Постановление Избирательной комиссии Свердловской области от 20 апреля 2022 г. N 7/46
"О Типовом порядке реализации статуса кандидатов, зарегистрированных кандидатов, доверенных лиц, уполномоченных представителей, наблюдателей при проведении выборов в органы местного самоуправления 11 сентября 2022 года"
В соответствии с подпунктом "в" пункта 10 статьи 23 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", подпунктом 3 пункта 1 статьи 23 Избирательного кодекса Свердловской области Избирательная комиссия Свердловской области постановляет:
1. Утвердить Типовой порядок реализации статуса кандидатов, зарегистрированных кандидатов, доверенных лиц, уполномоченных представителей, наблюдателей при проведении выборов в органы местного самоуправления 11 сентября 2022 года (прилагается).
2. Поручить избирательным комиссиям, организующим подготовку и проведение выборов в органы местного самоуправления 11 сентября 2022 года и в иные дни голосования, разработать и принять соответствующий порядок с учетом особенностей проведения конкретных выборов в органы местного самоуправления.
3. Признать утратившим силу постановление Избирательной комиссии Свердловской области от 25 мая 2021 года N 15/74"О Типовом порядке реализации статуса кандидатов, зарегистрированных кандидатов, доверенных лиц, уполномоченных представителей, членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса, наблюдателей при проведении выборов депутатов представительных органов муниципальных образований 19 сентября 2021 года".
4. Разместить настоящее постановление на официальном сайте Избирательной комиссии Свердловской области.
Председатель Избирательной комиссии Свердловской области |
Е.В. Клименко |
Секретарь Избирательной комиссии Свердловской области |
И.А. Буртов |
Утвержден
постановлением
Избирательной комиссии
Свердловской области
от 20 апреля 2022 г. N 7/46
Типовой порядок
реализации статуса кандидатов, зарегистрированных кандидатов, доверенных лиц, уполномоченных представителей, наблюдателей при проведении выборов в органы местного самоуправления 11 сентября 2022 года
1. Общие положения
1.1. Статус и гарантии деятельности кандидатов, зарегистрированных кандидатов, доверенных лиц, уполномоченных представителей кандидатов и избирательных объединений, наблюдателей, участвующих в выборах в органы местного самоуправления, определены положениями Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), Избирательного кодекса Свердловской области (далее - Кодекс).
1.2. Все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности, за исключением случаев, установленных Федеральным законом.
1.3. От имени кандидатов в депутаты по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, кандидатов на должность главы муниципального образования вправе выступать исключительно их уполномоченные представители по финансовым вопросам и доверенные лица.
2. Статус кандидата в депутаты по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, кандидата на должность главы муниципального образования
2.1. Гражданин Российской Федерации приобретает статус кандидата в депутаты, с момента получения окружной избирательной комиссией (территориальной избирательной комиссией с полномочиями окружной избирательной комиссии), заявления выдвинутого в порядке самовыдвижения гражданина о согласии баллотироваться с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата, а также иных документов, предусмотренных законом.
Гражданин Российской Федерации, включенный в заверенный список кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, приобретает статус кандидата в депутаты, с момента представления в соответствующую окружную избирательную комиссию (территориальную избирательную комиссию с полномочиями окружной избирательной комиссии) документов, указанных в части третьей пункта 1 и пункте 2 статьи 44 Кодекса.
Гражданин Российской Федерации приобретает статус кандидата на должность главы муниципального образования, с момента получения территориальной избирательной комиссией, организующей подготовку и проведение выборов главы муниципального образования, заявления гражданина о согласии баллотироваться с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом главы муниципального образования.
2.2. Статус кандидата (зарегистрированного кандидата) в депутаты по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, кандидата (зарегистрированного кандидата) на должность главы муниципального образования утрачивается в следующих случаях:
с момента отзыва кандидата (зарегистрированного кандидата) избирательным объединением в порядке и по основаниям, предусмотренным законом и (или) уставом этого избирательного объединения;
с момента принятия соответствующей избирательной комиссией решения об утрате статуса кандидата в депутаты по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, кандидата на должность главы муниципального образования на основании заявления кандидата о снятии своей кандидатуры до принятия решения о его регистрации в качестве кандидата;
с момента принятия соответствующей избирательной комиссией решения об утрате статуса кандидата в депутаты по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, кандидата на должность главы муниципального образования в связи с непредставлением кандидатом в установленный законом срок ни одного из предусмотренных законом документов, представление которых необходимо для регистрации кандидата;
с момента принятия соответствующей избирательной комиссией решения об утрате статуса кандидата в связи со смертью кандидата, наступившей до его регистрации;
с момента принятия соответствующей избирательной комиссией решения об отказе в регистрации кандидата в депутаты по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, кандидата на должность главы муниципального образования по основаниям, установленным Федеральным законом, Кодексом, исключения кандидата в депутаты из заверенного списка кандидатов по основаниям и в порядке, предусмотренных Федеральным законом и Кодексом, а если решение об отказе в регистрации обжаловано в суд, - со дня вступления в силу решения суда о законности отказа в регистрации;
с момента принятия соответствующей избирательной комиссией решения об аннулировании регистрации кандидата в депутаты по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, кандидата на должность главы муниципального образования в том числе на основании поданного зарегистрированным кандидатом заявления о снятии своей кандидатуры, указанное заявление может быть подано не позднее чем за пять дней до дня (первого дня) голосования, а при наличии вынуждающих к тому обстоятельств не позднее чем за один день до дня (первого дня) голосования;
в случае отмены судом решения соответствующей избирательной комиссии о регистрации кандидата в депутаты по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, кандидата на должность главы муниципального образования, отмены регистрации кандидата в депутаты по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, кандидата на должность главы муниципального образования;
с момента официального опубликования результатов выборов.
Утрата статуса кандидата в перечисленных случаях не освобождает кандидата в депутаты по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, кандидата на должность главы муниципального образования от обязанности по представлению в соответствующую избирательную комиссию итогового финансового отчета (за исключением случаев, когда кандидат в соответствии с законодательством о выборах не создавал избирательный фонд).
2.3. Кандидаты, замещающие государственные или выборные муниципальные должности, кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе либо являющиеся членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, а также кандидаты, являющиеся должностными лицами, журналистами, другими творческими работниками организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, при проведении своей избирательной кампании не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения.
Перечень действий, которые могут рассматриваться в качестве использования преимуществ должностного или служебного положения при проведении избирательной кампании, установлен в пункте 5 статьи 40 Федерального закона, пункте 5 статьи 56 Кодекса.
2.4. Кандидат в депутаты по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, кандидат на должность главы муниципального образования имеет право:
осуществлять сбор подписей избирателей в поддержку своего выдвижения, но не ранее дня, следующего за днем уведомления об этом соответствующей избирательной комиссии;
заключать с гражданами, осуществляющими сбор подписей, договоры об оказании данной услуги с оплатой за счет средств своего избирательного фонда;
в случае если кандидатом в поддержку своего выдвижения представлены подписи избирателей, присутствовать при проверке соответствующей избирательной комиссией подписей избирателей, представленных кандидатами в депутаты по данному одномандатному (многомандатному) избирательному округу, кандидатами на должность главы муниципального образования;
присутствовать на заседаниях соответствующей избирательной комиссии;
представлять документы, необходимые для регистрации, в установленные сроки;
вести предвыборную агитацию в установленных законом формах со дня своего выдвижения (кроме агитации через средства массовой информации, которая начинается с 13 августа 2022 года);
назначать в установленном порядке доверенных лиц, уполномоченных представителей по финансовым вопросам;
осуществлять иные права, предусмотренные Федеральным законом, Кодексом.
2.5. Кандидат в депутаты по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, кандидат на должность главы муниципального образования обязан:
соблюдать требования законов и выполнять решения соответствующих избирательных комиссий;
после своего выдвижения, но не позднее дня представления документов для регистрации, открыть специальный избирательный счет в соответствующем подразделении публичного акционерного общества "Сбербанк России", создавать собственный избирательный фонд для финансирования своей избирательной кампании, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом, Кодексом;
при организации сбора подписей избирателей в поддержку своего выдвижения использовать подписные листы, оформленные по установленной законом форме, соблюдать процедуру сбора подписей, установленную законом, в том числе, оплатить расходы по изготовлению подписных листов из средств своего избирательного фонда;
при наличии у кандидата судимости, когда-либо имевшихся судимостей указать соответствующие сведения о судимости в заявлении о согласии баллотироваться (в заявлении дополнительно указывается также дата снятия или погашения судимости) и в подписном листе;
если кандидат является физическим лицом, выполняющим функции иностранного агента, или кандидатом, аффилированным с выполняющим функции иностранного агента лицом, указать соответствующие сведения в заявлении о согласии баллотироваться, в подписном листе, в агитационных материалах;
при указании в заявлении о согласии баллотироваться данных о принадлежности кандидата к политической партии (иному общественному объединению) и своего статуса в данной политической партии (данном общественном объединении), указать эти сведения в подписном листе;
не допускать превышения количества подписей избирателей, необходимых для регистрации кандидата, представляемых в соответствующую избирательную комиссию, более чем на 10 процентов, а в случае, если для регистрации кандидата требуется представить менее 40 подписей - более чем на четыре подписи;
до представления итогового финансового отчета возвратить неизрасходованные денежные средства, находящиеся на специальном избирательном счете, гражданам и юридическим лицам, осуществившим пожертвования либо перечисления в избирательный фонд, пропорционально вложенным ими средствам и не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования результатов выборов представить в соответствующую избирательную комиссию итоговый финансовый отчет и прилагаемые к нему документы и материалы.
3. Особенности статуса зарегистрированного кандидата в депутаты, кандидата на должность главы муниципального образования
3.1. Статус зарегистрированного кандидата в депутаты, кандидата на должность главы муниципального образования возникает с момента принятия соответствующей избирательной комиссией решения о регистрации кандидата.
Статус зарегистрированного кандидата в депутаты, кандидата на должность главы муниципального образования сохраняется до официального опубликования результатов выборов, за исключением случаев досрочного выбытия зарегистрированного кандидата.
3.2. Зарегистрированные кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе либо работающие в организациях, осуществляющих выпуск средств массовой информации, на время их участия в выборах освобождаются от выполнения должностных или служебных обязанностей и представляют в соответствующую избирательную комиссию заверенные копии соответствующих приказов (распоряжений) не позднее чем через пять дней со дня своей регистрации.
На выборах в представительные органы муниципальных образований при числе избирателей в избирательном округе не более пяти тысяч избирателей зарегистрированные кандидаты, находящиеся на государственной службе, на время их участия в выборах могут не освобождаться от выполнения должностных или служебных обязанностей.
3.3. Зарегистрированный кандидат в депутаты, кандидат на должность главы муниципального образования наряду с правами, указанными в пункте 2.4 настоящего Типового порядка, имеет право:
на освобождение от работы, службы в любой день и на любое время со дня своей регистрации в качестве кандидата и до дня официального опубликования результатов выборов;
на назначение в установленном порядке наблюдателей;
на продолжение ведения своего избирательного фонда, образованного до регистрации;
на защиту своих прав в административном и судебном порядках;
на направление в соответствующую избирательную комиссию письменного заявления об отказе от участия в выборах;
на осуществление иных прав, предусмотренные Федеральным законом, Кодексом.
3.4. Зарегистрированный кандидат в депутаты, кандидат на должность главы муниципального образования наряду с обязанностями, указанными в пункте 2.5 настоящего Типового порядка, обязан:
соблюдать и обеспечивать соблюдение требований Федерального закона, Кодекса и правовых актов Избирательной комиссии Свердловской области, территориальной избирательной комиссии, окружной избирательной комиссии о порядке и правилах ведения предвыборной агитационной деятельности, финансирования избирательной кампании, иных требований законодательства назначенными доверенными лицами, уполномоченными представителями по финансовым вопросам;
не использовать преимущества своего должностного или служебного положения;
соблюдать запреты и ограничения при осуществлении определенных видов деятельности, установленные Федеральным законом, Кодексом для кандидата.
4. Обязанности организаций по обеспечению гарантий деятельности кандидатов в депутаты, кандидатов на должность главы муниципального образования
4.1. Избирательные комиссии, осуществляющие подготовку и проведение выборов депутатов представительных органов, глав муниципальных образований в пределах своих полномочий обеспечивают соблюдение равных условий предвыборной деятельности каждого кандидата.
4.2. Исполнительные органы государственной власти Свердловской области, органы местного самоуправления не вправе создавать преимущества, чинить препятствия предвыборной деятельности какого-либо из кандидатов.
4.3. Органы местного самоуправления по предложению территориальной избирательной комиссии не позднее 11 августа 2022 года обязаны выделить специальные места для размещения печатных агитационных материалов кандидатов на территории каждого избирательного участка.
Такие места должны быть удобны для посещения избирателями и располагаться таким образом, чтобы избиратели могли ознакомиться с размещенной там информацией. Перечень указанных мест доводится до сведения кандидатов.
4.4. Работодатель, представитель нанимателя, командир воинской части, администрация образовательной организации, в которых работает, служит, проходит альтернативную гражданскую службу, военные сборы, учится зарегистрированный кандидат, со дня регистрации кандидата до дня официального опубликования результатов выборов обязаны по заявлению, рапорту зарегистрированного кандидата освободить его от работы, службы, военных сборов, учебных занятий в любой день и на любое время в течение этого срока.
4.5. Во время проведения выборов зарегистрированный кандидат не может быть по инициативе работодателя, представителя нанимателя, администрации образовательной организации уволен с работы, со службы, отчислен из образовательной организации или без его согласия переведен на другую работу, в том числе на работу в другую местность, а также направлен в командировку, призван на военную службу, на военные сборы или направлен на альтернативную гражданскую службу.
4.6. Время участия зарегистрированного кандидата в выборах засчитывается в общий трудовой стаж по той специальности, по которой он работал до регистрации в качестве кандидата.
4.7. Решения о возбуждении уголовного дела в отношении зарегистрированного кандидата в депутаты, зарегистрированного кандидата на должность главы муниципального образования, привлечении его в качестве обвиняемого по уголовному делу может быть принято с согласия руководителя соответствующего следственного органа Следственного комитета Российской Федерации.
Ходатайство перед судом об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу в отношении вышеуказанного зарегистрированного кандидата может быть возбуждено с согласия руководителя соответствующего следственного органа Следственного комитета Российской Федерации.
Зарегистрированный кандидат в депутаты, зарегистрированный кандидат на должность главы муниципального образования не может быть подвергнут административному наказанию, налагаемому в судебном порядке, без согласия прокурора (соответственно уровню выборов). При даче соответствующего согласия руководитель следственного органа Следственного комитета Российской Федерации, прокурор обязаны известить об этом избирательную комиссию, зарегистрировавшую кандидата в депутаты по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, кандидата на должность главы муниципального образования.
5. Доверенные лица кандидатов
5.1. Кандидат в депутаты представительного органа муниципального образования по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, вправе назначить до 10 доверенных лиц.
Кандидат на должность главы муниципального образования вправе назначить до 20 доверенных лиц.
5.2. Доверенными лицами могут быть совершеннолетние дееспособные граждане Российской Федерации.
Доверенными лицами кандидатов в депутаты, кандидатов на должность главы муниципального образования не могут быть кандидаты, лица, замещающие государственные или выборные муниципальные должности, главы местных администраций, работники аппаратов избирательных комиссий. Государственные и муниципальные служащие могут быть назначены доверенными лицами при условии их освобождения от исполнения служебных обязанностей на период исполнения полномочий доверенного лица.
5.3. Для регистрации доверенных лиц кандидат в депутаты, кандидат на должность главы муниципального образования представляет письменное заявление с просьбой о регистрации доверенных лиц с указанием фамилии, имени, отчества, даты рождения, места работы, занимаемой должности (рода занятий), места жительства каждого из представляемых на регистрацию граждан. К данному заявлению кандидата прилагаются заявления, адресованные в соответствующую избирательную комиссию, каждого из представляемых лиц о согласии быть доверенным лицом.
Регистрация доверенного лица, являющегося государственным или муниципальным служащим, осуществляется при условии представления в соответствующую избирательную комиссию также приказа (распоряжения) об освобождении его от исполнения служебных обязанностей (в том числе на период отпуска). Указанный приказ (распоряжение) рекомендуется предоставлять не позднее дня проведения заседания соответствующей избирательной комиссии, на котором будет рассматриваться вопрос о регистрации доверенного лица, являющегося государственным или муниципальным служащим.
5.4. Соответствующая избирательная комиссия в течение пяти дней со дня поступления документов, указанных в пункте 5.3 настоящего Типового порядка, регистрирует доверенных лиц. После регистрации доверенному лицу выдаётся удостоверение, форма которого устанавливается избирательной комиссией, организующей выборы.
5.5. На период полномочий доверенного лица работодатель обязан предоставлять доверенным лицам по их просьбе неоплачиваемый отпуск.
5.6. Доверенные лица кандидатов вправе:
осуществлять в любых допустимых законом формах и законными методами агитационную и иную (организационную, представительскую и другую) деятельность, способствующую избранию кандидата;
представлять перед избирателями предвыборные программы кандидатов;
выступать на собраниях, встречах с избирателями, митингах, принимать участие в демонстрациях, шествиях и пикетах, иных агитационных публичных мероприятиях;
участвовать в организации агитационных мероприятий, для чего обращаться с заявлениями в государственные органы и органы местного самоуправления и получать необходимое содействие, подавать уведомления о проведении публичных мероприятий в Министерство общественной безопасности Свердловской области 1 и (или) уполномоченный орган местного самоуправления;
присутствовать без дополнительного разрешения на заседаниях соответствующей избирательной комиссии, осуществившей регистрацию кандидата (за исключением случая, когда на заседании соответствующей комиссии уже присутствует сам кандидат, назначивший доверенное лицо, либо его уполномоченный представитель по финансовым вопросам), и нижестоящих избирательных комиссий;
присутствовать без дополнительного разрешения при осуществлении соответствующими избирательными комиссиями работы со списками избирателей, с избирательными бюллетенями, протоколами об итогах голосования;
знакомиться с протоколами соответствующих избирательных комиссий об итогах голосования, результатах выборов;
участвовать в жеребьевках, проводимых территориальной избирательной комиссией, при определении порядка предоставления бесплатного эфирного времени, бесплатной печатной площади зарегистрированным кандидатам;
обжаловать решения и действия (бездействие) избирательных комиссий в вышестоящую избирательную комиссию или в суд;
присутствовать при рассмотрении собственных жалоб и заявлений на заседаниях вышестоящей избирательной комиссии;
осуществлять иные права, предусмотренные Федеральным законом, Кодексом.
5.7. При осуществлении доверенным лицом своих полномочий им предъявляется удостоверение установленного образца и документ, удостоверяющий личность.
5.8. Доверенные лица не имеют полномочий наблюдателя.
5.9. Доверенные лица кандидатов не вправе:
участвовать в освещении избирательной кампании в средствах массовой информации, если они являются журналистами и иными творческими работниками организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации;
вмешиваться в работу избирательных комиссий и совершать действия, препятствующие работе избирательных комиссий;
расписываться за избирателя, в том числе и по его просьбе, в получении избирательного бюллетеня, а также заполнять за избирателя, в том числе и по его просьбе, избирательный бюллетень на выборах;
выдавать избирателям избирательные бюллетени для голосования;
предпринимать действия, нарушающие тайну голосования;
принимать непосредственное участие в проводимом членами избирательной комиссии с правом решающего голоса подсчете избирательных бюллетеней;
осуществлять подкуп избирателей лично либо с привлечением третьих лиц:
вручать избирателям денежные средства, подарки и иные материальные ценности, кроме как за выполнение организационной работы (за сбор подписей избирателей, агитационную работу);
производить вознаграждение избирателей, выполнявших указанную организационную работу, в зависимости от итогов голосования или обещать произвести такое вознаграждение;
проводить льготную распродажу товаров, бесплатно распространять любые товары, за исключением печатных материалов (в том числе иллюстрированных) и значков, специально изготовленных для избирательной кампании;
предоставлять услуги безвозмездно или на льготных условиях, а также воздействовать на избирателей посредством обещаний передачи им денежных средств, ценных бумаг и других материальных благ (в том числе по итогам голосования), оказания услуг иначе, чем на основании принимаемых в соответствии с законодательством решений органов государственной власти, органов местного самоуправления;
заниматься благотворительной деятельностью лично, а также с привлечением зарегистрированных после начала избирательной кампании организаций, учредителями, собственниками, владельцами и (или) членами органов управления которых (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций) являются доверенные лица;
обращаться с просьбами, поручениями к иным физическим и юридическим лицам в период избирательной кампании об осуществлении благотворительной деятельности (в том числе от имени доверенного лица);
обращаться к иным физическим и юридическим лицам с предложениями об оказании материальной и финансовой помощи или услуг избирателям;
осуществлять от имени кандидата в депутаты по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, кандидата на должность главы муниципального образования, действия, совершение которых возможно в силу закона исключительно кандидатом.
5.10. На заседаниях избирательных комиссий вправе присутствовать, как правило, не более одного доверенного лица каждого кандидата в депутаты по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, кандидата на должность главы муниципального образования.
5.11. Кандидат в депутаты по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, кандидат на должность главы муниципального образования, назначивший доверенных лиц, вправе в любое время отозвать их, при этом указанные лица направляют в избирательную комиссию, зарегистрировавшую доверенное лицо, письменное уведомление об отзыве доверенного лица (доверенных лиц).
Указанная избирательная комиссия на основании обращения кандидата аннулирует выданное отозванному доверенному лицу (доверенным лицам) удостоверение, о чем незамедлительно информирует нижестоящие избирательные комиссии, а также отозванное доверенное лицо (доверенных лиц).
5.12. Кандидат в депутаты по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, кандидата на должность главы муниципального образования, вправе по установленной пунктом 5.3 настоящего Типового порядка процедуре назначить новое доверенное лицо (доверенных лиц) взамен отозванного (отозванных).
5.13. Полномочия доверенных лиц прекращаются со дня официального опубликования результатов выборов или с момента досрочного выбытия кандидата.
6. Уполномоченные представители избирательных объединений, кандидатов на выборах
6.1. Избирательное объединение, выдвинувшее кандидатов в депутаты по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, кандидата на должность главы муниципального образования, назначает своих представителей, уполномоченных представлять избирательное объединение по всем вопросам, связанным с его участием в выборах.
6.2. Уполномоченные представители избирательного объединения назначаются решением съезда (решением конференции, общего собрания избирательного объединения, коллегиального постоянно действующего руководящего органа регионального отделения политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, либо решением органа, уполномоченного на то съездом (конференцией, общим собранием) избирательного объединения. Указанное решение представляется в соответствующую избирательную комиссию. В дополнение к указанному решению представляются также заявления уполномоченных представителей о согласии осуществлять установленные избирательным объединением полномочия и копии паспортов или копии иных документов, заменяющих паспорт гражданина.
6.3. Кандидаты в депутаты по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, кандидаты на должность главы муниципального образования вправе назначить уполномоченных представителей по финансовым вопросам.
6.4. Срок полномочий уполномоченных представителей избирательного объединения начинается со дня их назначения и истекает с момента официального опубликования результатов выборов, а в случае отказа в заверении списка кандидатов - с момента такого отказа.
Избирательное объединение по решению уполномоченного на то органа вправе в любое время прекратить полномочия уполномоченного представителя, письменно известив его об этом и направив копию соответствующего решения в территориальную избирательную комиссию.
6.5. Порядок регистрации, срок полномочий уполномоченных представителей по финансовым вопросам кандидата по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, кандидата на должность главы муниципального образования, избирательного объединения определяется Федеральным законом, Кодексом и соответствующим Порядком открытия, ведения и закрытия специальных избирательных счетов, формирования и расходования средств избирательных фондов кандидатов на выборах в органы местного самоуправления, утвержденным постановлением Избирательной комиссии Свердловской области.
6.6. Уполномоченные представители, замещающие государственные или муниципальные должности, а также являющиеся государственными или муниципальными служащими, либо являющиеся членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, в период избирательной кампании не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения в целях выдвижения и (или) избрания кандидатов.
6.7. Уполномоченные представители по финансовым вопросам не вправе осуществлять от имени кандидата действия, совершение которых возможно в силу закона исключительно кандидатом.
6.8. Уполномоченные представители по финансовым вопросам вправе присутствовать без дополнительного разрешения на заседаниях избирательной комиссии, осуществившей регистрацию кандидата (за исключением случая, когда на заседании соответствующей комиссии уже присутствует сам кандидат либо его доверенное лицо) и нижестоящих избирательных комиссий.
6.9. Уполномоченные представители по финансовым вопросам кандидатов обязаны соблюдать запреты и ограничения при ведении определенных видов деятельности, установленные законодательством о выборах.
7. Статус наблюдателей на выборах
7.1. Наблюдателем на выборах в органы местного самоуправления может быть гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом на выборах Губернатора Свердловской области и депутатов Законодательного Собрания Свердловской области.
7.2. При проведении выборов в органы местного самоуправления наблюдатели могут быть назначены кандидатом в депутаты по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, кандидатом на должность главы муниципального образования, избирательным объединением, выдвинувшим зарегистрированного кандидата в депутаты по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, зарегистрированного кандидата на должность главы муниципального образования, Общественной палатой Российской Федерации, Общественной палатой Свердловской области (далее - субъекты общественного контроля).
Каждый из перечисленных субъектов может назначить не более трёх наблюдателей в каждую участковую избирательную комиссию, территориальную избирательную комиссию и окружную избирательную комиссию (в случае принятия решения о проведении голосования в течение нескольких дней подряд - из расчета не более трех наблюдателей на каждый день голосования), которые имеют право поочередно осуществлять наблюдение в помещении для голосования, помещении, в котором осуществляется прием протоколов об итогах голосования, суммирование данных этих протоколов и составление протокола об итогах голосования.
Одно и то же лицо может быть назначено наблюдателем только в одну избирательную комиссию.
7.3. Наблюдателями не могут быть назначены выборные должностные лица, депутаты, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации, главы местных администраций, лица, находящиеся в их непосредственном подчинении, судьи, прокуроры, члены избирательных комиссий с правом решающего голоса, за исключением членов комиссий, полномочия которых были приостановлены в соответствии с законом, граждане Российской Федерации, не обладающие активным избирательным правом на выборах в органы государственной власти Свердловской области.
7.4. Наблюдатели вправе присутствовать на избирательных участках с момента начала работы участковой комиссии в день голосования (в первый день голосования), а также в дни досрочного голосования (доступ в помещения для голосования должен быть обеспечен не менее чем за один час до начала голосования) и до получения сообщения о принятии вышестоящей избирательной комиссией протокола об итогах голосования, а равно при повторном подсчете голосов избирателей.
Наблюдатели вправе присутствовать в иных избирательных комиссиях, указанных в пункте 7.2 настоящего Типового порядка, при установлении итогов голосования, определении результатов выборов, составлении соответствующих протоколов об итогах голосования, о результатах выборов, а также при повторном подсчете голосов избирателей.
7.5. Наблюдатели вправе осуществлять наблюдение как непрерывно, так и в свободно выбираемые ими промежутки времени в течение всего периода наблюдения.
7.6. Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в письменном направлении, выданном субъектами, указанными в пункте 7.2 настоящего Типового порядка.
В направлении указываются фамилия, имя и отчество наблюдателя, адрес его места жительства, номер избирательного участка, наименование избирательной комиссии, куда наблюдатель направляется, а также делается запись об отсутствии ограничений, предусмотренных пунктом 7.3 настоящего Типового порядка. Указание каких-либо дополнительных сведений о наблюдателе и проставление печати в случае направления наблюдателя кандидатом не требуется. Направление действительно при предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина Российской Федерации.
7.7. Субъекты, назначившие наблюдателей в участковые избирательные комиссии и (или) территориальные избирательные комиссии не позднее чем за три дня до дня (первого дня) голосования (досрочного голосования), представляют список назначенных наблюдателей в соответствующую территориальную избирательную комиссию.
Субъекты, назначившие наблюдателей в окружные избирательные комиссии, не позднее чем за три дня до дня (первого дня) голосования (досрочного голосования), представляют список назначенных наблюдателей в окружную избирательную комиссию.
В данных списках указываются фамилия, имя и отчество каждого наблюдателя, адрес его места жительства, номер избирательного участка, наименование комиссии, куда наблюдатель направляется.
7.8. Письменное направление, указанное в пункте 7.6 настоящего Типового порядка, должно быть представлено наблюдателем в комиссию, в которую он назначен, в день, предшествующий дню голосования (досрочного голосования), либо непосредственно в день голосования (досрочного голосования).
Направление может быть представлено только наблюдателем, указанным в списке, предусмотренном пунктом 7.7 настоящего Типового порядка.
Установление иных ограничений, касающихся присутствия наблюдателей в помещении для голосования, наблюдения за проведением голосования, подсчетом голосов избирателей, составлением протоколов об итогах голосования, а также выдачи копий этих протоколов, не допускается.
7.9. Форма нагрудного знака наблюдателя устанавливается избирательной комиссией, организующей выборы.
7.10. Наблюдатели вправе:
знакомиться со списками избирателей, в том числе составленными в электронном виде, реестром заявлений (обращений) о голосовании вне помещения для голосования;
находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка в день голосования (в дни голосования), а также в дни досрочного голосования в любое время в период, указанный в пункте 7.4 настоящего Типового порядка;
наблюдать за выдачей избирательных бюллетеней избирателям;
присутствовать при голосовании избирателей вне помещения для голосования;
наблюдать за подсчетом числа граждан, внесенных в списки избирателей, избирательных бюллетеней, выданных избирателям, погашенных избирательных бюллетеней;
наблюдать за подсчетом голосов избирателей на избирательном участке на расстоянии и в условиях, обеспечивающих им обозримость содержащихся в избирательных бюллетенях отметок избирателей;
знакомиться с любым заполненным или незаполненным избирательным бюллетенем при подсчете голосов избирателей;
наблюдать за составлением избирательной комиссией протокола об итогах голосования и иных документов в период, указанный в пункте 7.4 настоящего Типового порядка;
обращаться к председателю участковой избирательной комиссии, а в случае его отсутствия к лицу, его замещающему, с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования;
знакомиться с протоколами соответствующих и нижестоящих избирательных комиссий об итогах голосования, о результатах выборов и приложенными к ним документами, получать заверенные копии указанных протоколов;
носить нагрудный знак с обозначением своего статуса и указанием своих фамилии, имени и отчества, а также фамилии, имени и отчества зарегистрированного кандидата, наименования избирательного объединения или субъекта общественного контроля, направивших наблюдателя в комиссию;
обжаловать в порядке, установленном Федеральным законом, действия (бездействие) избирательной комиссии в вышестоящую избирательную комиссию или в суд;
присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей в соответствующих избирательных комиссиях;
после завершения подсчета голосов и упаковки избирательной документации поставить свою подпись на мешках или коробках, в которых данная избирательная документация упакована;
при проведении досрочного голосования с использованием специальных непрозрачных конвертов поставить свою подпись на месте склейки на конверте;
производить в помещении для голосования (с того места, которое определено председателем участковой комиссии) фото- и (или) видеосъемку, предварительно уведомив об этом председателя, заместителя председателя или секретаря участковой комиссии.
7.11. Наблюдатель не вправе:
выдавать избирателям избирательные бюллетени;
расписываться за избирателя, в том числе по его просьбе, в получении избирательных бюллетеней;
заполнять за избирателя, в том числе по его просьбе, избирательные бюллетени;
предпринимать действия, нарушающие тайну голосования;
принимать непосредственное участие в проводимом членами избирательной комиссии с правом решающего голоса подсчете избирательных бюллетеней;
совершать действия, препятствующие работе избирательной комиссии;
проводить агитацию среди избирателей;
участвовать в принятии решений соответствующей избирательной комиссией.
7.12. Наблюдатель немедленно удаляется из помещения для голосования, если он нарушает законодательство о выборах и факт такого нарушения установлен в судебном порядке. Исполнение соответствующего судебного решения обеспечивают правоохранительные органы.
8. Проведение фото- и (или) видеосъемки в помещении для голосования
8.1. В целях обеспечения реализации принципа гласности в деятельности избирательных комиссий при подготовке и проведении выборов, подсчете голосов, установлении итогов голосования, определении результатов выборов лицами, имеющими право присутствовать в помещении для голосования (в том числе наблюдателями, аккредитованными представителями СМИ), может осуществляться фото- и (или) видеосъемка.
Отдельные правовые и организационные вопросы ведения фото- и (или) видеосъемки в помещении для голосования регулируются постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 03.10.2012 г. N 143/1085-6 "О разъяснении порядка ведения наблюдателями фото- и (или) видеосъемки в помещении для голосования".
8.2. Фото- и (или) видеосъемка в помещении для голосования наблюдателями ведется с места, определенного председателем соответствующей участковой избирательной комиссии, с предварительным уведомлением об этом председателя, заместителя председателя или секретаря избирательной комиссии.
8.3. Ведение фото- и (или) видеосъемки в помещении для голосования производится с соблюдением положений статьи 152.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, иных положений законодательства Российской Федерации, устанавливающих ограничения доступа к информации.
Фото- и (или) видеосъемка осуществляется так, чтобы был обеспечен обзор действий участковой избирательной комиссии, но при этом не нарушалась тайна голосования и отсутствовала возможность контроля за волеизъявлением избирателей. Изображение избирателя не должно занимать большую часть кадра (экрана).
Фото- и (или) видеосъемка работы членов избирательной комиссии со списком избирателей осуществляется таким образом, чтобы сохранялась конфиденциальность персональных данных, которые в нем содержатся.
Запрещается вести фото- и (или) видеосъемку в местах, предназначенных для заполнения бюллетеней, фото- и (или) видеосъемку заполненных бюллетеней до начала подсчета голосов.
9. Ответственность за нарушение законодательства о выборах при проведении выборов в органы местного самоуправления
9.1. Нарушение кандидатом в депутаты по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, кандидатом на должность главы муниципального образования, доверенными лицами, уполномоченными представителями кандидатов, избирательных объединений, наблюдателями положений Федерального закона, Кодекса, регламентирующих их статус, права и обязанности, является основанием для привлечения указанных лиц, избирательного объединения к ответственности, установленной федеральными законами.
9.2. Нарушение организациями, должностными лицами норм Федерального закона, Кодекса, регулирующих статус кандидата в депутаты по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, кандидат на должность главы муниципального образования, доверенных лиц, уполномоченных представителей кандидатов, избирательных объединений, наблюдателей, может служить основанием для привлечения их к ответственности, предусмотренной федеральными законами.
-----------------------------
1 Уведомление о проведении публичного мероприятия подается его организатором в Министерство общественной безопасности Свердловской области, если публичное мероприятие планируется одновременно провести в двух или более муниципальных образованиях Свердловской области, либо если публичное мероприятие планируется провести на территории муниципального образования "город Екатеринбург".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Избирательной комиссии Свердловской области от 20 апреля 2022 г. N 7/46 "О Типовом порядке реализации статуса кандидатов, зарегистрированных кандидатов, доверенных лиц, уполномоченных представителей, наблюдателей при проведении выборов в органы местного самоуправления 11 сентября 2022 года"
Текст постановления опубликован на официальном сайте Избирательной комиссии Свердловской области (http://www.sverdlovsk.vybory.izbirkom.ru)
Постановлением Избирательной комиссии Свердловской области от 31 мая 2023 г. N 10/60 настоящий документ признан утратившим силу