Апелляционным определением Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 3 февраля 2022 г. N 66а-353/2022 решение оставлено без изменения
Информация по делу
Дело N 3а-80/2021
Именем Российской Федерации
город Калуга 11 октября 2021 года
Калужский областной суд в составе:
председательствующего судьи К.И.Д.,
при секретаре С.В.А.,
с участием прокурора Б.И.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению акционерного общества "Сельстрой" к министерству экономического развития Калужской области о признании не действующими со дня принятия пункта 456 Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, определенного приказом министерства экономического развития Калужской области от 27 декабря 2018 года N 1795-п (в редакции приказа министерства экономического развития Калужской области от 26 мая 2021 года N 801-п); пункта 1994 Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, определенного приказом министерства экономического развития Калужской области от 27 декабря 2019 года N 2480-п (в редакции приказа министерства экономического развития Калужской области от 18 июня 2021 года N 980-п), установил:
министерством экономического развития Калужской области 27 декабря 2018 года издан приказ N 1795-п "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год", которым, с учетом изменений, внесенных приказом министерства экономического развития Калужской области от 26 мая 2021 года N 801-п, в приложение к приказу под пунктом 456 в перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год включен объект недвижимости с кадастровым номером N, расположенный по адресу: <адрес>.
Министерством экономического развития Калужской области 27 декабря 2019 года издан приказ N 2480-п "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год", которым, с учетом изменений, внесенных приказом министерства экономического развития Калужской области от 18 июня 2021 года N 980-п, в приложение к приказу под пунктом 1994 в перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год включен объект недвижимости с кадастровым номером N, расположенный по адресу: <адрес>.
Указанные приказы с приложениями к ним опубликованы на официальном сайте министерства экономического развития Калужской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" https://admoblkaluga.ru/sub/econom/.
09 июня 2021 года в Калужский областной суд поступило административное исковое заявление акционерного общества "Сельстрой", в котором административный истец, уточнив заявленные требования, просил признать не действующими со дня принятия пункт 456 Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, определенного приказом министерства экономического развития Калужской области от 27 декабря 2018 года N 1795-п (в редакции приказа министерства экономического развития Калужской области от 26 мая 2021 года N 801-п); пункта 1994 Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, определенного приказом министерства экономического развития Калужской области от 27 декабря 2019 года N 2480-п (в редакции приказа министерства экономического развития Калужской области от 18 июня 2021 года N 980-п).
В обоснование заявленных требований административным истцом указано, что акционерное общество "Сельстрой" является собственником здания с кадастровым номером 40:26:000300:139, расположенного по адресу: <адрес>, которое включено в указанные выше Перечни, однако не обладает признаками объекта налогообложения, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, ни по виду разрешенного использования земельного участка, на котором оно расположено, ни по сведениям документов технического учета о назначении помещений в нем, в связи с чем включение его в перечень объектов недвижимого имущества не соответствует положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и нарушает его права, необоснованно возлагая обязанность по уплате налога на имущество в завышенном размере.
Административным истцом также заявлялось требование о признании не действующим со дня принятия пункта 2367 Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, определенного приказом министерства экономического развития Калужской области от 30 декабря 2020 года N 2363-п (в редакции приказа министерства экономического развития Калужской области от 05 февраля 2021 года N 182-п).
Определением Калужского областного суда от 09 августа 2021 года производство по административному делу по административному исковому заявлению акционерного общества "Сельстрой" к министерству экономического развития Калужской области в части признания недействующим со дня принятия пункта 2367 Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, определенного приказом министерства экономического развития Калужской области от 30 декабря 2020 года N 2363-п (в редакции приказа министерства экономического развития Калужской области от 05 февраля 2021 года N 182-п), прекращено.
В судебном заседании представитель административного истца акционерного общества "Сельстрой" С.В.С. поддержал заявленные требования по изложенным выше основаниям с учетом последующих уточнений заявленных требований.
Представитель административного ответчика министерства экономического развития Калужской области М.И.А. возражала против удовлетворения требований административного искового заявления.
Прокурор Б.И.И. в заключении полагала требования административного искового заявления подлежащими удовлетворению.
Представители заинтересованных лиц Управление Федеральной налоговой службы Калужской области, ИФНС России по Ленинскому округу города Калуги, будучи надлежащим образом уведомлены о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Согласно пункту "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (пункт 1 статьи 14, пункт 1 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 3 статьи 12 и пунктом 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, в частности, установлено, что для отдельных видов недвижимого имущества, перечень которых установлен пунктом 1 настоящей статьи, налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке.
Так, согласно подпунктам 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении, следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Пунктом 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения (подпункт 1); здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения (подпункт 2).
В соответствии с пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (подпункт 1); здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (подпункт 2).
Пунктом 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно пункту 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу: определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость; направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации; размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В пункте 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 данной статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
На территории Калужской области в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 1.1 Закона Калужской области от 10 ноября 2003 года N 263-ОЗ "О налоге на имущество организаций" налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектами налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них: площадью свыше 1000 квадратных метров - начиная с 1 января 2018 года; площадью свыше 500 квадратных метров - начиная с 1 января 2019 года; площадью до 500 квадратных метров включительно - начиная с 1 января 2020 года; нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания: площадью свыше 1000 квадратных метров - начиная с 1 января 2018 года; площадью свыше 500 квадратных метров - начиная с 1 января 2019 года; площадью до 500 квадратных метров включительно - начиная с 1 января 2020 года.
Системный анализ положений федерального и регионального законодательства, включая статью 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и пункты 1, 2 статьи 1.1. Закона Калужской области от 10 ноября 2003 года N 263-ОЗ "О налоге на имущество организаций", позволяет сделать вывод о том, что отнесение недвижимого имущества к административно-деловому центру, торговому центру (комплексу) на территории Калужской области осуществляется в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание (строение, сооружение), площади здания и (или) вида его фактического использования.
В соответствии со статьями 20, 31 Закона Калужской области от 25 июля 1995 года N 12 "О нормативных правовых актах органов государственной власти Калужской области" (далее по тексту - Закон) приказ является правовым актом функционально-отраслевого характера по общим и специальным вопросам компетенции органа исполнительной власти и издаются министрами Калужской области, руководителями иных исполнительных органов государственной власти Калужской области.
В силу статьи 34 Закона нормативный правовой акт содержит следующие реквизиты: полное наименование органа, принявшего акт; правовой статус (вид) акта; заголовок, обозначающий предмет регулирования; регистрационный номер; дату подписания, подпись полномочного лица, печать.
Согласно части 2 статьи 60 Закона иные нормативные правовые акты правотворческих органов вступают в силу по истечении десяти дней после их официального опубликования, если самими актами не предусмотрен иной срок вступления в силу.
Постановлением Правительства Калужской области от 23 сентября 2016 года N 511 утверждено Положение о министерстве экономического развития Калужской области, в соответствии с пунктом 3.75 которого министерство экономического развития является уполномоченным органом исполнительной власти Калужской области по осуществлению функций, предусмотренных пунктами 7, 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Процедура определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений установлена Порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, утвержденным постановлением Правительства Калужской области от 16 октября 2017 года N 585.
В силу пункта 1.2 Порядка органом исполнительной власти Калужской области, уполномоченным на определение вида фактического использования объектов недвижимости, является министерство экономического развития Калужской области.
Мероприятия по определению вида фактического использования объектов недвижимости проводятся в случае, если на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости или документах технического учета (инвентаризации), невозможно установить соответствие объекта недвижимости критериям отнесения к объектам, указанным в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 2.1 Порядка).
Таким образом, суд приходит к выводу, что объект недвижимости включен в перечни уполномоченным органом - министерством экономического развития Калужской области, в пределах его компетенции, установленной федеральным и региональным законодательством, в той форме, в которой этот орган вправе принимать нормативные правовые акты, с соблюдением процедуры официального опубликования.
Проверяя соответствие оспариваемых в части нормативных правовых актов нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, административному истцу на праве собственности принадлежит трехэтажное нежилое здание с кадастровым номером N площадью 2966,7 кв. м по адресу: <адрес>, расположенное на земельном участке с кадастровым номером N категории земель "земли населенных пунктов" с видом разрешенного использования "для эксплуатации административного здания и 3-х гаражных боксов".
Согласно данным в судебном заседании объяснениям представителя министерства экономического развития Калужской области, нежилое здание с кадастровым номером N включено в оспариваемые административным истцом пункты перечней, исходя из вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположено нежилое здание, и документов технического учета (технического паспорта нежилого здания).
Из содержащейся в техническом паспорте здания экспликации к поэтажному плану следует, что здание по адресу: <адрес>, состоит из помещений, поименованных как "столовая" (144,4 кв. м), "тамбур", "коридор", "учреждение" (1356,3 кв. м), "учебное" (185,8 кв. м), "щитовая", "кладовая", "санузел", "кинобудка" (14,2 кв. м), "кинозал" (167,3 кв. м), "кабинет" (109,2 кв. м), "касса" (4,2 кв. м), "зал заседаний" (74,2 кв. м), "библиотека" (50 кв. м), "лестничная клетка", при этом помещение с назначением "столовая" занимает 4,9% от общей площади здания, помещения "кинобудка" и "кинозал" занимают 6,1% от общей площади здания. Помещения "учреждение", "учебное", "зал заседаний", "кабинет" занимающие 58,1% от общей площади здания, по своему наименованию не тождественны термину "офис".
Таким образом, документами технического учета не подтверждается, что спорное здание имеет помещения общей площадью не менее 20 процентов от общей площади здания, назначение, разрешенное использование или наименование которых предусматривает размещение объектов, перечисленных в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Вид разрешенного использования земельного участка "для эксплуатации административного здания и 3-х гаражных боксов" безусловно не предполагает размещение на нем офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, а следовательно не позволяет однозначно отнести нежилое здание с кадастровым номером N к указанным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации объектам.
Более того, министерством экономического развития фактическое использование спорного здания для целей, перечисленных в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, не проверялось и не устанавливалось.
В свою очередь, в силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный ответчик обязан доказать законность включения объекта в перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Между тем, административным ответчиком относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие спорного здания и помещений в нем условиям, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации и необходимым для включения названного объекта в перечни на 2019 и 2020 годы, не представлено.
Вопреки утверждениям представителя административного ответчика, ни вид разрешенного использования земельного участка, ни сведения документов технического учета (инвентаризации) не позволяют сделать вывод о правомерности включения указанного здания в перечни на 2019 и 2020 годы, а мероприятий по определению фактического использования этого здания на указанные годы не проводилось.
При таких обстоятельствах, с учетом положений пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, поскольку оспариваемые в части нормативные правовые акты не соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных акционерным обществом "Сельстрой" требований административного искового заявления.
Определяя момент, с которого оспариваемые положения указанных нормативных правовых актов признаются не действующими, суд учитывает, что административный истец является плательщиком налога на имущество организаций, следовательно, оспариваемые пункты перечней к приказам для достижения цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, подлежат признанию не действующими со дня их принятия.
В силу требований пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд приходит к выводу о необходимости возложения на министерство экономического развития Калужской области обязанности разместить решение суда или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу на официальном сайте министерства экономического развития Калужской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" https://admoblkaluga.ru/sub/econom/.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 176, 177, 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, решил:
признать не действующим со дня принятия пункт 456 Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, определенного приказом министерства экономического развития Калужской области от 27 декабря 2018 года N 1795-п (в редакции приказа министерства экономического развития Калужской области от 26 мая 2021 года N 801-п).
Признать не действующим со дня принятия пункт 1994 Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, определенного приказом министерства экономического развития Калужской области от 27 декабря 2019 года N 2480-п (в редакции приказа министерства экономического развития Калужской области от 18 июня 2021 года N 980-п).
Обязать министерство экономического развития Калужской области разместить решение суда или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу на официальном сайте министерства экономического развития Калужской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" https://admoblkaluga.ru/sub/econom/.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции через Калужский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий |
И.Д. Короткова |
Мотивированное решение изготовлено 20 октября 2021 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Калужского областного суда от 11 октября 2021 г. N 3а-80/2021 "О признании недействующим пункта 456 перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержденного приказом минэкономразвития Калужской обл. от 27.12.2018 N 1795-п"
Текст решения опубликован на сайте Калужского областного суда в Internet (https://oblsud--klg.sudrf.ru/)
Апелляционным определением Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 3 февраля 2022 г. N 66а-353/2022 решение оставлено без изменения