Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 12 апреля 2022 г. N 03-07-07/31405
Вопрос: Просим оказать государственную поддержку медицинским организациям и освободить их от налогообложения в виде НДС в размере 20% на реализацию не зарегистрированных в Российской Федерации лекарственных препаратов. Для этого просим внести изменения в п. 2 статьи 149 Налогового кодекса РФ, предусматривающий перечень товаров и услуг, не подлежащих налогообложению НДС, и включить в него незарегистрированные лекарственные средства, предназначенные для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям конкретных пациентов.
Ответ: Департамент налоговой политики рассмотрел обращение и по предложению об установлении освобождения от налогообложения налогом на добавленную стоимость в отношении не зарегистрированных в Российской Федерации лекарственных препаратов, закупаемых медицинскими организациями, в том числе Фондом поддержки детей с тяжелыми жизнеугрожающими и хроническими заболеваниями, в том числе редкими (орфанными) заболеваниями "Круг добра" (далее - Фонд), сообщает следующее.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 39 Кодекса реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.
Основной целью деятельности Фонда, созданного в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 5 января 2021 г. N 16, является реализация дополнительного механизма организации и финансового обеспечения оказания медицинской помощи (при необходимости за пределами Российской Федерации) детям с тяжелыми жизнеугрожающими и хроническими заболеваниями, в том числе редкими (орфанными) заболеваниями, обеспечение таких детей лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, в том числе не зарегистрированными в Российской Федерации, а также техническими средствами реабилитации, не включенными в федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду (далее соответственно - дети, лекарственные препараты, медицинские изделия, технические средства реабилитации).
Согласно Уставу Фонда, утвержденному приказом Минздрава России от 11 января 2021 г. N 5 (далее - Устав), для достижения и в соответствии с целями, определенными Уставом, Фонд в порядке, предусмотренном действующим законодательством Российской Федерации, осуществляет, в том числе, закупку лекарственных препаратов, медицинских изделий, технических средств реабилитации для обеспечения детей.
Правила приобретения лекарственных препаратов и медицинских изделий для конкретного ребенка с тяжелым жизнеугрожающим и хроническим заболеванием, в том числе редким (орфанным) заболеванием, либо для групп таких детей утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 6 апреля 2021 г. N 545 (далее - Правила).
Согласно пункту 8 Правил в случае принятия экспертным советом Фонда решения об обеспечении детей лекарственными препаратами и медицинскими изделиями Фонд осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке закупку лекарственных препаратов и медицинских изделий. При этом в соответствии с абзацем вторым пункта 2 Правил финансовое обеспечение осуществляемых Фондом закупок, ввоза и доставки лекарственных препаратов и медицинских изделий осуществляется за счет грантов в форме субсидий, предоставляемых из федерального бюджета Фонду, а также добровольных имущественных взносов и пожертвований физических и юридических лиц и иных источников в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании пунктов 9 и 10 Правил в случае закупки Фондом лекарственных препаратов и медицинских изделий поставщики представляют в Фонд в порядке, установленном договором поставки, документы, подтверждающие факт получения лекарственных препаратов и медицинских изделий организациями государственной системы здравоохранения, имеющими лицензию на осуществление медицинской и (или) фармацевтической деятельности (далее - организации-получатели), которые принимают на учет указанные лекарственные препараты и медицинские изделия, обеспечивают их сохранность, надлежащие условия хранения и направление по целевому назначению.
Таким образом, Фонд осуществляет закупку лекарственных препаратов и медицинских изделий, которые поступают непосредственно организациям-получателям для использования по целевому назначению при лечении пациентов, в отношении которых было принято решение об обеспечении лекарственными препаратами и медицинскими изделиями. Соответственно, организации-получатели не могут самостоятельно распоряжаться лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, а при отпуске этих лекарственных препаратов и медицинских изделий пациентам осуществляется гарантированное им государством право на бесплатное лекарственное обеспечение.
Согласно части 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).
Отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ). Статьей 29 Федерального закона N 323-ФЗ определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона N 323-ФЗ).
Исходя из указанного, Фонд, осуществляя закупки лекарственных препаратов и медицинских изделий, в том числе не зарегистрированных в Российской Федерации, и их дальнейшую передачу для лечения детей, по нашему мнению, является лицом, исполняющим обязательства государства по организации охраны здоровья граждан в Российской Федерации.
Учитывая изложенное, в случае если между Фондом, осуществившим закупку лекарственных препаратов, не зарегистрированных в Российской Федерации, и медицинской организацией, получающей данные лекарственные препараты для лечения детей, не заключаются договора на их реализацию, передача Фондом таких лекарственных препаратов медицинской организации не является реализацией в смысле, придаваемом этому понятию статьей 39 Кодекса, в связи с чем на указанную передачу не распространяются нормы пункта 1 статьи 146 Кодекса.
Что касается ввезенных на территорию Российской Федерации незарегистрированных лекарственных препаратов, которые закупаются Фондом у поставщиков и передаются этими поставщиками непосредственно организации-получателю, то главой 21 Кодекса освобождение от налога на добавленную стоимость в отношении таких операций не предусмотрено. Поэтому такие операции подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке у поставщиков указанных лекарственных препаратов.
По предложению об освобождении от налогообложения налогом на добавленную стоимость операций по реализации на территории Российской Федерации незарегистрированных лекарственных препаратов, сообщаем, что принятие данного предложения приведет к выпадающим доходам федерального бюджета, источники которых не определены.
Также необходимо учитывать, что, как показывает практика применения налога на добавленную стоимость, установление освобождения от налогообложения не является прозрачной мерой государственной поддержки, обеспечивающей целевое использование полученных средств, а также не гарантирует уменьшение стоимости товаров (работ, услуг) для конечного потребителя.
В связи с этим установление освобождения от налогообложения налогом на добавленную стоимость в отношении реализуемых на территории Российской Федерации незарегистрированных лекарственных препаратов может не привести к уменьшению их цены и, соответственно, увеличению количества таких лекарственных препаратов, закупаемых медицинскими организациями, а также Фондом за счет грантов, предоставляемых Фонду из федерального бюджета в форме субсидий.
Таким образом, вышеуказанное предложение не поддерживается.
Заместитель директора Департамента |
В.А. Прокаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Минфин рассмотрел вопросы об НДС в отношении незарегистрированных лекарств, закупаемых медицинскими организациями, в том числе Фондом "Круг добра".
Если между Фондом, закупившим незарегистрированные лекарства, и медицинской организацией, получающей эти препараты для лечения детей, не заключаются договоры на их реализацию, передача Фондом лекарств медорганизации не является реализацией и не облагается НДС.
Если ввезенные в Россию незарегистрированные лекарства закупаются Фондом у поставщиков и передаются этими поставщиками непосредственно организации-получателю, то освобождение от НДС не действует. Такие операции облагаются НДС в общем порядке у поставщиков.
Минфин не поддержал предложение освободить от НДС реализуемые в России незарегистрированные лекарственные препараты.
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 12 апреля 2022 г. N 03-07-07/31405
Текст письма опубликован не был