Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 8 апреля 2022 г. N 5.1-01/795
по проекту федерального закона N 99018-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", принятому Государственной Думой 6 апреля 2022 года
Досье на проект федерального закона
Проект названного Федерального закона (N 99018-8) был внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 1 апреля 2022 года в целях минимизации последствий ограничительных мер, вводимых иностранными государствами или объединениями в отношении Российской Федерации, и оказания поддержки заказчикам и участникам закупок, осуществляемых в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Федеральный закон N 223-ФЗ) и Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ).
Так, в рамках Федерального закона N 223-ФЗ регламентируется срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, составляющего не более семи рабочих дней с даты приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги. Исключения могут быть установлены отраслевым законодательством Российской Федерации, Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства или в положении о закупке.
Кроме того, Федеральным законом предусматривается возможность осуществления закупки одновременно работ по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий, выполнению работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства, а также оборудования, необходимого для обеспечения эксплуатации такого объекта ("под ключ").
Федеральным законом также вносятся в Федеральный закон N 44-ФЗ изменения, которыми устанавливается запрет на использование иностранной валюты при определении и обосновании начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), за исключением случая обоснования и определения таких цен заказчиком, осуществляющим деятельность на территории иностранного государства.
Расширяется перечень оснований для проведения закрытых конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) - в случае осуществления закупок заказчиками, в отношении которых введены политические или экономические санкции.
Кроме того, Федеральный закон содержит положения, направленные на сокращение сроков оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги. Устанавливается, что с 1 мая 2022 года указанный срок составит не более семи рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке за исключением отдельных случаев.
Также предусматривается новое основание закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) - заключение контракта на оказание услуг по подготовке космонавтов, по организации и обеспечению запусков космических аппаратов и управлению ими в полете, по созданию (разработке, изготовлению и испытанию) космической техники.
До 31 декабря 2022 года заказчики наделяются правом не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта, обеспечения гарантийных обязательств в извещении об осуществлении закупки, приглашении, проекте контракта. Указанное право ограничивается в случае, если контрактом предусмотрена выплата аванса и при этом расчеты в части аванса не подлежат казначейскому сопровождению.
Кроме того, из сферы регулирования Федерального закона от 31 июля 2020 года N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" исключаются отношения, связанные с установлением и оценкой применения обязательных требований в сфере действия Федерального закона N 44-ФЗ и Федерального закона N 223-ФЗ.
Реализация Федерального закона потребует издания подзаконных нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы в Федеральном законе не выявлены.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых статьей 6 Федерального закона установлены иные сроки вступления в силу.
При этом устанавливается обязанность заказчиков привести свои положения о закупках в соответствие с Федеральным законом до 1 октября 2022 года.
Отмечаем, что в положениях о вступлении в силу Федерального закона следовало учесть порядок вступления в силу федеральных законов, вносящих изменения в положения Федерального закона N 44-ФЗ, касающиеся определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), поскольку в соответствии с частью 5 статьи 2 Федерального закона N 44-ФЗ такие акты вступают в силу не ранее 1 января очередного календарного года, следующего за годом их принятия, за исключением случаев их принятия после 1 октября текущего календарного года, при которых такие федеральные законы вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за очередным календарным годом.
Федеральный закон регулирует отношения, которые согласно пунктам "о" (гражданское законодательство) и "ж" (финансовое регулирование) статьи 71 Конституции Российской Федерации находятся в ведении Российской Федерации.
В соответствии с пунктом "в" статьи 106 Конституции Российской Федерации Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку касается финансового регулирования. Рассмотрение данного Федерального закона Советом Федерации должно быть начато не позднее 21 апреля 2022 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, первому заместителю Председателя Совета Федерации А.В. Яцкину, заместителю Председателя Совета Федерации Н.А. Журавлеву, заместителю Председателя Совета Федерации Г.Н. Кареловой, председателю Комитета Совета Федерации по экономической политике А.В. Кутепову, председателю Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам А.Д. Артамонову, председателю Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера А.А. Шевченко, председателю Комитета Совета Федерации по социальной политике И.Ю. Святенко, председателю Комитета Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности В.С. Тимченко, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации В.А. Живулину.
Заместитель Руководителя |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.