Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по международным делам от 11 апреля 2022 г. N 3.4-05/438
по проекту федерального закона N 71087-8 "О ратификации Соглашения о социальном обеспечении между Российской Федерацией и Восточной Республикой Уругвай"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по международным делам на своем заседании рассмотрел Федеральный закон "О ратификации Соглашения о социальном обеспечении между Российской Федерацией и Восточной Республикой Уругвай" (далее - Федеральный закон), принятый Государственной Думой 5 апреля 2022 года.
Соглашение о социальном обеспечении между Российской Федерацией и Восточной Республикой Уругвай (далее - Соглашение) подписано в городе Москве 22 сентября 2021 года и направлено на урегулирование отношений между Договаривающимися Сторонами в сфере социального обеспечения граждан.
Соглашение распространяется на следующие пособия: страховые пенсии в связи со старостью, инвалидностью, потерей кормильца, включая доплаты и иные выплаты к ним, накопительная пенсия и иные выплаты за счет средств пенсионных накоплений; социальные пенсии; социальное пособие на погребение.
В Соглашении устанавливается принцип территориального и правового равенства граждан Договаривающихся Сторон и предусматривается распределение финансовой ответственности по предоставлению страхового обеспечения за пенсионные права, приобретенные (приобретаемые) на территории Договаривающихся Сторон.
Соглашение распространяется на граждан Договаривающихся Сторон и членов их семей, проживающих на территории одной из Договаривающихся Сторон, а также на беженцев в рамках статуса, определенного Конвенцией о статусе беженцев от 28 июля 1951 года и Протоколом, касающимся статуса беженцев от 31 января 1967 года, и членов их семей.
По заявлению застрахованных лиц назначенные пособия могут выплачиваться им на территории Договаривающейся Стороны, их назначившей, либо переводиться на территорию другой Договаривающейся Стороны, по месту их жительства в порядке, определенном специальным соглашением, которое заключается уполномоченными органами Договаривающихся Сторон.
Уполномоченным органом в Российской Федерации является Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации.
Право на пособие возникает с даты вступления Соглашения в силу. Вместе с этим для установления права на пенсии принимается во внимание страховой стаж, который в соответствии с законодательством Договаривающихся Сторон был приобретен и до вступления в силу Соглашения.
Соглашение подлежит ратификации и вступает в силу в первый день второго месяца после истечения месяца, в котором состоялся обмен ратификационными грамотами.
Соглашение заключается на неопределенный срок. Каждая Договаривающаяся Сторона вправе в период текущего календарного года прекратить действие Соглашения, уведомив об этом другую Договаривающуюся Сторону не позднее шести месяцев до окончания года.
Как следует из финансово-экономического обоснования финансовое обеспечение расходов на выплату страховых пенсий гражданам Российской Федерации и Восточной Республики Уругвай в соответствии с Соглашением будет производиться в пределах общего объема расходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, направляемых на выплату страховых пенсий гражданам, выехавшим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации, пенсионное обеспечение которых осуществляется в соответствии с международными договорами о социальном (пенсионном) обеспечении, заключенными Российской Федерацией с иностранными государствами, предусмотренных в бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов.
Численность граждан Восточной Республики Уругвай, которые достигают пенсионного возраста в соответствии с российским законодательством в период 2022 - 2024 годов, составит 14 человек. Предполагаемая численность граждан Восточной Республики Уругвай, которым в 2022 - 2024 годах будет назначена страховая пенсия по инвалидности, а также страховая пенсия по случаю потери кормильца составит по одному человеку. Финансовые затраты на указанные выплаты в 2022 году составят 541,224 тыс. рублей, в 2023 году - 710,340 тыс. рублей, в 2024 году - 890,484 тыс. рублей.
Численность российских граждан, проживающих на территории Восточной Республики Уругвай, которые могут приобрести право на пенсионное обеспечение, составляет 4 человека. Расходы на их пенсионное обеспечение составят в 2022 году - 397,908 тыс. рублей, в 2023 году - 420,180 тыс. рублей, в 2024 году - 443,292 тыс. рублей.
Всего расходы на выплату страховых пенсий составят в 2022 году - 939,132 тыс. рублей, в 2023 году - 1 130,52 тыс. рублей, в 2024 году - 1 333,776 тыс. рублей.
По предварительным оценкам один гражданин Восточной Республики Уругвай может получить право на социальную пенсию. Расходы на ее выплату могут составить в 2022 году - 132,878 тыс. рублей, в 2023 году - 137,833 тыс. рублей, в 2024 году - 148,976 тыс. рублей.
По данным Посольства Российской Федерации в Восточной Республике Уругвай численность российских граждан, осуществляющих трудовую деятельность на территории Восточной Республики Уругвай, и которым в соответствии с Соглашением в будущем пенсия будет назначена Уругвайской Стороной, составляет от 500 до 600 человек.
Соглашение подлежит ратификации на основании подпунктов "а" и "б" пункта 1 и пункта 2 статьи 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации", поскольку в части, касающейся определения права на пенсию, исчисления размера пенсии и выплаты пенсии, установления социальной доплаты к пенсии, содержит иные правила, чем предусмотренные российским законодательством, предметом Соглашения являются основные права человека и гражданина, а также поскольку Стороны условились о последующей ратификации Соглашения.
Положения Соглашения соответствуют общепризнанным принципам и нормам международного права, не противоречат международным обязательствам Российской Федерации.
Ратификация Соглашения будет способствовать обеспечению реализации прав граждан обоих государств на получение социального обеспечения.
Принятие Федерального закона не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других актов федерального законодательства.
В результате проведения антикоррупционной экспертизы Федерального закона, предусмотренной статьей 27 Регламента Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, не выявлено.
Федеральный закон согласно пункту "г" статьи 106 Конституции Российской Федерации подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации.
Комитет Совета Федерации по социальной политике и Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам поддерживают ратификацию Соглашения.
На основании изложенного Комитет Совета Федерации по международным делам рекомендует Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации одобрить Федеральный закон "О ратификации Соглашения о социальном обеспечении между Российской Федерацией и Восточной Республикой Уругвай".
Первый заместитель |
В.М. Джабаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.