Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению
Правительства
Омской области
от 20 апреля 2022 г. N 50-рп
Региональная долгосрочная программа
Омской области "Содействие занятости молодежи Омской области на период до 2030 года"
I. Общие положения
1. Региональная долгосрочная программа Омской области "Содействие занятости молодежи Омской области на период до 2030 года" (далее - региональная программа) подготовлена в соответствии с основными положениями Долгосрочной программы содействия занятости молодежи на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2021 года N 3581-р и принятой в рамках исполнения подпункта "а" пункта 2 перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам Петербургского международного экономического форума от 26 июня 2021 года N Пр-1096.
2. Полномочия Правительства Омской области, органов исполнительной власти Омской области по реализации мер поддержки занятости молодежи определены Законом Омской области "О регулировании отношений в сфере молодежной политики на территории Омской области".
3. Срок реализации региональной программы - с 2022 по 2030 год.
4. Финансовое обеспечение мероприятий региональной программы осуществляется органами исполнительной власти Омской области и органами местного самоуправления Омской области, являющимися исполнителями плана мероприятий региональной программы, в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных им в бюджете Омской области на соответствующий финансовый год.
II. Положение молодежи на рынке труда в Омской области
5. В рамках региональной программы категория "молодежь" определена как социально-демографическая группа лиц в возрасте 14 - 35 лет.
По информации Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Омской области, на начало 2022 года численность молодежи в Омской области составила около 454 тыс. человек, или почти 25 процентов населения региона, что на 90 тыс. человек меньше, чем на начало 2017 года (543,8 тыс. человек). По демографическим прогнозам, к 2026 году ожидается уменьшение численности данной возрастной категории (на 44 тыс. человек) с последующим незначительным ростом. К 2030 году в Омской области сохранится тенденция к снижению численности молодежи в возрасте 29 - 35 лет.
Негативное влияние на региональный рынок труда оказывает миграционная убыль молодежи, которая в 2020 году составила более 38 процентов от общего числа миграции Омской области. Наиболее частой причиной миграционного оттока молодежи остается трудоустройство в других регионах России после получения профессионального образования.
В 2017 - 2020 годах в молодежном сегменте наиболее высокий показатель миграционной убыли наблюдался у самой экономически активной части молодежи 25 - 35 лет: он составил 3,1 тыс. человек в 2019 году и 2,7 тыс. человек в 2020 году - почти 26 процентов от общего показателя по региону. Снижение миграционной убыли в 2020 - 2021 годах произошло вследствие ограничений, вызванных распространением новой коронавирусной инфекции.
В возрастной группе 16 - 19 лет начиная с 2018 года в Омской области зафиксирован рост миграционной убыли, что связано с тенденцией оттока выпускников школ на обучение в другие регионы.
Данные выборочных обследований рабочей силы, проводимых органами государственной статистики, позволяют оценить вовлеченность молодежи в экономику Омской области.
В 2021 году в составе рабочей силы региона около 30 процентов населения (344 тыс. человек) приходится на молодежь (2017 год - 377 тыс. человек), из них почти 80 процентов - в возрасте 25 - 35 лет.
Среди занятого населения также почти 30 процентов (около 305 тыс. человек) - в молодом возрасте, из них самая многочисленная группа - в возрасте 25 - 35 лет (порядка 240 тыс. человек).
На основании статистических данных 2017 - 2021 годов уровень занятости в возрасте 25 - 35 лет стабильно выше среднерегионального уровня на 34 процента. Наибольший уровень занятости, составивший в 2021 году 81,6 процента, зафиксирован среди молодежи в возрасте 25 - 29 лет.
Уровень занятости в возрасте 20 - 24 лет незначительно повышался до 2019 года от 53,2 процента до 61,2 процента и даже стал немного выше среднерегионального уровня занятости (59,5 процента). В 2020 году вследствие распространения новой коронавирусной инфекции наблюдалось понижение уровня занятости в этой возрастной группе до 55,0 процента. Причиной невысокого уровня занятости в данной возрастной группе является вовлеченность молодежи указанного возраста в обучение и невозможность его совмещения с работой, а также отсутствие опыта работы у части молодежи при выходе на рынок труда.
Возрастная группа молодежи 15 - 19 лет имеет самый низкий уровень занятости - всего 10 процентов. С 2017 до 2019 года показатель повышался до 13 процентов, но в 2020 году понизился до прежнего уровня. Низкий показатель уровня занятости молодежи в этом возрасте объясняется прежде всего получением образования.
Основная часть занятой молодежи (свыше 70 процентов) трудоустроена в организациях, около 20 процентов работают по найму у физических лиц и индивидуальных предпринимателей. Доля предпринимателей среди занятой молодежи составляет около 6,5 процента.
Более 30 процентов занятой молодежи имеет высшее образование, около 20 процентов - среднее профессиональное образование по программе подготовки специалистов среднего звена, такая же доля молодежи получила среднее профессиональное образование по программе подготовки квалифицированных рабочих (служащих). В то же время более 25 процентов работающей молодежи не имеют профессионального образования.
Ежегодно около 80 процентов всех выпускников, обратившихся в казенные учреждения Омской области - центры занятости населения Омской области, трудоустраиваются. Остальные 20 процентов выпускников не могут себя реализовать на рынке труда.
В общей численности безработных Омской области на молодежь приходится порядка 40 процентов (38,8 тыс. человек). С 2017 до 2019 года уровень безработицы среди молодежи в Омской области непрерывно снижался во всех возрастных группах, но в 2020 году вследствие распространения новой коронавирусной инфекции увеличился почти на 50,0 процента по возрастным группам 15 - 19 лет (в 2019 году - 16,2 процента, в 2020 году - 24,3 процента) и 25 - 35 лет (в 2019 году - 6,0 процента, в 2020 году - 9,3 процента).
В возрастной группе 20 - 24 лет уровень безработицы в 2020 году увеличился на 14 процентов по сравнению с 2019 годом (с 14,6 процента до 16,7 процента) и до конца 2021 года остался на прежнем уровне.
В условиях реализации Комплекса мер по восстановлению численности занятого населения Омской области в 2021 году, утвержденного распоряжением Правительства Омской области от 28 января 2021 года N 4-рп, в 2021 году наметилось снижение уровня безработицы, однако он продолжал расти в возрастной группе 15 - 19 лет (16,2, 24,3 и 28,5 процента соответственно в 2019, 2020 и 2021 годах). В возрастной группе 20 - 29 лет уровень безработицы в 2021 году остался выше значений указанного показателя 2019 года. Уровень безработицы в возрастной группе 30 - 35 лет стал ниже уровня 2019 года.
Среди имеющих статус безработного в Омской области молодежь - не самая многочисленная группа (на начало 2022 года - менее 25 процентов), так как, попадая на рынок труда, эта категория активно использует возможности самостоятельного поиска работы, в том числе без оформления трудовых отношений.
6. К основным проблемам трудоустройства молодежи можно отнести:
1) трудности с профессиональным самоопределением, несогласованность профессиональных намерений молодежи с кадровой потребностью работодателей;
2) несоответствие навыков и компетенций молодых специалистов профессионально-квалификационным требованиям работодателей;
3) низкая заинтересованность незанятой молодежи в получении профессионального образования, освоении новых компетенций и навыков;
4) отсутствие условий, стимулирующих предпринимательскую активность и профессиональное развитие молодежи;
5) распространение среди молодежи занятости без оформления трудовых отношений, по краткосрочным трудовым договорам;
6) ограниченное количество возможностей для совмещения обучения и работы.
III. Основные цели и задачи региональной программы
7. Целью региональной программы является создание условий для реализации профессионального, трудового и предпринимательского потенциала молодежи в Омской области, закрепление молодежи в регионе.
8. Основными задачами региональной программы являются:
1) формирование профессиональных намерений и карьерных стратегий молодежи Омской области с учетом перспектив развития экономики и регионального рынка труда;
2) развитие у молодежи профессиональных навыков и компетенций, востребованных работодателями Омской области, навыков предпринимательской деятельности;
3) расширение возможностей для трудоустройства молодежи в Омской области, в том числе на условиях дистанционной занятости, нестандартных и гибких форм занятости;
4) создание и реализация дополнительных механизмов сокращения рисков молодежной безработицы и миграционного оттока молодежи из региона.
IV. Управление реализацией региональной программы
9. Реализация региональной программы осуществляется органами исполнительной власти Омской области совместно с органами местного самоуправления Омской области, образовательными организациями, общественными объединениями, работодателями.
План мероприятий региональной программы с указанием сроков реализации представлен в приложении к настоящей региональной программе.
10. Общая координация реализации региональной программы, мониторинг и контроль за ходом ее реализации осуществляются Министерством труда и социального развития Омской области.
Организация межведомственного взаимодействия по реализации региональной программы осуществляется Министерством труда и социального развития Омской области, в том числе в рамках деятельности Координационного совета по кадровой политике, созданного Указом Губернатора Омской области от 27 ноября 2012 года N 132, областного координационного комитета содействия занятости населения, созданного Указом Губернатора Омской области от 23 июля 2003 года N 135.
V. Ожидаемые результаты
11. Реализация региональной программы позволит достичь следующих результатов:
1) повышение вовлеченности молодежи в занятость;
2) снижение уровня безработицы среди молодежи;
3) повышение уровня трудоустройства выпускников образовательных организаций к работодателям Омской области;
4) снижение рисков незанятости молодежи из социально уязвимых групп населения;
5) сокращение миграционного оттока молодежи из Омской области.
12. Целевые показатели реализации региональной программы утверждаются Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.