Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по государственному строительству и законодательству
на проект федерального закона N 93395-8 "О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации"
(об основаниях для отказа в государственной регистрации товарного знака),
внесенный сенаторами РФ В.И. Матвиенко, Л.С. Гумеровой
Досье на проект федерального закона
Представленный проект федерального закона N 93395-8 "О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Законопроект) направлен на уточнение оснований для отказа в государственной регистрации товарного знака, предусмотренных в пунктах 3 и 7 статьи 1483 Гражданского кодекса Российской Федерации, в том числе в связи с присоединением Российской Федерации к Женевскому акту Лиссабонского соглашения о наименованиях мест происхождения и географических указаниях (Федеральный закон от 30.12.2021 N 450-ФЗ "О присоединении Российской Федерации к Женевскому акту Лиссабонского соглашения о наименованиях мест происхождения и географических указаниях" вступает в силу с 31 декабря 2022 году).
Первое уточнение касается положений пункта 3 статьи 1483 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), согласно которому не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, представляющих собой или содержащих элементы, являющиеся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара либо его изготовителя. В соответствии с п. 37 Правил составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации товарных знаков, знаков обслуживания, коллективных знаков, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 20.07.2015 N 482 "Об утверждении Правил составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации товарных знаков, знаков обслуживания, коллективных знаков, Требований к документам, содержащимся в заявке на государственную регистрацию товарного знака, знака обслуживания, коллективного знака, и прилагаемым к ней документам и их форм, Порядка преобразования заявки на государственную регистрацию коллективного знака в заявку на государственную регистрацию товарного знака, знака обслуживания и наоборот, Перечня сведений, указываемых в форме свидетельства на товарный знак (знак обслуживания), форме свидетельства на коллективный знак, формы свидетельства на товарный знак (знак обслуживания), формы свидетельства на коллективный знак" при рассмотрении вопроса о ложности или способности обозначения ввести потребителя в заблуждение относительно товара или его изготовителя учитывается, что к таким обозначениям относятся, в частности, обозначения, порождающие в сознании потребителя представление об определенном качестве товара, его изготовителе или месте происхождения, которое не соответствует действительности. В случае если ложным или вводящим в заблуждение является хотя бы один из элементов обозначения, то обозначение признается ложным или вводящим в заблуждение. Таким образом, вопрос о введении в заблуждение потребителя в части места происхождения товара как элементе введения в заблуждение относительно товара или его изготовителя определен в подзаконном акте, в то же время необходимо уточнение данного основания для отказа в государственной регистрации товарного знака на законодательном уровне. Разъяснения относительно обозначений, способных вызвать в сознании потребителя представление о месте производства товаров, не соответствующего действительности, дано в Приказе ФГБУ ФИПС от 20.01.2020 N 12 "Об утверждении Руководства по осуществлению административных процедур и действий в рамках предоставления государственной услуги по государственной регистрации товарного знака, знака обслуживания, коллективного знака и выдаче свидетельств на товарный знак, знак обслуживания, коллективный знак, их дубликатов" (п. 4.1.3.1. Руководства по осуществлению административных процедур и действий в рамках предоставления государственной услуги по государственной регистрации товарного знака, знака обслуживания, коллективного знака и выдаче свидетельств на товарный знак, знак обслуживания, коллективный знак, их дубликатов). В частности, в ходе проведения экспертизы обозначения, заявленного на регистрацию в качестве товарного знака, необходимо оценить содержит ли оно элементы, указывающие на определенное местонахождение изготовителя. При этом следует учитывать, что согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 1483 ГК РФ не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, не обладающих различительной способностью или состоящих только из элементов, характеризующих товары, в том числе указывающих на место их производства. Указание на место производства возможно лишь в том случае, если оно определено в качестве неохраняемого элемента товарного знака.
В соответствии с пунктом 7 статьи 1483 ГК РФ не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с охраняемыми географическим указанием или наименованием места происхождения товара, а также с обозначением, заявленным на регистрацию в качестве такового до даты приоритета товарного знака. Исключение возможно, если такое географическое указание или такое наименование либо сходное с ними до степени смешения обозначение включено как неохраняемый элемент в товарный знак, регистрируемый на имя лица, имеющего право использования такого географического указания или такого наименования, при условии, что регистрация товарного знака осуществляется в отношении тех же товаров, для индивидуализации которых зарегистрировано такое географическое указание или такое наименование места происхождения товара. Второй новеллой Законопроекта является разграничение ситуаций, при которых регистрация обозначения осуществляется в отношении однородных или неоднородных товаров, для которых зарегистрированы географическое наименование или наименование места происхождения товара. В том случае, если заявлено обозначение в отношении неоднородных товаров, то в регистрации товарного знака должно быть отказано лишь в тех случаях, если использование такого товарного знака будет ассоциироваться у потребителей с географическим указанием или наименованием места происхождения товара и может ущемить законные интересы обладателя исключительного права на эти объекты, что обеспечивает в более полной мере баланс интересов между заявителем обозначения, потребителями и обладателями исключительного права на географические указания и наименования места происхождения товаров.
Предлагаемые изменения соответствуют статье 11 Женевского акта Лиссабонского соглашения о наименованиях мест происхождения и географических указаниях, в соответствии с пунктом "а" которой Договаривающиеся стороны обеспечивают в отношении зарегистрированного наименования места происхождения товара или географического указания правовые средства, позволяющие препятствовать использованию наименования места происхождения или географического указания в отношении товаров, которые однородны с теми, к которым применяется наименование места происхождения или географическое указание, и которые не происходят из географического района происхождения или не удовлетворяют любым другим применимым требованиям для использования наименования места происхождения или географического указания; в отношении товаров, которые не однородны с теми, к которым применяется наименование места происхождения или географическое указание, или услуг, если бы такое использование указывало на связь между этими товарами или услугами и бенефициарами наименования места происхождения или географического указания или предполагало наличие такой связи и могло нанести ущерб интересам бенефициаров или, когда это применимо, в силу репутации наименования места происхождения или географического указания в соответствующей Договаривающейся стороне такое использование могло умалить или ослабить несправедливым образом такую репутацию или позволить недобросовестно получить преимущество за счет такой репутации.
Предложения по изменению подпункта 1 пункта 3 статьи 1483, статей 1488, 1489 ГК РФ соответствуют пункту (b) статьи 11 Женевского акта Лиссабонского соглашения о наименованиях мест происхождения и географических указаниях, в соответствии с которым Договаривающиеся стороны обеспечивают в отношении зарегистрированного наименования места происхождения товара или географического указания правовые средства, позволяющие препятствовать любой иной практике, способной ввести потребителей в заблуждение относительно подлинного происхождения, источника или природы товаров.
Законопроект соответствует Методическим рекомендациям по юридико-техническому оформлению документов (редакция 2021 года).
С учетом вышеизложенного Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона N 93395-8 "О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации" (об основаниях для отказа в государственной регистрации товарного знака)", внесенный сенаторами Российской Федерации В.И. Матвиенко, Л.С. Гумеровой.
Председатель Комитета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.