Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по экономической политике
на проект федерального закона N 67170-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации",
внесенный Правительством РФ
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по экономической политике рассмотрел проект федерального закона N 67170-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" и отмечает следующее.
Как следует из пояснительной записки к законопроекту, он разработан в целях совершенствования механизмов создания и схемы управления особыми экономическими зонами (далее - ОЭЗ), упрощения порядка получения статуса резидента ОЭЗ, сокращения административных барьеров, расширения перечня разрешенных видов деятельности на территориях ОЭЗ.
Законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон от 22 июля 2005 года N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 116-ФЗ) следующие изменения:
- понятийный аппарат указанного закона дополняется новыми понятиями: "объекты инженерной, транспортной, социальной, инновационной и иных инфраструктур особой экономической зоны" и "прилегающая к особой экономической зоне территория";
- сокращается количество типов ОЭЗ с четырёх до трёх путём объединения промышленно-производственных и технико-внедренческих ОЭЗ в один тип - промышленно-технологические ОЭЗ;
- изменяется схема управления ОЭЗ путем заключения одного соглашение о создании и управлении особой экономической зоной (в котором предполагается определить границы ОЭЗ и перечень образующих ее земельных участков, объем, сроки и источники финансирования создания объектов инфраструктуры, перспективный план развития ОЭЗ, значение ключевых показателей эффективности ОЭЗ, полномочия и ответственность сторон и пр.);
- утверждаются условия создания особой экономической зоны, в частности, ОЭЗ может создаваться на территории одного муниципального образования или на территориях нескольких муниципальных образований в пределах одного субъекта Российской Федерации;
- устанавливаются требования к иностранным инвесторам, участвующим в деятельности управляющей компании ОЭЗ (в части введения ограничений в доле уставного капитала, в принятии решений и условий осуществления ее хозяйственной деятельности, в назначении единоличного исполнительного или коллективного органа);
- определяется порядок увеличения площади действующих ОЭЗ (при условии загруженности более чем на 50 процентов построенной инфраструктуры ОЭЗ или фактическое предоставление более чем 50 процентов общей площади земельных участков резидентам ОЭЗ);
- устанавливается, что туристско-рекреационные ОЭЗ также могут создаваться на земельных участках, принадлежащих к категории земель особо охраняемых территорий и объектов (за исключением земель особо охраняемых природных территорий, природоохранного назначения, историко-культурного назначения и особо ценных земель) или земель лесного фонда, земель сельскохозяйственного назначения.
- уточняются особенностей землепользования в ОЭЗ. Так, резидент ОЭЗ наделяется правом отдавать арендные права в залог по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, выданным на цели выполнения соглашения об осуществлении деятельности, при наличии письменного согласия уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти (Минэкономразвития). Такое письменное согласие может содержать условие о реализации залоговых прав банком только с согласия указанного органа.
- устанавливается возможность выкупа резидентом ОЭЗ арендуемого земельного участка, при выполнении им условий соглашения об осуществлении деятельности в ОЭЗ;
- определяются основания для досрочном прекращении существования особой экономической зоны, в том числе в случае признания ее деятельности неэффективной в течение 5 лет подряд уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (Минэкономразвития России). При этом первая оценка эффективности функционирования ОЭЗ должна проводиться не ранее чем через 2 года после ее создания;
- исключаются Наблюдательный и Экспертный советы ОЭЗ;
- вносятся положения, регулирующие особенности осуществления градостроительной деятельности в особых экономических зонах, а также корреспондирующие изменения - в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральный закон от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", а также признаются утратившими силу отдельные положения федеральных законов.
Комитет отмечает, что концептуально поддерживает законопроект, вместе с тем отмечает следующее:
- законопроектом предлагается внесение изменений в пункт 3 части 5 Федерального закона N 116-ФЗ в части расширения перечня разрешенных видов деятельности на территории особых экономических зон, за счет производства и переработки этана, сжиженного углеводородного газа и жидкой стали. Между тем указанные изменения внесены Федеральным законом от 26 марта 2022 года N 71-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "пункт 3 части 5 статьи 4 Федерального закона N 116-ФЗ"
- в части 1 статьи 10 проекта федерального закона предусматривается возможность резиденту промышленно-технологической ОЭЗ осуществлять в данной зоне промышленно-технологическую деятельность и (или) деятельность по логистике. Понятие "промышленно-технологическая деятельность" проектом федерального закона устанавливается. В то же время понятие "деятельность по логистике" - не раскрыто, в связи с чем предлагается определить и это понятие. Также предлагается включить в проект федерального закона положения, регламентирующие порядок взаимодействия лиц, осуществляющих деятельность на территории ОЭЗ и третьих лиц, не осуществляющих деятельность в ОЭЗ, при осуществлении логистической деятельности;
- законопроект предполагает разработку и приятие большого количества нормативных правовых актов Правительством Российской Федерации и уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. За рамки действия прямых норм законопроекта вынесено: утверждение критериев создания особой экономической зоны; типовая форма соглашения о создании и управлении ОЭЗ; примерная форма плана обустройства и материально технологического оснащения ОЭЗ и прилегающей к ней территории; требования к инвестиционным проектам; примерная форма паспорта и финансовой модели инвестиционного проекта, а также критериев и методики их оценки, и др. Как следует из пояснительной записки, Правительство Российской Федерации должно принять такие нормативные правовые акты в течение одного года, после принятия законопроекта;
- замена бизнес-планов на паспорта инвестиционных проектов (упрощенной формой бизнес-плана) может вызвать сложности у субъектов Российской Федерации с получением полного описания проекта и производимой продукции, так как финансовые модели не раскрывают исчерпывающую информацию о проекте, ранее содержащейся в бизнес-планах проектов;
- объединение промышленно-производственных и технико-внедренческих ОЭЗ в один тип - в промышленно-техническую ОЭЗ потребует проведение в таких зонах масштабных изменений в налаженные процессы, акты и документы, при том что, части 1 и 2 статьи 10 Федерального закона N 116-ФЗ допускают осуществление технико-внедренческой деятельности в промышленно-производственной ОЭЗ и наоборот.
С учетом изложенного Комитет по экономической политике предлагает Государственной Думе принять проект федерального закона N 67170-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" в первом чтении.
Председатель Комитета |
М.А. Топилин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.