Постановление Правительства Ярославской области от 12 апреля 2022 г. N 279-п
"Об утверждении Бюджетного прогноза Ярославской области на долгосрочный период (на 2022 - 2033 годы) и о признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства области"
В соответствии со статьей 170.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства области от 12.08.2015 N 904-п "Об утверждении Порядка разработки бюджетного прогноза Ярославской области на долгосрочный период"
Правительство области постановляет:
1. Утвердить прилагаемый Бюджетный прогноз Ярославской области на долгосрочный период (на 2022 - 2033 годы).
2. Признать утратившими силу постановления Правительства области:
- от 12.02.2016 N 139-п "Об утверждении Бюджетного прогноза Ярославской области на долгосрочный период (на 2016 - 2027 годы)";
- от 01.03.2018 N 111-п "О внесении изменений в постановление Правительства области от 12.02.2016 N 139-п";
- от 28.02.2019 N 138-п "О внесении изменений в постановление Правительства области от 12.02.2016 N 139-п";
- от 30.01.2020 N 63-п "О внесении изменений в постановление Правительства области от 12.02.2016 N 139-п";
- от 04.02.2021 N 37-п "О внесении изменений в постановление Правительства области от 12.02.2016 N 139-п".
3. Постановление вступает в силу с момента подписания.
Временно исполняющий обязанности Губернатора области |
М.Я. Евраев |
Утвержден
постановлением Правительства области
от 12.04.2022 N 279-п
Бюджетный прогноз Ярославской области на долгосрочный период (на 2022 - 2033 годы)
I. Основные понятия
Бюджетный прогноз Ярославской области на долгосрочный период (на 2022 - 2033 годы) (далее - Бюджетный прогноз) разработан в соответствии с требованиями статьи 170.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и на основании постановления Правительства области от 12.08.2015 N 904-п "Об утверждении Порядка разработки бюджетного прогноза Ярославской области на долгосрочный период".
Бюджетный прогноз разработан на 12 лет (на 2022 - 2033 годы) с учетом стратегических целей, сформулированных в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", в Стратегии социально-экономического развития Ярославской области до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства области от 06.03.2014 N 188-п "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Ярославской области до 2030 года".
Бюджетный прогноз разработан на основе прогноза социально-экономического развития Ярославской области на долгосрочный период, утвержденного постановлением Правительства области от 09.11.2021 N 776-п "О прогнозе социально-экономического развития Ярославской области на долгосрочный период 2022 - 2033 годов".
II. Описание основных сценарных условий, параметров вариантов долгосрочного прогноза и обоснование выбора варианта долгосрочного прогноза в качестве базового для целей Бюджетного прогноза
В 2019 году в социально-экономическом развитии Ярославской области наблюдались разнонаправленные тенденции в части изменения основных социально-экономических показателей. Так, в отчетном периоде зафиксирован рост инвестиций в основной капитал, промышленного производства за счет увеличения производства по виду деятельности "Обрабатывающие производства". В строительстве произошел спад на фоне стабильного роста в предыдущие годы, в то же время сельское хозяйство, ввод в действие жилых домов сохранили тенденцию роста. В общественном питании наблюдался значительный рост при минимальном приросте оборота розничной торговли и реальной заработной платы.
По итогам 2020 года экономика Ярославской области продемонстрировала низкие значения ключевых социально-экономических показателей развития, что в большей степени обусловлено влиянием пандемии новой коронавирусной инфекции. Произошел значительный спад в отраслях, наиболее пострадавших от ограничений, вызванных распространением новой коронавирусной инфекции, а именно в розничной торговле, в общественном питании, на рынке платных услуг населению, также выросла безработица. Такие ключевые отрасли, как промышленность и сельское хозяйство, также продемонстрировали, пусть и незначительное, снижение производства относительно значений 2019 года. В то же время в 2020 году зафиксирован значительный рост объема работ, выполненных по виду деятельности "Строительство", а также, пусть и незначительный, рост реальной заработной платы.
Сценарные условия Бюджетного прогноза вытекают из двух вариантов прогноза социально-экономического развития Ярославской области на долгосрочный период 2022 - 2033 годов.
Первый вариант является консервативным. Он построен исходя из неблагоприятного сценария внешних и внутренних условий функционирования экономики и социальной сферы области. Согласно консервативному варианту, в долгосрочной перспективе прогнозируются:
- минимальный положительный прирост валового регионального продукта;
- сохранение высокой инфляции;
- дальнейшее падение объемов инвестиций;
- снижение численности занятых в экономике.
Второй вариант является благоприятным, исходит из более благоприятных условий развития экономики области и ее социальной сферы. Согласно благоприятному варианту, предполагаются:
- плавное ускорение темпа прироста валового регионального продукта;
- постепенное замедление темпов инфляции;
- рост инвестиций в основной капитал.
Основными принципами долгосрочной бюджетной политики являются надежность и достоверность. В основу Бюджетного прогноза в качестве базового на период 2022 - 2024 годов закладывается консервативный вариант прогноза социально-экономического развития Ярославской области на долгосрочный период 2022 - 2033 годов, на период 2025 - 2033 годов базовым определен благоприятный вариант прогноза социально-экономического развития Ярославской области на долгосрочный период 2022 - 2033 годов.
III. Итоги развития и основные направления бюджетной политики Ярославской области на долгосрочный период
1. Экономическое развитие Ярославской области, как и Российской Федерации в целом, в 2020 и 2021 годах определялось эпидемиологической ситуацией, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции.
В сложившихся условиях бюджетная политика Ярославской области была направлена главным образом на преодоление последствий пандемии новой коронавирусной инфекции, социальную защиту граждан, а также на создание условий для восстановления и дальнейшего роста региональной экономики.
Своевременно принятые в начале 2020 года и в дальнейшем меры по снижению влияния ухудшения экономической ситуации на развитие отраслей экономики и социальной сферы области обеспечили устойчивость исполнения областного бюджета в 2020 году. Все принятые в Ярославской области социальные обязательства исполнены своевременно и в полном объеме.
В непростых финансовых условиях особое внимание уделялось мерам по укреплению ликвидности и устойчивости областного бюджета, что в совокупности с применением мер по укреплению доходной части областного бюджета позволило минимизировать потребность в привлечении заемного финансирования для покрытия дефицита областного бюджета и расходы на обслуживание долговых обязательств.
Основными итогами реализации бюджетной политики в 2020 и 2021 годах являются:
- безусловное выполнение социальных обязательств Ярославской области;
- участие в реализации национальных проектов, определенных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
- обеспечение реализации указов Президента Российской Федерации в части сохранения достигнутого соотношения оплаты труда в сферах образования, здравоохранения, культуры и социального обслуживания населения;
- совершенствование межбюджетных отношений с муниципальными образованиями Ярославской области;
- реализация механизма инициативного бюджетирования в рамках губернаторского проекта "Решаем вместе!" в целях вовлечения граждан в решение первоочередных проблем местного значения;
- разработка и внедрение критериев адресности и нуждаемости при предоставлении мер социальной поддержки и социальной помощи отдельным категориям граждан в целях оказания поддержки наиболее социально незащищенным категориям граждан;
- формирование областного бюджета в программном формате;
- недопущение кредиторской задолженности по заработной плате и социальным выплатам;
- внедрение государственной информационной системы "Единая интегрированная информационная система управления бюджетным процессом "Электронный бюджет Ярославской области" на уровне муниципальных образований с целью расширения функциональных возможностей единой системы управления бюджетным процессом в части автоматизации процессов планирования бюджета на основе методологии программно-целевого бюджетирования с применением веб-технологий;
- развитие практики оформления и опубликования "бюджета для граждан", содержащего информацию об областном бюджете в доступной и понятной форме;
- повышение открытости бюджетного процесса и информированности жителей области о состоянии финансово-бюджетной сферы области путем организации онлайн-трансляции публичных слушаний по исполнению областного бюджета в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и размещения информации об областном бюджете в социальных сетях.
2. Основной целью бюджетной политики является постепенный возврат региона к налоговому и финансовому климату, существовавшему до введения ограничительных мер в условиях пандемии новой коронавирусной инфекции.
3. Основными задачами в рамках достижения цели бюджетной политики являются:
3.1. Достижение целей и решение задач, определенных Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 21 апреля 2021 года, а также Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", в рамках реализации национальных и федеральных проектов.
3.2. Сохранение уровня расходных обязательств Ярославской области по всем первоочередным и социально значимым направлениям.
В условиях преодоления эпидемиологических последствий это позволит предусмотреть необходимый уровень финансового обеспечения расходов областного бюджета, формирующих качество жизни жителей области, а также создать условия для дальнейшего восстановления экономической активности.
3.3. Обеспечение сбалансированности областного бюджета.
Для обеспечения сбалансированности и устойчивости бюджетной системы области, а также выполнения соглашений о предоставлении области бюджетных кредитов из федерального бюджета, заключенных с Министерством финансов Российской Федерации, необходимо принимать меры, направленные на ограничение дефицита областного бюджета и снижение уровня долговой нагрузки, что создаст условия для социальной и экономической стабильности в области.
3.4. Приоритизация и повышение эффективности бюджетных расходов.
Повышение эффективности бюджетных расходов и устойчивости областного бюджета за счет выявления и сокращения неэффективных затрат, концентрации ресурсов на приоритетных направлениях развития и выполнение публичных обязательств.
3.5. Сохранение долгосрочной устойчивости бюджетной системы Ярославской области.
Реализация бюджетной политики Ярославской области должна осуществляться с учетом прогнозируемых на долгосрочный период рисков развития экономики, рисков сбалансированности областного бюджета, с применением адекватных мер по их минимизации.
Бюджетная политика как составная часть экономической политики региона нацелена на повышение уровня и качества жизни населения через повышение уровня экономического развития и реализуется по основным направлениям, определенным Стратегией социально-экономического развития Ярославской области до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства области от 06.03.2014 N 188-п "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Ярославской области до 2030 года":
- обеспечение доступности и повышение качества образования;
- повышение качества и доступности медицинских услуг;
- развитие промышленности;
- обеспечение граждан качественным и доступным жильем, развитие жилищно-коммунального хозяйства;
- развитие общественного транспорта и транспортной инфраструктуры;
- развитие массового спорта и спорта высших достижений;
- повышение инвестиционной привлекательности региона;
- развитие агропромышленного комплекса;
- развитие туризма;
- развитие сферы культуры;
- повышение эффективности работы и открытости органов власти.
Для развития экономики региона необходимо создать условия для притока инвестиций, повышать привлекательность Ярославской области не только для отдельных производств, а комплексно, постоянно усиливать позиции региона в конкурентной борьбе за инвесторов.
3.6. Расширение практики инициативного бюджетирования.
В целях развития института инициативного бюджетирования планируется:
- включение механизма инициативного бюджетирования в процедуру разработки и последующей реализации отдельных государственных программ;
- формирование и обеспечение свободного доступа к обучающим и информационным материалам по практикам инициативных проектов;
- расширение типов практик инициативного бюджетирования, их развитие, распространение передового опыта в условиях пандемии новой коронавирусной инфекции.
Результаты использования бюджетных средств должны быть востребованы жителями Ярославской области. При решении вопросов повышения качества жизни в регионе необходимо учитывать мнение и потребности жителей, обеспечить их полноценное участие в выборе приоритетов бюджетных расходов на местах посредством применения механизма инициативного бюджетирования.
3.7. Осуществление мониторинга и контроля за эффективным использованием бюджетных средств. Повышение качества финансового менеджмента главных администраторов средств областного бюджета, в том числе за счет стимулирования субъектов бюджетного планирования, показывающих наилучшие результаты.
IV. Основные риски, влияющие на сбалансированность областного бюджета
В сфере бюджетной политики риски невыполнения плановых расходных обязательств зависят от множества внешних и внутренних факторов. Внешними факторами являются экономические, финансовые, торговые, другие санкции в отношении Российской Федерации. Ввиду обострения внешнеполитической ситуации и санкционного давления основной целью бюджетной политики является оперативное принятие комплекса мер по обеспечению сбалансированности и устойчивости бюджетной системы:
- проведение оценки доходных источников формирования бюджета;
- анализ расходов;
- формирование финансовых резервов за счет сокращения расходов, не являющихся первоочередными, в целях обеспечения социально значимых расходных обязательств;
- постоянный контроль за исполнением местных бюджетов до улучшения экономической ситуации.
Также действующим законодательством предлагается возможность оперативного перераспределения бюджетных ассигнований в ходе исполнения регионального бюджета в 2022 году с их последующим использованием в целях реализации мероприятий, связанных с предотвращением влияния изменения геополитической обстановки и ухудшения экономической ситуации на развитие отраслей экономики и финансового сектора, а также на иные цели, определенные Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации, местной администрацией соответственно.
Внутренним фактором риска зачастую является бюджетная политика Российской Федерации в части перераспределения дополнительных полномочий на уровень субъектов, внесения изменений в межбюджетные отношения или принятия на федеральном уровне решений, приводящих к увеличению стоимости расходных обязательств регионов и муниципалитетов.
Данные меры могут повлечь за собой значительное увеличение расходной нагрузки на областной бюджет или сокращение объема и количества межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета. Кроме того, рост стоимости расходных обязательств может быть обусловлен неблагоприятными экономическими условиями, ростом инфляции и цен на услуги естественных монополий.
Фактором риска невыполнения плановых расходных обязательств является невыполнение доходной части областного бюджета в результате:
- недостижения плановых показателей прогноза социально-экономического развития Ярославской области и Российской Федерации в части роста инвестиций, объемов промышленного производства, прибыли организаций и доходов населения;
- использования недобросовестными налогоплательщиками схем уклонения от уплаты налогов и получения необоснованной налоговой выгоды.
Наиболее существенными рисками, связанными с реализацией долговой политики, остаются риск рефинансирования ранее принятых долговых обязательств и процентный риск, связанные с увеличением расходов на обслуживание государственного долга вследствие невыгодных условий привлечения заимствований на вынужденное рефинансирование уже имеющихся обязательств и изменением процентных ставок на финансовом рынке.
В целях снижения указанных рисков при планировании и исполнении областного бюджета необходимо придерживаться политики оптимизации и сдерживания роста расходов.
V. Прогноз основных характеристик областного бюджета на долгосрочный период 2022 - 2033 годов
(млн. руб.)
Основные характеристики |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
2025 год |
2026 год |
2027 год |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Налоговые и неналоговые доходы областного бюджета |
73 495,5 |
77 171,8 |
81 016,4 |
87 592,2 |
94 151,4 |
100 649,6 |
Дотации бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Дотации бюджетам субъектов Российской Федерации на выравнивание бюджетной обеспеченности |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Дотации бюджетам субъектов Российской Федерации на частичную компенсацию дополнительных расходов на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы и иные цели |
889,4 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Расходы областного бюджета |
74 384,9 |
77 171,8 |
81 016,4 |
87 592,2 |
94 151,4 |
100 649,6 |
Дефицит/профицит |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Источники погашения дефицита |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Государственный долг Ярославской области |
42 028,3 |
42 028,3 |
42 028,3 |
42 028,3 |
42 028,3 |
42 028,3 |
(продолжение таблицы) (млн. руб.)
Основные характеристики |
2028 год |
2029 год |
2030 год |
2031 год |
2032 год |
2033 год |
1 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
Налоговые и неналоговые доходы областного бюджета |
106 508,0 |
114 832,8 |
123 928,8 |
134 599,0 |
145 837,5 |
157 997,6 |
Расходы областного бюджета |
106 508,0 |
114 832,8 |
123 928,8 |
134 599,0 |
145 837,5 |
157 997,6 |
Дефицит/профицит |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Источники погашения дефицита |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Государственный долг Ярославской области |
42 028,3 |
42 028,3 |
42 028,3 |
42 028,3 |
42 028,3 |
42 028,3 |
VI. Показатели финансового обеспечения государственных программ Ярославской области (источник финансового обеспечения - налоговые и неналоговые доходы областного бюджета, дотации бюджетам субъектов Российской Федерации)
(млн. руб.)
N п/п |
Наименование государственной программы |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
2025 год |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. |
Государственная программа "Доступная среда в Ярославской области" |
28 |
8 |
16 |
8 |
2. |
Государственная программа "Защита населения и территории Ярославской области от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах" |
737 |
674 |
674 |
561 |
3. |
Государственная программа "Информационное общество в Ярославской области" |
591 |
505 |
515 |
0 |
4. |
Государственная программа "Комплексное развитие сельских территорий в Ярославской области" |
4 |
15 |
26 |
208 |
5. |
Государственная программа "Местное самоуправление в Ярославской области" |
312 |
7 |
7 |
249 |
6. |
Государственная программа "Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Ярославской области" |
703 |
541 |
528 |
571 |
7. |
Государственная программа "Обеспечение качественными коммунальными услугами населения Ярославской области" |
3 515 |
2 446 |
2 421 |
1 608 |
8. |
Государственная программа "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности на территории Ярославской области" |
7 |
6 |
6 |
4 |
9. |
Государственная программа "Охрана окружающей среды в Ярославской области" |
118 |
113 |
143 |
0 |
10. |
Государственная программа "Развитие государственной ветеринарной службы Ярославской области" |
110 |
102 |
102 |
0 |
11. |
Государственная программа "Развитие дорожного хозяйства в Ярославской области" |
8 268 |
8 445 |
8 752 |
0 |
12. |
Государственная программа "Развитие здравоохранения в Ярославской области" |
12 163 |
11 561 |
11 219 |
0 |
13. |
Государственная программа "Развитие институтов гражданского общества в Ярославской области" |
35 |
39 |
39 |
54 |
14. |
Государственная программа "Развитие контрактной системы в сфере закупок Ярославской области" |
32 |
33 |
33 |
33 |
15. |
Государственная программа "Развитие культуры в Ярославской области" |
2 046 |
2 048 |
2 042 |
1 739 |
16. |
Государственная программа "Развитие лесного хозяйства Ярославской области" |
50 |
49 |
51 |
38 |
17. |
Государственная программа "Развитие молодежной политики и патриотическое воспитание в Ярославской области" |
132 |
103 |
103 |
180 |
18. |
Государственная программа "Развитие образования в Ярославской области" |
20 711 |
20 139 |
20 212 |
0 |
19. |
Государственная программа "Развитие промышленности в Ярославской области и повышение ее конкурентоспособности" |
55 |
55 |
55 |
9 |
20. |
Государственная программа "Развитие сельского хозяйства в Ярославской области" |
538 |
443 |
446 |
379 |
21. |
Государственная программа "Развитие системы государственного управления на территории Ярославской области" |
5 |
3 |
3 |
5 |
22. |
Государственная программа "Развитие транспортного комплекса в Ярославской области" |
2 157 |
1 815 |
1 732 |
0 |
23. |
Государственная программа "Развитие туризма и отдыха в Ярославской области" |
24 |
18 |
18 |
75 |
24. |
Государственная программа "Развитие физической культуры и спорта в Ярославской области" |
565 |
775 |
282 |
239 |
25. |
Государственная программа "Содействие занятости населения Ярославской области" |
205 |
190 |
190 |
170 |
26. |
Государственная программа "Создание условий для эффективного управления региональными и муниципальными финансами в Ярославской области" |
6 940 |
4 393 |
2 893 |
3 210 |
27. |
Государственная программа "Социальная поддержка населения Ярославской области" |
9 774 |
9 688 |
9 791 |
8 980 |
28. |
Государственная программа "Управление земельно-имущественным комплексом Ярославской области" |
84 |
77 |
77 |
85 |
29. |
Государственная программа "Формирование современной городской среды муниципальных образований на территории Ярославской области" |
125 |
57 |
57 |
0 |
30. |
Государственная программа "Экономическое развитие и инновационная экономика в Ярославской области" |
121 |
134 |
135 |
782 |
31. |
Государственная программа "Энергоэффективность и развитие энергетики в Ярославской области" |
20 |
0 |
0 |
0 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Ярославской области от 12 апреля 2022 г. N 279-п "Об утверждении Бюджетного прогноза Ярославской области на долгосрочный период (на 2022 - 2033 годы) и о признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства области"
Вступает в силу с 12 апреля 2022 г.
Текст постановления опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 21 апреля 2022 г. N 7600202204210003, в газете "Документ-Регион" от 29 апреля 2022 г. N 33
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Ярославской области от 4 февраля 2025 г. N 79-п
Изменения вступают в силу с 4 февраля 2025 г.
Постановление Правительства Ярославской области от 23 октября 2024 г. N 1080-п
Изменения вступают в силу с 23 октября 2024 г.
Постановление Правительства Ярославской области от 26 февраля 2024 г. N 200-п
Изменения вступают в силу с 26 февраля 2024 г.
Постановление Правительства Ярославской области от 15 февраля 2023 г. N 111-п
Изменения вступают в силу с 15 февраля 2023 г.