Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 16 марта 2022 г. N 03-07-11/19631
Вопрос: Статьей 145 НК РФ, п. 1 предусматривается, что "Организации и ИП... имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или ИП без учета НДС не превысила в совокупности два миллиона рублей". При этом, в соответствии с пунктом 2 ст. 24 НК РФ налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики, если иное не предусмотрено НК РФ.
Вправе ли налоговый агент по основаниям пункта 1 статьи 145 НК РФ заявить право на освобождение от выполнения налоговых обязанностей, которые на него возложены пунктом 3 статьи 161 НК РФ в части уплаты в бюджет суммы налога? "В этом случае налоговыми агентами признаются покупатели (получатели) указанного имущества... Указанные лица обязаны исчислить расчетным методом, удержать из выплачиваемых доходов и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога".
Ответ: Департамент налоговой политики рассмотрел обращение и по вопросу применения налога на добавленную стоимость при приобретении государственного (муниципального) имущества, составляющего государственную (муниципальную) казну, индивидуальным предпринимателем, использующим право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость, сообщает.
На основании пункта 1 статьи 145 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) организации и индивидуальные предприниматели, за исключением организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога не превысила в совокупности два миллиона рублей.
В соответствии с абзацем вторым пункта 3 статьи 161 Кодекса при реализации (передаче) на территории Российской Федерации государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, государственного и муниципального имущества, не закрепленного за государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего казну федеральной территории "Сириус", налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется как сумма дохода от реализации (передачи) этого имущества с учетом налога. В этом случае налоговыми агентами признаются покупатели (получатели) указанного имущества, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Указанные лица обязаны исчислить расчетным методом, удержать из выплачиваемых доходов и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.
При этом абзацем вторым пункта 3 статьи 161 Кодекса не предусмотрено исключений для покупателей (получателей) вышеуказанного имущества, использующих на основании статьи 145 Кодекса право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость.
Таким образом, индивидуальные предприниматели, использующие право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость, при приобретении государственного (муниципального) имущества, составляющего государственную (муниципальную) казну, обязаны исчислять и уплачивать в бюджет соответствующую сумму налога на добавленную стоимость в порядке, установленном абзацем вторым пункта 3 статьи 161 Кодекса.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
В.А. Прокаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предприниматели, использующие право на освобождение от НДС, при приобретении государственного (муниципального) имущества, составляющего государственную (муниципальную) казну, обязаны исчислять и уплачивать в бюджет соответствующую сумму НДС.
Налоговыми агентами не признаются покупатели - физлица, не являющихся ИП. Не предусмотрено исключений для покупателей, использующих право на освобождение от НДС.
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 16 марта 2022 г. N 03-07-11/19631
Текст письма опубликован не был