Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Утверждена
решением Думы
Приуральского района
от 24 декабря 2021 г. N 111
Стратегия
социально-экономического развития муниципального округа Приуральский район Ямало-Ненецкого автономного округа до 2035 года
22 февраля 2022 г.
I. Общие сведения о муниципальном округе Приуральский район Ямало-Ненецкого автономного округа
1.1. Историко-географическая характеристика.
Муниципальный округ Приуральский район Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - муниципальный округ, Приуральский район) расположен в северо-западной части Западно-Сибирской равнины, протянувшись от берегов Байдарацкой губы Карского моря до северо-таежных лесов Полуйской возвышенности.
На восточных склонах Полярного Урала, в верхнем течении реки Харбей, расположен Харбейский геологический памятник природы регионального значения.
В центральной части Приуральский район пересекает Северный Полярный круг.
Общая площадь муниципального округа составляет 64,9 тыс. или 8,4% территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - автономный округ).
Приуральский район образован одновременно с созданием Ямальского (Ненецкого) национального округа (постановление Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Российской Советской Федеративной Социалистической Республики от 10 декабря 1930 года "Об организации национальных объединений в районах расселения малых народностей Севера").
На протяжении всей истории существования Приуральский район является преимущественно аграрной территорией, с преобладанием традиционных отраслей хозяйствования коренных малочисленных народов Севера (далее - КМНС).
Поселенческий каркас территории сформирован под воздействием естественного движения населения, в период промышленного освоения территории автономного округа миграционными потоками деформирован не был.
1.2. Советский период.
В 1930 году в составе Приуральского района образовано два сельских Совета: Обдорский и Щучьереченский. Первоначально административным центром Приуральского района был поселок Щучье, а в 1932 году в составе Приуральского района были образованы еще два сельских Совета: Товопогольский и Собской.
В связи с образованием рабочего поселка Салехард (постановление Всероссийского центрального исполнительного комитета Российской Советской Федеративной Социалистической Республики от 20 июня 1933 года), в 1933 году Обдорский сельский Совет был упразднен.
26 июня 1940 году на основании Указа Президиума Верховного Совета РСФСР районный центр был перенесен из поселка Щучье в поселок Аксарка - село на Обском яру стало районным центром, при этом, в документальных источниках первое упоминание о селе - "Оксарковские юрты" - было в 1897 году.
27 июня 1944 году в составе Приуральского района образованы Байдарацкий и Полуйский сельские Советы, а 18 августа 1975 года Товопогольский сельсовет переименован в Зеленоярский, Собской - в Катравожский, Щучьереченский - в Белоярский.
В 50-е годы XX века переосмысление геостратегической роли Арктики предопределило развитие транспортной инфраструктуры северных территорий. В период с 1947 по 1953 годы осуществлялось строительство железной дороги Чум - Салехард - Игарка (стройка N 501). К декабрю 1947 года было открыто рабочее движение поездов на участке "Чум - Собь", протяженностью 118 км. Последний 31 км этого участка проходил по территории Приуральского района.
В советский период обилие полноводных рек способствовало развитию рыбной промышленности. Основная магистраль добычи сиговых видов рыб (муксун, нельма, чир, сиг-пыжьян) до сих пор проходит по реке Обь вблизи села Аксарка. Рыбный промысел на территории района осуществляли Аксарковский рыбзавод, Совхоз "Байдарацкий".
В 1959 году территория Приуральского района являлась одной из наиболее многолюдных территорий автономного округа, где проживало 6,9 тыс. чел., или 11,0% населения округа.
В советский период численность населения Приуральского района была стабильной, за период 1959 - 1989 годов значение показателя не претерпело серьезных изменений, варьировалось в диапазоне 6-6,9 тыс. чел.
1.3. Период современной России.
23 апреля 1999 года решением Районного Собрания депутатов утверждены герб и флаг Приуральского района. Основные символы Приуральского района связаны с отраслями: оленеводство, рыболовство и охота.
В ноябре 1996 года Законом автономного округа установлена граница территории Приуральского района и узаконено официальное наименование - муниципальное образование Приуральский район.
Современный этап развития территории связан не только с развитием агропромышленного комплекса (далее - АПК), который представлен оленеводством и рыболовством, рыбоводством, но и с реализацией крупных инфраструктурных проектов: строительство участка автомобильной дороги Салехард - Надым (начало строительства - 2011 год, введен в эксплуатацию в 2020 году, передан в собственность субъекта РФ в 2021 году), трубопровода "Бованенково - Ухта" (период строительства - 2009 - 2010 годы).
16 декабря 2004 года Законом автономного округа муниципальное образование Приуральский район наделено статусом муниципального района с административным центром село Аксарка, утверждены границы муниципального района, в составе территории образованы: городское поселение муниципальное образование поселок Харп; сельские поселения муниципальные образования: Аксарковское, Белоярское, село Катравож, Харсаимское, а в 2012 году муниципальные образования Аксарковское и Харсаимское преобразованы путем их объединения во вновь образованное муниципальное образование Аксарковское.
1.4. Социально-экономическая характеристика.
В течение последнего десятилетия демографическая ситуация в муниципальном округе отличалась разнонаправленной динамикой.
Численность населения с 1990 по 2005 годы начала медленно расти, увеличившись на 1,1 тыс. чел.
В 2006 году серьезные изменения претерпел показатель численности населения по причине административно-территориальных преобразований: по результатам референдума 2006 года, поселок Харп вышел из состава муниципального образования город Лабытнанги и вошел в состав Приуральского района, численность населения увеличилась на 3,6 тыс. чел. по сравнению с 2005 годом.
По итогам Всероссийской переписи населения 2010 года, Росстат уточнил численность жителей Приуральского района: с 11,5 тыс. чел. в 2008 году на 14,9 тыс. чел. в 2010 году.
На начало 2021 года численность населения составила 15,3 тыс. чел. Территория муниципального округа характеризуется как стабильным естественным приростом населения, так и миграционным оттоком на протяжении всех последних 10 лет.
Однако, показатель численности населения Приуральского района претерпел очередное изменение в сторону снижения.
Законом автономного округа от 23 апреля 2021 года N 32-ЗАО "О преобразовании муниципального образования поселок Харп и муниципального образования город Лабытнанги путем их объединения и организации местного самоуправления на территории городского округа город Лабытнанги Ямало-Ненецкого автономного округа", Законом автономного округа от 23 апреля 2021 года N 33-ЗАО "О преобразовании муниципальных образований, входящих в состав муниципального образования Приуральский район, и создании вновь образованного муниципального образования муниципальный округ Приуральский район Ямало-Ненецкого автономного округа", муниципальное образование поселок Харп объединено с городским округом город Лабытнанги, а муниципальные образования Аксарковское, Белоярское, село Катравож и Приуральский район преобразованы в муниципальный округ Приуральский район автономного округа.
На сегодняшний день в муниципальном округе проживает около 9,5 тыс. чел., или 1,7% населения автономного округа.
В структуре экономики ведущая роль принадлежит АПК, базовой отраслью сельского хозяйства является оленеводство. В оленеводческих хозяйствах муниципального округа насчитывается около 135 тыс. голов оленей - более 70% поголовья принадлежит оленеводам-частникам.
В настоящее время на территории Приуральского района хозяйственную деятельность осуществляют предприятия производственной сферы различных отраслей экономики: ОСП ГДУ АО "Челябинский электрометаллургический комбинат", МУП "Мясоперерабатывающий комплекс "Паюта", АО "Совхоз Байдарацкий" - ведущее сельскохозяйственное предприятие муниципального округа, специализирующееся на разведении домашних оленей и выпуске иной продукции оленеводства, ООО "Святогор", МП "Аксарковское РПП" - сфера рыбодобычи, ЗАО "Спецтеплосервис" - сфера ЖКХ.
Муниципальный округ обладает запасами рудных и нерудных полезных ископаемых. С 1995 года ведется добыча хромовых руд, вклад которой в экономику муниципального округа пока незначителен. Кроме этого, на территории муниципального округа ведется добыча декоративного и строительного камня, известняка, гипса, мела, песка и глины.
Для муниципального округа характерна концентрация хозяйственной деятельности и населения вблизи городов Салехард и Лабытнанги, а также вдоль транспортных магистралей.
В 2020 году среднесписочная численность работников организаций (без учета малого предпринимательства) составила 5,9 тыс. чел. Значение показателя колеблется год от года, в значительной степени зависит от численности работников, которые трудятся вахтовым методом, главным образом, в сфере строительства.
К окончанию 2021 года среднесписочная численность работников организаций сократилась более чем на 2 тыс. чел. в связи с выходом поселка Харп из состава территории Приуральского района и, по оценке 2021 года, составит 3,2 тыс. чел.
Уровень оплаты труда в муниципальном округе ниже, чем в среднем по автономному округу, но выше среднероссийского значения.
Рисунок 1. Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников организаций в 2020 году, тыс. руб.
Муниципальный округ характеризуется низким уровнем развития потребительского рынка. Спрос населения муниципального округа на многие товары и услуги удовлетворяется в соседних городах Салехард и Лабытнанги.
Уровень развития транспортной инфраструктуры в муниципальном округе довольно низок.
В некоторых населенных пунктах отсутствуют сети водоснабжения и очистные канализационные сооружения.
1.5. Позиции Приуральского района в автономном округе. В сфере оленеводства муниципальный округ по показателям численности поголовья оленей, объем производства и переработки оленьего мяса занимает устойчивое 3 место.
Убойно-холодильный комплекс МУП "Мясоперерабатывающий комплекс "Паюта" из года в год наращивает объемы заготовки оленьего мяса, реализуя его не только на территории муниципального округа, но и за его пределами: с 2017 года МУП "Паюта" поставляет мясо северного оленя в страны Евросоюза, став вторым экспортером ямальской оленины за границу.
По виду деятельности "строительство", показатель "Объем работ, выполненных собственными силами организаций (без субъектов малого предпринимательства) по итогам 2020 года муниципальный округ занял 12 место.
Показатель обеспеченности населения общей площадью жилья ниже среднеокружного значения - 16,4 кв. м (в среднем по автономному округу - 20,6 кв. м).
Доля ветхого и аварийного жилья составляет 8,7% от общей площади жилого фонда муниципального округа.
II. Стратегическая диагностика
2.1. Ключевые вызовы.
2.1.1. Миграционный отток.
Территория Приуральского района характеризуется постоянным миграционным оттоком, сдерживающим рост численности постоянного населения.
Близость городов окружного значения (Салехард, Лабытнанги) с более развитой инфраструктурой, высоким уровнем средней заработной платы обуславливает высокую степень мобильности населения.
Реализация программ улучшения жилищных условий, переселения граждан из аварийного жилищного фонда, обеспеченность объектами образования, безопасные условия проживания граждан, поддержка социально незащищенных категорий жителей повлияли на проявление тенденции к снижению количества выбывающих из Приуральского района.
2.1.2. Изменение климата, снижение надежности инфраструктуры и инженерных систем.
В последнее десятилетие наблюдается разбалансирование климата и нарастание проблемы деградации многолетнемерзлых арктических пород.
Интенсивное потепление климата в Арктике, происходящее в 2 - 2,5 раза быстрее, чем в целом по планете, влечет растепление многолетнемерзлых пород, ухудшение состояния мест захоронений животных, павших от особо опасных и заразных болезней; деградацию тундровой флоры, сокращение численности ценных промысловых видов рыб.
Растепление многолетнемерзлых пород, особенно в черте или вблизи населенных пунктов, на линейных объектах транспортной и энергетической инфраструктуры, создает риски нарушения целостности инженерных систем, зданий и сооружений.
2.1.3. Несбалансированность рынка труда.
Профессионально-квалификационный дисбаланс рынка труда может стать серьезным вызовом, снижающим эффективность общественного производства из-за возникновения несоответствия квалификационных характеристик работников квалификационным требованиям рабочих мест.
В целях нивелирования ситуации, ГКУ ЯНАО "Центр занятости населения Приуральского района" проводит ярмарки вакансий, организует профессиональную ориентацию учащихся школ, направленную на повышение престижа профессий, востребованных на рынке труда муниципального района.
2.1.3. Снижение конкурентоспособности предприятий АПК.
Деградация оленьих пастбищ вследствие лесных пожаров, отвода земель сельскохозяйственного назначения под промышленные нужды (карьеры, строительство газопровода, железной и технологических дорог), "перевыпас" - содержание стад оленей в большем количестве и в течение более продолжительного времени, чем позволяет оленеемкость пастбищ могут привести к сокращению промышленного оборота сельскохозяйственной продукции.
Резкое сокращение ресурсов сиговых рыб из-за чрезмерного промысла во время заморных явлений в Обской губе, которые спровоцировали маловодные годы на Оби.
Количество объектов глубокой переработки продукции оленеводства и ассортимента продукции оленеводства недостаточно, имеется потребность в строительстве убойно-холодильного комплекса в селе Аксарка, что приведет к созданию новых рабочих мест, позволит увеличить объем производства продукции оленеводства, расширить его ассортимент.
Для обеспечения устойчивого и эффективного развития рыбопромысловой отрасли потребуется дальнейшее укрепление материально-технической базы имеющихся предприятий, их техническое перевооружение, создание ледникового хозяйства на участках, расширение видов переработки и ассортимента производимой продукции, проведение мероприятий по воспроизводству рыбных ресурсов особо ценных видов рыб, вовлечение хозяйствующих субъектов в процесс разведения водных биоресурсов.
В населенных пунктах, располагающих необходимыми трудовыми ресурсами (с. Аксарка, с. Белоярск), осуществить строительство современных перерабатывающих производств при наличии потребности.
2.2. Экономика и инфраструктура.
2.2.1. Энергетический комплекс и коммунальная инфраструктура.
2.2.1.1. Текущая ситуация.
Санитарное благополучие территорий населенных пунктов Приуральского района обеспечивает коммунальная инженерная инфраструктура. Для получения чистой питьевой воды на территории Приуральского района эксплуатируются 7 водоочистных сооружений общей производительностью 1 842 /сутки в селах Аксарка, Катравож, Белоярск, Харсаим, поселках Зеленый Яр, Щучье и деревне Лаборовая.
Водоотведение в населенных пунктах отсутствует, сточные воды утилизируются в "септики" (выгребные ямы).
Система электроснабжения включает в себя 10 автономных электростанций, 9 из них работают на дизельном топливе, а 1 - на природном газе. Особенностью системы электроснабжения муниципального округа является ее децентрализация, обособленность от Российской энергосистемы.
Теплоснабжение потребителей осуществляют 10 котельных, из которых 4 в качестве топлива используют природный газ, а 6 - работают на дизельном топливе. Кроме того, потребители применяют автономное отопление печами, электро- и газовыми котлами. Централизованной системой теплоснабжения охвачено 80% жилищного фонда.
2.2.1.2. Факторы развития:
необходимость досрочного завоза топлива для котельных, электростанций и в изолированных энергосистемах;
короткий межотопительный период, сжатые сроки проведения ремонтных работ;
повышенные требования к теплоснабжению в условиях Крайнего Севера;
необходимость дополнительного резервирования теплогенерирующего оборудования для повышения надежности теплоснабжения;
удаленность малых населённых пунктов от газотранспортных систем;
низкий уровень доступности централизованных систем водоснабжения и водоотведения в небольших населенных пунктах;
отсутствие разведанных запасов подземных вод для нужд питьевого водоснабжения в отдаленных населённых пунктах муниципального округа;
низкая доля стоков, подвергающихся нормативной очистке на очистных сооружениях, применение устаревших технологий по очистке сточных вод и отсутствие канализационных очистных сооружений в небольших населённых пунктах.
2.2.1.3. Риски:
низкая устойчивость локальных энергосистем населенных пунктов в децентрализованной зоне электроснабжения;
возникновение локальных нарушений в системах тепловодоснабжения, экстремальные климатические условия могут оказывать влияние на устойчивость таких систем;
вторичное загрязнение питьевой воды в сетях водоснабжения;
ухудшение качественных характеристик воды в источниках питьевого водоснабжения;
аварийный разлив нефтепродуктов на складах их хранения в населенных пунктах с ограниченными сроками завоза грузов.
2.2.1.4. Выводы:
1) необходимость продолжения работ по повышению энергонезависимости путем присоединения изолированных энергосистем с собственной генерацией и формирование электрических связей с соседними энергосистемами;
2) обеспечение стабильности работы сетей теплоснабжения в экстремальных условиях Крайнего Севера;
3) наличие крупных запасов газа в регионе создают предпосылки для газификации населенных пунктов;
4) необходимость в строительстве новых объектов хранения топлива в населенных пунктах с ограниченными сроками завоза грузов;
5) необходимость повышения доли питьевой воды и стоков, очищаемых до нормативных значений, в том числе с использованием новейших технологий, безопасного оборудования и материалов. Особое внимание необходимо уделить обеспечению очистными сооружениями малых населенных пунктов, где они отсутствуют;
6) проведение работ по поиску запасов подземных вод для нужд хозяйственно-питьевого водоснабжения в виду ухудшения качества воды в поверхностных источниках.
2.2.2. Транспортный комплекс.
На территории Приуральского района организованы муниципальные маршруты: водным транспортом: "Аксарка - Белоярск - Аксарка"; "Белоярск - Щучье - Белоярск"; автомобильным транспортом: "Салехард - Катравож"; "Белоярск - Аксарка - Белоярск"; "Белоярск - Щучье - Белоярск"; "Аксарка - Лаборовая - Аксарка".
Перевозки водным транспортом организованы по межмуниципальным маршрутам: Салехард - Катравож; Салехард - Аксарка - Салемал - Панаевск - Яр-Сале - Кутопьюган - Ныда и обратно; Салехард-Зеленый Яр и обратно.
С целью обеспечения транспортного сообщения воздушным транспортом в отдаленные населенные пункты в период распутицы организованы воздушные перевозки по маршруту: Салехард - Белоярск - Салехард.
Автомобильные дороги общего пользования местного значения муниципального округа обеспечивают внутренние связи и позволяют осуществлять перевозки грузов и пассажиров.
Общая протяженность дорог сети Приуральского района составляет - 72,954 км, из них 43,374 км дороги общего пользования местного значения поселений. Общая протяжённость дорог с твёрдым покрытием составляет 72,955 км, из них дороги с усовершенствованным покрытием - 21,470 км.
Ежегодно строятся две зимние автомобильные дороги общей протяжённостью 49,2 км: из них Аксарка - Белоярск - 46 км, подъезд к с. Катравож - 3,2 км.
2.2.2.1. Факторы развития:
расширение парка пассажирского водного речного транспорта повышенной комфортабельности и вместимости;
своевременная замена и расширение парка автомобилей повышенной проходимости для осуществления пассажирских перевозок;
реконструкция, строительство вертолетных площадок в труднодоступных населенных пунктах;
строительство, реконструкция, капитальный ремонт автомобильных дорог Приуральского района.
2.2.2.2. Риски:
сложные климатические условия для осуществления деятельности;
неблагоприятные погодные условия для совершения регулярных пассажирских перевозок;
снижение уровня финансирования мероприятий муниципальных программ;
зависимость от бюджетного субсидирования;
снижение перевозок речным транспортом из-за заиливания русел рек.
2.2.2.3. Выводы:
В ходе выполнения мероприятий развития транспортного комплекса будет развиваться и транспортная инфраструктура, открываться дополнительные муниципальные и межмуниципальные маршруты водного, воздушного и автомобильного транспорта.
2.2.3. Агропромышленный комплекс.
2.2.3.1. Текущая ситуация.
Сельское хозяйство в Приуральском районе в силу естественно-климатических условий ориентировано, в первую очередь, на традиционные отрасли - оленеводство, рыболовство, сбор дикоросов, - основные виды хозяйственной деятельности значительной части коренного населения, сохраняя традиционный образ жизни, этнические традиции коренных малочисленных народов Севера.
Основными задачами развития агропромышленного комплекса в муниципальном округе являются создание условий для развития сельскохозяйственного производства, расширение ассортимента сельскохозяйственной продукции, ее производством занимаются шесть ведущих хозяйств с различной организационно - правовой формой собственности:
- ООО "Святогор" - рыбодобыча, первичная переработка рыбной продукции;
- АО "Совхоз "Байдарацкий" - оленеводство (заготовка, переработка), рыбодобыча и первичная переработка рыбной продукции, звероводство (клеточная пушнина), животноводство, производство колбасных изделий, мясных полуфабрикатов, копчёностей.
- МП "Аксарковское рыбопромысловое предприятие" - рыбодобыча, первичная переработка и производство рыбной продукции;
- АО "Салехардагро" - оленеводство, рыбодобыча;
- МУП "Мясоперерабатывающий комплекс "Паюта" - заготовка, первичная переработка оленеводческой продукции;
- ООО "Ваа-Агро" - производство молочной продукции.
2.2.3.1.1. Оленеводство.
Оленеводство - отрасль животноводства, занимающаяся разведением одомашненного северного оленя, основа существования и традиционного уклада жизни коренных малочисленных народов Севера в Приуральском районе, обеспечивает продовольственную безопасность территории. Выпасается около 90 тысяч голов оленей, большая часть оленьего поголовья принадлежит оленеводам - частникам.
В селе Белоярск действует перерабатывающий цех акционерного общества "Совхоз Байдарацкий", выпускающий четыре вида продукции из мяса оленя. В этом же селе введен в эксплуатацию убойно-холодильный комплекс в октябре 2018 года.
В настоящее время работает и активно развивается муниципальное унитарное предприятие "Мясоперерабатывающий комплекс "Паюта". В 2020-21 годах приобретены и установлены: оборудование для очистки сточных вод, цех по переработке мяса северных оленей, технологическая линия по переработке отходов животного происхождения в п. Харп, приобретен автомобиль для транспортировки продукции.
2.2.3.1.2. Рыболовство и рыбоводство.
На территории муниципального округа имеются внутренние водоемы в низовьях крупных рек и прилегающих к ним озерных системах, на которых может осуществляться промысел рыбы, а также разведение ценных пород промысловых рыб.
Рыболовство - одна из основных отраслей агропромышленного комплекса Приуральского района. Рыбодобывающие предприятия обеспечивают рабочими местами население многих населённых пунктов муниципального округа, предприятий пять: МП "Аксарковское рыбопромысловое предприятие", АО "Совхоз Байдарацкий", АО "Салехардагро", ТОС "Горнокнязевская община", ООО "Святогор". Кроме того, пять рыболовецких общин КМНС также заняты в сфере рыбодобычи.
Развитие рыбного промысла определяется наличием рыбных ресурсов, обеспечивает продовольственную безопасность муниципалитета и региона, обеспечивает трудоустройство коренного населения.
2.2.3.2. Факторы развития:
восполняемые биологические ресурсы;
трудовые ресурсы из числа КМНС, обладающие навыками в оленеводческой, рыбоводной отрасли;
устойчивый спрос на экологически чистую продукцию оленеводства, рыбную продукцию;
высокое качество продукции, биологическая полноценность и экологическая безопасность;
обеспечение населения экологически чистой продукцией сельского хозяйства;
создание сельскохозяйственных перерабатывающих, снабженческих и сбытовых организаций, в том числе малых форм хозяйствования.
2.2.3.3. Риски:
нежелание высококвалифицированных специалистов работать в сельской местности;
тяжелые климатические условия;
растущее техногенное и антропогенное воздействие на территорию, вследствие увеличения добычи полезных ископаемых на севере автономного округа, сокращающее пригодные для ведения традиционного хозяйства территории, снижение популяций водных биоресурсов.
2.2.3.4. Выводы:
1. Важной задачей является обеспечение перехода агропромышленного комплекса к интенсивным формам ведения хозяйства. В целях повышения рентабельности производства, обеспечения потребности населения в качественной продукции - сохранить стабильность системы производства, переработки и реализации произведенной продукции при рациональном использовании имеющихся биологических ресурсов.
2. Осознавая значительную социальную роль традиционного ведения хозяйствования, следует развивать инфраструктуру традиционного хозяйствования - строительство коралей, внедрять высокотехнологическое оборудование для организации качественной переработки продукции в целях ее реализации не только на внутреннем, но и на зарубежном рынке.
3. Для обеспечения стабильного существования отрасли необходимо принять меры по предотвращению перевыпаса и сохранению пастбищных ресурсов (приведение численности поголовья оленей в соответствие с оленеемкостью пастбищ).
4. Повышение качества и уровня жизни сельского населения, благоустройство сельских территорий, грантовая поддержка малых форм хозяйствования, льготное ипотечное кредитование граждан - факторы влияния развития отрасли.
5. Рост производительности и повышение конкурентоспособности предприятий АПК путем внедрения цифровых технологий в производственные процессы, в систему взаимодействия хозяйствующих субъектов и органов государственной власти в целях принятия взвешенных управленческих решений.
2.2.4. Туризм.
2.2.4.1. Текущая ситуация.
Приуралье - это три широтные растительные зоны тундры, лесотундры и северной тайги. Большая часть территории Приуральского района расположена на одной из величайших в мире равнин - Западно-Сибирской, лишь на западе узкой полосой протянулись Уральские горы. На территории муниципального округа насчитывается более 440 рек длиной от 10 км и более 500 км. Особое место занимает Обь - самая большая по площади бассейна в России и одна из четырех крупнейших по водоносности рек России. Животный мир и ихтиофауна отличаются богатством видового состава, что обусловлено исключительной ролью пойменно-соровой системы Оби. Территория муниципального округа является привлекательной для привлечения туристических групп. В центральной части Приуральский район пересекает Северный Полярный круг.
Многие туристские группы рассматривают Приуральский район как базу для начала и окончания пеших и лыжных походов, альпинистских восхождений, сплавов по рекам, охоты, рыбалки, этнографических экспедиций. Регулярное транспортное сообщение с г. Москва обеспечивает дополнительное преимущество в транспортной доступности, дает возможность совмещать деловые поездки с другими видами туризма.
В с. Аксарка расположен Приуральский районный краеведческий музей, имеются объекты туристического показа, разработаны туристические маршруты, имеются объекты общественного питания.
Особое внимание уделяется проведению событийных мероприятий, таких как День оленевода, День рыбака, которые являются привлекательными для туристического потока.
2.2.4.2. Факторы развития:
- выгодное территориальное расположение по отношению к европейской части России - 2 часа разница во времени, трехчасовой перелет из г. Москвы;
- привлекательность территории (Полярный Урал, этнография);
- слабая известность на туристическом рынке;
- деловой туризм;
- низкое качество и недостаточная развитость туристской инфраструктуры;
- дефицит и низкая квалификация специалистов в туристической отрасли.
2.2.4.3. Риски:
- усиление конкуренции со стороны других регионов;
- отсутствие коллективных средств размещения туристов.
2.2.4.4. Выводы:
1. На территории Приуральского района имеется широкий спектр предпосылок для развития как внутреннего, так и въездного туризма.
2. Дальнейшему развитию туризма препятствуют низкое качество имеющейся туристкой инфраструктуры, дефицит специалистов, а также слабая известность территории Приуральского района на туристском рынке.
3. Развитие экологического, активного, оздоровительного, этнографического, культурно-познавательного, делового туризма увеличит поток туристов.
2.3. Социальная сфера.
2.3.1. Демографическая ситуация.
2.3.1.1. Текущая ситуация.
За период 2010 - 2020 годов динамика численности населения в Приуральском районе демонстрировала разнонаправленную динамику. За десятилетний период число жителей увеличилось на 0,3 тыс. чел., и к 2020 году достигло 15,2 тыс. чел.
Выход муниципального образования поселок Харп из состава территории Приуральского района в 2021 году повлек сокращение численности населения муниципального округа на 5,8 тыс. чел (до 9,4 тыс. чел.).
Рисунок 2. Среднегодовая численность постоянного населения Приуральского района, тыс. чел.
Демографическое развитие муниципального округа происходит в рамках переходного типа воспроизводства населения (коэффициент рождаемости превалирует над коэффициентом смертности).
В период 2010 - 2020 годов фиксировался ежегодный естественный прирост населения с достижением в 2013 году максимального значения коэффициента 12,3 промилле и постепенным снижением показателя до 5,3 промилле в 2020 году.
Рисунок 3. Коэффициент естественного прироста
2.3.1.2. Рождаемость.
Показателя рождаемости (с 2010 по 2020 годы на 3,2 промилле) снижается, это обусловлено смещением календаря рождений в более поздние возрастные группы (общеокружная тенденция), демографическим кризисом 90-х годов ХХ века. При этом, общий коэффициент рождаемости в Приуральском районе стабильно превышает окружные значения.
Таблица 1. Общий коэффициент рождаемости за период 2010 - 2020 годы (промилле)
|
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
Приуральский район |
18,3 |
17,9 |
19,9 |
20,8 |
19,1 |
20,7 |
18,5 |
17,4 |
18,6 |
15,7 |
15,1 |
ЯНАО |
15,8 |
15,6 |
16,8 |
16,6 |
16,9 |
16,6 |
15,4 |
14,0 |
13,4 |
12,6 |
12,9 |
2.3.1.3. Смертность.
За последние 10 лет значение показателя общего коэффициента смертности в Приуральском районе практически не изменилось (9,8 промилле против 9,7 промилле в 2010 году), превышает среднеокружной.
Таблица 2. Общий коэффициент смертности за период 2010 - 2020 годы (промилле)
|
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
Приуральский район |
9,7 |
9,7 |
9,7 |
8,5 |
8,5 |
9,5 |
9,5 |
7,7 |
8,1 |
8,1 |
9,8 |
ЯНАО |
5,5 |
5,4 |
5,4 |
5,1 |
5,1 |
5,3 |
5,3 |
4,9 |
4,7 |
4,7 |
6,0 |
2.3.1.4. Миграция.
Территория муниципального округа характеризуется высокой степенью мобильности: за период 2010 - 2020 годы миграционный оборот составил 13,4 тыс. чел. При этом, последние два года фиксировалось снижение числа выбывших относительно прибывших - в 2020 году миграционная убыль составила 54 чел.
В течение последних 10 лет лишь в 2011 году и 2015 году отмечался положительный миграционный прирост (0,7 человек на 1000 населения), в остальные годы фиксировался отток населения, который компенсировался стабильно высоким естественным приростом населения, что позволяло сохранить показатель численности населения на уровне 15 тыс. чел.
Рисунок 4. Коэффициент миграционного прироста (убыли) (промилле)
Факторы, влияющие на миграционный отток: причины личного, семейного характера; возвращение после временного отсутствия.
Наиболее часто встречающиеся причины миграционного притока: возвращение после временного отсутствия; также причины личного, семейного характера; изменение места работы.
2.3.1.5. Факторы развития:
агломерационные эффекты, связанные с близостью крупных городов;
небольшая численность населения, миграционный отток;
высокая доля КМНС в общей численности населения (часть КМНС ведёт традиционный образ жизни).
2.3.1.6. Риски:
усиление миграционного оттока населения, связанного с низкими показателями диверсификации экономики и уровня оплаты труда.
2.3.1.7. Выводы:
1. Высокий миграционный оборот в Приуральском районе связан с возможностями социально-экономического роста притока мигрантов, прибывающих в регион на определенный промежуток времени.
2. Миграционный отток происходит в основном в двух возрастных категориях и связан с образовательной и пенсионной миграцией.
3. Для демографической политики актуальна задача увеличения срока проживания в муниципальном округе за счет устойчивого повышения качества жизни населения, реализации экономического потенциала территории и совершенствования системы муниципального управления.
2.3.2. Система образования.
2.3.2.1. Текущая ситуация.
Система образования Приуральского района стабильно развивается, несмотря на объективные сложности, связанные с транспортной доступностью и суровыми климатическими условиями.
Сферу образования характеризует высокая доля расходов бюджета муниципального округа (44%), в расчете на душу населения эти расходы достигли 137,4 тыс. руб. (в ЯНАО - 89 тыс. руб.).
Достаточный уровень финансирования системы образования, высокий уровень качества образовательной инфраструктуры позволяют уделять большое внимание глобальным изменениям, связанным с переходом к индивидуализации образовательных услуг с учетом особенностей и потребностей каждого ребенка, с использованием современных технологий, повышающих качество обучения и подготовки выпускников.
В системе дошкольного образования действует 8 муниципальных организаций, реализующих программы дошкольного образования (ДОО), которые посещает 829 детей, из них 654 ребенка в возрасте от 3 до 7 лет, и 175 детей в возрасте до 3 лет, где созданы условия для функционирования дошкольных групп как в режиме полного и круглосуточного пребывания, так и в режиме кратковременного пребывания.
В последние годы в Приуральском районе успешно реализовывалась политика по ликвидации очередности в детских садах. По итогам 2021 года достигнута 100% доступность дошкольного образования (в России - 98,1%).
В дошкольных организациях реализуется инклюзивная политика, в рамках которой создаются условия для детей с ограниченными возможностями здоровья.
В муниципальном округе ведется активная политика по созданию общеразвивающих кочевых групп дошкольного образования для детей из числа КМНС, ведущих кочующий образ жизни (МОУ НШ п. Щучье, МОУ НШ Анны Неркаги).
Доля школ, в которых созданы условия, соответствующие требованиям федерального стандарта, составляет 100% (ЯНАО 98%). Все школы имеют доступ к сети "Интернет", беспроводную сеть Wi-Fi на начальной ступени обучения, внедрена автоматизированная система "Сетевой город. Образование".
Перспективным направлением довузовской подготовки обучающихся 10-11 классов в Приуральском районе является открытие корпоративных классов. На базе трех образовательных организаций (МОУ Школа с Аскарка, МОУ Школа с. Белоярск, МОУ Школа с. Харсаим) работает 4 корпоративных класса медицинской и психолого-педагогической направленности, в которых обучается 44 школьника. Учебный процесс осуществляется при участии преподавателей ведущих вузов Тюменской области, созданы специальные условия, когда школьники глубже узнают профессию, посещают предприятия, пробуют работать с оборудованием. В процессе обучения осуществляется основное ориентирование школьников на будущую профессию и поступление в определенный вуз. Для обучающихся 10 - 11 классов реализуются индивидуальные учебные планы.
В Приуральском районе в 2019 - 2020 учебном году все образовательные организации внедрили в образовательный процесс цифровую образовательную платформу "Мобильное электронное образование". За счет регионального финансирования в 2020 - 2021 г.г. расширился перечень используемых цифровых образовательных платформ. В декабре 2021 года четыре школы МОУ Школа с Аскарка, МОУ Школа с. Белоярск, МОУ Школа с. Харсаим, МОУ Школа с. Катравож подключились к эксперименту Цифровая образовательная среда на платформе edukont.ru Учителя, обучающиеся и родители получили бесплатный доступ к цифровому контенту от ведущих онлайн - сервисов Учи.ру, Фоксфорд, 1С: Урок, Мобильное электронное образование, Новый диск.
В школах с интернатами (МОУ Школа с. Аксарка, МОУ Школа с. Белоярск, МОУ Школа с. Катравож, МОУ Школа с. Харсаим) созданы условия для реализации программ профессионального обучения. В 2022 году будут получены лицензии на предоставление профессионального обучения.
По итогам мониторинга Федерального института оценки качества образования оценки механизмов управления качеством образования органов местного самоуправления управление образования Администрации Приуральского района в автономном округе в 2021 году заняло лидирующую позицию. Итоги результатов мониторинга проанализированы, составлена "дорожная карта" управления качеством образования.
Увеличился охват обучающихся олимпиадным движением. В 2021 - 2022 учебном году в школьном этапе Всероссийской олимпиады школьников охват составил 80% от общей численности обучающихся.
Предприняты меры по развитию олимпиадного движения: предметные недели; договор о сотрудничестве с ГАУ ЯНАО "Центр выявления и поддержки одаренных детей в ЯНАО"; ведение в автоматизированной информационной системе "Сетевой город. Образование" модуля "Одаренные дети"; привлечение высококвалифицированных педагогов для подготовки к олимпиадам высокого уровня; "Школа поддержки одаренных детей".
В 2021 году уровень освоения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по обязательным учебным предметам составил: по математике - 99,4%, по русскому языку -100%.
В Приуральском районе реализована политика повышения доступности образования. Во всех образовательных организациях создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить совместное обучение детей с особыми образовательными потребностями.
В Приуральском районе отсутствует дефицит общеобразовательных организаций, тем не менее в МОУ Школа с. Аксарка дети обучаются в две смены. Доля учеников, занимающихся во вторую смену, составляет 4%.
Доля муниципальных общеобразовательных организаций, соответствующих современным требованиям, обучения составляет 77%. Тем не менее, около 23% от общего количества общеобразовательных организаций муниципального округа требует проведения капитального ремонта.
В рамках реализации государственного приоритета по развитию дополнительного образования охват детей услугами дополнительного образования составил 84% детей в возрасте 5 - 18 лет. Данные услуги предоставляются в МУ ДО ЦДТ, а так же во всех общеобразовательных организациях. Наблюдается увеличение охвата приоритетными направлениями дополнительного образования - естественно-научным и техническим - 46%.
2.3.2.2. Факторы развития:
лидирующие позиции системы образования Приуральского района в автономном округе;
качественная образовательная инфраструктура при сохранении территориального дисбаланса в доступности и качестве образовательных услуг;
дефицит квалифицированных и сертифицированных педагогических кадров, в том числе в системе дополнительного образования в общеобразовательных организациях;
организация сетевого взаимодействия с работающими предприятиями на территории Приуральского района и автономного округа в целом в рамках профориентации обучающихся по программам дополнительного образования.
2.3.2.3. Риски:
несоответствие кадрового потенциала системы образования новым требованиям (компетенции в информационно-коммуникационных технологиях, сетевое взаимодействие, индивидуальный подход, инклюзия и т. д.).
2.3.2.4. Выводы:
1. Система образования Приуральского района развивается динамично, создана инфраструктура и условия для предоставления качественного доступного общего образования.
2. Сохраняется ряд проблем, которые требуют решения: достижение образовательных результатов (достижение высокого уровня подготовки; результативность участия в региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников; создание условий для участия в национальном чемпионате "Молодые профессионалы"); подушевые расходы бюджета на сферу образования.
2.3.3. Сфера культуры.
2.3.3.1. Текущая ситуация.
Сфера культуры Приуральского района является неотъемлемой частью жизни муниципального округа, одним из факторов повышения качества жизни и привлекательности территории.
Богатство и разнообразие самобытной культуры являются прочным фундаментом для развития муниципального округа.
В силу наличия труднодоступных и малонаселенных пунктов наблюдалась естественная неравномерность в размещении объектов культуры. Для обеспечения доступности учреждений культуры в период с 2013 г. по 2020 г. в автономном округе реализован проект по приобретению и установке модульных конструкций для размещения домов культуры и библиотек в сельской местности.
Введены в эксплуатацию новые здания объектов культуры: "Модульный Дом культуры" с. Харсаим, "Сельский дом культуры в с. Белоярск", "Сельский дом культуры в п. Щучье", "Сельский дом культуры в с. Катравож".
Существует острая потребность в высококвалифицированных специалистах сельских территорий.
Один из приоритетов политики в области культуры - сохранение и популяризация традиций и культуры КМНС.
В Приуральском районе функционируют 14 объектов культуры - 6 муниципальных библиотек, 6 учреждений культурно - досугового типа. К ним относятся: 2 центра национальных культур (с. Белоярск и с. Аксарка), 4 сельских дома культуры (с. Зеленый Яр, с. Харсаим, с. Катравож, с. Щучье), 1 учреждение дополнительного образования в сфере культуры и искусства (с. Аксарка), 1 музей (с. Аксарка).
Современная социокультура Приуральского района отличается многообразием традиций, обычаев проживающих здесь народов. Уникальность культуры КМНС формирует культурное своеобразие муниципального округа.
Важным направлением развития сферы культуры становится адаптация населения к меняющимся форматам предоставления услуг, перспективы развития которой неразрывно связаны с процессом глобальной цифровизации и уходом от традиционных форматов потребления услуг.
В настоящее время в сфере культуры более 15% услуг оказываются удаленно, посредством виртуальных пространств. Все фонды музеев и библиотек оцифрованы, создан единый информационный ресурс. Большой удельный вес населения, пользующегося интернетом, формирует запрос на повышение уровня технологической модернизации организаций культуры.
Не менее важной тенденцией последних лет стало появление и активное развитие альтернативных каналов доступа к искусству (видеохостингов, стриминговых сервисов), вступающих в конкуренцию с классической культурой.
2.3.3.2. Факторы развития:
расширяющийся набор услуг, отвечающих современным потребностям общества, в том числе за счет развития дистанционных форм;
приоритетность сохранения и популяризации культуры КМНС;
дефицит квалифицированных специалистов, в том числе владеющих информационными технологиями.
2.3.3.3. Риски:
отставание адаптации сферы культуры к меняющимся потребностям населения.
2.3.3.4. Выводы:
1. Необходимо развивать процессы цифровизации и усиливать присутствие услуг культуры в информационном пространстве.
2. Целесообразно продолжить создавать условия для развития творческого потенциала граждан и укрепления гражданской идентичности на основе духовно-нравственных и культурных ценностей народов России, населяющих Приуральский район, способствующих формированию у молодого поколения любви к малой Родине.
3. Одной из ключевых проблем сферы культуры в Приуральском районе является дефицит квалифицированных кадров.
2.3.4. Физическая культура и спорт.
2.3.4.1. Текущая ситуация.
В развитии физического здоровья общества значительную роль играют физическая культура и спорт.
Сформированная в Приуральском районе система физкультурно-спортивной работы с населением обеспечивает эффективное взаимодействие спортивных учреждений, управления культуры, молодежной политики и спорта Администрации Приуральского района, образовательных организаций. Эта система охватывает все возрастные и социальные группы населения. Формируется единое пространство физкультурно-спортивной активности на жителей муниципального округа, создаются условия для непрерывного сопровождения каждого человека доступными и качественными услугами сферы физической культуры и спорта, что имеет социальное и профилактическое значение.
Основным показателем оценки эффективности деятельности в сфере физической культуры и спорта является уровень физкультурно-спортивной активности населения. В последние годы численность жителей, занимающихся физической культурой и спортом на регулярной основе, стабильно увеличивается. Доля систематически занимающихся физической культурой и спортом в общей численности жителей муниципального округа в возрасте от 3 до 79 лет в 2021 г. составила 41,0%.
Сеть учреждений физической культуры и спорта Приуральского района представлена муниципальным учреждением "Районный спортивно-оздоровительный комплекс" с филиалом в с. Белоярск "Спортивно-оздоровительный комплекс "Мечта", муниципальным бюджетным учреждением "Спортивная школа Приуральского района" с. Аксарка, модульной лыжной базой в с. Белоярск, спортивно-туристическим центром "Вектор" в с. Аксарка, спортивными площадками. В поселках Харсаим и Катравож на базе спортивных залов образовательных организаций инструкторами по спорту организованы занятия с населением.
Развитие национальных видов спорта является приоритетным, учитывая особенности муниципального округа, ими занимаются свыше 100 чел., престиж развития этих видов спорта в муниципальном округе поддерживают успешные выступления Приуральских спортсменов на региональных и всероссийских соревнованиях по северному многоборью.
2.3.4.2. Факторы развития:
рост мотивации населения к физической активности на протяжении жизни, стимулирование спроса на физкультурно-спортивные услуги;
наличие инфраструктуры для массового спорта и национальных видов спорта;
проведение цифровой трансформации физической культуры и спорта.
2.3.4.3. Риски:
низкий уровень обеспеченности населенных пунктов муниципального округа типовыми современными спортивными объектами (СОК, бассейны, корты и т.п.), что создает определенные трудности для удовлетворения потребностей населения муниципального округа в занятиях физической культурой и спортом; подготовки любительских команд к соревнованиям различного уровня; сдачи всех видов нормативов ГТО; проведения профилактической спортивной работы с несовершеннолетними, разных учетных категорий с учетом их потребностей;
изменение ценностных ориентиров граждан в пользу инертных форм досуга и отдыха;
увеличение численности лиц с различными отклонениями в состоянии здоровья, вызванными гиподинамией и гипокинезией.
2.3.4.4. Выводы:
1. В муниципальном округе постепенно расширяется сеть учреждений физической культуры и спорта. Активно укрепляется материально-техническая база спортивных учреждений.
2. Развивается массовый спорт, растет число граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом. При этом, необходимы дополнительные формы мотивации населения к физической активности на протяжении жизни, стимулирование спроса на физкультурно-спортивные услуги.
3. Расширяется спектр спортивных услуг населению.
2.3.5. Жилищная сфера и благоустройство.
2.3.5.1. Текущая ситуация.
Обеспечение комфортным жильем населения связано с обеспечением растущих потребностей населения в жилье и достижением требуемого уровня средней обеспеченности площадью жилищного фонда.
По состоянию на конец 2021 года общая площадь жилищного фонда муниципального округа составила 177,53 тыс. кв. м. Средняя обеспеченность жильем одного жителя в 2021 году составила 16,44 кв. м, - что на 20,0% меньше среднего уровня по региону (20,6 кв. м на человека).
С 2019 года на территории Приуральского района реализуется комплексная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда и жилищного фонда, планируемого к признанию аварийным, на территории автономного округа на 2019 - 2025 годы, в рамках которой расселено более 5,7 тыс. кв. м., со строительством более 23,4 тыс. кв. м жилья. При этом, объем ветхого и аварийного жилья по состоянию на 31 декабря 2021 года составляет более 15,51 тыс. кв. м (8,7% от общей площади жилищного фонда).
На конец 2021 года в очереди на участие в жилищных программах, реализуемых на территории муниципального округа, состоит 1010 семей.
Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя (введенная в действие за год) в 2021 году, составила 0,56 кв. м.
По состоянию на 1 января 2021 года на территории Приуральского района расположено 426 многоквартирных домов. Согласно ежегодно проводимой инвентаризации дворовых территорий, запланировано к благоустройству 43 дворовые территории в населенных пунктах с. Аксарка и с. Белоярск.
По итогам 2021 года, в рамках реализации регионального проекта "Формирование комфортной городской среды" национального проекта "Жилье и городская среда", в муниципальном округе реализовано комплексное благоустройство 34 дворовых территорий, или 79% от объектов, включенных в соответствии с муниципальными программами на реализацию в период 2019 - 2021 год, и 11 общественных территорий со 100% исполнением работ.
В 2022 году запланировано реализация 11 дворовых и 1 общественной территории.
2.3.5.2. Факторы развития:
небольшая численность населения;
низкий уровень доходов населения;
отсутствие крупных населенных пунктов;
программные мероприятия, направленные на улучшение жилищных условий граждан;
определяющее значение в развитии уровня благоустройства имеет реализация федерального приоритетного проекта "Формирование комфортной городской среды", характеризуется комплексным подходом к сфере благоустройства и учетом мнения граждан, определяющих будущий облик объектов благоустройства.
2.3.5.3. Риски:
длительный неблагоприятный для строительства сезон низких температур;
увеличение фонда аварийного жилья при сохранении текущих темпов расселения;
отсутствие достаточного количества предложений на первичном рынке жилья для граждан - получателей государственной поддержки на приобретение (строительство) жилых помещений;
рост уровня напряженности в обществе вследствие недостаточного удовлетворения запросов жителей на качество строительства;
отсутствие привлекательности в проведении работ по благоустройству со стороны подрядных организации в связи труднодоступностью поселений и небольшими объемами вложений;
необходимость учета сложных гидрогеологических процессов при проведении благоустройства.
2.3.5.4. Выводы:
1. Для решения жилищных проблем жителей Приуральского района необходимо продолжить реализацию программных мероприятий, направленных на улучшение жилищных условий граждан, развивать инженерную и транспортную инфраструктуру на уже застроенных территориях, а также осуществлять освоение новых территорий населенных пунктов муниципального округа.
2. Работа по благоустройству дворовых территорий будет продолжаться, в 2022 году запланировано проведения инвентаризации дворовых территорий с целью включения данных территорий в мероприятия по ремонту/капитальному ремонту дворовых проездов, установки урн, скамеек, уличного освещения.
III. Стратегическая доктрина
3.1. Стратегическая цель - повышение качества жизни населения Приуральского района на основе сохранения стабильного социально-экономического развития территории муниципального округа.
Стратегией определены два приоритета муниципальной политики, способствующие достижению стратегической цели и являющиеся ключевыми стратегическими направлениями развития территории на долгосрочную перспективу:
1) устойчивый экономический рост - развитие приоритетных направлений экономики муниципального округа;
2) повышение качества жизни - создание комфортных условий для жизнедеятельности, повышение образовательного и культурного уровня населения, развитие отраслей социальной сферы.
Реализация комплекса ключевых мероприятий, предусмотренных муниципальными программами муниципального округа, позволит выполнить поставленные задачи в условиях существующих вызовов.
Стратегические цели и приоритеты в развитии муниципального округа полностью согласованы с приоритетами и целями развития автономного округа, сформулированными в Стратегии социально-экономического развития автономного округа на период до 2035 года.
3.2. Пространственное развитие муниципального округа.
К характерным чертам пространственного развития Приуральского района относятся:
низкий уровень пространственного освоения территории муниципального округа (плотность населения - 0,15 чел. на кв. км.);
концентрация хозяйственной деятельности и населения вблизи крупных городов региона (г. Салехард и г. Лабытнанги), вдоль транспортных магистралей (речных);
асимметрия отраслевого развития, проявляющаяся в ведущей роли сельского хозяйства и некоторых перерабатывающих отраслей АПК.
Особенностями пространственного развития муниципального округа станут:
капитальный ремонт подъездных дорог к административному центру и населенным пунктам;
обеспечение круглогодичного транспортного сообщения между населёнными пунктами;
повышение качества и доступности услуг учреждений социальной сферы;
строительство спортивных объектов;
создание многофункциональных культурных центров;
газификация населенных пунктов муниципального округа.
3.3. Этапы реализации Стратегии.
Стратегия предусматривает период реализации до 2035 года, в процессе которого выделяются три этапа: первый - 2022 - 2025 годы, второй - 2026 - 2030 годы, третий - 2031 - 2035 годы. По завершении каждого из перечисленных этапов Стратегия будет обновляться, при необходимости будет проходить соответствующая корректировка.
Рисунок 5. Этапы реализации Стратегии
IV. Стратегические направления развития
4.1. Приоритет 1. Устойчивый экономический рост.
4.1.1. Развитие энергетического комплекса и систем коммунальной инфраструктуры.
Стратегическая цель 1.1. Повышение эффективности функционирования работы системы жилищно-коммунального хозяйства, обеспечение условий проживания граждан, отвечающих стандартам качества, улучшение качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг.
Цель 1.1.1. Развитие и модернизация энергетики.
Задача 1.1.1.1. Строительство и реконструкция объектов генерации и электросетевого комплекса на территории муниципального округа.
Комплекс ключевых мероприятий:
- реконструкция электросетевого комплекса в целях обеспечения надежности его функционирования;
- строительство и реконструкция электростанций;
- замена изношенного оборудования в рамках инвестиционных и производственных программ ресурсоснабжающих организаций.
Показатели задачи:
Доля энергоустановок, не превышающих нормативный износ оборудования, %:
2021 г. -74;
2025 г. - 75;
2030 г. - 80;
2035 г. - 85.
Цель 1.1.2. Развитие коммунальной инфраструктуры.
Задача 1.1.2.1. Развитие и модернизация систем водоснабжения.
Комплекс ключевых мероприятий:
- строительство водоочистных сооружений в п. Горнокнязевск;
- строительство сетей водоснабжения в с. Аксарка, с. Белоярск, с. Катравож, с. Харсаим.
Показатель задачи:
Доля населения Приуральского района, обеспеченного питьевой водой из системы центрального водоснабжения, соответствующей нормативным требованиям, к общему количеству населения, обеспеченного водой, %:
2021 г. - 91;
2025 г. - 98;
2030 г. - 98;
2035 г. - 98.
Задача 1.1.2.2. Развитие и модернизация систем водоотведения
Комплекс ключевых мероприятий:
- строительство блочных канализационных очистных сооружений и сетей канализации в с. Аксарка, с. Белоярск, с. Катравож, с. Харсаим;
Показатель задачи:
Количество населенных пунктов, обеспеченных канализационными очистными сооружениями, ед.:
2021 г. - 0;
2025 г. - 1;
2030 г. - 2;
2035 г. - 4.
4.1.2. Развитие транспортного комплекса и связи.
Стратегическая цель 1.2. Создание благоприятных условий для свободного передвижения населения. Обеспечение сельских населенных пунктов муниципального округа услугами связи.
Цель 1.2.1. Обеспечение свободного передвижения граждан из труднодоступных населенных пунктов Приуральского района.
Задача 1.2.1.1. Организация пассажирских перевозок водным транспортом.
Ключевое мероприятие:
- организация транспортного обслуживания населения водным транспортом по маршруту "Аксарка - Белоярск - Щучье" и обратно.
Показатель задачи:
Доля выполненных работ по осуществлению пассажирских перевозок водным транспортом по социально - значимым маршрутам на территории Приуральского района, %:
2021 г. - 100;
2025 г. - 100;
2030 г. - 100;
2035 г. - 100.
Задача 1.2.1.2. Организация пассажирских перевозок автомобильным транспортом.
Ключевое мероприятие:
- организация транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом по маршрутам:
"Аксарка - Белоярск - Щучье и обратно", "Аксарка - Лаборовая и обратно", "Харсаим - Аксарка и обратно",
"Салехард - Катравож и обратно".
Показатель задачи:
Доля выполненных работ по осуществлению пассажирских перевозок автомобильным транспортом по социально значимым маршрутам на территории Приуральского района, %:
2021 г. - 100;
2025 г. - 100;
2030 г. - 100;
2035 г. - 100.
Цель 1.2.2. Обеспечение безопасного движения транспортных средств на улично-дорожной сети в населенных пунктах и автомобильных дорогах вне границ населенных пунктов в границах муниципального округа.
Задача 1.2.2.1. Сохранение улично-дорожной сети и автомобильных дорог вне границ населенных пунктов в нормативном состоянии.
Комплекс ключевых мероприятий:
- содержание улично-дорожной сети и автомобильных дорог общего пользования местного значения;
- капитальный ремонт, ремонт улично-дорожной сети и автомобильных дорог общего пользования местного значения;
- устройство и содержание зимней автомобильной дороги "Аксарка - Белоярск".
Показатели задачи:
Доля выполненных мероприятий по капитальному ремонту, ремонту и содержанию улично-дорожной сети и автомобильных дорог общего пользования местного значения, в том числе зимников, к запланированным мероприятиям текущего года, %:
2021 г. - 100;
2025 г. - 100;
2030 г. - 100;
2035 г. - 100.
Удельный вес муниципальных дорог с усовершенствованным покрытием, %:
2021 г. - 41,6.
2025 г. - 43,9.
2030 г. - 52,2.
2035 г. - 60,5.
Цель 1.2.3. Сохранение существующих маршрутов воздушных перевозок и организация новых в труднодоступные населенные пункты.
Задача 1.2.3.1. Содержание имеющихся вертолетных площадок, отвечающих установленным требованиям.
Комплекс ключевых мероприятий:
- содержание аэропортов и вертолётных площадок.
Показатель задачи:
Доля выполненных мероприятий по содержанию аэропортов и вертолетных площадок к запланированному объему текущего года, %.
2021 г. - 100;
2025 г. - 100;
2030 г. - 100;
2035 г. - 100.
Цель 1.2.4. Развитие связи на территории муниципального округа.
Задача 1.2.4.1. Обеспечение сельских населенных пунктов услугами связи.
Комплекс ключевых мероприятий:
- компенсация убытков операторам сельской телефонной связи.
Показатель задачи:
Доля выполненных мероприятий по компенсации убытков операторам сельской телефонной связи, осуществляющим свою деятельность в отдаленных и труднодоступных сельских населенных пунктах на территории Приуральского района, %
2021 г. - 100;
2025 г. - 100;
2030 г. - 100;
2035 г. - 100.
4.1.3. Развитие агропромышленного комплекса.
Стратегическая цель 1.3. Создание условий для развития сельскохозяйственного производства, расширения ассортимента сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
Цель 1.3.1. Поддержка факторий и тундрового населения Приуральского района.
Задача 1.3.1.1. Выполнение отдельных государственных полномочий по финансовой поддержке факторий, возмещение затрат на доставку товаров на фактории, в труднодоступные и отдаленные местности, обеспечение дровами тундрового населения из числа коренных малочисленных народов Севера.
Комплекс ключевых мероприятий:
- предоставление финансовой поддержки на обслуживание факторий;
- возмещение затрат на доставку товаров на фактории и труднодоступные и отдаленные местности;
- обеспечение дровами тундрового населения из числа коренных малочисленных народов Севера.
Показатели задачи:
Количество факторий, которым оказывалась финансовая поддержка на обслуживание, ед.:
2021 г. - 5;
2025 г. - 6;
2030 г. - 6;
2035 г. - 6.
Количество факторий, труднодоступных и отдаленных местностей, которым возмещались затраты на доставку товаров, ед.:
2021 г. - 8;
2025 г. - 8;
2030 г. - 8;
2035 г. - 8.
Количество семей, обеспеченных дровами (топливными брикетами, топливными древесными гранулами), ед.:
2021 г. - 36;
2025 г. - 288;
2030 г. - 576;
2035 г. - 900.
Цель 1.3.2. Развитие рыбного хозяйства в Приуральском районе.
Задача 1.3.2.1. Обеспечение устойчивого развития и повышения экономической эффективности производственной деятельности рыбной отрасли.
Комплекс ключевых мероприятий:
- ремонт и приобретение флота для предприятий рыбной отрасли муниципального округа;
- модернизация производственных и технических мощностей предприятий рыбной отрасли муниципального округа.
Показатель задачи:
Количество хозяйствующих субъектов по воспроизводству, переработке, транспортировке, хранению, сбыту продукции рыболовства и рыбоводства, ед.:
2021 г. - 9;
2025 г. - 9;
2030 г. - 10;
2035 г. - 11.
Цель 1.3.3. Развитие оленеводства, животноводства, переработка и реализация сельскохозяйственной продукции в Приуральском районе
Задача 1.3.3.1. Развитие переработки продукции животноводства, оленеводства.
Ключевое мероприятие:
- модернизация производственных и технических мощностей предприятий муниципального округа в сфере оленеводства и животноводства.
Показатель задачи:
Количество объектов глубокой переработки продукции оленеводства, ед.:
2021 г. - 1;
2025 г. - 2;
2030 г. - 3;
2035 г. - 3.
4.1.4. Развитие туристского комплекса.
Стратегическая цель 1.4. Создание условий для развития внутреннего и въездного туризма на территории муниципального округа Приуральский район.
Задача 1.4.1.1. Совершенствование кадрового обеспечения туристской отрасли.
Ключевое мероприятие:
- мониторинг потребности учреждений туристского, гостиничного и сопутствующего бизнеса в специалистах различного профиля, подготовка специалистов соответствующего профиля.
Показатель задачи:
Количество работников, занятых в сфере туристского, гостиничного и сопутствующего бизнеса, чел.:
2021 г. - 11;
2025 г. - 15;
2030 г. - 17;
2035 г. - 20.
Задача 1.4.1.2. Развитие туристской и обеспечивающей инфраструктуры.
Ключевое мероприятие:
- проведение мониторинга потребности учреждений туристского, гостиничного и сопутствующего бизнеса в специалистах различного профиля.
Показатели задачи:
Количество объектов туристского, гостиничного и сопутствующего бизнеса, ед.:
2021 г. - 6;
2025 г. - 7;
2030 г. - 9;
2035 г. - 10.
Количество туристов, чел.:
2021 г. - 541;
2025 г. - 3000;
2030 г. - 6000;
2035 г. - 10000.
Задача 1.4.1.3. Создание и продвижение конкурентоспособных туристских продуктов.
Ключевое мероприятие:
- разработка маршрутов для различных категорий граждан.
Показатель задачи:
Количество действующих туристических маршрутов, ед.:
2021 г. - 2;
2025 г. - 4;
2030 г. - 6;
2035 г. - 10.
4.2. Приоритет 2. Повышение качества жизни.
4.2.1. Развитие системы образования.
Стратегическая цель 2.1. Обеспечение качества образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.
Цель 2.1.1. Организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования.
Задача 2.1.1.1. Предоставление возможности получения всестороннего развития детей от двух месяцев.
Комплекс ключевых мероприятий:
- поддержка частного сектора образовательных услуг;
- развитие служб психолого-педагогической и логопедической помощи в дошкольных образовательных организациях.
Показатель задачи:
Доля детей, охваченных дошкольным образованием, %:
2021 г. - 100;
2025 г. - не менее 100.
2030 г. - не менее 100;
2035 г. - не менее 100.
Цель 2.1.2. Создание условий в общеобразовательных организациях, соответствующих современным требованиям обучения.
Задача 2.1.1.2. Увеличение доли муниципальных общеобразовательных организаций, в которых созданы современные условия для обучения (капитальные здания, оснащенные современной инфраструктурой).
Комплекс ключевых мероприятий:
- строительство и ввод в эксплуатацию здания школы в с. Аксарка на 550 мест, отвечающего всем современным требованиям оформления внутреннего образовательного пространства;
- ликвидация второй смены;
Показатели задачи:
Доля муниципальных общеобразовательных организаций, в которых созданы современные условия для обучения (капитальные здания, оснащенные современной инфраструктурой), в общем количестве муниципальных общеобразовательных организаций, %:
2021 г. - не менее 62;
2025 г. - не менее 75;
2030 г. - не менее 80;
2035 г. - не менее 90
Доля обучающихся в муниципальных общеобразовательных организациях, занимающихся в одну смену, в общей численности обучающихся в муниципальных общеобразовательных организациях, %:
2021 г. - 96%
2025 г. - не менее 100%
2030 г. - не менее 100%
2035 г. - не менее 100%
Цель 2.1.3. Обеспечение образовательных организаций материально-технической базой для внедрения цифровой образовательной среды.
Задача 2.1.3.1. Развитие инфраструктуры цифрового образования, дистанционного электронного обучения, мобильного и смешанного обучения.
Комплекс ключевых мероприятий:
- модернизация и оснащение образовательных организаций цифровым оборудованием;
- обеспечение электронного взаимодействия учеников и школы;
- внедрение в образовательных процессах качественных цифровых ресурсов ведущих онлайн-платформ;
- автоматизация управленческих процессов.
Показатель задачи:
Доля образовательных организаций, в которых внедрена целевая модель цифровой образовательной среды, %:
2021 г. - 50;
2025 г. - не менее 100;
2030 г. - не менее 100;
2035 г. - не менее 100.
Цель 2.1.4. Оказание социальной поддержки работникам муниципальных образовательных организаций.
Задача 2.1.4.1. Повышение кадрового потенциала системы образования.
Комплекс ключевых мероприятий:
- развитие системы поддержки молодых педагогов до 35 лет;
- внедрение системы аттестации руководителей и педагогических работников образовательных организаций;
- развитие системы добровольной независимой оценки профессиональной квалификации образовательных организаций.
Показатели задачи:
Доля педагогических работников системы общего, дополнительного и профессионального образования, повысивших уровень профессионального мастерства в форматах непрерывного образования, %:
2020 г. - 48,5;
2025 г. - не менее 50;
2030 г. - не менее 55;
2035 г. - не менее 60.
Доля педагогических работников в возрасте до 35 лет в общей численности педагогических работников, %:
2020 г. - 34,9;
2025 г. - не менее 35;
2030 г. - не менее 35;
2035 г. - не менее 35.
Цель 2.1.6. Формирование эффективной системы выявления, поддержки, развития способностей и талантов у детей, молодежи и опережающей подготовки кадров, востребованных на рынке труда.
Задача 2.1.6.1. Развитие дополнительного образования, повышение доступности дополнительных общеобразовательных программ естественно - научной и технической направленностей.
Комплекс ключевых мероприятий:
- расширение деятельности МУ ДО ЦДТ в целях выявления и поддержки одаренных детей;
- развитие сети детского технопарка;
- проведение интенсивных образовательных / профориентационных стажировочных смен, в том числе на базе опорных школ;
- внедрение целевой модели дополнительного образования детей.
Показатель задачи:
Доля детей, занимающихся по дополнительным общеобразовательным программам естественно-научной и технической направленности, в общем количестве занимающихся, %:
2021 г. - 46;
2025 г. - не менее 50;
2030 г. - не менее 50;
2035 г. - не менее 50.
Подпункт 4.2.2 изменен. - Решение Думы Приуральского района Ямало-Ненецкого автономного округа от 22 февраля 2022 г. N 11
4.2.2. Развитие культуры.
Стратегическая цель 2.2. Сохранение и развитие культурного потенциала и культурного наследия как фактора социально-экономического развития муниципального округа.
Цель 2.2.1. Создание условий для расширения и разнообразия культурной жизни населения.
Задача 2.2.1.1. Создание условий для активизации участия населения в культурной жизни муниципального округа.
Ключевое мероприятие:
- строительство "Районного культурно-образовательного комплекса" в с. Аксарка.
Показатель задачи:
Количество районных культурно-образовательных комплексов, ед.
2021 г. - 0;
2025 г. - 1;
2030 г. - 1;
2035 г. - 1.
Задача 2.2.1.2. Расширение охвата населения библиотечной деятельностью.
Ключевое мероприятие:
- развитие публичных центров правовой, деловой и социально-значимой информации на базе муниципальных библиотек.
Показатель задачи:
Количество библиотек "нового типа" на территории муниципального округа, ед.:
2021 год - 0;
2025 год - 5;
2030 год - 6;
2035 год - 6.
Охват населения услугами библиотек, %:
2021 год - 28;
2025 год - 30;
2030 год - 35;
2035 год - 40.
Задача 2.2.1.3. Повышение качества и разнообразия услуг, предоставляемых в сфере культуры, в том числе посредством информационных технологий.
Комплекс ключевых мероприятий:
- ежегодное проведение концертов и выставок обучающихся детей в учреждениях дополнительного образования, привлекаемых к участию в творческих мероприятиях;
- реализация традиционных проектов, сохранение самобытной национальной культуры посредством проведения крупномасштабных мероприятий: "Приуральская звездочка", "Этнофестиваль", "Полярная звезда", "День оленевода", "День рыбака" и других;
- организация и развитие универсальных передвижных культурных комплексов;
- развитие межмуниципальной гастрольной, выставочной и фестивальной деятельности.
Показатели задачи:
Количество участников культурно-массовых мероприятий, чел.:
2021 год - 118 000;
2025 год - 120 000;
2030 год - 122 000;
2035 год - 130 000.
Доля детей, привлекаемых к участию в творческих мероприятиях, %:
2021 год - 15;
2025 год -15;
2030 год - 20;
2035 год - 22.
4.2.3. Развитие физической культуры и спорта.
Стратегическая цель 2.3. Создание условий, обеспечивающих гражданам возможность проведения систематических занятий физической культурой и спортом.
Цель 2.3.1. Развитие физической культуры и массового спорта.
Задача 2.3.1.1. Использование физической культуры и спорта как средство профилактики заболеваний, укрепления здоровья, поддержания высокой работоспособности человека.
Комплекс ключевых мероприятий:
1. Укрепление материально-технической базы:
- реконструкция действующих спортивных объектов;
- строительство современных спортивных объектов, в том числе физкультурно-оздоровительных комплексов;
- доведение до нормативного уровня обеспеченности населения плоскостными сооружениями, бассейнами, спортивными залами;
- оснащение физкультурно-оздоровительных учреждений современным спортивным инвентарем и оборудованием.
2. Формирование потребности людей в физическом совершенстве:
- активизация спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы по месту жительства;
- создание действенной системы пропаганды здорового образа жизни, направленной на формирование у населения, особенно у детей и молодежи, интереса и потребности в регулярных занятиях физической культурой и спортом.
Подпункт 3 изменен. - Решение Думы Приуральского района Ямало-Ненецкого автономного округа от 22 февраля 2022 г. N 11
3. Организационные мероприятия:
- кадровое обеспечение отрасли;
- научно-методическое обеспечение сферы физической культуры и спорта;
- обеспечение условий, необходимых для закрепления молодых специалистов в сельской местности;
- стимулирование эффективной работы учителей, специалистов, тренеров физической культуры и спорта в зависимости от результатов их трудовой деятельности;
- развитие физической культуры и спорта среди лиц с ограниченными физическими возможностями.
Показатели задачи:
Доля граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, %:
2021 г. - 45,6;
2025 г. - 51,0;
2030 г. - 53,0;
2035 г. - 55,0.
Уровень обеспеченности граждан спортивными сооружениями исходя из единовременной пропускной способности объектов спорта, %:
2021 г. - 62,2;
2025 г. - 70,0;
2030 г. - 71,6;
2035 г. - 75,3.
4.2.4. Развитие жилищной сферы и благоустройства.
Стратегическая цель 2.4. Развитие территории муниципального округа в целях улучшения жилищных условий.
Цель 2.4.1. Создание условий для развития территорий муниципального округа.
Задача 2.4.1.1. Освоение новых и развитие застроенных территорий населенных пунктов муниципального округа в части обеспечения территорий инженерной и транспортной инфраструктурой. Комплекс ключевых мероприятий:
- актуализация градостроительной документации и подготовка новой, с учетом повышения эффективности использования застроенных территорий и пустующих участков, включение в оборот неэффективно используемые территории;
- инженерное и транспортное обеспечение застроенных и осваиваемых территорий.
Показатель задачи:
Количество реализованных проектов инженерной и транспортной инфраструктуры, ед.:
2021 г. - 1;
2025 г. - 2;
2030 г. - 1;
2035 г. - 0.
Задача 2.4.1.2. Участие в оказании населению государственной поддержки в обеспечении жильем.
Ключевое мероприятие:
- реализация программных мероприятий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан (молодых семей, специалистов на селе, граждан - получателей государственных жилищных сертификатов, инвалидов, детей-сирот, а также семей, имеющих право воспользоваться средствами материнского (семейного) капитала в целях улучшения жилищных условий путем долевого участия в строительстве многоквартирных жилых домов).
Показатель задачи:
Количество семей, улучшивших жилищные условия при оказании государственной поддержки, ед.:
2021 г. - 52;
2025 г. - 33;
2030 г. - 30;
2035 г. - 30.
Цель 2.5.1. Создание комфортных условий для проживания населения путем вовлечения граждан в реализацию мероприятий по благоустройству территорий.
Задача 2.5.1.1. Создание новых и ремонт существующих объектов благоустройства общественных территорий населенных пунктов, благоустройство объектов и обустройство инфраструктуры для обеспечения доступности среды для маломобильных групп населения, в том числе создание безбарьерной среды для маломобильных граждан в зоне общественных пространств;
Ключевое мероприятие:
Устройство общественных территорий, предусматривающих создание безбарьерной среды для маломобильных групп в отношении:
- детских площадок, спортивных и других площадки отдыха и досуга;
- памятников и другие малые архитектурные сооружения;
- парков, скверов, иных зеленых зон;
- площадей, набережных и других территорий.
Доля благоустроенных общественных территорий, включенных в муниципальные программы, %:
2021 г. - 100;
2025 г. - 100;
2030 г. - 100;
2035 г. - 100.
Задача 2.5.1.2. Благоустройство дворовых территорий многоквартирных домов, включенных в муниципальные программы по результатам инвентаризации.
Ключевое мероприятие:
- благоустройство дворовых территорий многоквартирных домов, обустроенных по минимальному перечню работ по благоустройству, включенных в муниципальную программу по результатам проведенной инвентаризации.
Показатель задачи:
Доля многоквартирных жилых домов, обустроенных по минимальному перечню работ по благоустройству, включенных в муниципальную программу по результатам проведенной инвентаризации, %:
2021 г. - 79;
2025 г. - 100;
2030 г. - 100;
2035 г. - 100.
V. Ожидаемые результаты и целевые индикаторы реализации Стратегии
Таблица 1. Целевые показатели экономического развития муниципального округа на период до 2035 г.
N п/п |
Показатель |
2021 г. (оценка) |
2025 г. (план) |
2030 г. (план) |
2035 г. (план) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. |
Объем промышленного производства, млн. руб. |
1563,0 |
1594,2 |
1744,9 |
1926,5 |
2. |
Среднегодовая численность занятых в экономике, тыс. чел. |
3,2 |
3,2 |
3,3 |
3,4 |
Таблица 2. Целевые показатели социального развития муниципального округа на период до 2035 г.
N п/п |
Показатель |
2021 г. (оценка) |
2025 г. (план) |
2030 г. (план) |
2035 г. (план) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. |
Среднегодовая численность постоянного населения, тыс. чел. |
11,4 |
9,5 |
9,7 |
10,0 |
2. |
Коэффициент естественного прироста населения на 1 000 чел. |
8,1 |
10,8 |
11,3 |
11,8 |
3. |
Среднемесячная номинальная заработная плата, тыс. руб. |
84,4 |
93,2 |
113,4 |
138,0 |
VI. Основные механизмы реализации и ресурсного обеспечения мероприятий, предусмотренных Стратегией
Администрация Приуральского района разрабатывает и утверждает План мероприятий по реализации Стратегии в три этапа. План включает мероприятия, ответственных исполнителей, сроки и ожидаемые результаты.
Реализация мероприятий муниципальных программ осуществляется за счет средств бюджетной системы Российской Федерации и внебюджетных источников (при наличии), путем принятия управленческих решений в рамках правого поля и компетенции.
VII. Информация о муниципальных программах муниципального округа, утверждаемых в целях реализации Стратегии
Муниципальные программы муниципального округа являются основным инструментом в достижении поставленных целей и решении задач, определенных Стратегией. В них определены основные мероприятия, источники и объемы финансирования.
Муниципальные программы муниципального округа являются основой при формировании Плана мероприятий по реализации Стратегии.
Перечень муниципальных программ муниципального округа утверждается Администрацией Приуральского района.
<< Назад |
||
Содержание Решение Думы Приуральского района Ямало-Ненецкого автономного округа от 24 декабря 2021 г. N 111 "О Стратегии социально-экономического... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.