Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по информационной политике, информационным технологиям и связи
на проект федерального закона N 68371-8 "О внесении изменений в статью 2 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации",
внесенный депутатом Государственной Думы А.Е. Хинштейном
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи рассмотрел внесенный депутатом Государственной Думы А.Е. Хинштейном проект федерального закона N 68371-8 "О внесении изменений в статью 2 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отмечает следующее.
Законопроектом предлагается уточнить процесс организации доступа к информации о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, а также подведомственных государственным органам и органам местного самоуправления организаций посредством создания ими официальных сайтов и официальных страниц в сети "Интернет".
Основным нормативно-правовым актом, регламентирующим деятельность, связанную с обеспечением доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления является Федеральный закон от 9 февраля 2009 года N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления". Положениями указанного Федерального закона установлены обязанность и порядок по обеспечению доступа физических и юридических лиц к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. При этом, у всех государственных органов и органов местного самоуправления имеются подведомственные организации, деятельность которых связана с соответствующими органами и напрямую влияет на процесс реализации прав и обязанностей физических и юридических лиц в конкретных сферах деятельности общества и государства. Однако, в настоящее время доступ к информации о деятельности подведомственных государственным органам и органам местного самоуправления организаций является затруднительным ввиду отсутствия соответствующей общей нормативной основы. Действующее законодательство не накладывает никаких конкретных обязанностей по непосредственному обеспечению такими организациями доступа к информации о своей деятельности, при этом значимость подобного рода информации для реализации своих прав и обязанностей физическими и юридическими лицами невозможно переоценить.
Необходимо отметить, что в некоторых сферах общественных отношений вопрос доступа к информации о деятельности подведомственных государственным органам и органам местного самоуправления организаций урегулирован в отраслевых федеральных законах. Например, для образовательных учреждений такое регулирование определено Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", для медицинских учреждений - Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Законопроектом устраняется указанный правовой пробел посредством внесения в Федеральный закон "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" положений, обязывающих подведомственные государственным органам и органам местного самоуправления организации обеспечивать доступ к информации о своей деятельности. Также положениями законопроекта водится понятие "официальная страница государственного органа, органа местного самоуправления или подведомственной организации". Кроме того, законопроект возлагает на государственные органы, органы местного самоуправления, а также подведомственные им организации обязанность по созданию и использованию официальных страниц для размещения актуальной информации о своей деятельности.
Установление обязанности по обеспечению доступа к информации о деятельности подведомственных государственным органам и органам местного самоуправления организаций, а также обязанности этих органов и организаций вести официальные страницы обеспечат граждан оперативным и привычным способом доступа к достоверной информации. Также законопроект является частью последовательной работы по обеспечению бесплатного доступа граждан к общественно-значимым сайтам в сети "Интернет".
Комитет, поддерживая концепцию рассматриваемого проекта федерального закона, обращает внимание, что отдельные его положения нуждаются в согласовании с нормами действующего законодательства Российской Федерации, а также в юридико-технической и лингвостилистической корректировке.
В частности, законопроектом понятийный аппарат Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" дополняется определениями "официальная страница государственного органа, органа местного самоуправления или подведомственной организации" и "официальный сайт государственного органа или органа местного самоуправления", однако, дальнейшее использование указанных понятий в названном Федеральном законе не предусматривается. В этой связи, полагаем целесообразным вопросы организации доступа к информации о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, а также подведомственных государственным органам и органам местного самоуправления организаций регулировать в рамках Федерального закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления".
С учетом изложенного, Комитет Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи поддерживает проект федерального закона N 68371-8 "О внесении изменений в статью 2 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председатель комитета |
А.Е. Хинштейн |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.