Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к приказу Министерства спорта
Российской Федерации
от 30 декабря 2021 г. N 1089
Методические рекомендации
по организации физкультурно-спортивной работы по месту жительства и отдыха граждан
1. Общие положения
Методические рекомендации по организации физкультурно-спортивной работы по месту жительства и отдыха граждан разработаны во исполнение пункта 1 плана мероприятий по реализации Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.2020 N 3615-р.
Правовую основу методических рекомендаций составляют Конституция Российской Федерации, Градостроительный кодекс Российской Федерации, Трудовой кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральный закон от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 N 3081-р, и другими нормативными правовыми актами.
2. Определение прогнозной численности населенного пункта (до 2030 г.)
Рекомендуется использовать метод экстраполяции и метод передвижки по возрастам. Расчет целесообразно осуществлять в каждой категории возрастной группы (дети 3-5 лет, дети 6-12 лет, дети и молодежь 13-17 лет, молодежь 18-24 года, молодежь 25-29 лет, лица в возрасте 30-44 года, 45-54 года, 55-59 лет, 60-75 лет, 76-79 лет, 80 лет и старше).
Для расчета прогнозной численности населения необходимо заполнить таблицу 1.
Таблица 1. - Данные численности населения муниципального образования по возрастным группам и возрастным категориям
Для расчета абсолютного среднего прироста необходимо сумму граф 2-11 разделить на число лет в рассматриваемом периоде (в данном случае 10 лет).
С использованием метода экстраполяции прогнозную численность на перспективу по возрастным группам и категориям можно рассчитать по формуле 1.1.
,
(1.1)
- прогнозная численность населения по i-той возрастной категории, чел.;
- фактическая численность расселения по i-той возрастной категории на конец рассматриваемого периода, чел.;
- абсолютный средний прирост населения по i-той возрастной категории, чел.;
Т - период прогноза, лет;
- ошибка прогноза каждого года (1%).
Полученные данные целесообразно свести в таблицу 2.
Таблица 2 - Динамика прогнозной численности населения муниципального образования по возрастным категориям
Возрастная категория |
Прогнозная численность населения, чел. |
|||||||||
01.01. 2021 |
01.01. 2022 |
01.01. 2023 |
01.01. 2024 |
01.01. 2025 |
01.01. 2026 |
01.01. 2027 |
01.01. 2028 |
01.01. 2029 |
01.01. 2030 |
|
Дети от 3 до 5 лет |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Дети от 6 до 12 лет |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Дети и молодежь от 13 до 17 лет |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Молодежь от 18 до 24 лет |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Молодежь 25-29 лет |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Лица в возрасте от 30 до 44 лет |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Лица в возрасте от 45 до 54 лет |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Лица в возрасте от 55 до 59 лет |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Лица в возрасте от 60 до 75 лет |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Лица в возрасте от 76 до 79 лет |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Лица в возрасте 80 лет и старше |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Для уточнения прогнозной численности рекомендуется учитывать коэффициент рождаемости, коэффициент смертности и коэффициент миграции. Два последних коэффициента по каждой возрастной категории.
Коэффициент рождаемости:
,
(1.2)
- количество родившихся, чел.;
- фактическая численность населения, чел.
Коэффициент смертности
,
(1.3)
- количество умерших, чел.
Коэффициент естественного прироста
.
(1.4)
Коэффициент миграционного прироста
,
(1.5)
- численность прибывших, чел.;
- численность выбывших, чел.
Коэффициент общего прироста населения
.
(1.6)
Для проведения прогнозных расчетов необходимо рассчитать указанные коэффициенты на период ретроспективы и определить средние значения по каждому из указанных коэффициентов (таблица 3).
Таблица 3 - Данные для расчета средних значений коэффициентов рождаемости, смертности, естественного прироста, миграционного прироста
Показатель |
Значение коэффициента |
Средний за период |
|||||||||
01.01. 2012 |
01.01. 2013 |
01.01. 2014 |
01.01. 2015 |
01.01. 2016 |
01.01. 2017 |
01.01. 2018 |
01.01. 2019 |
01.01. 2020 |
01.01. 2021 |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
Коэффициент рождаемости |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(2+3+4+5+6+7+8+9+10+11) разделить на число лет в периоде (в примере 10) |
Дети от 3 до 5 лет |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Коэффициент смертности |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Коэффициент естественного прироста |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Коэффициент миграционного прироста |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Коэффициент общего прироста |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
... |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
И так далее по каждой возрастной группе |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Коэффициент рождаемости рассчитывается один раз, все остальные коэффициенты рассчитываются по каждой возрастной группе. Таким образом, прогнозная численность муниципального образования по возрастным категориям может быть определена по формуле 1.7.
,
(1.7)
где
- численность населения по i-той возрастной категории на начало периода;
- численность населения по i-той возрастной категории на прогнозируемый период;
- коэффициент общего прироста по i-той возрастной категории;
t - период прогноза;
- ошибка прогноза каждого года (1%).
Проведение данных расчетов позволит скорректировать прогнозную численность населения по возрастным категориям и обоснованно определить необходимость развития спортивной инфраструктуры муниципального образования.
Данные об общей численности населения, число родившихся, умерших, коэффициенты рождаемости и смертности, общий коэффициент естественного прироста, число прибывших, убывших, а также миграционный прирост на 1 января текущего года отражаются в паспорте муниципального образования.
3. Определение категории населенного пункта
Одна из важнейших характеристик населенного пункта наравне с численностью является плотность населения, которая показывает число жителей на 1 км 2. С помощью плотности можно определить равномерность распределения населения на территории, выделить центр тяжести. Эти параметры являются важнейшими при оценке обеспеченности населения спортивными объектами, так как в основе ее оценки заложена единовременная пропускная способность объекта спорта.
Плотность позволяет судить о распределении населения по рассматриваемой территории. Показателями плотности населения являются номинальная плотность и фактическая плотность. Первый показатель характеризует численность населения на всю площадь рассматриваемой территории, а второй - численность населения на единицу заселенной территории.
На территории Российской Федерации население расселено весьма неравномерно (рисунок 1).
Рисунок 1 - Карта плотности населения России по регионам
На рисунке 2 представлена плотность населения по муниципальным образованиям Российской Федерации.
Рисунок 2 - Карта плотности населения России по муниципальным образованиям (районам) на 1 янв. 2013, по Крыму на 01.01.2016 Российская Федерация относится к одним из самых малонаселенных государств мира, средняя плотность населения на 01.01.2020 года составляет 8,57 чел./км . По состоянию на 2018 год более 65% населения проживает в европейской части России, составляющей около 21% от ее общей площади, в том числе доля городского населения составляет около 74%, а сельского - 26%. В таблице 4 представлена плотность населения по субъектам Российской Федерации.
Таблица 4 - Плотность населения по субъектам Российской Федерации на 1 января 2020 года
Субъект |
Численность постоянного населения на 1 января 2020 |
Площадь, км 2 |
Плотность населения, чел./км 2 |
1 |
2 |
3 |
4 |
Российская Федерация (все население) |
146 748 590 |
17 125 191 |
8,57 |
Центральный федеральный округ |
39 433 556 |
650 205 |
60,65 |
Белгородская область |
1 549 151 |
27 134 |
57,09 |
Брянская область |
1 192 491 |
34 857 |
34,21 |
Владимирская область |
1 358 416 |
29 084 |
46,71 |
Воронежская область |
2 324 205 |
52 216 |
44,51 |
Ивановская область |
997 135 |
21 437 |
46,51 |
Калужская область |
1 002 575 |
29 777 |
33,67 |
Костромская область |
633 385 |
60 211 |
10,52 |
Курская область |
1 104 008 |
29 997 |
36,80 |
Липецкая область |
1 139 371 |
24 047 |
47,38 |
Московская область |
7 690 863 |
44 329 |
173,50 |
Орловская область |
733 498 |
24 652 |
29,75 |
Рязанская область |
1 108 847 |
39 605 |
28,00 |
Смоленская область |
934 889 |
49 779 |
18,78 |
Тамбовская область |
1 006 748 |
34 462 |
29,21 |
Тверская область |
1 260 379 |
84 201 |
14,97 |
Тульская область |
1 466 127 |
25 679 |
57,09 |
Ярославская область |
1 253 389 |
36 177 |
34,65 |
Город Москва столица Российской Федерации город федерального значения |
12 678 079 |
2 561 |
4950,44 |
Северо-Западный федеральный округ |
13 981 992 |
2 225 690 |
6,28 |
Республика Карелия |
614 064 |
180 520 |
3,40 |
Республика Коми |
820 473 |
416 774 |
1,97 |
Архангельская область |
1 136 535 |
589 913 |
1,93 |
Ненецкий автономный округ (Архангельская область) |
44 111 |
176 810 |
0,25 |
Архангельская область (кроме Ненецкого автономного округа) |
1 092 424 |
361 908 |
3,02 |
Вологодская область |
1 160 445 |
144 527 |
8,03 |
Калининградская область |
1 012 512 |
15 125 |
66,94 |
Ленинградская область |
1 875 872 |
83 908 |
22,36 |
Мурманская область |
741 404 |
144 902 |
5,12 |
Новгородская область |
596 508 |
54 501 |
10,94 |
Псковская область |
626 115 |
55 399 |
11,30 |
Город Санкт-Петербург город федерального значения |
5 398 064 |
1 403 |
3847,52 |
Южный федеральный округ (с 29.07.2016) |
16 466 084 |
447 821 |
36,77 |
Республика Адыгея (Адыгея) |
463 088 |
7 792 |
59,43 |
Республика Калмыкия |
271 135 |
74 731 |
3,63 |
Республика Крым |
1 912 622 |
26 081 |
73,33 |
Краснодарский край |
5 675 462 |
75 485 |
75,19 |
Астраханская область |
1 005 782 |
49 024 |
20,52 |
Волгоградская область |
2 491 036 |
112 877 |
22,07 |
Ростовская область |
4 197 821 |
100 967 |
41,58 |
Город федерального значения Севастополь |
449 138 |
864 |
519,84 |
Северо-Кавказский федеральный округ |
9 930 933 |
170 452 |
58,26 |
Республика Дагестан |
3 110 858 |
50 270 |
61,88 |
Республика Ингушетия |
507 061 |
3 123 |
162,36 |
Кабардино-Балкарская Республика |
868 350 |
12 470 |
69,64 |
Карачаево-Черкесская Республика |
465 528 |
14 277 |
32,61 |
Республика Северная Осетия - Алания |
696 837 |
7 987 |
87,25 |
Чеченская Республика |
1 478 726 |
16 165 |
91,48 |
Ставропольский край |
2 803 573 |
66 160 |
42,38 |
Приволжский федеральный округ |
29 287 683 |
1 036 975 |
28,24 |
Республика Башкортостан |
4 038 151 |
142 947 |
28,25 |
Республика Марий Эл |
679 417 |
23 375 |
29,07 |
Республика Мордовия |
790 197 |
26 128 |
30,24 |
Республика Татарстан |
3 902 888 |
67 847 |
57,52 |
Удмуртская Республика |
1 500 955 |
42 061 |
35,69 |
Чувашская Республика |
1 217 818 |
18 343 |
66,39 |
Пермский край |
2 599 260 |
160 236 |
16,22 |
Кировская область |
1 262 402 |
120 374 |
10,49 |
Нижегородская область |
3 202 946 |
76 624 |
41,80 |
Оренбургская область |
195 6835 |
123 702 |
15,82 |
Пензенская область |
1 305 563 |
43 352 |
30,12 |
Самарская область |
3 179 532 |
53 565 |
59,36 |
Саратовская область |
2 421 895 |
101 240 |
23,92 |
Ульяновская область |
1 229 824 |
37 181 |
33,08 |
Уральский федеральный округ |
12 360 752 |
3 282 670 |
3,77 |
Курганская область |
827 166 |
71 488 |
11,57 |
Свердловская область |
4 310 681 |
194 307 |
22,18 |
Тюменская область |
3 756 536 |
1 464 173 |
2,57 |
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра (Тюменская область) |
1 674 676 |
534 801 |
3,13 |
Ямало-Ненецкий автономный округ (Тюменская область) |
544 444 |
769 250 |
0,71 |
Тюменская область (кроме Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа) |
1 537 416 |
160 122 |
9,60 |
Челябинская область |
3 466 369 |
88 529 |
39,16 |
Сибирский федеральный округ |
17 118 387 |
4 361 727 |
3,92 |
Республика Алтай |
220 181 |
92 903 |
2,37 |
Республика Тыва |
327 383 |
168 604 |
1,94 |
Республика Хакасия |
534 262 |
61 569 |
8,68 |
Алтайский край |
2 317 153 |
167 996 |
13,79 |
Красноярский край |
2 866 255 |
2 366 797 |
1,21 |
Иркутская область |
2 391 193 |
774 846 |
3,09 |
Кемеровская область - Кузбасс |
2 657 854 |
95 725 |
27,77 |
Новосибирская область |
2 798 170 |
177 756 |
15,74 |
Омская область |
1 926 665 |
141 140 |
13,65 |
Томская область |
1 079 271 |
314 391 |
3,43 |
Дальневосточный федеральный округ |
8 169 203 |
10 839 585 |
0,75 |
Республика Бурятия |
985 937 |
351 334 |
2,81 |
Республика Саха (Якутия) |
971 996 |
3 083 523 |
0,32 |
Забайкальский край |
1 059 700 |
4 318 922 |
0,25 |
Камчатский край |
313 016 |
464 275 |
0,67 |
Приморский край |
1 895 868 |
164 673 |
11,51 |
Хабаровский край |
1 315 643 |
787 633 |
1,67 |
Амурская область |
790 044 |
361 908 |
2,18 |
Магаданская область |
140 149 |
462 464 |
0,30 |
Сахалинская область |
488 257 |
87 101 |
5,61 |
Еврейская автономная область |
158 305 |
36 271 |
4,36 |
Чукотский автономный округ |
50 288 |
721 481 |
0,07 |
Таким образом, при категорировании населенного пункта необходимо использовать показатель плотности, например, малонаселенные, со средней населенностью и густонаселенные. При этом к малонаселенным будут отнесены населенные пункты, плотность в которых ниже среднего значения по России (8,57 чел./км 2), со средней населенностью предлагается принимать те, плотность населения в которых составляет более 8,57 и до 50 чел./км 2, густонаселенные - плотность населения превышает 50 чел./км 2.
Плотность населения должна быть учтена при определении количества и видового состава объектов спорта муниципальных образований. При определении количества объектов спорта учет данного фактора предлагается осуществлять введением соответствующего коэффициента плотности населения (). Для определения коэффициента плотности предлагается соотносить фактическую плотность населения муниципального образования с плотностью населения, соответствующую густонаселенному пункту проживания (50,3 чел./км 2).
Для густонаселенных муниципальных образований предлагается использовать коэффициент плотности населения 1,1, средненаселенных пунктов, коэффициент плотности которых находится в диапазоне - коэффициент будет равен реальному коэффициенту плотности населения, малонаселенных пунктов коэффициент будет равен 0,5, городов федерального значения - 1,2. Для удовлетворения потребности, превышающей реальное наличие единовременной пропускной способности по отдельным видам и типам спортивных сооружений, необходимо развивать интеграцию между муниципальными образованиями и обеспечивать необходимую транспортную доступность населенных пунктов.
Пример определения нормативного коэффициента плотности приведен в таблице 5 по субъектам Российской Федерации.
Таблица 5 - Пример определения нормативного коэффициента плотности населения
Субъект Российской Федерации |
Плотность населения, чел./км 2 |
Расчетный коэффициент плотности населения |
Норматив коэффициента плотности населения |
1 |
2 |
3 |
4 |
Российская Федерация (все население) |
8,57 |
50,3 |
1 |
Центральный федеральный округ |
60,65 |
1,21 |
1,1 |
Белгородская область |
57,09 |
1,14 |
1,1 |
Брянская область |
34,21 |
0,68 |
0,7 |
Владимирская область |
46,71 |
0,93 |
0,9 |
Воронежская область |
44,51 |
0,88 |
0,9 |
Ивановская область |
46,51 |
0,92 |
0,9 |
Калужская область |
33,67 |
0,67 |
0,7 |
Костромская область |
10,52 |
0,21 |
0,5 |
Курская область |
36,80 |
0,73 |
0,7 |
Липецкая область |
47,38 |
0,94 |
0,9 |
Московская область |
173,50 |
3,45 |
1,1 |
Орловская область |
29,75 |
0,59 |
0,6 |
Рязанская область |
28,00 |
0,56 |
0,6 |
Смоленская область |
18,78 |
0,37 |
0,5 |
Тамбовская область |
29,21 |
0,58 |
0,6 |
Тверская область |
14,97 |
0,30 |
0,5 |
Тульская область |
57,09 |
1,14 |
1,1 |
Ярославская область |
34,65 |
0,69 |
0,7 |
г. Москва |
4950,44 |
98,42 |
1,2 |
Северо-Западный федеральный округ |
6,28 |
0,12 |
0,5 |
Республика Карелия |
3,40 |
0,07 |
0,5 |
Республика Коми |
1,97 |
0,04 |
0,5 |
Архангельская область |
1,93 |
0,04 |
0,5 |
Ненецкий автономный округ (Архангельская область) |
0,25 |
0,00 |
0,5 |
Архангельская область (кроме Ненецкого автономного округа) |
3,02 |
0,06 |
0,5 |
Вологодская область |
8,03 |
0,16 |
0,5 |
Калининградская область |
66,94 |
1,33 |
1,1 |
Ленинградская область |
22,36 |
0,44 |
0,5 |
Мурманская область |
5,12 |
0,10 |
0,5 |
Новгородская область |
10,94 |
0,22 |
0,5 |
Псковская область |
11,30 |
0,22 |
0,5 |
г. Санкт-Петербург |
3847,52 |
76,49 |
1,2 |
Южный федеральный округ (с 29.07.2016) |
36,77 |
0,73 |
0,7 |
Республика Адыгея |
59,43 |
1,18 |
1,1 |
Республика Калмыкия |
3,63 |
0,07 |
0,5 |
Республика Крым |
73,33 |
1,46 |
1,1 |
Краснодарский край |
75,19 |
1,49 |
1,1 |
Астраханская область |
20,52 |
0,41 |
0,5 |
Волгоградская область |
22,07 |
0,44 |
0,5 |
Ростовская область |
41,58 |
0,83 |
0,8 |
г. Севастополь |
519,84 |
10,33 |
|
Северо-Кавказский федеральный округ |
58,26 |
1,16 |
1,1 |
Республика Дагестан |
61,88 |
1,23 |
1,1 |
Республика Ингушетия |
162,36 |
3,23 |
1,1 |
Кабардино-Балкарская Республика |
69,64 |
1,38 |
1,1 |
Карачаево-Черкесская Республика |
32,61 |
0,65 |
0,6 |
Республика Северная Осетия-Алания |
87,25 |
1,73 |
1,1 |
Чеченская Республика |
91,48 |
1,82 |
1,1 |
Ставропольский край |
42,38 |
0,84 |
0,8 |
Приволжский федеральный округ |
28,24 |
0,56 |
0,6 |
Республика Башкортостан |
28,25 |
0,56 |
0,6 |
Республика Марий Эл |
29,07 |
0,58 |
0,6 |
Республика Мордовия |
30,24 |
0,60 |
0,6 |
Республика Татарстан |
57,52 |
1,14 |
1,1 |
Удмуртская Республика |
35,69 |
0,71 |
0,7 |
Чувашская Республика |
66,39 |
1,32 |
1,1 |
Пермский край |
16,22 |
0,32 |
0,5 |
Кировская область |
10,49 |
0,21 |
0,5 |
Нижегородская область |
41,80 |
0,83 |
0,8 |
Оренбургская область |
15,82 |
0,31 |
|
Пензенская область |
30,12 |
0,60 |
0,6 |
Самарская область |
59,36 |
1,18 |
1,1 |
Саратовская область |
23,92 |
0,48 |
0,5 |
Ульяновская область |
33,08 |
0,66 |
0,7 |
Уральский федеральный округ |
3,77 |
0,07 |
0,5 |
Курганская область |
11,57 |
0,23 |
0,5 |
Свердловская область |
22,18 |
0,44 |
0,5 |
Тюменская область |
2,57 |
0,05 |
0,5 |
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра (Тюменская область) |
3,13 |
0,06 |
0,5 |
Ямало-Ненецкий автономный округ (Тюменская область) |
0,71 |
0,01 |
0,5 |
Тюменская область (кроме Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа) |
9,60 |
0,19 |
0,5 |
Челябинская область |
39,16 |
0,78 |
0,8 |
Сибирский федеральный округ |
3,92 |
0,08 |
0,5 |
Республика Алтай |
2,37 |
0,05 |
0,5 |
Республика Тыва |
1,94 |
0,04 |
0,5 |
Республика Хакасия |
8,68 |
0,17 |
0,5 |
Алтайский край |
13,79 |
0,27 |
0,5 |
Красноярский край |
1,21 |
0,02 |
0,5 |
Иркутская область |
3,09 |
0,06 |
0,5 |
Кемеровская область - Кузбасс |
27,77 |
0,55 |
0,6 |
Новосибирская область |
15,74 |
0,31 |
0,5 |
Омская область |
13,65 |
0,27 |
0,5 |
Томская область |
3,43 |
0,07 |
0,5 |
Дальневосточный федеральный округ |
0,75 |
0,01 |
0,5 |
Республика Бурятия |
2,81 |
0,06 |
0,5 |
Республика Саха (Якутия) |
0,32 |
0,01 |
0,5 |
Забайкальский край |
0,25 |
0,00 |
0,5 |
Камчатский край |
0,67 |
0,01 |
0,5 |
Приморский край |
11,51 |
0,23 |
0,5 |
Хабаровский край |
1,67 |
0,03 |
0,5 |
Амурская область |
2,18 |
0,04 |
0,5 |
Магаданская область |
0,30 |
0,01 |
0,5 |
Сахалинская область |
5,61 |
0,11 |
0,5 |
Еврейская автономная область |
4,36 |
0,09 |
0,5 |
Чукотский автономный округ |
0,07 |
0,001 |
0,5 |
Следующий показатель, который необходимо учитывать при категорировании населенных пунктов - природно-климатические и географические условия.
При определении климатических зон рекомендуется выделять.
I зона: подзона "А" - очень холодный климат, подзона "Б" - холодный климат, II зона - умеренный климат, III зона - теплый климат, IV зона - жаркий климат. В указанном документе определены требования к климатическим условиям по открытым и крытым спортивным сооружениям. Так, для отдельных климатических зон период эксплуатации открытых спортивных сооружений устанавливается на основании справочника о среднемесячных температурах наружного воздуха. Для отдельных видов спорта установлены усредненные температурные режимы, соответствующие началу и концу эксплуатационного периода, в том числе:
а) футбол, регби, хоккей на траве, городки: +5°С;
б) легкая атлетика, стрельба из лука, гребной и парусный спорт, занятия на лыжероллерных трассах и роликодромах, лыжных трамплинах с искусственным покрытием, в открытых тирах, на открытых велотреках и открытых сооружениях для конного спорта: +8°С;
в) бадминтон, баскетбол, волейбол, ручной мяч, теннис: +15°С;
г) хоккей с шайбой, фигурное катание, хоккей с мячом, конькобежный, лыжный спорт, прочие зимние виды спорта, городки: -5°С.
Общее количество непригодных для эксплуатации дней установлены следующие:
а) летний период - для всех зон - 20 дней;
б) зимний период:
- I зона, подзона "А" - 30 дней;
- I зона, подзона "Б" - 20 дней;
- II зона - 15 дней;
- III зона - 10 дней.
Кроме того, при определении продолжительности эксплуатационного периода учитываются типы покрытий различного рода, предусматривающие невозможность эксплуатации или необходимость обеспечения меньшей нагрузки на покрытие спортивного сооружения в определенный период.
Для крытых спортивных сооружений период эксплуатации определяется с учетом ограничения использования в периоды проведения капитального и текущего ремонтов, праздничных и санитарных дней. Так, например, длительность эксплуатации крытых катков с искусственным льдом сокращается на 75 дней, из которых 60 дней отводится на текущий и капитальный ремонты, срок эксплуатации в год составит 290 дней. Показатель количества дней эксплуатационного периода используется при расчете мощности спортивного сооружения и коэффициента ее использования.
С целью учета природно-климатических и географических условий предлагается использовать коэффициент сезонности при расчете норматива количества объектов спорта муниципального образования. Данный коэффициент определяется на основе отнесения населенного пункта к той или иной климатической зоне, в которой он расположен. Коэффициент сезонности целесообразно использовать общий, а также для крытых и открытых сооружений.
Предлагается использовать следующие коэффициенты сезонности:
- I зона, подзона "А" - 0,8;
- I зона, подзона "Б" - 0,9;
- II зона - 1,0;
- III зона - 1,0;
- IV зона - 1,0;
- города федерального значения - 1,0.
В таблице 6 представлены коэффициенты сезонности по субъектам Российской Федерации.
Таблица 6 - Коэффициенты сезонности субъектов Российской Федерации
Субъект Российской Федерации |
Климатическая зона |
Норматив коэффициента сезонности |
1 |
2 |
3 |
Белгородская область |
III зона |
1,0 |
Брянская область |
III зона |
1,0 |
Владимирская область |
II зона |
1,0 |
Воронежская область |
III зона |
1,0 |
Ивановская область |
II зона |
1,0 |
Калужская область |
II зона |
1,0 |
Костромская область |
II зона |
1,0 |
Курская область |
II зона |
1,0 |
Липецкая область |
II зона |
1,0 |
Московская область |
II зона |
1,0 |
Орловская область |
II зона |
1,0 |
Рязанская область |
II зона |
1,0 |
Смоленская область |
II зона |
1,0 |
Тамбовская область |
II зона |
1,0 |
Тверская область |
II зона |
1,0 |
Тульская область |
II зона |
1,0 |
Ярославская область |
II зона |
1,0 |
г. Москва |
II зона |
1,0 |
Республика Карелия |
II зона |
1,0 |
Республика Коми |
I зона, подзона "Б" |
0,9 |
Архангельская область |
I зона, подзона "Б" |
0,9 |
Ненецкий автономный округ (Архангельская область) |
I зона, подзона "А" |
0,8 |
Архангельская область (кроме Ненецкого автономного округа) |
I зона, подзона "Б" |
0,9 |
Вологодская область |
II зона |
1,0 |
Калининградская область |
III зона |
1,0 |
Ленинградская область |
II зона |
1,0 |
Мурманская область |
I зона, подзона "А" |
0,8 |
Новгородская область |
II зона |
1,0 |
Псковская область |
II зона |
1,0 |
Город Санкт-Петербург |
II зона |
1,0 |
Республика Адыгея |
IV зона |
1,0 |
Республика Калмыкия |
III зона |
1,0 |
Республика Крым |
IV зона |
1,0 |
Краснодарский край |
IV зона |
1,0 |
Астраханская область |
III зона |
1,0 |
Волгоградская область |
III зона |
1,0 |
Ростовская область |
III зона |
1,0 |
г. Севастополь |
IV зона |
1,0 |
Республика Дагестан |
IV зона |
1,0 |
Республика Ингушетия |
IV зона |
1,0 |
Кабардино-Балкарская Республика |
III зона |
1,0 |
Карачаево-Черкесская Республика |
III зона |
1,0 |
Республика Северная Осетия-Алания |
III зона |
1,0 |
Чеченская Республика |
IV зона |
1,0 |
Ставропольский край |
III зона |
1,0 |
Республика Башкортостан |
II зона |
1,0 |
Республика Марий Эл |
I зона, подзона "Б" |
0,9 |
Республика Мордовия |
II зона |
1,0 |
Республика Татарстан |
I зона, подзона "Б" |
0,9 |
Удмуртская Республика |
I зона, подзона "Б" |
0,9 |
Чувашская Республика |
II зона |
1,0 |
Пермский край |
II зона |
1,0 |
Кировская область |
I зона, подзона "Б" |
0,9 |
Нижегородская область |
II зона |
1,0 |
Оренбургская область |
II зона |
1,0 |
Пензенская область |
II зона |
1,0 |
Самарская область |
II зона |
1,0 |
Саратовская область |
II зона |
1,0 |
Ульяновская область |
II зона |
1,0 |
Курганская область |
II зона |
1,0 |
Свердловская область |
I зона, подзона "Б" |
0,9 |
Тюменская область |
I зона, подзона "Б" |
0,9 |
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра (Тюменская область) |
I зона, подзона "Б" |
0,9 |
Ямало-Ненецкий автономный округ (Тюменская область) |
I зона, подзона "А" |
0,8 |
Челябинская область |
I зона, подзона "Б" |
0,9 |
Республика Алтай |
I зона, подзона "Б" |
0,9 |
Республика Тыва |
I зона, подзона "Б" |
0,9 |
Республика Хакасия |
I зона, подзона "Б" |
0,9 |
Алтайский край |
I зона, подзона "Б" |
0,9 |
Красноярский край |
I зона, подзона "Б" |
0,9 |
Иркутская область |
I зона, подзона "Б" |
0,9 |
Кемеровская область - Кузбасс |
I зона, подзона "Б" |
0,9 |
Новосибирская область |
I зона, подзона "Б" |
0,9 |
Омская область |
I зона, подзона "Б" |
0,9 |
Томская область |
I зона, подзона "Б" |
0,9 |
Республика Бурятия |
I зона, подзона "Б" |
0,9 |
Республика Саха (Якутия) |
I зона, подзона "А" |
0,8 |
Забайкальский край |
I зона, подзона "Б" |
0,9 |
Камчатский край |
I зона, подзона "Б" |
0,9 |
Приморский край |
II зона |
1,0 |
Хабаровский край |
I зона, подзона "Б" |
0,9 |
Амурская область |
I зона, подзона "Б" |
0,9 |
Магаданская область |
I зона, подзона "А" |
0,8 |
Сахалинская область |
I зона, подзона "Б" |
0,9 |
Еврейская автономная область |
I зона, подзона "Б" |
0,9 |
Чукотский автономный округ |
I зона, подзона "А" |
0,8 |
Для крытых спортивных сооружений используется коэффициент сезонности 1,0. Для открытых спортивных сооружений - в зависимости от климатической зоны. Для I зоны, подзоны "Б" коэффициент сезонности для открытых сооружений будет равен 0,8, соответственно, для I зоны, подзоны "А" - 0,6.
Показатель "демографический состав" учитывается в первую очередь при расчете прогнозной численности населения, поэтому для эффективной реализации своих полномочий в области физической культуры и спорта необходимо учитывать еще несколько дополнительных критериев. Так, рекомендуется учитывать структуру населения не только по возрасту, но и учитывать пол и состояние здоровья населения, так как это также оказывает значительное влияние на востребованность тех или иных видов спорта (видов физической активности) и востребованность объекты спортивной инфраструктуры. На уровне муниципального образования рекомендуется проведение анализа состояния здоровья граждан и структурирование населения по трем группам, внутри каждой возрастной категории:
I группа здоровья - граждане, у которых не установлены хронические неинфекционные заболевания, отсутствуют факторы риска развития таких заболеваний или имеются указанные факторы риска при низком или среднем абсолютном сердечно-сосудистом риске и которые не нуждаются в диспансерном наблюдении по поводу других заболеваний (состояний);
II группа здоровья - граждане, у которых не установлены хронические неинфекционные заболевания, но имеются факторы риска развития таких заболеваний при высоком или очень высоком абсолютном сердечно-сосудистом риске, а также граждане, у которых выявлено ожирение и (или) гиперхолестеринемия с уровнем общего холестерина 8 ммоль/л и более, и (или) лица, курящие более 20 сигарет в день, и (или) лица с выявленным риском пагубного потребления алкоголя и (или) риском потреблением наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача, и которые не нуждаются в диспансерном наблюдении по поводу других заболеваний (состояний). Граждане со II группой здоровья с высоким или очень высоким абсолютным сердечно-сосудистым риском подлежат диспансерному наблюдению врачом (фельдшером) отделения (кабинета) медицинской профилактики или центра здоровья, а также фельдшером фельдшерского здравпункта или фельдшерско-акушерского пункта, за исключением пациентов с уровнем общего холестерина 8 ммоль/л и более, которые подлежат диспансерному наблюдению врачом-терапевтом. Гражданам со II группой здоровья при наличии медицинских показаний врачом-терапевтом назначаются лекарственные препараты для медицинского применения в целях фармакологической коррекции выявленных факторов риска;
IIIа группа здоровья - граждане, имеющие хронические неинфекционные заболевания, требующие установления диспансерного наблюдения или оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, а также граждане с подозрением на наличие этих заболеваний (состояний), нуждающиеся в дополнительном обследовании;
IIIб группа здоровья - граждане, не имеющие хронические неинфекционные заболевания, но требующие установления диспансерного наблюдения или оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи по поводу иных заболеваний, а также граждане с подозрением на наличие этих заболеваний, нуждающиеся в дополнительном обследовании.
При таком подходе может быть создана классификация спортивных сооружений, предназначенных для каждой из 9-ти групп населения, стратифицированных как по возрасту, так и по состоянию здоровья (обозначение групп указано условно и может быть изменено):
"Группа А" - доля детей и молодежи (возраст 3-29 лет), в общей численности населения, относящихся по здоровью к I категории;
"Группа Б" - доля детей и молодежи (возраст 3-29 лет), в общей численности населения, относящихся по здоровью ко II категории;
"Группа В" - доля детей и молодежи (возраст 3-29 лет), в общей численности населения, относящихся по здоровью к III категории;
"Группа Г" - доля граждан среднего возраста (женщины: 30-54 года; мужчины: 30-59 лет), в общей численности населения, относящихся по здоровью к группе I категории;
"Группа Д" - доля граждан среднего возраста (женщины: 30-54 года; мужчины: 30-59 лет), в общей численности населения, относящихся по здоровью к II категории;
"Группа Е" - доля граждан среднего возраста (женщины: 30-54 года; мужчины: 30-59 лет), в общей численности населения, относящихся по здоровью к III категории;
"Группа Ж" - доля граждан старшего возраста (женщины: 55-79 лет; мужчины: 60-79 лет), в общей численности населения, относящихся по здоровью к I категории;
"Группа 3" - доля граждан старшего возраста (женщины: 55-79 лет; мужчины: 60-79 лет), в общей численности населения, относящихся по здоровью ко II категории;
"Группа И" - доля граждан старшего возраста (женщины: 55-79 лет; мужчины: 60-79 лет), в общей численности населения, относящихся по здоровью к III категории.
Доля граждан, отнесенных по состоянию здоровья к той или иной категории может быть определена по формуле 1.19
,
(1.19)
где
- доля граждан i-той группы (группа А, группа Б, группа В, группа Г, группа Д, группа Е, группа Ж, группа 3, группа И), j-той категории (категория I, категория II, категория III), %;
- численность населения i-той группы (группа А, группа Б, группа В, группа Г, группа Д, группа Е, группа Ж, группа 3, группа И), j-той категории (категория I, категория II, категория III), чел.;
- фактическая численность населенного пункта, чел.
Для использования данного подхода при категорировании населенного пункта необходимо определить преобладающие группы населения по состоянию здоровья, то есть необходимо суммировать значения по каждой категории здоровья (категория I, категория II, категория III)
,
(1.20)
Далее аналогично по категориям II и III.
Если доля какой-либо категории населения по состоянию здоровья превышает 35%, то она будет являться преобладающей в данном муниципальном образовании.
Предлагаемое демографическое структурирование население необходимо использовать при определении типов и видов объектов спорта муниципального образования. Например, при выявленном недостатке спортивных залов необходимо определить, основываясь на возрастной структуре населения и оценке наличия данных объектов спорта в муниципальном образовании, какие именно залы вводить. Если определено, что недостаточно спортивных залов в дошкольных организациях, то на основе выявленной преобладающей группы (например, группа I.A) и имеющихся возможностей развития дошкольных учреждений, принимается решение о строительстве (реконструкции) спортивного зала соответствующего типа.
Еще один критерий, характеризующий специфику территории, который рекомендуется учитывать при категорировании - это состояние дорожной и транспортной инфраструктуры. Этот критерий характеризует транспортную доступность объектов спорта для населения. В целом, для целей данного исследования дорожная и транспортная инфраструктура может быть оценена с помощью показателя плотности населения. Так, исчезающие населенные пункты обычно мало населены и, как следствие, имеющаяся инфраструктура постепенно разрушается. Наоборот, динамично развивающиеся и приспосабливающиеся к новым условиям населенные пункты в связи с востребованностью населением являются средне населенными (при этом наблюдается рост плотности населения), что так или иначе связано и с развитием дорожной и транспортной инфраструктуры. Населенные пункты, начинающие устаревать - это сравнительно новые, но потерявшие свою привлекательность территории, плотность населения которых снижается. Таким образом, при оценке плотности населения целесообразно не только определить непосредственно плотность, но и оценить ее изменение, для чего рассмотреть ретроспективу с интервалом 5-10 лет.
По состоянию дорожно-транспортной инфраструктуры населенные пункты можно категорировать как с удовлетворительным и неудовлетворительным состоянием. Предлагаемые нормативы обеспечения транспортной доступности представлены в таблице 7.
Критерий категорирования населенного пункта "социально-экономические особенности развития" необходимо учитывать, так как перспективы его развития прямо связаны с указанными особенностями.
Таблица 7 - Рекомендуемые нормативы дорожной и транспортной доступности объектов спорта
Наименование объекта |
Территориальная доступность, не более |
Территории плоскостных спортивных сооружений более 2000 м 2 (стадионы, корты, спортивные площадки, ледовые арены, катки) |
радиус транспортной доступности: для сельских поселений - 1,5 ч, для городов - 1 ч, в границах городского округа - 30 мин. |
Спортивные базы, трассы для зимних видов спорта (биатлон, лыжные гонки) |
не нормируется |
Центры спортивной подготовки, в том числе водных видов спорта (гребные), зимних видов спорта (биатлон, лыжные гонки) |
не нормируется |
Спортивные залы общего пользования |
радиус транспортной доступности: для сельских поселений - 1,5 ч, для городов - 1 ч, в границах городского округа - 30 мин. |
Спортивно-тренажерный зал |
то же |
Детско-юношеская спортивная школа |
то же |
Бассейн крытые и открытые общего пользования |
то же |
Многофункциональные спортивные комплексы |
то же |
Для учета рассмотренных критериев, учитывающих специфику территории, при принятии решения об оптимальном размещении объектов спорта, для использования при категорировании населенных пунктов предлагается использовать матричный подход (таблица 8). Данный подход предполагает выделение 12 категорий населенных пунктов.
В соответствии с приказом Министерства спорта Российской Федерации от 19.08.2021 N 649 "О рекомендованных нормативах и нормах обеспеченности населения объектами спортивной инфраструктуры" каждой из имеющихся четырех категорий по нормативной численности населения рекомендуется выделить группы А, В и С. Группа А - населенные пункты, имеющие положительную оценку по критериям. Группа В - населенные пункты, характеризующиеся умеренными значениями величин критериев. Для населенных пунктов группы С характерна отрицательная динамика по рассматриваемым критериям.
В указанную таблицу (таблица 8) вносится то значение показателя, которое получено по населенному пункту. Например, если расчет прогнозной численности населения показал его рост в прогнозном периоде, то в графу А заносится любой знак, если снижение, то знак помещается в графу С.
По природно-климатическим условиям следующий подход. Зона I соответствует графе С, зона II и III - графе А, зона IV - графе Б.
По дорожной и транспортной доступности - графа А - удовлетворительная, графа С - неудовлетворительная.
Населенный пункт относится к определенной категории при наличии более половины оценок, расположенных в графе матрицы.
Таким образом, для расчета норматива количества спортивных сооружений муниципального образования необходимо провести его коррекцию с учетом коэффициента плотности и коэффициента сезонности по формуле:
,
(1.20)
Таблица 8 - Упрощенная матрица определения категории населенного пункта для целей определения обеспеченности спортивными объектами
Критерий категорирования |
Категория |
||||||||||||
I |
II |
III |
IV |
||||||||||
А |
В |
С |
А |
В |
С |
А |
В |
С |
А |
В |
С |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
|
1. Численность населения, чел. |
от 50 до 500 |
от 500 до 5000 |
от 5000 до 30000 |
свыше 30000 |
|||||||||
2. Динамика прогнозной численности, в том числе 1: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
лица 3-29 лет |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- рост |
|
|
|
|
|
|
+ |
|
|
|
|
|
|
- на прежнем уровне |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- снижение |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
лица 30-59 лет |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- рост |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- на прежнем уровне |
|
|
|
|
|
|
|
+ |
|
|
|
|
|
- снижение |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
лица 60 лет и старше |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- рост |
|
|
|
|
|
|
+ |
|
|
|
|
|
|
- на прежнем уровне |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- снижение |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. Структура населения по состоянию здоровья |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- преобладают абсолютно здоровые граждане |
|
|
|
|
|
|
+ |
|
|
|
|
|
|
- преобладают граждане, обладающие незначительными недугами, не запрещающими им заниматься физической культурой и спортом |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- преобладают граждане, имеющие достаточно серьезные заболевания |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4. Плотность населения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- густонаселенный |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- средненаселенный |
|
|
|
|
|
|
|
+ |
|
|
|
|
|
- малонаселенный |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5. Элемент расселения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- исчезающий населенный пункт |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- динамично развивающийся и приспосабливающийся к новым условиям населенный пункт |
|
|
|
|
|
|
|
+ |
|
|
|
|
|
- начинающий устаревать населенный пункт |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- новейший, динамично развивающийся населенный пункт |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6. Природно-климатические и географические условия |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
I зона подзона "А" |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
I зона подзона "Б" |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
II зона |
|
|
|
|
|
|
+ |
|
|
|
|
|
|
III зона |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
IV зона |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7. Дорожная и транспортная доступность |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- удовлетворительная |
|
|
|
|
|
|
+ |
|
|
|
|
|
|
- неудовлетворительная |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8. Социально-экономическое |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
развитие |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- высокие темпы роста |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- стабильное |
|
|
|
|
|
|
+ |
|
|
|
|
|
|
- замедляющийся рост |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
------------------------------
1 Для более точного категорирования можно использовать динамику прогнозной численности по возрастным категориям (дети 3-5 лет, дети 6-12 лет, молодежь 13-17 лет и 18 -29 лет, лица среднего возраста, лица старшего возраста).
В нашем примере населенный пункт относится к категории III.A.
где
- усредненный норматив количества объектов спорта, ед.;
- коэффициент плотности населения (для густонаселенных муниципальных образований - 1,1, средненаселенных пунктов - коэффициент равен реальному коэффициенту плотности населения, малонаселенных пунктов - 0,5, городов федерального значения - 1,2).
- коэффициент сезонности (I зона, подзона "А" - 0,8; I зона, подзона "Б" - 0,9; II зона - 1,0; III зона - 1,0; IV зона - 1,0; города федерального значения -1,0).
4. Расчет необходимой обеспеченности населенного пункта объектами спорта
Предложенный алгоритм расчета обеспеченности населенного пункта объектами спорта включает подходы к расчету количества объектов спорта по видам и определение объектов спорта по видам.
Основой для расчета количества объектов спорта на территории муниципального образования является единовременная пропускная способность спортивного объекта и нормативная единовременная пропускная способность спортивных сооружений.
Для определения расчета обеспеченности населенного пункта объектами спорта предлагается использовать следующий алгоритм.
I этап. Расчет необходимого количества объектов спорта муниципального образования по видам.
1.1. Рассчитывается фактическая единовременная пропускная способность объектов спорта.
Фактическая единовременная пропускная способность (ЕПС) объектов спорта муниципального образования может быть определена как сумма ЕПС спортивных сооружений, расположенных на территории.
,
(1.9)
- единовременная пропускная способность объектов спорта, чел.;
- единовременная пропускная способность i-того объекта спорта, чел.
1.2. Определяется фактическая обеспеченность населения объектами спорта.
,
(1.10)
где
- единовременная пропускная способность объектов спорта, чел.;
- прогнозная численность населения, чел.
1.3. Определяется соответствие фактической обеспеченности населения объектами спорта нормативному значению.
Если , то можно судить об избыточной мощности имеющихся спортивных сооружений и переходить ко II этапу - определению объектов спорта по видам.
Если (или близко к нормативному значению), то можно судить о достаточной мощности имеющихся спортивных сооружений и переходить ко II этапу - определению объектов спорта по видам.
Если , то это свидетельствует о недостаточной мощности имеющихся объектов спорта.
1.4. Недостающее количество объектов спорта соответствующего вида определяется по формуле:
,
(1.11)
где
- нормативное количество объектов спорта на 100 000 жителей;
- фактическое количество спортивных сооружений на 100 000 жителей, ед.;
В соответствии с формой статистического наблюдения 1-ФК, утвержденной приказом Федеральной службы государственной статистики от 27.03.2019 N 172 "Об утверждении формы федерального статистического наблюдения с указаниями по ее заполнению для организации Министерством спорта Российской Федерации федерального статистического наблюдения в области физической культуры и спорта" к учреждениям (организациям, объединениям, организациям), оказывающим услуги физической культуры и спорта" относятся:
- дошкольные образовательные организации;
- общеобразовательные организации, в том числе имеющие спортивные клубы;
- организации профессионального образования, в том числе имеющие спортивные клубы;
- организации высшего образования, в том числе имеющие спортивные клубы;
- организации дополнительного образования детей и осуществляющие спортивную подготовку;
- предприятия, учреждения, организации, в том числе имеющие спортивные клубы;
- учреждения и организации при спортивных сооружениях;
- физкультурно-спортивные клубы, в том числе фитнес-клубы, детские и подростковые клубы;
- другие учреждения и организации, в том числе адаптивной физической культуры и спорта.
Обеспеченность населения объектами спорта по видам можно определить по формулам (1.3 - 1.4), используя в расчетах прогнозную численность населения соответствующего возраста и единовременную (нормативную) пропускную способность спортивного сооружения. Норматив количества объектов спорта определенного вида можно определить по формулам (4.5 - 4.7).
Например, для дошкольных образовательных организаций, расчеты будут иметь следующий вид.
1) ,
(1.12)
где
- единовременная пропускная способность объектов спорта дошкольных образовательных организаций, чел.
2) ,
(1.13)
где
- прогнозная численность детей в возрасте от 3 до 5 лет, чел.
Если , то можно судить об избыточной мощности имеющихся объектов спорта и переходить ко II этапу - определению объектов спорта по видам.
Если (или близко к нормативному значению), то можно судить о достаточной мощности имеющихся объектов спорта и переходить ко II этапу - определению объектов спорта по видам.
Если , то это свидетельствует о недостаточной мощности имеющихся объектов спорта.
3)
(1.14)
4) Рассчитывается расчетное необходимое количество объектов спорта в дошкольных учреждениях
,
(1.15)
где
- фактическое количество спортивных сооружений в дошкольных образовательных организациях, ед.
5) Определяется нормативное количество объектов спорта данного вида в соответствии с усредненным нормативом единовременной пропускной способности объектов спорта на численность населения соответствующей возрастной категории (100000 чел.)
,
(1.16)
- фактическое количество спортивных сооружений в дошкольных организациях, ед.;
- прогнозная численность населения по данной возрастной категории, чел.
6) Определяется коэффициент фактической загруженности объектов спорта в дошкольных организациях
,
(1.17)
- фактическая годовая загруженность объектов спорта дошкольных организаций;
- годовая мощность спортивных сооружений дошкольных организаций.
7) Определяется коэффициент интенсивности загрузки объектов спорта дошкольных учреждений
,
(1.18)
где
- средней технической загруженности объектов спорта (0,7);
- коэффициент фактической загруженности объектов спорта дошкольных учреждений.
8) Норматив количества объектов спорта дошкольных образовательных организаций по видам рассчитывается по формуле
,
(1.19)
9) Недостающее количество объектов спорта дошкольных образовательных организаций определяется по формуле
,
(1.20)
где
- нормативное количество объектов спорта на 100000 жителей данной возрастной категории;
- фактическое количество спортивных сооружений дошкольных образовательных организаций, ед.
Аналогично проводятся расчеты по остальным возрастным категориям и видам физкультурно-спортивных организаций, учреждений, предприятий.
II этап. Определение объектов спорта по видам физической активности и спорта.
Для определения необходимого количества объектов спорта по видам физической активности и спорта целесообразно использовать подход, учитывающий категорию населенного пункта, потребность населения в занятиях тем или иным видом физической активности и спорта, фактическое количество занимающихся видом физической активности и спорта.
Последовательность действий при определении необходимого количества объектов по видам физической активности и спорта следующая.
2.1. На основании формы статистической отчетности N 1-ФК определяется число занимающихся по каждому виду спорта и физической активности ().
2.2. На основе опроса о мотивах и потребностях в занятиях физической культурой и спортом определяется число желающих заниматься по каждому виду физической активности и спорта ().
2.3. На основании формы статистической отчетности определяется количество спортивных сооружений (), их мощность (
), коэффициент загрузки (
) по каждому виду физической активности и спорта.
2.4. Далее определяется обеспеченность населения объектами спорта по видам физической активности и спорта. Для этого используем методику, предложенную выше, используя соответствующие показатели единовременной пропускной способности и численности занимающих и желающих заниматься.
Например, для спортивного зала расчеты будут иметь следующий вид:
1) ,
(1.21)
где
- единовременная пропускная способность спортивных залов указанного размера, чел.
2) ,
(1.22)
где
- прогнозная численность населения, чел.
Если , то можно судить об избыточной мощности имеющихся объектов спорта и переходить ко II этапу - определению объектов спорта по видам физической активности и спорта.
Если (или близко к нормативному значению), то можно судить о достаточной мощности имеющихся объектов спорта и переходить ко II этапу - определению объектов спорта по видам физической активности и спорта.
Если , то это свидетельствует о недостаточной мощности имеющихся объектов спорта по видам физической активности и спорта.
3) .
(1.23)
4) ,
(1.24)
5) ,
(1.25)
6) ,
(1.26)
7) ,
(1.27))
8) ,
(1.28)
9) Полученный при расчете норматив сравнивается с действующим нормативом (59 ед. на 100 000 жителей скорректированный с учетом коэффициентов плотности и сезонности). Если полученное значение ниже действующего норматива, то недостаток спортивных залов определяется по формуле 1.29
,
(1.29)
где
- действующий норматив количества спортивных залов на 100 000 жителей, ед. Аналогично проводятся расчеты по остальным видам спортивных сооружений. Алгоритм определения спортивных сооружений при недостаточной обеспеченности с учетом критериев категорирования населенного пункта представлен на рисунке 3.
Рисунок 3 - Алгоритм определения спортивных сооружений при недостаточной обеспеченности с учетом критериев категорирования населенного пункта
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.