпадают под действие моратория?
2. В силу подпункта 4 пункта 3 статьи 9.1 Закона N 127-ФЗ приостанавливается исполнительное производство по имущественным взысканиям по требованиям, возникшим до введения моратория.
С какого момента считается наступившим требование для определения его соответствия пункту 3 статьи 9.1 Закона N 127-ФЗ:
1) по кредитным договорам (дата кредитного договора/дата предоставления заемных денежных средств (т.е. суммы конкретного кредита (транша)) заемщику/дата возникновения просрочки исполнения соответствующего обязательства/дата вынесения судебного акта/дата вступления в силу судебного акта/иное) и
2) по иным платежам (в т.ч. налоги, штрафы)?
3. В каком порядке будет раскрываться информация о физических лицах, заявивших об отказе от применения в отношении них моратория, с учетом требований действующего законодательства о защите персональных данных?
4. Должны ли банки исполнять получаемые от судебных приставов-исполнителей постановления об обращении взыскания на денежные средства лиц, находящихся под мораторием?
5. Должны ли работодатели продолжать производить удержания из зарплат работников-должников по исполнительным листам (или исполнение приостанавливается)?
6. Применяются ли к должникам, которые сами инициировали в отношении себя возбуждение дела о банкротстве (действие моратория не препятствует подаче соответствующих заявлений самими должниками), последствия, предусмотренные для введенного моратория согласно пункту 3 статьи 9.1 Закона N 127-ФЗ?
Если применяются указанные последствия, то с какого момента соответствующий должник выходит из-под действия моратория (с момента подачи заявления о признании должника банкротом/с момента возбуждения процедуры банкротства (вынесения определения о принятии заявления)/с момента вынесения определения о признании заявления обоснованным и введения процедуры банкротства)?
7. Применяются ли к ликвидируемым должникам, в отношении которых возбуждается дело о банкротстве, последствия, предусмотренные для введенного моратория согласно пункту 3 статьи 9.1 Закона N 127-ФЗ?
Если применяются указанные последствия, то с какого момента соответствующий должник выходит из-под действия моратория (с момента подачи заявления о признании должника банкротом/с момента возбуждения процедуры банкротства (вынесения определения о принятии заявления)/с момента вынесения определения о признании заявления обоснованным и введения процедуры банкротства)?
На основании изложенного, учитывая важность для должников, взыскателей и банков оперативного разрешения проблемы правильного применения норм действующего законодательства, регулирующих введение моратория на возбуждение дел о банкротстве, просим высказать официальную позицию Минюста России по обозначенным вопросам.
Ассоциация российских банков выражает надежду на дальнейшее эффективное сотрудничество с Министерством юстиции Российской Федерации по вопросам применения действующего законодательства.
Письма с аналогичным запросом направлены в адрес Министерства экономического развития Российской Федерации, Федеральной службы судебных приставов и Банка России.
Президент |
Г.А. Тосунян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Ассоциации российских банков от 8 апреля 2022 г. N А-01/5-144 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497"
Опубликование:
-