Кассационное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 30 марта 2022 г. N 53-КАД21-23-К8
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Нефедова О.Н., Николаевой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи дело по административному исковому заявлению Мансурова Евгения Владимировича о признании не действующим приложения N 1 "Карта градостроительного зонирования территории городского округа город Красноярск" к Правилам землепользования и застройки городского округа город Красноярск, утвержденным решением Красноярского городского Совета депутатов от 7 июля 2015 г. N В-122 "О Правилах землепользования и застройки городского округа город Красноярск и о признании утратившими силу отдельных решений Красноярского городского Совета депутатов", в части установления двух территориальных зон в границах земельных участков с кадастровыми номерами ... и ... по кассационной жалобе Мансурова Евгения Владимировича на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 22 апреля 2021 г. и кассационное определение судебной коллегии по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 11 августа 2021 г.
Заслушав доклад судьи Александрова В.Н., пояснения административного истца Мансурова Е.В., представителя Красноярского городского Совета депутатов Смоленскене К.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Русакова И.В., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации,
установила:
Мансуров Е.В. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании не действующими Правил землепользования и застройки в части отнесения земельных участков к двум территориальным зонам: зоне объектов образования (О-2), зоне городской рекреации (Р-3).
В обоснование заявленного требования административный истец указал, что является собственником двух смежных земельных участков: с кадастровым номером ..., видом разрешенного использования "для ведения садоводства" и с кадастровым номером ..., видом разрешенного использования "для иных целей", сформированных и поставленных на государственный кадастровый учет в 2005 г., расположенных в СНТ "Березка-16". Нахождение каждого из земельных участков в нескольких территориальных зонах создает неопределенность их правового режима и ограничивает его право на использование по назначению принадлежащих ему на праве собственности земельных участков.
Решением Красноярского краевого суда от 24 декабря 2020 г. административное исковое заявление удовлетворено. Признано не действующим с даты вступления решения суда в законную силу приложение N 1 "Карта градостроительного зонирования территории городского округа город Красноярск" к Правилам землепользования и застройки городского округа город Красноярск, утвержденным решением Красноярского городского Совета депутатов от 7 июля 2015 г. N В-122 в части установления двух территориальных зон в границах земельных участков с кадастровыми номерами ... и ... зона объектов образования (О-2) и зона городской рекреации (Р-3).
Удовлетворяя исковое заявление Мансурова Е.В., суд первой инстанции пришел к выводу о том, что границы территориальных зон не отвечают требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 22 апреля 2021 г., оставленным без изменений кассационным определением судебной коллегии по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 11 августа 2021 г., решение суда первой инстанции отменено, принято новое решение, которым отказано в удовлетворении заявленного требования.
Отменяя решение суда первой инстанции, суды апелляционной и кассационной инстанций исходили из того, что в соответствии со сведениями из Государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, схемы проекта планировки территории города Красноярска от 25 декабря 2015 г. N 833 указанные земельные участки находятся в двух функциональных зонах - озелененные территории общего пользования и зона объектов специализированной общественной застройки; в границах земельных участков установлены красные линии, отображающие зону городской рекреации (Р-3) вдоль проезжей части автомобильной дороги, соответствующие границам функциональной зоны озелененных территорий общего пользования, в связи с чем нахождение каждого земельного участка одновременно в двух территориальных зонах: зоне объектов образования (О-2), зоне городской рекреации (Р-3), если одна из зон является территорией общего пользования (озелененные территории общего пользования) и определяет границы общего пользования в коридорах красных линий, не противоречит требованиям градостроительного законодательства, не влечет возникновения неопределенности правового режима земельных участков и не ограничивает прав административного истца на использование земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества без срока приведения их в соответствие с требованиями градостроительного регламента.
Согласно статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под градостроительным зонированием понимается зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов.
Документом градостроительного зонирования являются правила землепользования и застройки (пункт 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон, с учетом которых устанавливаются градостроительные регламенты, определяющие правовой режим земельных участков. Каждый градостроительный регламент действует в пределах границ соответствующей территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования (части 1-3 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 2 части 4 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации действие градостроительных регламентов в границах территорий общего пользования не распространяется.
Как следует из материалов дела, принадлежащие заявителю земельные участки относятся к категории земель населенных пунктов, вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером ... - "для иных целей", земельного участка с кадастровым номером ... - "для ведения садоводства".
Согласно Генеральному плану городского округа город Красноярск, утвержденному решением Красноярского городского Совета депутатов от 13 марта 2015 г. N 7-107, земельные участки, принадлежащие истцу, находятся в двух функциональных зонах: "зоне озелененных территорий общего пользования" и "зоне объектов специализированной общественной застройки".
Функциональная зона "зона озелененных территорий общего пользования" предусмотрена Генеральным планом для данной территории в рамках создания единого зеленого каркаса города как один из его связующих элементов.
В соответствии со схемой расположения земельного участка, предоставленной Управлением архитектуры администрации города Красноярска, на Основной карте градостроительного зонирования городского округа Красноярск, являющейся приложением к Правилам землепользования и застройки, земельные участки истца с кадастровыми номерами ... расположены в границах двух территориальных зон: зона городской рекреации - Р-3, зона объектов образования - О-2, что соответствует функциональному зонированию, определенному Генеральным планом. При этом земельные участки истца частично расположены в границах коридоров красных линий, что подтверждается сведениями Государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности.
Указанные обстоятельства также подтверждаются представленным фрагментом схемы Проекта планировки территории города Красноярска, утвержденного постановлением администрации города от 25 декабря 2015 г. N 833, согласно которому в границах принадлежащих административному истцу земельных участков установлены красные линии, отображающие зону городской рекреации (Р-3) вдоль проезжей части автомобильной дороги, соответствующие границам функциональной зоны озелененных территорий общего пользования.
Согласно части 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Аналогичная норма содержится в части 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Выводы судов о том, что нахождение земельных участков истца одновременно в двух территориальных зонах, если одна из зон фактически является территорией общего пользования (озелененные территории общего пользования) и определяет границы общего пользования в коридорах красных линий, не противоречит требованиям градостроительного законодательства, не влечет возникновения неопределенности правового режима земельных участков, поскольку позволяет установить в отношении земельных участков одну территориальную зону и отобразить в ней территорию общего пользования, на которую действие градостроительного регламента установленной территориальной зоны не распространяется, являются ошибочными.
В соответствии с частью 11 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации в состав зон рекреационного назначения могут включаться зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, береговыми полосами водных объектов общего пользования, а также в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом.
Как следует из статьи 38 Правил землепользования и застройки городского округа город Красноярск к основным видам разрешенного использования земельных участков для территориальной зоны городской рекреации (Р-3) отнесены следующие виды: общее пользование территории (код - 12.0), в части размещения пешеходных тротуаров в границах населенных пунктов, пешеходных переходов, парков, скверов, площадей, бульваров, набережных и других мест, постоянно открытых для посещения без взимания платы, объектов благоустройства (фонтаны, малые архитектурные формы, скульптуры и др.); развлечения (код - 4.8), в части размещения объектов капитального строительства, предназначенных для размещения: аттракционов и игровых площадок; спорт (код - 5.1), в части устройства площадок для занятия спортом и физкультурой (беговые дорожки, спортивные сооружения); коммунальное обслуживание (код - 3.1), в части размещения объектов капитального строительства в целях обеспечения населения и организаций коммунальным услугам; автомобильный транспорт (код - 7.2), в части оборудования земельных участков для стоянок автомобильного транспорта; обеспечение внутреннего правопорядка (код - 8.3), в части размещения объектов капитального строительства, необходимых для подготовки и поддержания в готовности спасательных служб, в которых существует военизированная служба.
Земельные участки общего пользования могут включаться в состав различных территориальных зон в силу части 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, в связи с чем нахождение земель общего пользования в зоне городской рекреации Р-3 не может расцениваться как отсутствие территориальной зоны.
Таким образом, нахождение земельных участков в двух территориальных зонах противоречит требованиям земельного и градостроительного законодательства, создает неопределенность их правового режима и нарушает права административного истца, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно признал оспариваемый в части акт недействующим.
С учетом изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 22 апреля 2021 г. и кассационное определение судебной коллегии по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 11 августа 2021 г. отменить, решение Красноярского краевого суда от 24 декабря 2020 г. оставить в силе.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Нефедов О.Н. |
|
Николаева О.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 30 марта 2022 г. N 53-КАД21-23-К8
Текст определения опубликован не был