Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению
Комитета по образованию
от 24 августа 2021 г. N 2395-р
Положение
об организации работы по оказанию психолого-педагогической помощи и психолого-педагогическому сопровождению
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в целях организации работы по оказанию психолого-педагогической помощи и психолого-педагогическому сопровождению в государственных образовательных учреждениях, реализующих основные общеобразовательные программы - образовательные программы дошкольного образования, основные общеобразовательные программы начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования.
1.2. Действие Положения распространяется на организацию работы:
по оказанию психолого-педагогической помощи детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления;
по созданию социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития обучающихся, психологической поддержки обучающихся, включая психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса.
1.3. Деятельность по оказанию психолого-педагогической помощи и психолого-педагогическому сопровождению осуществляется в соответствии с:
Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации;
Федеральным законом от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";
Концепцией развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Министром образования и науки Российской Федерации 19.12.2017;
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.09.2013 N 1082 "Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии";
приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24.07.2015 N 514н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог-психолог (психолог в сфере образования)";
Законом Санкт-Петербурга от 26.06.2013 N 461-83 "Об образовании в Санкт-Петербурге".
1.4. Для целей настоящего Положения используются следующие понятия:
ДОУ - государственные образовательные учреждения Санкт-Петербурга, реализующие основные общеобразовательные программы - образовательные программы дошкольного образования, находящиеся в ведении Комитета по образованию и администраций районов Санкт-Петербурга;
ГОУ - государственные образовательные учреждения Санкт-Петербурга, реализующие основные общеобразовательные программы начального общего образования, среднего общего образования, находящиеся в ведении Комитета по образованию и администраций районов Санкт-Петербурга;
обучающиеся - физические лица, осваивающие основные общеобразовательные программы - образовательные программы дошкольного образования, основные общеобразовательные программы начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования, реализующиеся в ДОУ, ГОУ;
психолого-педагогическая помощь - непосредственная работа педагога-психолога, определяемая положениями статьи 42 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", а также профессиональным стандартом и другими нормативными документами, направленная на преодоление затруднений психологического характера и предупреждение психологического неблагополучия в развитии личности обучающегося;
психолого-педагогическое сопровождение - система профессиональной деятельности психолога, направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития обучающихся, психологической поддержки обучающихся, включая психологическое сопровождение образовательного процесса.
Центры ППМСП - государственные учреждения Санкт-Петербурга, осуществляющие деятельность по оказанию психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, находящиеся в ведении администраций районов Санкт-Петербурга, и государственные образовательные учреждения дополнительного образования, осуществляющие деятельность по оказанию психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, находящиеся в ведении администраций районов Санкт-Петербурга;
Региональный центр ППМСП - государственное бюджетное учреждение Региональный центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи "Центр диагностики и консультирования".
Иные понятия, используемые в Положении, применяются в значениях, определенных действующим законодательством.
1.5. В целях оказания психолого-педагогической помощи в Санкт-Петербурге сформирована трехуровневая система оказания психолого-педагогической помощи с соблюдением маршрутизации, этапности и преемственности.
Психолого-педагогическая помощь оказывается на уровне ДОУ, ГОУ, районном уровне и региональном уровне.
На уровне ДОУ, ГОУ психолого-педагогическая помощь оказывается специалистами ДОУ, ГОУ (педагогом-психологом (педагогами-психологами)). Психолого-педагогическая помощь на данном уровне оказывается обучающимся, состоящим в контингенте ДОУ, ГОУ.
На районном уровне психолого-педагогическая помощь оказывается специалистами Центров ППМСП (педагогом-психологом (педагогами-психологами)). Психолого-педагогическая помощь на данном уровне оказывается обучающимся ДОУ, ГОУ, проживающим на территории района Санкт-Петербурга, по местонахождении Центра ППМСП, включая несовершеннолетних, получающих образование в форме семейного образования или самообразования.
На региональном уровне психолого-педагогическая помощь оказывается специалистами Регионального центра ППМСП. Психолого-педагогическая помощь на региональном уровне оказывается обучающимся, проживающим на территории Санкт-Петербурга, включая несовершеннолетних, получающих образование в форме семейного образования или самообразования.
1.6. Целевые группы детей, в отношении которых реализуются программы психологической помощи: дети (подростки) с нормативным кризисом взросления;
дети, испытывающие трудности в обучении;
дети, нуждающиеся в особом внимании в связи с высоким риском уязвимости (дети с отклоняющимся поведением (девиантное поведение детей и подростков, суицидальное поведение детей и подростков),
дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды);
- одаренные дети.
1.7. Психолого-педагогическая помощь осуществляется в соответствии со следующими принципами:
законности;
адресности;
сохранения ранее достигнутого уровня психолого-педагогической помощи и постоянного его повышения;
добровольности получения;
доступности;
конфиденциальности (включая защиту персональных данных).
1.8. Психолого-педагогическая помощь в Санкт-Петербурге оказывается без взимания платы в соответствии с настоящим Положением.
1.9. Психолого-педагогическая помощь предоставляется с согласия одного из родителей (законных представителей). В соответствии с принципом добровольности родители (законные представители) обучающегося могут написать отказ от оказания психолого-педагогической помощи на любой стадии её оказания.
Обучающиеся в возрасте старше 14 лет могут самостоятельно обращаться за психолого-педагогической помощью.
Обучающиеся и их родители (законные представители) могут самостоятельно определять уровень службы психолого-педагогической помощи, указанный в пункте 1.5. настоящего Положения.
1.10. При оказании психолого-педагогической помощи обучающимся в целях защиты прав ребенка, его родителей (законных представителей) должна быть обеспечена конфиденциальность их персональных данных.
1.11. Обучающиеся и родители (законные представители) обучающихся при получении психолого-педагогической помощи имеют право:
на уважительное и гуманное отношение;
конфиденциальность;
получение информации о возможности оказания психолого-педагогической помощи;
на отказ от оказания психолого-педагогической помощи.
1.12. Психолого-педагогическое сопровождение оказывается на уровне ДОУ, ГОУ, районном уровне и региональном уровне.
На уровне ГОУ психолого-педагогическое сопровождение оказывается специалистами ДОУ, ГОУ обучающимся, состоящим в контингенте ДОУ, ГОУ, и педагогическим работникам ДОУ, ГОУ.
На районном уровне осуществляется методическая поддержка и координация деятельности ДОУ, ГОУ, расположенных на территории района Санкт-Петербурга.
На региональном уровне осуществляется методическая поддержка и координация деятельности ДОУ, ГОУ, расположенных на территории Санкт-Петербурга, Центров ППМСП.
1.13. Организация предоставления психолого-педагогической помощи осуществляется Комитетом по образованию и администрациями районов Санкт-Петербурга в соответствии с полномочиями, установленными постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 24.02.2004 N 225 "О Комитете по образованию" и постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 19.12.2017 N 1098 "Об администрациях районов Санкт-Петербурга" соответственно.
1.14. Обеспечение организационной деятельности по оказанию психолого-педагогической помощи, общего руководства и уровневой взаимосвязи осуществляется Региональным ЦППМС во взаимодействии с главным внештатным педагогом-психологом Санкт-Петербурга.
1.15. Методическое обеспечение деятельности специалистов, оказывающих психолого-педагогическую помощь и осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение, осуществляется Санкт-Петербургской академией постдипломного педагогического образования, информационно-методическими центрами районов Санкт-Петербурга, а также городскими и районными методическими объединениями специалистов, оказывающими психолого-педагогическую помощь.
2. Цели и задачи психолого-педагогической помощи и психолого-педагогического сопровождения
2.1. Целью психолого-педагогической помощи и психолого-педагогического сопровождения является создание обучающимся условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение психолого-педагогической помощи, направленной на своевременное обеспечение сохранения и укрепления психологического здоровья обучающихся, снижение рисков дезадаптации и негативной социализации, получение бесплатной психолого-педагогической коррекции.
2.2. Основными задачами психолого-педагогической помощи и психолого-педагогического сопровождения являются:
психологическая поддержка и сопровождение обучающихся в проблемных и трудных жизненных ситуациях;
диагностика и контроль динамики личностного и интеллектуального развития обучающихся;
содействие в построении индивидуальной траектории образования обучающихся;
содействие в создании условий для самостоятельного осознанного выбора обучающимися профессии (или профессиональной области) и содействие в построении личных профессиональных планов;
содействие позитивной социализации обучающихся;
психологическая поддержка в создании условий для духовно-нравственного воспитания обучающихся;
психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей;
психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, находящихся под надзором в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также обучающихся, находящихся под опекой;
психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, возвращаемых из зон боевых действий;
проведение мероприятий по профилактике и коррекции отклоняющегося (агрессивного, аддиктивного, асоциального, виктимного, суицидального и т.п.) и противоправного поведения обучающихся с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;
содействие в формировании культуры здоровья и здорового образа жизни обучающихся, в воспитании осознанного устойчивого отрицательного отношения к употреблению алкоголя, психоактивных и наркотических веществ, табакокурению, и другим вредным привычкам;
профилактика насилия и защиты детей от информации, наносящей вред их психическому здоровью и нравственному развитию;
содействие развитию межкультурной компетенции и толерантности;
профилактика ксенофобии, экстремизма, межэтнических конфликтов;
психолого-педагогическое сопровождение процессов коррекционно-развивающего обучения, воспитания, социальной адаптации и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе в условиях инклюзивного обучения;
психологическое просвещение и консультирование родителей (законных представителей) обучающихся, педагогов по вопросам обучения, воспитания, поведения, развития.
3. Основные направления деятельности по оказанию психолого-педагогической помощи и психолого-педагогическому сопровождению
3.1. К основным направлениям деятельности по оказанию психолого-педагогической помощи и психолого-педагогическому сопровождению относятся:
психологическое просвещение - формирование у обучающихся и их законных представителей, педагогических работников и руководителей ДОУ, ГОУ потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта;
психологическая профилактика - предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, в ДОУ, ГОУ, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, законным представителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития;
психологическая диагностика - углубленное психолого-педагогическое изучение обучающихся на протяжении всего периода обучения; определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и источников нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации;
психологическая коррекция - активное воздействие на процесс формирования личности в детском возрасте и сохранение ее индивидуальности, осуществляемое на основе совместной деятельности педагогов-психологов, учителей-логопедов, врачей, социальных педагогов и других специалистов ДОУ, ГОУ;
консультативная деятельность - оказание помощи обучающимся, их законным представителям, педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения посредством психологического консультирования.
3.2. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в ДОУ, ГОУ также включает; психолого-педагогическое и методическое сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ; психологическую экспертизу (оценку) комфортности и безопасности образовательной среды ДОУ, ГОУ; психологическое консультирование субъектов образовательного процесса.
4. Организация работы по предоставлению психолого-педагогической помощи и психолого-педагогическому сопровождению
4.1. Психолого-педагогическая помощь и психолого-педагогическое сопровождение предоставляется обучающимся, состоящим в контингенте данного ДОУ, ГОУ, в том числе обучающимся, зачисленным в ГОУ в качестве экстернов для прохождения промежуточной и (или) итоговой аттестации.
4.2. На уровне ДОУ, ГОУ психолого-педагогическая помощь и психолого-педагогическое сопровождение является сопутствующей услугой, связанной с реализацией образовательного процесса. Заключение договора по оказанию психолого-педагогической помощи и психолого-педагогического сопровождения не требуется.
4.3. Психолого-педагогическая помощь и психолого-педагогическое сопровождение в части проведения психологической диагностики и коррекционно-развивающей работы, в том числе по восстановлению и реабилитации, осуществляется с согласия родителей (законных представителей) обучающихся.
4.4. Психолого-педагогическая помощь оказывается педагогом-психологом (педагогами-психологами) и при необходимости группой педагогических работников ДОУ, ГОУ (социальным педагогом, учителем-логопедом, другими педагогическими работниками) с участием педагога-психолога в рамках деятельности психолого-медико-педагогического консилиума.
Учитель-дефектолог, тьютор включаются в деятельность по оказанию психолого-педагогической помощи, если в ДОУ, ГОУ обучается ребенок с ограниченными возможностями здоровья.
4.5. В целях предоставления психолого-педагогической помощи и психолого-педагогического сопровождения в ДОУ, ГОУ создаются службы психолого-педагогического сопровождения (далее - Служба).
Служба обеспечивает тесное взаимодействие с воспитателями группы, классными руководителями.
В состав Службы могут включаться специалисты иных инфраструктур ДОУ, ГОУ (службы ранней помощи, службы медиации, совета по профилактике правонарушений, службы здоровья).
В деятельности Службы наряду с сотрудниками ДОУ, ГОУ также могут участвовать специалисты Центров ППМСП и иных государственных организаций, обладающих ресурсами, необходимыми для оказания психолого-педагогической помощи обучающимся. Участие указанных специалистов в деятельности службы ДОУ, ГОУ осуществляется на основании договора о взаимодействии.
4.6. Служба может создаваться как структурное подразделение ДОУ, ГОУ.
4.7. Для предоставления психолого-педагогической помощи и психолого-педагогического сопровождения участникам образовательной деятельности (обучающимся, родителям, педагогам) расчет ставок педагога-психолога осуществляется исходя из наполняемости ДОУ и ГОУ.
4.7.1. Расчет ставок ДОУ:
N п/п |
Численность воспитанников |
Количество ставок |
1 |
до 100 чел. |
0,5 |
2 |
от 101 до 150 чел. |
0,5 |
3 |
от 151 до 200 чел. |
0,75 |
4 |
от 201 до 250 чел. |
1,0 |
5 |
от 251 до 300 чел. |
1,0 |
6 |
от 301 до 350 чел. |
1,25 |
7 |
от 351 до 400 чел. |
1,5 |
8 |
от 401 до 450 чел. |
2,0 |
9 |
от 451 до 500 чел. |
2,25 |
10 |
от 501 до 600 чел. |
2,25 |
11 |
от 601 до 900 чел. |
3,25 |
12 |
от 901 и более (далее дополнительно на каждые 200 чел. 0,5 ставки) |
3,25 |
4.7.2. Расчет ставок ГОУ:
N п/п |
Численность учащихся |
Количество ставок |
1 |
до 250 |
1,0 |
2 |
от 251 до 500 |
1,5 |
3 |
от 501 до 800 |
2,0 |
4 |
от 801 до 1000 |
2,5 |
5 |
от 1001 до 1550 |
3,0 |
6 |
от 1551 до 1850 |
3,5 |
7 |
от 1851 до 2150 |
4,0 |
8 |
от 2151 до 2450 |
4,5 |
9 |
от 2451 до 2750 |
5,0 |
10 |
2751 и более (далее дополнительно на каждые 500 чел. 0,5 ставки) |
6,0 |
Численность социальных педагогов составляет не менее одного специалиста на ГОУ.
4.8. При организации образовательной деятельности по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего, основного общего, среднего общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в штатное расписание ГОУ вводится ставка "педагог-психолог" (1,0 ставка на каждые 20 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья) в соответствии с пунктом 38 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Минпросвещения России от 28.08.2020 N 442 (далее - приказ N 442).
Введение в штатное расписание ГОУ ставок учителя-логопеда, учителя-дефектолога, тьютора предусмотрено приказом N 442.
При организации образовательной деятельности по адаптированной образовательной программе дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с пунктом 21 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования, утвержденного приказом Минпросвещения России от 31.07.2020 N 373 (далее - приказ N 373), в группах компенсирующей направленности в штатное расписание ДОУ вводится ставка "педагог-психолог" на каждую группу:
для детей с нарушениями слуха (глухих, слабослышащих, позднооглохших) - не менее 0,5 штатной единицы педагога-психолога;
для детей с нарушениями зрения (слепых, слабовидящих, с амблиопией и косоглазием) - не менее 0,5 штатной единицы педагога-психолога;
для детей с тяжелыми нарушениями речи - не менее 0,5 штатной единицы педагога-психолога;
для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата - не менее 1 штатной единицы учителя-дефектолога и (или) педагога-психолога;
для детей с расстройствами аутистического спектра - не менее 0,5 штатной единицы учителя-дефектолога (олигофренопедагога) и/или педагога-психолога;
для детей с задержкой психического развития - не менее 1 штатной единицы учителя-дефектолога (олигофренопедагога) и/или педагога-психолога;
для детей с умственной отсталостью - не менее 1 штатной единицы педагога-психолога;
для детей со сложным дефектом (тяжелыми и множественными нарушениями развития) - не менее 1 штатной единицы учителя-дефектолога и (или) педагога-психолога.
В группах комбинированной направленности в штатное расписание ДОУ вводится ставка "педагог-психолог" на каждые 20 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Введение в штатное расписание ДОУ ставок учителя-логопеда, учителя-дефектолога и тьютора предусмотрено приказом N 373.
4.9. ДОУ, ГОУ разрабатывает положение о деятельности Службы, ежегодно утверждает состав Службы.
Педагог-психолог ведет профессиональную документацию, отражающую содержание деятельности в отношении всех субъектов образовательных отношений:
журнал регистрации обращений/видов деятельности;
протоколы диагностических обследований и заключений по их результатам;
планы/программы проведения коррекционной, развивающей, просветительской, профилактической работы, в том числе программы адресной психолого-педагогической помощи.
4.10. ДОУ, ГОУ создает необходимые материально-технические условия для деятельности Службы, включая кабинет педагога-психолога.
4.11. Деятельность педагога-психолога осуществляется в соответствии с приказом Минтруда России от 24.07.2015 N 514н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог-психолог (психолог в сфере образования)". Деятельность иных специалистов Службы осуществляется в соответствии с локальными актами ДОУ, ГОУ, регулирующими трудовые отношения.
Квалификация педагогических работников должна соответствовать квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования"), утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 N 761н.
Повышение психолого-педагогической компетентности осуществляется за счет курсов повышения профессиональной квалификации, системы непрерывного образования, в которой предусмотрены различные формы повышения квалификации (конференции, семинары, мастер-классы, вебинары, стажировочные площадки, самообразование, взаимопосещение и другое).
4.12. Требования, указанные в пункте 4.11, также распространяются на работников, оказывающих психолого-педагогическую помощь на районном уровне и региональном уровне.
4.13. На районном и региональном уровне психолого-педагогическая помощь оказывается обучающимся ДОУ, ГОУ, а также несовершеннолетним, не состоящим в контингенте ДОУ, ГОУ, включая несовершеннолетних, получающих образование в форме семейного образования или самообразования:
с высокой степенью педагогической запущенности;
с высоким риском нарушения развития, установленным в медицинском учреждении;
нарушениями эмоционально-волевой сферы;
отклонениями в поведении;
испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ;
находящимся в трудной жизненной ситуации;
находящимся в социально опасном положении;
с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью;
по другим причинам в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4.14. Психолого-педагогическая помощь оказывается в соответствии с направлениями деятельности по оказанию психолого-педагогической помощи, указанными в разделе 3 Положения.
4.15. Обязательными этапами психолого-педагогической помощи являются:
диагностика и определение индивидуальных особенностей, ограничений и ресурсов, оценки ситуации развития, выявления причин возникающих трудностей;
консультирование, в том числе анонимное;
проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий в целях преодоления трудностей, развития навыков и личностных качеств, укрепления адаптивных ресурсов;
специализированная психолого-педагогическая помощь обучающимся с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидностью;
организация комплексной работы по предупреждению, выявлению, преодолению психофизического и психоэмоционального неблагополучия обучающихся и несовершеннолетних в образовательной и социальной среде;
оказание помощи в профориентации, получении профессии и социальной адаптации;
проведение мероприятий, направленных на профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в том числе, на предупреждение антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;
социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, защита их прав и интересов.
4.16. На районном уровне и региональном уровне осуществляется:
содействие в профессиональной деятельности педагогов-психологов ДОУ, ГОУ;
анализ качества и эффективности оказания помощи обучающимся педагогами-психологами и социальными педагогами ДОУ, ГОУ;
мониторинг эффективности внедряемых ДОУ, ГОУ образовательных программ и технологий обучения;
проведение психологической экспертизы внедряемых образовательных программ в части определения их соответствия возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся.
4.17. На районном уровне и региональном уровне осуществляется взаимодействие с общественными организациями и некоммерческими организациями, оказывающими услуги ранней диагностики, социализации и реабилитации, в части оказания методической поддержки по психолого-педагогическому сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья.
<< Назад |
||
Содержание Распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 24 августа 2021 г. N 2395-р "Об организации работы по оказанию... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.