Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры
по проекту федерального закона N 48133-8 "О внесении изменений в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (о правовом регулировании эксплуатации автономных судов)
Досье на проект федерального закона
В Комитете Государственной Думы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры рассмотрен проект федерального закона N 48133-8 "О внесении изменений в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (о правовом регулировании эксплуатации автономных судов), внесенный Правительством Российской Федерации (далее - законопроект).
Законопроект направлен на создание правовых условий для опытной эксплуатации автономных судов, рассматривая также подобную эксплуатацию без физического присутствия капитана и экипажа на таких судах.
В XXI веке ключевым показателем развития современного государства является наличие возможности "в ногу со временем" цифровой трансформации отрасли и ускоренное внедрение новых технологий, позволяющих стимулировать экономическое развитие, что, в конечном счете, повысит качество жизни населения, а также обеспечит повышение качества транспортно-логистических услуг и развитие внутренних и международных перевозок.
Комитет поддерживает внедрение прорывных высоких технологий и создание условий для опережающего развития технологий автономного судовождения в Российской Федерации. В то же время, в процессе достижения поставленных задач, во главе угла, должны стоять вопросы безопасности, как пользователей данных технологий, так и самих транспортных средств.
Следует иметь в виду статью 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации, относящую транспортные средства к источникам повышенной опасности, что обуславливает необходимость установления для них особого правового режима и специальных правил их допуска к эксплуатации.
Федеральным законом "О транспортной безопасности" установлено, что объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства требуют проведения оценки их уязвимости от угроз совершения актов незаконного вмешательства.
Законопроектом предусматривается внесение изменений в Федеральный закон "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", касающихся создания системы обеспечения управления автономными судами в морском порту и на подходах к нему, а также правил взаимодействия системы управления движения судов с автономными судами.
Таким образом, указанные автоматизированные системы управления, функционирующие в сфере транспорта в соответствии с положениями Федерального закона "О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации" относятся к объектам критической информационной инфраструктуры и требуют обеспечения безопасности в целях устойчивого функционирования при проведении в отношении них компьютерных атак.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.12.2020 N 2031 "О проведении эксперимента по опытной эксплуатации автономных судов под Государственным флагом Российской Федерации" в назначенных (отдельных) районах морских вод для грузовых автономных судов вводится опытная эксплуатации в период с 10.12.2020 г. по 31.12.2025 г.
Вместе с тем, частью 6 статьи 5 Федерального закона "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации" установлено, что предметом специального регулирования не могут быть правоотношения, возникшие при осуществлении деятельности, связанной с высоким риском нанесения ущерба жизненно важным интересам личности, общества и государства, касающихся также обеспечения безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации.
В этой связи Комитет с осторожностью относится к предлагаемой законопроектом дате вступления в силу его положений - 01.09.2022 г., после которой, по смыслу, автономные суда любой степени автономности, зарегистрированные в Российском международном реестре судов, получат право осуществлять судоходство рядом с неавтономными судами, а также маломерными судами, используемыми в коммерческих и некоммерческих целях.
Кроме того, с учетом предлагаемых сроков вступления в силу норм законопроекта, требует дополнительного обоснования отсутствие в Федеральном законе "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" и Федеральном законе "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" порядка осуществления судоходства автономными судами под национальным и иностранным флагами во внутренних морских водах, в территориальном море и исключительной экономической зоне Российской Федерации.
Законопроектом в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации (далее - КТМ РФ) и Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации (далее - КВВТ РФ) вводится понятие "автономное судно" и степени его автономности, касающееся также маломерных судов используемых в коммерческих целях, регламентируется порядок управления полностью автономными судами с помощью внешнего экипажа, а также устанавливаются особенности процедур осуществления регистрации и проведения классификации и освидетельствования данных судов.
При этом, определение "автономное судно" в предлагаемой редакции дается через определение "самоходное судно", несмотря на то, что в действующих редакциях КТМ РФ и КВВТ РФ под "судном" понимается самоходное или несамоходное плавучее сооружение.
К законопроекту имеется ряд замечаний юридико-технического характера, которые также нуждаются в обсуждении.
По мнению Комитета, имеющиеся замечания могут быть устранены при подготовке законопроекта к рассмотрению во втором чтении.
Принимая во внимание изложенное, Комитет Государственной Думы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры рекомендует проект федерального закона N 48133-8 "О внесении изменений в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (о правовом регулировании эксплуатации автономных судов) к принятию в первом чтении.
Председатель Комитета |
Е.С. Москвичев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.