Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя B.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, Г.А. Гаджиева, Л.М. Жарковой, C.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина С.А. Федорова к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Гражданин С.А. Федоров, являвшийся федеральным государственным гражданским служащим территориального органа Федеральной службы судебных приставов, оспаривает конституционность статьи 96 Федерального закона от 1 октября 2019 года N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", устанавливающей изменения в Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей", согласно которым он подлежит распространению на лиц, проходивших службу в органах принудительного исполнения Российской Федерации.
По мнению заявителя, оспариваемая норма, примененная в его деле судами общей юрисдикции, противоречит Конституции Российской Федерации, в том числе ее статье 55 (часть 3), и ущемляет конституционное право на социальное обеспечение, поскольку не позволяет лицам, уволенным с должности федерального государственного служащего территориального органа Федеральной службы судебных приставов, включать период такой службы в выслугу лет, дающую право на пенсионное обеспечение по нормам Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I, и соответственно получать предусмотренную указанным Законом пенсию за выслугу лет.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому право на социальное обеспечение (статья 39, часть 1), решение вопросов, касающихся правовых оснований назначения государственных пенсий и порядка их исчисления, относит к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).
В Федеральном законе "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" законодатель, определяя правовой статус сотрудника - гражданина, проходящего в соответствии с данным Федеральным законом службу в органах принудительного исполнения Российской Федерации в должности, по которой предусмотрено присвоение специального звания, закрепил за сотрудниками в том числе право на государственное пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также для реализации данного права предусмотрел внесение изменений в Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I (пункт 7 статьи 1, пункт 17 части 1 статьи 11 и статья 96). При этом за указанными лицами сохранялась возможность зачета в стаж работы (выслугу лет) отдельных периодов их службы до 1 июля 2020 года, в том числе в должностях судебного пристава-исполнителя (старшего судебного пристава-исполнителя) и (или) судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов подразделения судебных приставов, должностях гражданской службы в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, и его территориальных органах (часть 14 статьи 92).
Следовательно, оспариваемая С.А. Федоровым норма является частью правового механизма, направленного на реализацию права на пенсионное обеспечение сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации, и не может расцениваться как затрагивающая права заявителя, который службу в органах принудительного исполнения, как следует из представленных документов, не проходил.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Федорова Сергея Александровича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 31 марта 2022 г. N 710-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Федорова Сергея Александровича на нарушение его конституционных прав статьей 96 Федерального закона "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)