Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 8 апреля 2022 г. N 5.1-01/777
по проекту федерального закона N 98359-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", принятому Государственной Думой 6 апреля 2022 года
Досье на проект федерального закона
Проект названного Федерального закона (N 98359-8) был внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 31 марта 2022 года.
В Федеральный закон от 24 июля 1998 года N 127-ФЗ "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения" (далее - Федеральный закон N 127-ФЗ) вносится изменение, согласно которому определяемый Правительством Российской Федерации порядок выдачи разрешений на осуществление международной автомобильной перевозки будет содержать в том числе случаи и порядок установления условий распределения иностранных разрешений российским перевозчикам и условий распределения многосторонних разрешений российским перевозчикам.
Также в вышеуказанный Федеральный закон и в Федеральный закон от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" вносятся изменения, направленные на сокращение количества специальных разрешений, которые необходимо оформлять для проезда по автомобильным дорогам тяжеловесных транспортных средств, осуществляющих перевозки грузов, и упрощение порядка выдачи таких специальных разрешений на движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства.
В Федеральном законе от 29 апреля 2008 года N 57-ФЗ "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" закрепляются два новых вида деятельности, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства: в сфере перевозки морским и внутренним водным транспортом грузов, перечень которых будет утверждаться Правительством Российской Федерации, и в области, связанной с разработкой и созданием автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок.
В Федеральный закон от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" вносятся изменения, закрепляющие упрощенный порядок изменения межрегионального маршрута для случаев, когда это связано с отменой отдельных рейсов, с уменьшением количества и снижением классов используемых транспортных средств, а также изменения, исключающие требование о предоставлении отчетов об осуществлении регулярных перевозок по маршруту регулярных перевозок как избыточное.
В Федеральном законе от 3 августа 2018 года N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 289-ФЗ) предусматривается возможность многократного использования при внутрироссийских перевозках находящихся на территории Российской Федерации до дня вступления в силу Федерального закона иностранных контейнеров, перевозимых на железнодорожном и водном транспорте в пределах срока их временного ввоза.
В Федеральном законе от 8 марта 2022 года N 46-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в качестве антикризисной меры закрепляются полномочия Правительства Российской Федерации по установлению особенностей весового и габаритного контроля тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства при осуществлении международных автомобильных перевозок в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, особенностей открытия пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации, а также особенностей исполнения договоров лизинга морских судов и судов внутреннего и смешанного (река-море) плавания и лизинга железнодорожного подвижного состава, контейнеров.
В течение года со дня вступления в силу утвержденного актом Правительства Российской Федерации вышеуказанного перечня грузов иностранный инвестор, имеющий на день вступления в силу этого акта возможность осуществлять контроль над юридическим лицом, осуществляющим перевозки морским и внутренним водным транспортом, обязан распорядиться голосующими акциями (долями), составляющими уставный капитал этого юридического лица, таким образом, чтобы иностранному инвестору принадлежало право распоряжаться менее чем пятьюдесятью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли).
Федеральный закон принят по предметам ведения Российской Федерации, установленным пунктами "г" (установление порядка деятельности федеральных органов исполнительной власти), "ж" (таможенное регулирование), "и" (федеральный транспорт), "н" (определение статуса и защиты государственной границы), "о" (гражданское законодательство) статьи 71 Конституции Российской Федерации, а также в рамках полномочий Российской Федерации по вопросу совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, установленному пунктом "к" (административное законодательство) части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации, согласуется с системой федерального законодательства.
По Федеральному закону проведена антикоррупционная экспертиза в соответствии с методикой, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
В соответствии со статьей 7 Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положения о применении неквалифицированной электронной подписи при подаче российским перевозчиком заявления в уполномоченный орган, вступающего в силу с 30 октября 2022 года, а также положения, касающегося деятельности, связанной с разработкой и созданием автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок, которое вступит в силу с 1 марта 2023 года.
Отмечаем, что в положениях о вступлении в силу Федерального закона следовало учесть порядок вступления в силу актов законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 6 Федерального закона N 289-ФЗ такие акты вступают в силу не ранее чем по истечении тридцати дней после дня их официального опубликования.
Федеральный закон в соответствии с пунктом "в" (таможенное регулирование) статьи 106 Конституции Российской Федерации подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации и его рассмотрение в Совете Федерации должно быть начато не позднее 21 апреля 2022 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, заместителю Председателя Совета Федерации Н.А. Журавлеву, заместителю Председателя Совета Федерации заместителю Председателя Совета Федерации Ю.Л. Воробьеву, председателю Комитета Совета Федерации по экономической политике А.В. Кутепову, председателю Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам А.Д. Артамонову, председателю Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности В.Н. Бондареву, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьеву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации В.А. Живулину.
Заместитель Руководителя |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.