Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по энергетике
по проекту федерального закона N 106868-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(в части установления особенностей правового регулирования отношений в сфере электроэнергетики, газоснабжения, теплоснабжения и водоснабжения (водоотведения) в 2022 - 2023 годах)
(утв. Решением Комитета Государственной Думы по энергетике от 18 апреля 2022 г. N 3.25-5/25)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по энергетике (далее - Комитет) рассмотрел проект федерального закона N 106868-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части установления особенностей правового регулирования отношений в сфере электроэнергетики, газоснабжения, теплоснабжения и водоснабжения (водоотведения) в 2022 - 2023 годах), внесенный Правительством Российской Федерации (далее - законопроект, проект федерального закона), и сообщает следующее.
Проект федерального закона подготовлен в целях исполнения решений, принятых на заседании Президиума Правительственной комиссии по повышению устойчивости российской экономики в условиях санкций, направлен на преодоление и снижение влияния недружественных действий иностранных государств и территорий, совершенных в отношении Российской Федерации, российских юридических и физических лиц и определяет дополнительные механизмы защиты национальных интересов и интересов граждан и организаций.
В целях нивелирования рисков, возникающих у субъектов экономической деятельности в сфере электроэнергетики, газоснабжения, теплоснабжения и водоснабжения (водоотведения), проектом федерального закона предлагается наделить Правительство Российской Федерации специальными полномочиями по установлению в 2022 - 2023 годах временных особенностей правового регулирования данных правоотношений.
В целях обеспечения увеличения депозитных ставок до уровней, необходимых для компенсации возросших девальвационных и инфляционных рисков, поддержки финансовой и ценовой стабильности и защиты сбережений граждан Центральным Банком Российской Федерации 28 февраля 2022 года была установлена ключевая ставка в размере 20% (на данный момент она составляет 17%).
В то же время в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации о газоснабжении, теплоснабжении, водоснабжении (водоотведении) и об электроэнергетике при исчислении неустойки (пени и штрафов) в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения сторонами обязательств по соответствующим договорам применяется установленная Центральным Банком Российской Федерации ключевая ставка (1/130, 1/170 или 1/300 за каждый день в зависимости от срока просрочки), и, вследствие ее увеличения, размер исчисляемой неустойки (пени и штрафов), подлежащей оплате должниками, автоматически увеличился с указанной даты минимум в 2,1 раза (с 11 апреля 2022 года минимум в 1,8 раз).
Указанное привело к затруднительности или даже невозможности надлежащего исполнения обязательств по оплате поставляемых энергетических ресурсов (оказанных сопутствующих услуг по присоединенным сетям) в случае ее просрочки, необходимости привлечения должниками заемных средств (в том числе по возросшим ставкам кредитных договоров), росту кредиторской задолженности перед поставщиками ресурсов и, как следствие, нарушению финансовой устойчивости как потребителей (покупателей, абонентов, исполнителей коммунальных услуг), так и самих поставщиков энергетических ресурсов.
Согласно проектируемым нормам Правительство Российской Федерации наделяется специальными полномочиями по установлению вместо ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации иной величины начисления и уплаты неустойки (пени и штрафов) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, которая предусмотрена:
абзацами 2-3 статьи 25 Федерального закона от 31 марта 1999 года N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" в случае несвоевременной или неполной оплаты потребителем газа (исполнителем коммунальной услуги по газоснабжению) газа и (или) услуг по его транспортировке;
пунктом 2 статьи 26 и пунктом 2 статьи 37 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - ФЗ N 35) в случае несвоевременной или не в полном объеме оплаты потребителем или покупателем электрической энергии (исполнителем коммунальной услуги по электроснабжению) услуг по передаче электрической энергии, оказываемых сетевой организацией, а также поставляемой гарантирующим поставщиком или производителем электрической энергии (мощности) на розничном рынке электрической энергии;
частями 9.1 - 9.3 статьи 15 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - ФЗ N 190) в случае несвоевременной или не в полном объеме оплаты потребителем тепловой энергии (мощности) или теплоносителя (исполнителем коммунальной услуги по отоплению), поставляемых единой теплоснабжающей организацией (теплоснабжающей организацией);
частями 6.2 - 6.4 статьи 13 и частями 6.2 - 6.4 статьи 14 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ (далее - ФЗ N 416) "О водоснабжении и водоотведении" в случае несвоевременной или неполной оплаты абонентом (исполнителем коммунальной услуги по горячему и холодному водоснабжению (водоотведению)) горячей, питьевой или технической воды, поставляемых организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, а также услуг по договору водоотведения, оказываемых организацией, осуществляющей водоотведение.
Проектируемые нормы не распространяются на оказание соответствующих коммунальных услуг (электроснабжение, отопление, холодное и горячее водоснабжение, газоснабжение) и в случае их несвоевременной или неполной оплаты порядок уплаты неустойки (пени и штрафов) определяется действующим жилищным законодательством Российской Федерации. В соответствии с Федеральным законом от 14 марта 2022 года N 58-ФЗ "О внесении в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Правительство Российской Федерации уже наделено специальными полномочиями по определению особенностей начисления и уплаты пени в случае неполного или несвоевременного внесения платы за жилое помещение, оказанные коммунальные услуги и взносов на капитальный ремонт, а постановлением Правительства Российской Федерации от 26 марта 2022 года N 474 "О некоторых вопросах регулирования жилищных отношений в 2022 году" установлено, что при начислении и уплаты неустойки (пени и штрафов) в указанных случаях применяется ключевая ставка Центрального Банка Российской Федерации, действовавшая на 27 февраля 2022 года.
Дополнительно предусмотрено полномочие Правительства Российской Федерации по определению особенностей начисления и уплаты неустоек (пени и штрафов) и применения иных мер ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств на оптовом рынке и розничных рынках электроэнергии, включая особенности организации и проведения отбора мощности на конкурентной основе и иных конкурсных процедур, по результатам которых заключаются договоры купли-продажи, договоры поставки мощности (КОММод, ДПМ ВИЭ), а также особенностей исполнения указанных договоров в определенный Правительством Российской Федерации период с возможностью изменения дат начала или окончания поставки мощности.
Правительство Российской Федерации будет вправе принимать отдельные решения о неприменении в 2022 - 2023 годах при утверждении инвестиционных программ:
положений пункта 3.1 статьи 23 ФЗ N 35 о непревышении объема финансовых потребностей, необходимых для реализации отдельных мероприятий инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, в том числе организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью и территориальных сетевых организаций, над объемом таких потребностей, определенным в соответствии с утвержденными Министерством энергетики Российской Федерации укрупненными нормативами цены типовых технологических решений капитального строительства объектов электроэнергетики;
положений части 4.1 статьи 23 ФЗ N 190 о непревышении объема финансовых потребностей, необходимых для реализации инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, в том числе с использованием объектов теплоснабжения на основании концессионного соглашения над объемом таких потребностей, определенным в соответствии с утвержденными Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации укрупненными нормативами цены строительства различных видов объектов капитального строительства непроизводственного назначения и объектов инженерной инфраструктуры;
положений части 7 статьи 40 ФЗ N 416 о непревышении объема финансовых потребностей, необходимых для реализации инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение или водоотведение, над объемом таких потребностей, определенным в соответствии с утвержденными Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации укрупненными нормативами цены строительства различных видов объектов капитального строительства непроизводственного назначения и объектов инженерной инфраструктуры.
Предусматривается, что принятые Правительством Российской Федерации в соответствии с положениями проекта федерального закона акты обязательны для исполнения сторонами соответствующих договоров со дня их вступления их в силу, в том числе с возможностью распространения их действия на отношения, возникшие из договоров, заключенных до дня вступления указанных актов в силу.
Комитет отмечает актуальность и своевременность принятия проектируемых норм, направленных, прежде всего, на урегулирование правоотношений поставщиков энергетических ресурсов (исполнителей сопутствующих услуг) и потребителей (покупателей, абонентов, исполнителей коммунальных услуг) в случае ненадлежащего исполнения последними обязательств по их оплате, укрепление платежной дисциплины и предотвращение негативных последствий массовых неплатежей для экономики страны в целом, обеспечение бесперебойности оказания коммунальных услуг, а также сохранение темпов и достижение целевых показателей реализации инвестиционных программ, инвестиционных проектов по строительству генерирующих объектов, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии (ДПМ ВИЭ), комплексной программы модернизации генерирующих объектов тепловых электростанций (КОММод).
С учетом вышеизложенного Комитет Государственной Думы по энергетике рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона N 106868-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в первом чтении.
Председатель Комитета |
П.Н. Завальный |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.