1. Общие положения
1.1. Общие требования к стандартам внешнего государственного и муниципального аудита (контроля) для проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (далее - Общие требования) разработаны в соответствии с положениями Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", Бюджетного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации".
1.2. Общие требования определяют единые для контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (далее - контрольно-счетные органы) требования к структуре, содержанию, порядку разработки и утверждения стандартов внешнего государственного и муниципального аудита (контроля) для проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий (далее - Стандарт).
1.3. Стандарты - это внутренние нормативные документы контрольно-счетных органов, определяющие требования, правила и процедуры осуществления деятельности контрольно-счетных органов по проведению контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.
2. Требования к структуре и содержанию Стандарта
2.1. Структура Стандарта должна соответствовать требованиям, приведенным в приложении N 1 к Общим требованиям.
2.2. Стандарт, устанавливающий общие требования, правила и процедуры проведения контрольного мероприятия, должен определять:
последовательность процедур при проведении контрольного мероприятия;
требования к формулированию предмета, целей и вопросов контрольного мероприятия;
процедуры организации контрольного мероприятия, требования к служебным контактам сотрудников контрольно-счетного органа с должностными лицами объектов контрольного мероприятия и между собой, формированию группы инспекторов, привлечению экспертов;
последовательность и содержание действий участников контрольного мероприятия, в том числе при выявлении нарушений и недостатков в деятельности объектов контрольного мероприятия, обнаружении достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, создании препятствий для проведения контрольного мероприятия, иных обстоятельствах;
требования к описанию результатов контрольного мероприятия, в том числе к классификации нарушений с учетом Классификатора нарушений, выявляемых в ходе внешнего государственного аудита (контроля), одобренного Советом контрольно-счетных органов при Счетной палате Российской Федерации, формируемым доказательствам, выводам и предложениям по результатам контрольного мероприятия;
правила и порядок оформления актов, представлений, предписаний, уведомлений о применении бюджетных мер принуждения, составления протоколов об административных правонарушениях; порядок передачи материалов контрольных мероприятий в правоохранительные органы в случае выявления данных, указывающих на признаки составов преступлений или коррупционных правонарушений; порядок подготовки отчета о результатах контрольного мероприятия; требования к рабочей документации, а также формы документов, подготавливаемых в ходе и по результатам контрольного мероприятия;
правила контроля за реализацией документов, подготовленных по результатам контрольного мероприятия, в том числе за выполнением представлений и предписаний, рассмотрением уведомлений о применении бюджетных мер принуждения и исполнением решений об их применении, рассмотрением обращений в правоохранительные органы, рассмотрением дел об административных правонарушениях, возбужденных должностными лицами контрольно-счетного органа; порядок формирования 1, мониторинга и контроля за реализацией предложений по результатам контрольного мероприятия, а также снятия с контроля документов, подготовленных по результатам контрольного мероприятия;
процедуры управления качеством контрольного мероприятия;
иные положения по проведению контрольного мероприятия (при необходимости).
2.3. Стандарт, устанавливающий общие требования, правила и процедуры проведения экспертно-аналитического мероприятия, должен определять:
последовательность процедур при проведении экспертно-аналитического мероприятия;
требования к формулированию предмета, целей и вопросов экспертно-аналитического мероприятия;
процедуры организации экспертно-аналитического мероприятия, требования к формированию группы инспекторов, привлечению экспертов;
требования к описанию результатов, формируемым доказательствам, выводам и предложениям по результатам экспертно-аналитического мероприятия;
порядок подготовки отчета (заключения) о результатах экспертно-аналитического мероприятия; требования к рабочей документации, а также формы документов, подготавливаемых в ходе и по результатам экспертно-аналитического мероприятия;
правила контроля за реализацией документов, подготовленных по результатам экспертно-аналитического мероприятия, в том числе за рассмотрением обращений в правоохранительные органы; порядок формирования 2, мониторинга и контроля за реализацией предложений по результатам экспертно-аналитического мероприятия, а также снятия с контроля документов, подготовленных по результатам экспертно-аналитического мероприятия;
процедуры управления качеством экспертно-аналитического мероприятия;
иные положения по проведению экспертно-аналитического мероприятия (при необходимости).
2.4. Общие правила контроля за реализацией документов, подготовленных по результатам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, и процедуры управления качеством контрольных и экспертно-аналитических мероприятий могут быть определены отдельными стандартами.
2.5. При необходимости контрольно-счетный орган может разрабатывать иные стандарты, определяющие общие правила и процедуры осуществления отдельных полномочий.
Примерная структура системы стандартов контрольно-счетного органа приведена в приложении N 2 к Общим требованиям.
3. Требования к порядку разработки и утверждения Стандарта
3.1. Стандарт разрабатывается с учетом следующих основных принципов:
целесообразность - соответствие поставленным целям разработки Стандарта;
четкость и ясность - обеспечение однозначности понимания положений, изложенных в Стандарте;
логическая стройность - обеспечение последовательности и целостности изложения положений Стандарта, исключение внутренних противоречий в нем;
полнота - достаточно полный охват регламентируемого Стандартом предмета;
согласованность - обеспечение взаимосвязи и непротиворечивости положений Стандарта с внутренними нормативными и методическими документами контрольно-счетного органа, исключение дублирования положений таких документов в Стандарте;
подконтрольность - наличие в Стандарте положений, обеспечивающих возможность соблюдения (выполнения) требований, правил и процедур, содержащихся в Стандарте;
единство терминологии - обеспечение одинаковой трактовки терминов, применяемых в Стандарте, а также в иных внутренних нормативных и методических документах контрольно-счетного органа.
3.2. Разработчик Стандарта осуществляет сбор необходимой информации, ее изучение и обобщение, подготовку и согласование проекта Стандарта с заинтересованными должностными лицами и структурными подразделениями (сотрудниками) контрольно-счетного органа.
При необходимости к разработке проекта Стандарта могут привлекаться эксперты.
3.3. Стандарт утверждается коллегиальным органом (коллегией) либо председателем контрольно-счетного органа в соответствии с их полномочиями.
3.4. По решению коллегиального органа (коллегии) или председателя контрольно-счетного органа в соответствии с их полномочиями может проводиться апробация Стандарта, заключающаяся в проверке практической реализуемости его положений, выявлении недостатков и проблем, возникающих в процессе применения Стандарта.
3.5. Стандарт вступает в силу с даты его утверждения либо с даты, указанной в решении об утверждении Стандарта.
Срок действия Стандарта не ограничивается, если иное не предусмотрено решением об утверждении Стандарта.
4. Заключительные положения
4.1. Контрольно-счетный орган обеспечивает актуализацию Стандарта путем подготовки и внесения в него необходимых изменений.
4.2. При необходимости одновременно с актуализацией Стандарта вносятся изменения во взаимосвязанные с ним документы или принимается решение о признании соответствующих документов утратившими силу и (или) о разработке новых документов.
4.3. Стандарт подлежит признанию утратившим силу в случаях:
несоответствия Стандарта вновь принятым законодательным актам Российской Федерации и (или) субъекта Российской Федерации, при этом объем изменений, подлежащих внесению в связи с этим в Стандарт, затрагивает значительную часть Стандарта и (или) существенно изменяет его структуру;
утверждения нового Стандарта взамен действующего;
включения значительной части или всех положений Стандарта в другой утвержденный Стандарт;
в иных случаях в соответствии с решением контрольно-счетного органа.
4.4. Актуализация Стандартов, а также признание их утратившими силу производится аналогично порядку, установленному для разработки и (или) утверждения Стандартов.
------------------------------
1 При необходимости могут быть включены положения о проведении консультаций по реализации предложений контрольно-счетного органа по итогам контрольного мероприятия.
2 При необходимости могут быть включены положения о проведении консультаций по реализации предложений контрольно-счетного органа по итогам экспертно-аналитического мероприятия.
------------------------------
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Счетная палата утвердила общие требования к стандартам внешнего государственного и муниципального аудита для проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий контрольно-счетными органами регионов и муниципалитетов.
Документ определяет единые требования к структуре, содержанию, порядку разработки и утверждения стандартов. Прилагается примерная структура системы стандартов контрольно-счетного органа. Также содержатся положения об актуализации стандарта и о признании его утратившим силу.
В частности, согласно общим требованиям стандарт утверждается коллегиальным органом либо председателем контрольно-счетного органа. По их решению могут проводиться проверка практической реализуемости положений стандарта, а также выявление недостатков и проблем при его применении.
Общие требования к стандартам внешнего государственного и муниципального аудита (контроля) для проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (утв. постановлением Коллегии Счетной палаты РФ от 29 марта 2022 г. N 2ПК)
Текст требований опубликован не был