Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям от 6 апреля 2022 г. к N 19, п. 2.1
по проекту федерального закона N 82900-8 "О внесении изменения в статью 25 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества"
(в части оптимизации управления дочерними организациями холдинговых структур, 100 процентов акций которых находятся в собственности Российской Федерации),
внесенному Правительством РФ
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям (далее - Комитет) рассмотрел проект федерального закона N 82900-8 "О внесении изменения в статью 25 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - законопроект) и отмечает следующее.
Законопроектом вносится изменение в статью 25 Федерального закона N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", предусматривающее возможность внесения в качестве вклада Российской Федерации в уставный капитал акционерного общества, сто процентов акций которого находится в собственности Российской Федерации, сто процентов акций другого акционерного общества, не оставляя в федеральной собственности одну акцию для соблюдения требований корпоративного законодательства.
Согласно правилам, установленным абзацем вторым пункта 6 статьи 98 Гражданского кодекса РФ, акционерным обществам запрещено иметь в качестве единственного участника другую организацию, акционером которой тоже является одно лицо. Положения статьи 10 Федерального закона N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" также не предусматривает законодательного изъятия для этой ситуации, устанавливая запрет на участие в уставном капитале хозяйственного общества в качестве единственного акционера, состоящего из одного лица. Данный запрет не действует только в одном случае, если в составе акционеров одной из компаний будет еще одно подконтрольное лицо с миноритарным пакетом акций.
В настоящее время создаваемые в различных отраслях экономики на базе активов акционерных обществ вертикально-интегрированные структуры (холдинговые компании), призванные обеспечить достижение поставленных стратегических задач развития экономики, производят оплату своих уставных капиталов федеральными пакетами акций. При этом, миноритарные пакеты акций обществ, переданных в оплату их уставных капиталов, с учетом упомянутого законодательного запрета, также сохраняются в собственности Российской Федерации и, по сути, не имеют корпоративного влияния, поскольку в собственности государства сохраняется лишь одна акция.
По причине отсутствия существенного эффекта в части получения доходов в федеральный бюджет, процедурного затягивания сроков принятия необходимых решений в рамках управления такими акциями в условиях отсутствия значимого корпоративного влияния Российской Федерации на управление обществом при необходимости соблюдения при этом порядка и сроков реализации соответствующих корпоративных регламентов данная ситуация представляется контрпродуктивной и избыточной.
В этой связи Комитет поддерживает инициативу Правительства РФ об отказе от внесения в уставные капиталы основных обществ единичных акций, находящихся в федеральной собственности, и переходу к внесению сто процентного пакета акций другого акционерного общества, считает такой подход экономически обоснованным и технологически конструктивным.
Кроме того, в целях недопущения создания одним лицом взаимосвязанных единолично управляемых вертикально-интегрированных юридических лиц без соответствующего контроля со стороны государства, законопроектом запрещается приватизация ста процентов акций основного общества, которому полностью принадлежит дочернее акционерное общество. Последнее будет возможно только после того, как основное акционерное общество перестанет быть акционером дочернего общества или утратит статус единственного участника. Тем самым Российская Федерация сможет гарантированно обеспечить сохранение полного контроля за пакетом акций основного общества, владеющего сто процентами акций дочернего общества, до реализации мероприятий, направленных на повышение их инвестиционной привлекательности.
Реализуемое проектируемыми положениями изменение подхода в организации управлении дочерними акционерными обществами, смещение акцента на уровень основных обществ позволит оптимизировать процессы корпоративного управления государственных холдинговых компаний и структуру их органов управления, систематизировать и ускорить процедуры принятия решений, повысить эффективность управления федеральным имуществом.
Исходя из изложенного, Комитет поддерживает концепцию проекта федерального закона N 82900-8 "О внесении изменения в статью 25 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председатель Комитета |
С.А. Гаврилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.